Комбинаторная поэзия

      «Романтический взгляд на Поэта, который рождает Истину из осмысления законов Бытия в свете личной трагедии, в корне противоречит пониманию поэзии как ремесла, законам которого необходимо долго учиться и которые следует точно соблюдать. Риторическая поэзия навсегда становится резонерством, а формальные эксперименты – скучным вздором» «престиж дидактической поэзии пал – по всей видимости, окончательно и бесповоротно» (С. Аверинцев)
     Сетевой поэзии не нужен и не интересен опыт: античных поэтов (Симмия Родосского, Ликофрона Халдийского), византийского Нонна Панополитанского, латинских поэтов (Авсония, Порфирия Оптациана, Пентадия), испанского поэта Рамона Луллия, провансальского Гийома Машо, изобретателя секстины Арно Даниэля, поэтов школы Великой риторики (grands rh;toriqueurs), для которых главным критерием ценности поэтического произведения являелось совершенство его формы и техники, Клемента Маро, давшего свое имя для маротического стиля, основателя школы протеической поэзии Юлиуса Цезаря Скалигера и т.д.
      Стихи превратились в информационный повод, приглашение к сетевому общению, это не графомания, с которой многие пытаются бороться, а значительный сегмент, уже давно превысивший  по количеству текстов вместе взятые сословия графоманов, крепких (и не очень) середняков, «юношей бледных со взором горящим»... 
         Данная страница с явлениями такого плана не борется, не осуждает.. так как понимает, что «жить в обществе и быть свободным от него нельзя»..
         
      Данный пост относится к серии постов по литературным практикам.  Наверное есть смысл попробовать открутить время назад и вспомнить что изначально поэзия стояла на трёх китах: invento/инвенция, dispositio/диспозиция, elocutio/элокуция (включая ornatus).  Другими словами стих это 1) изобретение/выдумки (некой звуко/ритмической конструкции, обладающей  строгими формальными признаками) , 2)  заранее продуманное содержание  («диспозиция как логическое развитие и разделение темы противостоит ее композиции как группировке содержания согласно эстетическим нормам поэтического жанра» Флешенберг) и 3) не просто  средства и приемы словесного выражения замысла (учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах), но и сам «этап облечения мыслей в слова» (А.А. Ворожбитова) с элементами украшательства.

         Авторам, кто давно заходит на страницу и участвует в практиках (а также любому новому автору), предлагается попробовать себя в следующем (представьте себя где-то в средних веках, изобретающими некий новый стиль форму для сообщества  Grands rh;toriqueurs), для этого:
         - в ваших руках все знания о комбинаторной поэзии (примеры приведу ниже)
         - и одновременно в ваших руках знание техники совмещения и растворения.

      Перед тем как перейти к заданию, озвучу одну (на мой взгляд очень важную) мысль «В комбинаторной поэзии смысл на 90% подчинён сложнейшим техническим формам стихотворения. Комбинаторная поэзия хороша в качестве упражнения и позволяет увеличить, к примеру, словарный запас и умение играть словами. Высокой поэзией я подобный жанр – хоть убейте – назвать не могу.»  (Тим Скоренко)
      На мой взгляд большинство приёмов комбинаторной поэзии разрушают элементы звукоритмического-кодирования в стихотворении. Мы в своих практиках наоборот пытались усилить эти элементы. Попробовав себя в объединении комбинаторной поэзии с идеями страницы ПсиТри, можно прочувствовать понять на контрасте  и комбинаторную поэзию и пситри поэзию. 
       Пробуйте, я тоже участник данного поста и по мере сил Ваш помошник.



ПРИМЕРЫ (не все, на мой взгляд наиболее для данных практик интересные комбинаторной поэзии):

1. Акростих, месостих, телестих....... (слово составляется по первым буквам стихотворения, средним, последним)
------------- для нас буквенные шифры не интересны т.к. они не влияют на процессы звуко-ритмического кодирования


2. Абецедарий (алфавитный стих) только в том случае если он «по каждому слову»

Архангельск. Бури Воют Глухи.
Деревья Еле Живы. Зло
Их Крутят Ледяные Мухи.
На Окнах Пятна. Рассвело.
…..........................................................(А. Котов)



3. Тавтограмма (стихотворение, где все слова начинаются с одной и той же буквы)

Ленивых лет легко ласканье,
Луга лиловые люблю,
Ловлю левкоев ликованье,
Легенды ломкие ловлю.
Лучистый лён любовно лепит
Лазурь ласкающих лесов.
Люблю лукавых лилий лепет,
Летящий ладан лепестков.
…..........................................................(В. Смиренский)



4. Моновокализм (стихотворение, в котором употребляются только определённые гласные.)

Молодость — словно сон:
Только вот рос, рос —
Скоро срок похорон,
Скоро погост, снос.

Плохо, хоть волком вой.
Но, поборов боль,
Вновь той дорогой в свой
Город, хоть он — ноль.

Молодость – столько снов!:
В космос!, в поход в ночь!,
Бодрой тропой слонов
Гордо точь-в-точь мочь!..

Долог сон? Скромно стон,
Скорбно-больной вздох…
Короток… Что потом?
Только Господь Бог…
…..........................................................(И. Чудасов)



5. Метаметаграмма.

ИГРА......................................................ИГЛА

ГОРОД ДОРОГ..................................... ГОЛОД ДОЛОГ

Обрети ветра гора,................................Облети ветла гола,
розы загоритесь... ….............................лозы заголитесь...
Сиры правила. Игра..............................Силы плавила игла,
жарит — покоритесь!...........................Жалит — поколитесь!

— Город нагреет! —.............................Голод наглеет
Дрань ржёт,............................................Длань лжёт,
Рясами зреет.......................................... Лясами злеет
Храм, врёт!............................................ Хлам влёт.

Среди руна крестов ворчат,................. Следи луна клестов, волчат…
Грянут утро рая..................................... Глянут, утло лая —
Руки жаркие врача,................................Луки жалкие влача,
 кроны вырезают....................................клоны вылезают.



Мерь прыть.............................................Мель — плыть.
Вправь речь!...........................................Вплавь — лечь.
Гринберг)



6. Палиндром  (читаются одинаково с одним и тем же смыслом с обеих сторон)

...Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь...
…..........................................................(В. Хлебников)


7.  Анаграммы (стихи где используется перестановка букв в словах)

сон - скотовод в карете - к нищете.
там где монета там и ворон-хан.
не просвещенье - бредни, стрелка- ржа
всё левизна, трибуны и хвала

наборы букв: что масло, что смола.
за словом стерва видится верста,
но крыса не рысак, а горб - не гроб
и лепесток совсем не телескоп.

сон - водосток в ракете - к щетине'
там где отмена там и норов-хна
не воспрещенье - бренди, кластер, раж..
всё вазелин, турбины и халва

изобразить что-то сам 1-ая и 3-я строфа - анаграмма


скотовод в карете - к нищете........................................водосток в ракете - к щетине'
где монета там и ворон-хан..........................................где отмена там и норов-хна
просвещенье - бредни, стрелка- ржа...........................воспрещенье - бренди, кластер, раж..
левизна, трибуны и хвала..............................................вазелин, турбины и халва


8. Омограмма (каламбурное стихотворение, в котором соседние строки пишутся совершенно одинаково)

Небеса ликуют —
Не беса ли куют? (С.Н. Федин)

У сына колки
усы, наколки. (С.Н. Федин)

анацикл — стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево.

Жестоко — раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье —
Глубоко — глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого — виденье качает...
Молчанье, ночное раздумье, — жестоко!
….........................................................(В. Брюсов)



ИТАК НАША ЗАДАЧА смешать комбинаторную поэзию с классической, желательно используя те ритмические рисунки, которые встречались и были использованы
в предыдущих практиках.


1. Я начинаю с тавторгаммы и техники совмещения (или с яса-коврика)

***

театр – томленье. си-би-молей мыши
тревожат тени, тени пыльной сцены.

тамбурмажора взмах откроет двери.

таган таврёный, тигли, закулисье.
телодвижений тема не раскрыта.

теперь ты - танец ветра в старом сквере.

тождественно таланту время снега.
тепло терпенья не растратить сразу.

тоске творца - творений боль не слышать.
теченье, тленье не прервать молчаньем.


------------------ (стихотворение в стихотворении)

театр - томленье
тревожат тени тени
тамбурмажора

таган таврёный,
телодвижений тема
теперь ты - танец

тождественно таланту
тепло терпенья,
тоске творца - творений
теченье, тленье.


до работы с текстом:

*** Дина Ясная (Моновокализм по "о" и техника совмещения(яс-коврик))
 
Во поле морок. там сотни мерцают свечей
Полосы, колос -золой. пахнет дымом и тайной
Полозом сон мой скользит среди странных вещей
Колокол стоном звучит по кому-то печальным
Ос рой волок под мостом с силой необычайной
Том богомолок. Да кто его знает, зачем..
Что под окном проросло лунным вскормлено светом
В полночь? Морозно дыханье заброшенных стен
Долгой дорогой домой в молью съеденным, пледе
Топот убогой средь мрачных мистических сцен.

------------------
Во поле морок
Полосы, колос -золой
Полозом сон мой

Колокол стоном.
Ос рой волок под мостом
Том богомолок.

Что под окном проросло
В полночь? Морозно..
Долгой дорогой домой
Топот убогой.


После работы с текстом (Моновокализм по "о" и техника растворения):


***

Ночь поволокой и я затушила свечу.
Скорой походкой домой, тёмной скользкой дорогой
Милый ко мне не спешит. Я одна помолчу
Брошенной и одинокой.

Полозом сон мой. Я видела сквозь тишину
Ос рой волок под мостом жёлтый том богомолок.
Милый ко мне не пришёл, я его не виню.
Зеркальце, вот и осколок

Что под окном проросло горицвет, пустоцвет?..
В морок морокой, не жить с этой горькой свободой.
Колокол стоном, золой... И меня больше нет.
Мох под колодой.


------------------

Ночь поволокой.
Скорой походкой домой
Скользкой дорогой.

Полозом сон мой
Ос рой волок под мостом
Том богомолок

Что под окном проросло
В морок морокой?..
Колокол стоном. Золой
Мох мод колодой.







*** Анатолий Страхов (моновокализм по "е" и техника растворения)

не ем, не ел. без плевел хлеб бесвкусный
теперь предел. снег - сер, свет - слеп, сон - страх
перетерпел, перешагнул, но пусто   
в моих глазах, в моей душе, в стихах.
резь в сердце, день с ветвей слетел, как птица
в теней рефрен, запутался, обмяк..
кошачий след на каменных страницах 
на лепестках, что сбросил зимний мак.

------------------
не ем, не ел
без плевел хлеб
теперь предел.
снег сер, свет слеп.

перетерпел   
резь в сердце. день
с ветвей слетел
в теней рефрен




*** Анна Малютина (тавтограмма на "П", месостих/крипта, техника совмещения)
 
По перьям птицы — пёстрой перепёлки
предсказывать погоду и дорогу,
перед прощаньем потерять заколку,
приметы помнить – их не так уж много:
плащ пилигрима, посох... Ты доволен? –
Постель пустая, лишняя подушка,
полынью пахнут пальцы. Где-то в поле
пылит повозка, колесом натужным
песок пересыпая, мне не нужный,
по перекрёсткам отзываясь болью.

------------------
по перьям птицы
предсказывать погоду
перед прощаньем

приметы помнить
плащ пилигрима, посох,
постель пустая

полынью пахнут пальцы
пылит повозка
песок пересыпая
по перекрёсткам



*** Анна Малютина (Абецедарий, месостих/крипта, техника совмещения)
 .
долго я бродил по нивам Цезареи..."
 .
 ***
 ах, Береника, мой бред нескончаемый поиск
 в городе дымном ещё не устал я бродить
 жжёт зимний иней почти что забытую повесть
 книги любовной, зачем её зря бередить
 мы не откроем печать нашей давней печали
 радость-страданье пригубим и выпьем до дна
 тайна улыбки — фантом, где концы и начала —
 хмарь Цезареи и хмель молодого вина
 чёрный шиповник, щегол за твоими плечами
 эхо юницы и плач.... в чём же наша вина?
 .
 ***
 ах, Береника
 в городе дымном ещё
 жжёт зимний иней
 .
 книги любовной
 мы не откроем печать
 радость-страданье
 .
 тайна улыбки — фантом
 хмарь Цезареи
 чёрный шиповник, щегол,
 эхо юницы






*** автор Ё.Ё. (тавтограмма на "Ф", стих с секретом)

финал февральский, фиолет финифти
фортуне фаворитов - фатум, фетиш..
фатально фрейдит фамильярным фифам
фонтан-филолог, фабрикуя фишки.
фарси, французский, финский - фигуранты,
фиорд феерий, финт феноменальный!
фотограф фатоватый фрагментарно,
формально - физик, фан - фундаментально,
фанатик физкультуры, фортепьяно,
фигни фиксатор, феодал футляров.
фон футуриста - фикус, фунт фиалок...
фактически фантастика. фефёла
фальшивит философски. флёр фурора.
фиты флюид фасон фильтрует фразы.



финал февральский, фиолет финифти. у птиц кормушки у кормушек птицы.
 фортуне фаворитов - фатум, фетиш. у выхода метро паркует бенли.
 фатально фрейдит фамильярным фифам такое, что весною не приснится.
 фонтан-филолог, фабрикуя фишки, расставил по углам ловушки-петли.
 фарси, французский, финский - фигуранты, по-русски больше слов, свои не жалко...
 фиорд феерий, финт феноменальный! но почему же в сердце так безмолвно?
 фотограф фатоватый фрагментарно кадрирует реальность из зеркалки.
 формально - физик, фан - фундаментально, невиданному брат единокровный.
 фанатик физкультуры, фортепьяно, икает, вспоминая, значит помнит.
 фигни фиксатор, феодал футляров и прочие железки для закалки.
 фон футуриста - фикус, фунт фиалок, бессмертников флакон, два метра мирта, -
 фактически фантастика. фефёла не поливает декораций спиртом,
 фальшивит философски. флёр фурора в рукоплесканьи солнечного зала.
 фиты флюид фасон фильтрует фразы. я больше ничего бы не сказала.





*** Вера Рей (тавтограмма на "ч")

Чайник чугунный, чеканный; чистейшие чашки;
 Чертополох, чистотел, череда, черемшина –
 Час чаепитья – чудесное чАянье чая.

 Чревоугодье чревато чирями. Черствеет
 Черепа чаша. ЧернА человечества чахлость.
 Чавкает челюсть, чванливы чиновничьи чмоки.

 Чьи–то чужие черты – чьё чумазое чадо?
 Чудится чёртик – частичка чистилища – чудо! –
 Чинно читает, чихнув, черновик чернокнижья –
 четверостишья – читателям чувственной чуши.

 •

 чайник чугунный
 чертополох чистотел
 час чаепитья

 чревоугодье
 черепа чаша чернА
 чавкает челюсть

 чьи–то чужие черты
 чудится чёртик
 чинно читает чихнув
 четверостишья



зарисовки с палиндромами  (Анатолий Страхов)

*** он не придёт

на снегу билась птица раненная
не спроста.. ты одна в постели.
а лавина взывала, вызванивала
и ломала высокие ели.
и смотрели идолы каменные
как мели по ущельям метели,
а лавина взывала, вызванивала
твою чёрную боль из белой


***  вечность (ступени)

я поднял мёртвую птицу
я думал она мне ответит.
ветер шуршал в деревьях
ветер шипел светом.
я слышал свой голос в птице
я понял, не будет ответа.
и нет дорог в город тени,
….......................................в те ветви,
….........................................................в те ветви,
те ветви......


*** мои ночи

в ночь с пятницы на понедельник
мне снились горные тропы
в ночь с воскресенья на среду
мне снилась сухая трава
был голос - саван, был голос -
холодный осенний ветер
я слушал его и слушал
не закрывая глаза




*** Лидия Косарева  (тавтограмма на "п", техниика совмещения) - первый вариант


Паук, покрытый / посмотри поближе /
Пахучей прочной пряжей, / просто песня,
Пустился прытью. / Псевдоним - Повеса.

По паутине / плоскостно-плешивой
Ползет проказник - повар / по призванью.
Поймалась пчелка, / плюхнувшись поверху.

Промчалась пулей птица/ переменка.
Порвались путы. / Повод порезвиться.
Пчела плясать пустилась / превосходно
Погиб противник / Празднуйте победу!



*** Жанна Гусарова  (акростих, техника совмещения) - первый вариант

Звуком старинным - Эхом печали кто-то поёт о любви...
С радостным страхом Лепится старый мотив:"Детство останется здесь".
Не отражаясь, Еле вплетаясь, жуткая липкая смесь!
Может вернуться? Крутятся диски, всё решено на краю
Сколько осталось?! Ты нажимаешь на газ, маму сейчас не зови-
Мир так придуман! Руки боятся? Выверни сущность свою
Перед глазами Обморок неба - экстаз,- это цена за полёт
Через секунду - Библия, риски...Мир замирает и ждёт...
Через секунду - И невозврат для тебя!... Сопротивления нет.
Через секунду!-Ты станешь Ею.Сопротивления нет...


Э хом печАли
Л Епится стАрый мотИв
Е ле вплетАясь...

К рУтятся дИски
Т Ы нажимА ешь на гАз -
Р Уки боЯться

О бморок нЕба - Экстаз,
Б Иблия, рИски...
И -? (пропущена строка, скорее всего очптка)
Т ы станешь Ею!


*** второй вариант

разве спасёшь их? астры увяли к утру,
антик с гвоздикой, я начинаю игру.
тапки под стулом. низкие тучи. теней
танцы на стенах зимних пронзительных дней
аллегоричны личное с болью любви
лёгким безумьем если б смогли развели
чёрное с белым, синее с серым, февраль
то что нам жалко с тем что нам вовсе не жаль.

























.


Рецензии
Я Вас по яндексу отыскал. Беру в закладки.
Собственно говоря искал-то я определение термина "Комбинаторная поэзия". Не уверен что я до конца правильно понял значение этого термина. Даже после прочтения данного текста. Мне как то ближе, милее и понятнее то что я называю не комбинаторной поэзией, а то что я называю комбинаторным мышлением. Вот только к поэзии оно имеет малое отношение. На тему комбинаторно-логического мышления я думаю я ещё напишу. У меня есть своя некая почеркушка о поэтах и поэзии. Впрочем она не полна без неких уточнений и комментариев каковые накопились. В принципе поэт это тот кто всего лишь соответствует нашему определению поэта и поэзии. Но разные люди определяют поэзию для себя по разному. Сообразно своему вкусу, словарю и литературной эрудиции. К тому что вы излагаете, и то что я определяю для себя как поэзия-исследование структуры слов, поэзия-исследовательский эксперимент, меня подталкивали одно время мои коллеги по цеху. На этой ниве я построил два минитекста один из которых "Акропоэма" попал в изданную в Москве антологию комбинаторной поэзии. Второй же собой являет придуманный мной магический квадрат с ребром в три буквы. Как то магические квадраты остались у Вас за кадром. В плане же комбинации букв и звуков, как мне кажется, многим новомодным экспериментам фору может дать рядовой составитель кроссвордов.

Андрей Бертыш Карлсон   10.12.2014 04:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.