Сердечко маленькой Молл

Маленькая Молл стояла у раскрытого окна, посреди палисадника, где сажала цветы. Она завороженно смотрела через окно в дом. Это была детская маленькая гостиная, комната, в которой Маленькая Хозяйка принимала своих гостей и играла со своими игрушками. Комната казалась Молл волшебным миром. Она даже представить себе раньше не могла, что бывает такое великолепие! Раньше она не бывала не то что в Доме, но даже так близко к нему. Она работала на заднем дворе, выполняя посильную работу вместе с другими девочками и девушками. Нужно сказать, что Молл была маленькой чернокожей девочкой семи лет.И была сиротой. В Большой Дом (так называли рабы дом и двор, где жил сам Хозяин и его семья, и другие рабы, которым повезло больше) она попала недавно, около полугода назад. До этого она жила далеко за его пределами, с работниками, которые выполняли самые тяжелые работы, на плантациях. О Молл заботилась Мама Мэй (она так ее называла), которая была подругой ее матери, когда та была еще жива. Какое-то время Мэй берегла девочку, как могла, укрывала от недобрых глаз. Но девочка подросла, и Мэй выхлопотала для нее место на заднем дворе у Большого Дома. Там она изредка могла видеться со своей тетей, кухаркой Зои.  Тетка жалела девочку. Кто был ее отцом никто так и не узнал. Маму Молл, красивую и молодую, отослали подальше от дома за какую-то провинность. Там она и родила Молл, и вскоре умерла. Малышка была похожа на маму. Милая хорошенькая девочка с живыми глазами и ямочками на шоколадных щечках.
 Большой Дом Молл видела долгое время только со стороны, никогда не приближаясь близко. Он казался ей чем-то необыкновенным, воздушным, иногда оттуда слышалась музыка, и это делало его еще более загадочным и волшебным. Молл никогда ничего не слышала ни о замках, ни о дворцах, никогда не видела других больших домов, и от этого Большой Дом казался ей местом, где живут Боги. Эти Боги решали к тому же не только ее судьбу, но и всех остальных рабов в доме и за его пределами. Но Молл казалось это естественным, в порядке вещей. Как и то, что Небесные Боги распоряжались судьбой урожая, например.
И вот Молл впервые поручили работу так близко к Дому. Прямо под его окнами. Важный незнакомый работник привез из города (еще одно место, волновавшее воображение малышки, и которое ей так хотелось увидеть) цветы. И их нужно было срочно посадить. Молл не знала, как они называются, она никогда раньше не видела таких цветов. Они были прекрасны. Нежные лепестки были так тонки и так благоухали, что сердечко Молл наполнялось нежностью к ним. Как к живым. Она потрогала их пальчиком, погладила, сказала им "здравствуйте" и улыбнулась. Тут на нее прикрикнули, Молл почувствовала даже некоторую вину перед цветами, что замешкалась. Ведь они увядали, пока она ими тут любовалась. Она быстренько взялась за лопатку и стала копать лунки для своих новых друзей. Когда девочка поглядывала время от времени на цветы, ей казалось, что они улыбаются ей, как бы кивая, словно одобряли ее труд. И тут случилось ЭТО.... Да-да. Молл именно так и называла все, что случилось, "ЭТО". Она услышала из открытого окна детские голоса, среди них голос Маленькой Хозяйки. Детей позвали в столовую и, судя по удалившимся голосам, комната опустела. И тут любопытство настолько сильно овладело ею, что Молл задумала "большое коШунство", как сказала бы Мама Мэй. Девочка перевернула ведро и деревянную бадейку, поставила их друг на друга... вскарабкалась наверх с замирающим сердцем (о! Как громко оно стучало! Молл казалось, что сейчас все услышат этот стук и сбегутся посмотреть, что это так стучит на всю округу?!) ... и заглянула в комнату. То, что она там увидела, потрясло ее воображение с такой силой, что у нее закружилась голова! Это была чудо, какая милая комнатка! Хоть и маленькая, но до чего же чудесная! Всякая маленькая девочка позавидовала бы, но Молл, не знавшая зависти, просто остолбенела! Комната была обита нежной тканью, такой же нежной, как лепестки лежавших рядом цветов. На ней были нарисованы нежные ландыши, совсем как живые. Вдоль стен стояли беленькие шкафчики с мишками, зайцами, слониками, с маленькими барабанчиками и дудочками. И еще какие-то диковины, которых Молл никогда не видела. Посредине комнаты стоял маленький столик, накрытый маленькой же скатеркой. Столик был сервирован точно, как для взрослых, когда в Доме ожидали близких друзей и гостей к чаю. Маленькие фарфоровые чашечки словно светились в лучах утреннего солнца. Но самым Главным Чудом была Она.... Кукла. Новенькая Кукла Маленькой Хозяйки. Она даже похожа на нее была - золотистые локоны вокруг фарфорового личика, платьице из нежного муслина, напоминавшего голубое облако, чуть капризные губки, белые ручки в перчаточках и кожаные ботиночки на ножках. А еще шейку Куклы украшал крохотный медальончик. Кукла сидела за столиком у чашки с воображаемым чаем и словно о чем-то думала.

Тут Молл услышала голоса за домом и, словно маленькая преступница, слетела мигом со своего "постамента" и кинулась к цветам. Сбитые коленки горели, но Молл ничего не чувствовала. Все ее существо поглотило это Чудо. Одного взгляда хватило девочке, чтобы полюбить Куклу всем сердцем. Теперь она стала ее мечтой. Даже не сама Кукла - Молл никогда бы и не посмела мечтать о ней, ей бы и в голову такое не пришло. Она мечтала ее увидеть, увидеть еще раз... Однажды она все-таки увидела ее издалека, мельком. Маленькая Хозяйка выпорхнула с Куклой на руках, уселась в повозку и куда-то уехала. У Молл было много работы и она не видела, как девочка вернулась домой. Теперь дни маленькой работницы стали наполнены особым смыслом. Как бывает у всех любящих сердец.
И, видно, какой-то из Небесных Богов решил принять участие в судьбе этого любящего сердечка. Конечно, все это Бог проделал через тетку Зои, но Молл понимала, что тетка - это всего лишь орудие. Молл стали давать работу у дома. Она была не такой тяжелой. А главное... Сначала ей поручили поливать посаженные цветы. Молл очень обрадовалась, потому что уже считала их своими маленькими друзьями, которые были добры к ней и кивали ей своими головками. Но заглянуть в окна ей больше не удавалось. Но Молл умела ждать. А что еще остается маленькому чернокожему ребенку? Однажды Молл поливала цветы и столкнулась с Хозяйкой. Сердце ее замерло, она зажмурилась и приготовилась услышать что-то похожее на гром небесный от своей Богини, но грома не случилось. Хозяйка даже улыбнулась. Она была  в чудесном расположении духа и заметила, насколько прехорошенькой негритянкой была маленькая рабыня. Вечером она сыграла важную роль в ее истории. Она предложила Хозяину перевести девчонку на работы возле дома и кухни. - Красивые лица у этих людей так редки, - сказала она. - Пусть будет кто-то, на кого приятно будет взглянуть. И Хозяин не возразил. Молл перевели на кухню. Теперь она была совсем рядом со своей Мечтой! Каждое утро она просыпалась и ждала, что сегодня она сможет увидеть, как Маленькая Хозяйка опять садится в повозку со своей Куклой.
Время шло, малышку в доме приветили все рабы и прислуга. Они жалели ее, потому что она была сирота. Молл даже стали поручать работу в доме. И вот тогда-то все и случилось.
Как-то утром Маленькая Хозяйка играла в своей комнате, когда приехали гости. Услышав стук двуколки, девочка выбежала и оставила дверь распахнутой. Молл как раз проходила рядом и через холл увидела комнату в распахнутые двери... Весь мир как будто замер... Сердце даже не стучало так громко, как первый раз. Молл казалось, что оно переместилось куда-то к горлу и даже стучало в ушах, но уже так глухо, как будто вот-вот устанет и остановится... Молл никогда не смогла бы объяснить, почему она это сделала. Она осторожно подошла к двери и стала смотреть на Куклу... Это было наваждение. Кукла смотрела на нее и улыбалась... Это была еле видимая улыбка, но Молл чудилось, будто Кукла смотрит на нее, как на старую знакомую и манит... Вы пробовали устоять перед Мечтой? Когда она вот так рядом? Только руку протяни? И это не во сне или в грезах... Руку и правда, можно протянуть... Молл сама не заметила, как оказалась настолько близко... Тук-тук... Тук-тук... Она протянула руку и потрогала Куклу пальчиком... О! Каким гладким был фарфор ее личика! Какими шелковыми - волосы! За спиной раздался топот маленьких ножек... Молл дернулась от испуга, словно пробуждаясь, и тут... Будто во сне она смотрела, как от ее неловкого движения Кукла завалилась на бок и, не удержавшись на столике, упала... Страшным громом казался ей звук разбивающегося фарфора... Но еще страшнее был крик Маленькой Хозяйки. Она вопила и кричала, чтобы Молл немедленно наказали и сделали с ней всякие ужасные вещи. Прибежали Хозяин с Хозяйкой, и даже гости. Молл уже мало, что осознавала, когда набежала вся прислуга, и стали собирать осколки Куклы в фартуки. Страшным горем на нее навалились гибель Куклы и предстоящие ужасы. Молл еще никогда серьезно не наказывали. Но сейчас она понимала, что Маленькая Богиня решает ее участь и наказаний не избежать.
Не будем рассказывать, какие это были наказания и ужасы. Это слишком печально не только для маленькой девочки. Молл опять перевели на задний двор, чтобы Маленькая Хозяйка не могла встретить ее возле самого дома. И дни потекли совсем безрадостно, тоскливо и стали тяжелы, как серый грязный камень у дороги. Через день или два она увидела со своего прежнего "боевого" поста наблюдения, что у Девочки появилась новая кукла. Она была потрясена. Как можно было так быстро забыть свою подругу? Сама она не могла ни забыть, ни простить себе ее гибель. Она много думала об этом. Некоторые мысли ее даже казались ей самой страшно богохульными, но, думала она, есть ли у Маленькой Хозяйки сердце? И еще она думала, куда же дели останки Куклы? Где ее похоронили? Она бы сходила  к ней на могилку. Как ходила однажды с Мамой Мэй на могилку своей родной матери...
Однажды поздним вечером, когда уже все спали, и сама Молл уже дремала, она услышала, как кто-то тихонько зовет ее. Она вышла из хижины и увидела тетку Зои. Она держала сверток в руках. Быстро сунула его в ручки малышке, ткнулась губами в ее лоб. Молл почувствовала слезы тетки, но сказать ничего не успела, Зои уже, тяжело перешагивая, шла к Дому. Шуметь и звать Зои Молл не стала. Все спали. Все очень устали. Молл зашла за хижину, там ярче светила луна и развернула тряпичный сверток. И чуть не умерла от неожиданного Чуда! Все-таки ее Небесный Бог-Покровитель не забыл о ней! В ее руках мелькнул голубой муслин Кукольного платья! Молл быстро свернула тряпичный сверток обратно. Постояла, отдышалась, боясь поверить Чуду... Она уже слышала о таких чудесах, священник рассказывал. Она ему тогда не очень поверила. Она думала, почему же никто не захотел воскресить ее маму, ведь все говорили, какой она была хорошей и доброй. Но поверить, что это случилось с куклой, было сложнее, чем поверить, что это было с человеком. Да еще и не с одним. Молл осторожно стала разворачивать сверток снова... Нет, она не обманулась. Это было муслиновое платье... Но сама Кукла... Это была не она! Платье было надето на тряпичную куклу темного цвета. Темного, совсем как Молл. Вместо глаз были старые пуговицы, а вместо волос - черная пряжа, из которой вязала тетка Зои... Молл сначала рассердилась! Это"коШунство", -  хотела крикнуть она, но тут... Она увидела на голубом платьице маленькое красное сердечко... Зои пришила его там, где у всех людей бьется и болит сердце... И Молл заплакала. Это было сердце куклы. Да, та Кукла, белоснежная, златокудрая, умерла, но теперь у Молл была другая, у которой было сердце! И она не была холодной! И она сможет полюбить Молл! И тут же девочка сама полюбила куклу всем сердцем! Она крепко обняла ее, намочив слезами, прошептала благодарности Зои и Небесному Богу и пошла спать. Она была счастлива. Даже пережитые ужасы наказания перестали причинять ей прежнюю боль. Любовь залечила все раны.
Прошло совсем немного времени. И началась война. Хозяин ушел воевать за Конфедерацию, а Хозяйки, Большая и Маленькая, уехали в город. Долгое время в Доме не появлялся ни один белый господин. Потом пришли янки... Они говорили непонятные для Молл вещи, хотели казаться добрыми рабам, но разграбили все добро Большого дома и вскоре ушли. Из города вернулись некоторые слуги и сказали, что Хозяин погиб, а Хозяйка и его дочка сюда возвращаться пока не хотят, и будут жить у матери Хозяина. Дом оставили на старого управляющего. Зои взяла Молл в дом. Дом уже не был прежним. Но все так же вызывал трепет у девочки. Комнаты были уже не такими прекрасными, некоторые были даже мрачны и зияли пустотами. Маленькая детская гостиная не избежала этой участи. Мебель была сломана, обои содраны... Игрушки все уехали с Хозяйкой в город... Остался только маленький стульчик. И Молл иногда приходила сюда играть со своей куклой. Она назвала ее как себя, ей было приятно сознавать, что Молл любит Молл, и они не одиноки. Шло время, девочка выросла. Стала прекрасной девушкой. Свободной девушкой. Ее судьбу больше не решал никто, кроме нее самой и она вышла замуж. У нее родилась дочка. Молл рассказывала ей истории про Большой Дом, про бабушку, свою маму, то, что знала от других, о Хозяевах и Кукле. Сюзанна, так звали дочку Молл, слушала истории, раскрыв рот. Она пыталась представить себе Куклу, но, какой бы прекрасной она ни видела ее в своем воображении, она всегда помнила, что у ее куклы, куклы ее матери, есть сердце, а у той Куклы не было. И этот факт делал ее в глазах Сюзанны менее ценной, чем ее Молл. Девочка любила куклу матери всем сердцем.
Спустя еще несколько лет Молл, Сюзанна и ее отец тоже уехали в город. Нужно было искать работу. Перед отъездом Молл и другие бывшие слуги навели порядок в доме, какой смогли. И, кто уехал, кто пошел искать работу поблизости, а Зои и еще пара старых слуг остались. Хозяева не возвращались. Однажды старая Зои нашла за кушеткой черную куклу, в потертом голубом платье с красным сердечком на груди. Видно, кукла выпала из тюков, никто не заметил, и она осталась в Большом Доме. Зои всплакнула над судьбой обеих Молл и отнесла ее на чердак.
Сколько еще времени прошло, трудно сказать. Много. Очень много. Зои не стало. Времена изменились настолько, что новая прислуга в опустевшем доме уже и не могла вспомнить прежних хозяев. Это были дети старой прислуги, которые так и не захотели никуда уходить.
И вот однажды в Дом приехала Старая Дама... Это была Маленькая Хозяйка. Ну конечно она уже больше не была Маленькой Хозяйкой. Старая Дама приехала не одна. Она приехала со своей Правнучкой. Правнучке был столько же лет, сколько было Маленькой Хозяйке, когда она покинула Большой Дом.
Старая Дама за все эти годы очень много повидала. Много пережила. Много, где побывала. Бывала и в Европе, и оттуда, вместе с английскими друзьями, даже отправилась в Египет. Была она и в других африканских странах. Она мало задумывалась тогда, что люди, с которыми она встречалась и жила бок о бок, могли быть братьями рабам в ее Большом Доме и на плантациях ее отца. Со многими она подружилась, некоторых даже полюбила всем сердцем. А еще полюбила молодого путешественника и ученого, вышла за него замуж, родила ему девочку. Девочка выросла и умерла, оставив ей Внучку. Дама заботилась о внучке так, как никогда ни о ком не заботилась. Так, будто только теперь в ней проснулось ее сердце, и она отдавала его без остатка своей Внучке. Когда Внучка выросла и стала молодой прекрасной Леди, муж Дамы тоже умер. Дама сама выдала свою Внучку замуж. Леди и ее муж тоже много путешествовали, а когда у них родилась своя малышка, то они стали оставлять ее с Дамой. И вот Дама решила, что пришла пора возвращаться в Большой Дом. Там им с Правнучкой будет очень хорошо. Перед их приездом в дом набежали плотники, маляры и прочие работники, и привели дом во вполне сносное и приличное для Дамы, в ее возрасте и положении, состояние. Не особо старались они только на чердаке. Ну да разве будет такая Старая Дама лазить на чердак и зачем там идеальный ремонт? Так, подлатали крышу, укрепили балки и все...
Дама привезла с собой много удивительных вещей, книг и фотографий. Дети бывшей прислуги, которые не знали прежних хозяев и не знали Даму Маленькой Хозяйкой, никогда бы не поверили, что кто-то когда-то думал о том, а есть ли у Девочки сердце. Это была живая, веселая, несмотря на свой почтенный возраст, а главное, участливая и понимающая Дама. А глядя как Правнучка играет со своей Пра... каждый бы еще сказал, что это Добрая Дама.
Однажды Дама рассказывала своей Правнучке какую-то историю из своего детства. Правнучке так нравились ее истории! И она спросила, а не осталось ли чего-нибудь из ее детства в Большом Доме?
- Не знаю, малышка. Дом был разграблен янки во время войны. Вряд ли что-то уцелело. Игрушки мои были увезены, а остальное...
- Ну Пра..., ну давай поищем! Ну а вдруг что-нибудь осталось!
Кто-то из прислуги сказал, что на чердаке есть несколько сундуков со старым добром. И обе Хозяйки стали карабкаться на чердак. Старая Дама тяжело дышала, а Правнучка уже прыгала вокруг сундуков с "добром". Они стали перебирать вещи в сундуках. Там были какие-то уцелевшие книги. Какие-то счета. Старая посуда даже, и старые простыни. И вот среди старых простыней мелькнул потрепанный муслиновый подол. Когда-то он был голубым. Правнучка задержала дыхание... А Дама достала из складок простыней потрепанное Нечто... Похожее на куклу. Платье будто бы что-то напомнило ей... А маленькое красное сердечко на нем заставило больно кольнуть ее собственное. И вдруг Дама вспомнила... Вспомнила свою куклу, и как на минутку выбежала из своей маленькой игровой гостиной, а когда вернулась, возле ее куклы стояла чернокожая девочка, ее ровесница, и трогала пальчиком лицо и волосы куклы. Она даже не брала ее в руки. Просто водила пальчиком, маленьким, загрубевшим. Это была хорошенькая чернокожая девочка, с ямочками на шоколадных щеках. Такими же, как у Правнучки... Вспомнила, как девочка испугалась, и от этого кукла упала и разбилась... Дама вспомнила, как закричала, да нет, не закричала, а завопила во все горло! Как сучила она своими ножками, стучала ими по полу и требовала, чтобы эту противную девчонку высекли немедленно! И ей стало стыдно. И больно. Очень больно. Она обняла свою Правнучку. Такую же темнокожую (да-да, Правнучка была внучкой темнокожего деда!) Она поняла, что за кукла перед ней, прочитала историю по ее лицу, по ее платью и по ее Сердцу. Маленькому красному лоскутному сердечку. Правнучка не поняла, почему плачет ее Пра..., но поняла, что кукла эта - не старый хлам. Она взяла ее в руки, подержала и ей показалось, что она услышала, как стукнуло ее красное сердечко.
- Пра..., можно я возьму куклу себе? Она такая... Живая! Я буду любить ее!
- Конечно, моя дорогая. Ты можешь взять ее. И люби ее так, как только сможет твое сердечко!
- А можно я назову ее так, как и себя?
- Ну конечно, Молл. Конечно, моя дорогая...


Рецензии
Очень сильно. Не знаю, что ещё добавить.
С ув.,

Алексей Костромин   12.04.2012 15:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.