Борт 076-й

   14 июля 1984 г. боевая потеря вертолета Ми-6 181-го овп (Кундуз), полет по маршруту Кабул - Кундуз. Вертолет м-ра Скобова А.Н. был поражен в р-не Баграма ракетой ПЗРК, на борту возник пожар и командир перевел машину на снижение с вертикальной скоростью 25-30 м/сек. Ведомый доложил "Наблюдаю густой шлейф дыма". За минуту вертолет снизился с 3600м до 1500м, на этой высоте произошел полный отказ управления, после чего м-р Скобов приказал экипажу покинуть вертолет, а сам продолжал бороться за спасение пассажиров. ПКК Юрий Яковлев и штурман успели покинуть машину, после чего произошел взрыв в воздухе. Погибло 12 человек. На борту находился второй экипаж 181-го овп возвращавшийся из Кабула на основную базу Кундуз, был взят в нарушение приказа о запрещении перевозки пассажиров на данном типе вертолетов.
      
       из сайта - АВИАЦИОННЫЕ ПОТЕРИ СССР В АФГАНИСТАНЕ


       не думал что через 31 год смогу узнать этот борт!

...Мы ожидали на Баграмском посту колонну в сторону Кабула двумя ПРМ (Зил-131). Сначала стал заметен шлейф дыма, затем вертушка зависла (падала), и снизу вспыхнул огненный шар, дальше - взрыв медленно разделил её на голову винт и хвост. ПЗРК видно не было да и пара была далеко - по высоте тогда казалось не менее 2000 м а по земле 5 - 7 км (но было видно что "шестые").  Кто - ведущий кто - ведомый перемешалось... Второй борт пошёл кругами сначала за падающими обломками а потом за раскрывшимся куполом. Повезло что был приличный ветер, его снесло в сторону Чарикара и не зацепило винтом. 131-е не разгонишь и когда мы подъехали ни купола ни ведомого видно не было. Купол видели только один. Похоже второй раскрылся у земли и именно этого летчика мы отвезли в Баграмский медсанбат (если это так то прости брат грешным делом подумал - ты с того "бурбухая" что на боку лежал от обстрела ведомого... шоковые глаза и улыбка... куча бинта окровавленного в руке... АКСУ и ответить ничего не можешь... прости брат ).В обломках спасать было некого и ребята уже летели прям по зелёнке на четырёх машинах с 781-го ОРБ (или с 345 ОПДП) - кто в тельняшке кто в шортах. А ведь в январе 84 летел этим же маршрутом из Кабула в Кундуз на такой же "шестёрке". 15 февраля всегда за вертолётчиков!

       Виктор Ельчанинов 19.04.2015               


 Борт ..076, ты горишь!
 ...076-й ты горишь,
 Прыгай!
 Прыгай!..

 Вертолёт завис, снизу огненный шар,
 Отстрелять не успели незамеченный «стингер».
 Взрыв вертушку разорвал пополам:
 Голова, винт, хвост – вот и весь выбор.

 А ведущий «упал», презирая опасность,
 Всё круша под собою, нарезая круги,
 Провожая  ведомого и единственный купол...
 Это всё, что смогли, пацаны,
 Это всё что смогли...

 «БурбухАй» догорает и всё уже тихо,
 Вроде всё как приснилось, той войны как и не было,
 Вот и всё, вот и закончились
 Десять лет афганского неба

 Михайловка 06.2009
 Виктор Ельчанинов
 Кабул Хайрахана 83-85
 58 автобр


Рецензии