Геннадий Шадрин. Светлынь

               


ПРЕДИСЛОВИЕ
                (авторский монолог)
Много лет мои друзья и знакомые пытались убедить меня, что из тех разрозненных сюжетов о природе, которые появлялись порой в газетах , журналах и радиоэфире, можно собрать нечто цельное. Короче – составить книгу.
Но я медлил. Мне хотелось из того разноречивого потока представлений о мироздании, которое ежедневно обрушивает на нас информационное « цунами», выстроить приемлемую схему равноправного диалога о биосфере. И сделать упор на предельно гуманное, святосыновнее отношение к Природе. Мне показалось, что эти мотивы, о которых так азартно заговорили в последнее время,- не очередная «причуда», не мистика или вынужденная декларация, а следование непреложным законам мироустройства.
     О том, что человеку пора образумиться и наладить четко продуманное, бережное и гармоничное взаимодействие с окружающей средой,- говорится давно. И многое делается. Но слишком велика наша вина перед Природой, усиленная пароксизмами рвачества, иждивенчества и даже саморазрушения.
Природоборческая истерия, которая бесчинствовала не только в нашей стране, но и на всей планете, не считалась  с какими-то «чувствами». А крики о том, что человек – властелин Земли  и почти Вселенной, служили и служат, на мой взгляд, прикрытием для тотального разбоя во владениях природы. И на то, чтобы полностью отвергнуть покорительские амбиции, мне, например, потребовались годы.
   Но была  и другая причина, связанная с  личными претензиями и заблуждениями. Рано, еще в пятилетнем возрасте, я овладел азбукой, еще в начальных классах прочитал двухтомник Альфреда Брэма «Жизнь животных», затем романы Дюма, Купера, Жюль Верна, Скотта, произведения Аксакова, Арсеньева, Пришвина, Бианки,  и мечты о великих странствиях захватили мое воображение. Так продолжалось долго.
    Но внезапно, словно по велению свыше, я устыдился своих честолюбивых замыслов,  стал отрекаться от них, внутренне ссылаясь на то, что вряд ли они окажутся востребованными. Смешно и грустно, но крайнее доверие к печатному слову подвело меня. В газетах, книгах и журналах постоянно встречалось беспардонное утверждение: «В СССР нет больше «белых» пятен. Значит, нечего  и мечтать о путешествиях?! Еще обманчивей оказалось  зловредная пионерская песенка о том, что «наша старая планета вся изучена давно». И у меня ослаб интерес даже к родным местам. Хотя преодолеть могучее обаяние таежной природы, конечно, не смог и вернулся под ее покровительство. С тех пор мы дружим.
Мне повезло – еще в университетские годы я примкнул к величайшему движению современности, к борьбе за охрану и спасение природы, за экологическое благополучие  планеты.
    Мне  помогло и то, что детство и юность я провел  в центре уникального по красоте и щедрости таежного Прииртышья – на севере Омской области – среди крепчайших духом и телом жителей урманного края. Бесценным оказался и многовековой опыт народного природопользования, в основе которого высокие нравственные представления о смысле и порядке жизни на Земле. Нравилось мне и почти языческое почитание природы у коренных сибиряков: ханты, манси, сибирских татар,  коми-зырян и представителей других аборигенных народов.
   Все это позволило мне определиться с выбором профессии. В 1958 году я окончил факультет журналистики Уральского университета, несколько лет работал в Красноярском крае, а переехав в Новосибирск,  счастливо оказался в рядах истинных борцов за сибирскую природу и многому у них научился.
    И вот уже более полувека я стараюсь нести природоохранную службу на благословенной земле Новосибирска. За эти годы  опубликованы сотни экологических сюжетов: фенологических очерков и зарисовок, «лирических этюдов», критических статей, интервью и бесед с друзьями природы, рассказов о наиболее ярких представителях сибирской флоры и фауны.
   В 1964 году я организовал один из первых в стране общественных отделов охраны окружающей среды при газете «Советская Сибирь» и  несколько десятилетий участвовал в подготовке специальной полосы «Сибирь – мой край  родной». На областном радио был налажен выпуск следопытской передачи «Охотничьи зори». И здесь же более 15 лет я редактировал экологический журнал «Моя Сибирь» и длительное время готовил студию «Экос» в знаменитом «Микрофоруме» Правомерно упомянуть, что более 30 лет я входил в состав правления и президиума Новосибирского облсовета Всероссийского общества охраны природы, сотрудничал в других организациях, связанных с природопользованием.
  Не скрою, кроме замечаний и пожеланий, мне довелось услышать и добрые отзывы о своих сюжетах, благодарственные оценки. Все это подвигло меня попытаться составить книгу во славу сибирской природы, воспеть ее несравненную красоту, мощь и своеобразие. Я полностью разделяю мысли французского ученого Жана Дорста о том, что только человеческая любовь к природе спасет ее от окончательного разрушения. А любовь – это ярокое эстетическое чувство, цифрами да канцелярщиной его не вызовешь Автор обязан заботиться о языке и стиле.
 Я выбрал для книги несколько эпатажный, но дорогой мне по смыслу заголовок «Святыня». В ней нет увлекательных повествований, интригующих схваток, мудрых диалогов. Я стараюсь показать, что и рядовые явления – тоже прекрасны и значительны, что они – часть драматического величия и могущества жизни. Чувствую, что злоупотребляю «ячеством», пишу только о том, что видел или слышал. Но это следопытская привычка не прятаться за чужое знание и видение.
 Понимаю, что событийная основа природоохранной тематики – не только «трели соловья». Здесь сталкиваются, порой, масштабные и непримиримые силы, где «крутости»  и опасностей  не меньше  , чем в ином криминале. И у каждого журналиста есть память о былых сражениях.
Я, например, горжусь, что не остался в стороне от борьбы  против  самоубийственного замысла о строительстве Катунской ГЭС, много лет пришлось воевать с амбициозным проектом по организации обширной госпромхозовской «империи»  в Новосибирской области. Не мирились мы и с другими авантюристическими  затеями.
    Но после баталий обязательно  появляются не только новые друзья, но и новые недруги.
Читатель вправе спросить о возможных  выводах из рассказанного. Но прежде я хотел напомнить несколько общеизвестных истин.
   Природная среда любого народа – это фундаментальная основа его бытия. Именно она во многом сформировала характер, культуру русского и других коренных народов России, воспринимающих природу как священное национальное достояние. Есть классическое высказывание: «Как бы человек не поднимался над природой – он всегда связан с ней крепчайшими узами родового происхождения и постоянного жизнеобеспечения». И «прыжок» через природу – падение в пропасть, небытие.
       Мы привычно говорили, что природа – Матерь человеческая, а вот о святосыновнем отношении к ней – помалкиваем. Хотя уже давно, словно аксиома, звучит предостережение: « Угробим природу – погибнет и человечество». 
 Правда, «гомосапиенсы» могут исчезнуть раньше окружающей среды. Подобное опасение вызывает показ фантастических возможностей человеческого интеллекта по уничтожению всего сущего на Земле. А космические вселенские угрозы даже и упоминать жутко. И, созерцая по «телику» устрашающие картины о будущем нашего «шарика», хочется воскликнуть: «Нет! Не допустят Всевысшние силы такого бездарного конца! Могущество Разума и Любви обязано победить!
 Когда-то был модным призыв: «Назад – к природе!». Сегодня важнее другой девиз: «Вперед -  к Природе! К разумному и гармоничному процветанию  земного Мира.»


Рецензии
Полностью с вами согласен. Человек должен осознать, что мир вокруг него - живой, Земля, на которой мы живём - живая. Нынче человечество подошло к рубежу, когда планета вынуждена защищаться от детей своих...

Илья Порфирьев   13.02.2012 20:01     Заявить о нарушении
Передам это Геннадию Шадрину. В данном случае я только модератор.

Юрий Николаевич Горбачев 2   13.02.2012 20:05   Заявить о нарушении