Выпуск 12 мелодии по р. кенту
Колеблемою тенью по Земле,
Я прохожу, весь в пепле и в золе,
И знаю: был я! Но я верю – не был!
И беззащитно предо мною небо.
АЙАС
12-1.
* * *
За стенкой тонкое дыхание, оно
Дыханием моим повторено.
Целую сон семитских нежных губ –
Солёной вечности живой и плотский сруб.
О, воплощение её в тебе! С ума
Нейдёт и сводит. Бешеная тьма –
Прикрытых век, опущенных гардин,
Пустого мироздания… Один.
12-2.
* * *
Тяжёлый груз Земли – в ногах,
И руки, брошенные к небу…
Пока с тобою боль и страх –
Освобождения не требуй!..
Но, выси славя и моля,
Устань от солнечного жженья,
И милосердная Земля
Освободит от притяженья.
12-3.
* * *
Вы скажите: Киты занырнули,
Их фонтаны – хвосты от комет,
Их глаза – как орбиты планет…
О, смотрите: они подмигнули!..
Ощутите биение крови,
И оденьтесь чуть-чуть потеплей,
Подготовьте приветствия в слове,
И сидите, и ждите гостей.
12-4.
* * *
с автоцитатами
Он общим именем пытался заменить
Своё Великое и Вечное Забвенье:
«Букашка каждая на мне пыталась жить,
И птица каждая – напеть стихотворенье»…
«Что вырастет в веках?» – «Мой самосад –
Покрепче обихоженных сальерий!»
Аналогично «аргументила» Жорж Санд,
Но ветром в юбку простудило пэри.
О, богонравные неравных величин –
Мы Вашим откровением ведомы:
На Солнце Ваших Следственных Причин,
Что согревают Землю для мужчин,
Темнея, проступают гематомы.
12-5.
* * *
Слишком много судьбы
Ожидает в стихах воплощенья:
И бесцельность ходьбы,
И проблемы Орестова мщенья…
И врагов – не простил,
И Пилада – обидел.
Но, коснёшься чернил –
Ифиге!..нно в Авлиде!
12-6.
ПАЛЬМЕТТА
И что тут ум природы не освоил,
Чтоб только настроение создать!
В живое – мёртвое,
и в мёртвое – живое
В различных сочетаниях включать.
И их игра, как игры тьмы и света –
Там – огоньком в ночи,
там – тенью удивит…
И вот растёт в сознании пальметта
И стилизованно с акантом шелестит.
12-7.
* * *
- Зачем Сейчас?
- А где ты был вчера?
Слеза дрожит на сколышке пера,
Звезда дрожит на листике Гера…
Зачем сейчас, о Литера Терра?
Ты спрашиваешь – я тебе отвечу:
Затем, чтоб ты успел на нашу встречу.
Зачем сейчас? Когда ещё вчера?
Какого завтра? Литера-ура!
Свет – запятая вечного огня.
Пора. В разгаре сказка про меня.
12-8.
ХЛЕБ И ВИНО
Из Гельдерлина
(начальный вариант)
/7/
Мой друг! Мы поздно пришли. Но живут Божества.
Правда, там, над вершинами, в иных небесах и мирах.
Бесконечны в твореньях они, представляясь
что не существуют.
Но насколько мы живы – настолько небесные
нас берегут,
Не всегда ибо может вместить их сосуд обветшалый,
Только в сроки свои переносит богов изобилие
смертный.
Сон о них – это жизнь, и уже забытье –
Поднимает, как греза, и делает сильным –
ночь и нужда!
До тех пор, как герои не примут крещенья в купели,
И в ненастьях сердца их не станут подобны богам,
Небо сходит в громах. Но до богоявленья –
Лучше уснуть, чем так, без защитников, жить.
Что решать? Что же делать тогда? Что сказать мне?
Я не знаю, к чему скудному веку певцы?
Но они, скажешь ты, как нектар для причастников
светлых,
Что из края и в край в светлые ночи бредут.
1972г.
12-9.
6 СТРОФ
«Зевай и ты…»
А.П.
Жить неохо… от такой суеты:
В Клетку Творенья, где ты генезиран,
Вместо того, чтоб врывались мечты,
Прутся, как буквы стальные – в полмира…
Я понимаю живой кислород,
Каждая клеточка – ямб или дактиль.
Круг мой – Земля, отражённая от…
А не колесо от телеги галактик.
Там уже ждёт – (я заказывал – сглаз!
Чтоб уж всё было – как «так мне и надо!») –
Буквочек тех перелив – перефраз
На намогильной плите шоколада.
Трудно сказать: шоколадна ль она –
Эта плита, тяжелее бетона?
Кто ж ё разъест, чтобы мог я со дна
Выплыть с Земли к светозарному трону?
Трон понимаю в безмерности сна,
Дно разумею, как бездны терпений,
Разум есть звёздная величина –
Мерность свечения в Клетках Творений.
Сам всё разъем!.. Только чуть подогреть,
Только распарить… Уже приступаю!..
В нового места бархотную препь,
В новой земли перхоту преползаю…
6 марта 2003г.
12-10.
ЕЩЁ 6 СТРОФ
(весьма эскизно)
«Стожок». Срисован вид полей
Российской винции Парижа –
По ним прошёлся брадобрей,
Навашингтонено… Гляди же!
Давай рассмотрим первый план.
Давай второй. Мы в полном праве
Смотреть за раму, за экран –
Там сорок ребби едут к славе!
Там пьют из курицы отвар
И под Париж на Филиппины
Везут подмоченный товар –
Картины, и под банку п и н о
Центовой музыки напор
Идёт с российских Ориноко,
Такой – что Старый Фенимор
Лабает поперёк сирокко…
Там сольдимедь меж пальц течёт,
Хоть оговорены проценты –
Поскольку то, что любит счёт,
В отсчёт уходит на презенты.
Кончает шмон Али-Бабан,
Но сорок ребби, без сомненья,
Опять полезут за экран
С вышеизложенным уменьем.
1990-е гг.
12-11.
* * *
К.Кондратьеву, 1991г.
Земля по-прежнему скрипит,
в отеле времени и года
твой номер ночи в непогоду
пустует… Или крепко спит
его хозяин… Окна тёмны,
и даже переплётом рам
закрыты наглухо проёмы…
Рассвет доставлю телеграмм…
Ой!.. Сколько времени идём мы?..
12-12.
* * *
Кусок наследия того, что передал
Ван-Гогу Боттичелли, взял Шагал!..
Да, видел сам, как он тащил и прятал –
Высокой мысли собственной в угоду!
Причём так подгадал, что в непогоду…
Да, показания свои скрепляю клятвой!..
Нет, я не брал!
Не перепрятывал!
Да что ты!..
Не дали б сами ни за что!.. Такие жмоты!
12-13.
* * *
Из поэмы «Тайна Каперанга»
(лист 6-ой)
И волны были натуральней неба,
Подобны тем, что снились на Земле,
И те же пристани мерещились одне –
С баржами, джонками, и кораблями хлеба.
И паруса м а т е р и и в разводах,
Крутого солнца накипь в гребнях волн,
И высота – как будто для исхода,
В которой – вопли древнего народа,
И возгласы вождей, и неприличный стон…
Под самым солнцем, в трёх лучах блиставшем,
Сквозь весь окрест надводный колорит –
Казалось, брег пробрежжил Капитанше,
Она и до сих пор туда глядит…
Вопрос о тайне – в действенном ответе,
Иль всё само случится по себе?
Где тот корабль плывёт, где в тайне и в секрете
Я Рукопись свою пишу уж много лет?..
Комментарий. Публикуя этот очередной отрывок,
добытый Поэтархом из своей памяти, поэмы –
(см. комментарии к 1-10, 2-11, и т.д.) – издатели
стали почти уверены в том, что по всему НЕО-ТОМУ
оказались разбросанными ещё несколько отрывков из
этой поэмы, про которые автор забыл, откуда они,
и что они из поэмы «Тайна Каперанга» – не обозначил.
12-14.
ТУМАННАЯ ОСЕНЬ, 2002г.
1.
Переходя мост через р.Цну
В тумане Цны, таком мелкопоместном,
И тихо квакающим, славя высь небес
С большим рыбоикающим созвездьем,
И на меня взирающим – так, без…
2.
Что видно с Юпитера?
С Юпитера не слышно ничего…
Ах, я спросил – «что видно»?..
Неизвестно.
Поскольку всё здесь так мелкопоместно…
К тому ж – туман…
Иканье слышно! Во!..
12-15.
* * *
… И, всё-таки – кров,
эти вскрылия сосен.
И небо – над ними,
строенья – вдали.
И в скудости этой – щедроты свои
Господь расточал мне
часов эдак восемь…
… И, всё-таки – небо
теплеет помалу,
И скоро прогреется этот мой кров.
Конечно, устал я немного. Устало
Знакомлюсь с твореньями
местных богов…
… Вся разница в них
проявилась с восходом:
Они – не такие! – по сотне примет.
Они здесь совсем не боятся природы.
Они как-то – знают,
что здесь меня нет.
Примечание. Три свёрнутых вместе листка, по вкривь-строфе на каждом – мутно-красным фломастером, и пронумерованных – 1, 2, 3… Не подписаны.
12-16.
* * *
Рассвет в Голицыно
у Тарковского
К окнам в страхе жался жаркий ветер,
Распевала пьяная сова…
На клочке пергамента, к рассвету.
Засветились Божии Слова –
И лежали возле изголовья.
Видно было, что он спит без снов.
И слетел Архангел с облаков,
И читал их, помавая бровью.
На распахе грозовой зарницы –
Улетел, взгляд целеустремля…
Как я мог – такому! – там! – присниться
«Золотым синкопом соловья»?
Свидетельство о публикации №112021110115