Обзор конкурса - Рубанём по мужски!

ПЕРЕНОС РЕЦЕНЗИИ Евгения Платонова - краткий экскурс по конкурсу "РУБАНЁМ ПО МУЖСКИ!"

Лонг-лист со всеми конкурсными стихотворениями здесь - http://www.stihi.ru/2012/01/23/3134


Здравствуйте!
Хочу немного рассказать о своём выборе. Но только о тех стихах, которым поставил 5 и 4 балла. На самом деле, это и есть мой фактический шорт-лист. Стих Евгения Петропавловского расположен первым, т.к. ему я поставил 5 баллов. Расположение остальных стихов соответствует расположению в лонг-листе, а не моему предпочтению. Разумеется, смотрю со своей колокольни, а она, примерно, «среднего роста». Кстати, «колокольня среднего роста» - по-моему, интересный образ, применительно к человеческим способностям:) Хотя, не удивлюсь, если образ не новый, ведь не секрет, что «всё уже украдено до нас».
Но, оказывается, всё, да не всё, и это продемонстрировали мои фавориты:

Евгений Петропавловский "Я не скажу тебе..."

Я не скажу тебе: "Прощай!"
Я не скажу тебе: "Прости!"
Я стану в тихую печаль
листву осеннюю мести.

Я стану в стынущий туман
ронять холодный тёмный дождь,
который, словно океан,
не перейдёшь, не превзойдёшь.

Ты отдалишься от меня
на лёгкий взмах твоей руки,
упрямо-бережно храня
всё, чем с тобой мы далеки...

А если спросят - что и как,
скажи, что долго шла война,
где я - твой друг, и я - твой враг;
и что война завершена,

и что немыслимый урон
вражду лишил последних сил;
и что никто не побеждён.
И что никто не победил.

«Я не скажу тебе…» И действительно, что тут скажешь?
Образы неординарны и, в тоже время, так сдержанны и понятны, что боль, безысходность, и усталость от «войны» передаётся на 100%. Несмотря на довольно большой объём, нет ничего лишнего. Создаётся впечатление, что при желании автор мог бы и дальше выражать состояние ЛГ, поддерживая накал на том же уровне, но не делает этого по причине всё той же сдержанности.
Зовут Меня Сто "низкое небо"

Низкое небо. Высокий забор.
В будке промокший, продрогший Трезор.
Голые ветки. Дымок поверх крыш.
Скоро, как птицы, и ты улетишь.

Всего четыре строки, а сколько в них тоски. Я так и вижу человека, а может, маленького человечка (ведь «кто-то» его утешает, дарит надежду), с мокрым от дождя, или от слёз, лицом, смотрящего вслед улетающим птицам. И, на первый взгляд, второстепенные «голые ветки», «забор», «Трезор», «дымок», составляют неотъемлемую часть композиции.
Чушь Собачья Непоротая "via mea"

имени моего Рим –
куда бы ни шёл, придёшь.
архангел с мечом над ним –
времени моего дождь.

знамени моего лист
баюкает тишина.
коснулась ладонь земли
темени моего сна.

к Бремену моему путь
лежит по чумным лесам.
послушай, какая грусть
в имени моего пса.

стремени моего сталь –
на чёрном боку козла.
травой приворотной стал
семени моего злак.

племени моего грех
червлёным платком сотру –
смотри: на глухой горе
пламени моего круг.

А этот стих стоит особняком. Хочешь, наслаждайся дивными образами, хочешь – волшебным звучанием, хочешь – разгадывай загадку про разносклоняемые существительные, которые представлены здесь все до единого. Не нашёл сюжетной линии? Так придумай сам, какую угодно – не ошибёшься. Как говорится, «любой каприз за ваши деньги».
Лично мне проще всего, у меня вообще только два сюжета – смерть и любовь. Я пока выбираю.
Ирина Полонина "Столик на двоих"

Столик на двоих. Бокал вина.
Сыр французский. Красный виноград.
Я сижу за столиком одна.
Ретро-блюз и ваш скользящий взгляд.

В нём самоуверенности гель,
А за ним бесчувствия стена.
- Вам не скучно ли, мад'муазель? -
И в глазах стоит моя цена.

- Рядышком позволите присесть? -
Всё до боли знаю наизусть:
Комплимент - заведомая лесть,
А потом… ну, что-нибудь про грусть.

Прикурю. Кафешка - старый тир.
Слов дробинки - эхом в пустоту.
Я мишень с душою, полной дыр,
Он охотник, бьющий за версту.

Только не поймать меня на блеф.
Ретро-блюз. В кафе полутемно.
Столик. Сигареты дымный шлейф.
Сыр французский, красное вино.

Несмотря на то, что это «не моё», стих произвёл на меня сильное впечатление. Не знаю, так ли это, но я увидел здесь некую трагичность, облечённую в лёгкость. Такой симбиоз мне по вкусу. Великолепный образ в предпоследней строфе. Финал хорош тем, что, являясь, на первый взгляд, не особо ярким, тем самым подчёркивает отрешённость ЛГ.
Лана Сноу "Канва. Баллада"

Ты скользи, игла, набивай стежок,
Золотой канвой распускайся лист...
За окошком мгла, непроглядь дорог,
И в трубе печной слышен ветра свист.

Надберу цвета, обложу каймой,
Отгоню метель, обозначу след...
Знаю, ты устал, милый рыцарь мой,
Уступлю постель и пуховый плед.

И иголка-чёлн, и узор – хорош,
И шелка – огнём на моём холсте...
Я отдам – не в счёт! – свой последний грош,
Сил - рубить мечом, сил – коню поспеть.

На канве небес заалела прядь,
Луч-свеча в окне ворожит завет...
Оберегом - крест, стороною - тать,
Вольный ветер - перст, да судьбина - рать.

То молчит сверчок, то поёт не в такт,
И ключи в замок подобрал рассвет...
Отдала я сердце своё «за так»,
Коли палец метить колечка нет!

Этот стих отправил меня к рыцарям и дамам их сердец. В те далёкие времена, где за любовь мечтали хотя бы умереть. Лично мне в полной мере передалось это настроение. А образность, адаптированная под упомянутые времена, и точная интонация добавили новые эмоции. Думаю, что стих вне времени, и то, что он даёт читателю возможность фантазировать, на мой взгляд, только повышает его ценность.
Людмила Другая "Гербарий любви"

Одета весной в недосказанность фраз,
Красивая песня была не о нас.
Укутаны ветви поникших осин
В сплетенный ажуром сухой палантин.
Я нежность твою,что увядшим листом
На землю легла, собирала в альбом...
Что толку в засушенной яркости чувств?
Я к ним прикоснуться,прижаться боюсь.
И,утром однажды, окно растворив,
Развею по ветру гербарий любви

На мой взгляд, любовная лирика – самый сложный жанр, т.к. в нём написано наибольшее количество стихотворений. Поэтому, сказать что-то новое, или старое, но по-своему, крайне сложно. Лично я не верю стихам, в которых ЛГ говорят о своих чувствах прямым текстом. Я верю стихам, в которых любовь находится между строк. Не люблю в тексте и само слово «любовь», конечно, если речь не идёт о ней, как о персонаже.

Идея засушенных чувств, в стихотворении Людмилы, очень интересна и необычна. Не менее достойное воплощение идеи. Опять же, есть очень красивые образы.
А слово «любовь» я все же убрал бы, хотя бы из заголовка:)
Своеволие "Потеря"

Вышел в пятницу из дома налегке.
И следов, как ни искали, не нашли.
Пара тысячных бумажек в кошельке
и еще, возможно, мелочью рубли.
Просто вышел - и ушел, куда глаза.
Так и числится пропавшим до сих пор.
Проверяли и больницы, и вокзал,
и (по списку) морг, друзей, аэропорт.
Бесполезно: улетучился, исчез,
испарился, превратился в облака.
Зафиксированы точно рост и вес.
А душа... Но разве душу кто искал?

Всегда поражался умению находить красивые образы для придания стихотворению неординарности, особого смысла, экспрессии… и, напротив, умению обходиться без оных, добиваясь, невероятного эффекта. Стих состоит из двух волн. Одна - небольшая, тихо идёт к берегу. Затем, вторая – большая, ударяет в берег, и, прихватив первую, уходит обратно.

p.s. Перечитал и обнаружил, что обзор прошёл под лозунгом: «Больше товаров хороших и разных» (помните, был такой в советское время?), конечно, в смысле образов хороших и разных:)Что поделать, если мне самому этого не достаёт.

Стихи, которым я поставил 2 и 3 балла, мне тоже понравились, но в них я усмотрел ДЛЯ СЕБЯ некоторые недостатки. Но, по моему мнению, о недостатках можно говорить только с самой высокой колокольни, если конечно они не явные (интересно, бывают ли в стихах явные недостатки?), поэтому я промолчу.
Но свои предпочтения я отразил совершенно честно, поэтому, учитывая их и призвав на помощь логику, можно предположить, чего мне не хватило в остальных стихах.

Вот собственно и всё. Благодарю за компанию.
С уважением,
Ваш Евгений с «колокольни среднего роста».

Евгений Платонов   23.01.2012 18:34   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания


Рецензии