Рецензия на книгу Там... Анны Борисовой

Эпиграф к данной статье я бы взяла такой: "Вымысел тоже должен быть правдивым".

Поначалу чтение захватывает. Действующие персонажи изображены психологически точно, выпукло, узнаваемо-реалистично. Сюжетные линии, невидимым образом переплетаясь, находятся в правдивой гармонии, что говорит о несомненном большом литературном даре автора.

Однако когда начинается повествование о посмертном опыте персонажей, то сразу чувствуется искусственность и притянутость религиозной информации к описываемым событиям. Автор собрала воедино религиозный опыт разных конфессий, и в этом ключе, «распределив» персонажей по религиозной принадлежности (или непринадлежности), выписала каждую историю посмертного переживания. Смысл этого, вероятно, в том, что автор попытался выразить принцип «по вере вашей да будет вам».

Однако вера человека и религиозные убеждения – понятия совершенно разные. В этой связи хотелось бы обратиться к фильму А. Тарковского «Сталкер». Там главным героем рассказана история о сталкере по прозвищу Дикобраз. В зоне, куда направлялись герои фильма, находилась комната, которая исполняла любое желание, но только одно. У Дикобраза брат сильно покалечился, и он предпринял путешествие в зону, чтобы в той комнате попросить брату выздоровления. Однако, по возвращении из зоны, Дикобраз стал сказочно богат, «да через две недели и повесился». Оказывается, комната исполняла желания, но не те, которые «хотятся умом», а истинно правящие человеком, преобладающие в нём и его сердце. На тот момент желание богатства было самым определяющим в сердце Дикобраза, оно и было исполнено.

Вернёмся к книге «Там». Все выписанные автором посмертные переживания персонажей кажутся искусственными, подобно «умозрительному» желанию Дикобраза.

От себя посмею добавить, что в рамках религий находится множество их последователей, которые, не имея веры, имеют «религиозные убеждения». Человек по вере живёт естественным образом, а по убеждениям СТАРАЕТСЯ жить (если у него достаточная совесть). Жизнь человека «по убеждениям» подобна стоянию на цыпочках. И, как говорил Мао, «долго на цыпочках не простоишь». Поэтому, когда у человека наступает экстремальная ситуация в жизни, с него слетает чешуя «убеждений» и проявляется вера. Она может быть какой угодно, и тут человек – настоящий. Мне нравится ведическое утверждение: «Человек состоит из веры. Какова его вера – таков он».

В посмертном опыте – как наиболее полном отражении состояния сознания человека – проявится именно вера, а не соответствие религиозным убеждениям, которые он имеет на момент своей смерти. Поэтому мне и показалась часть книги, посвященная посмертному опыту, умозрительной, слабой, в отличие от великолепно написанной первой части произведения.


Рецензии