Эльтиген

  …Эльтиген… Аджимушкай, Возвышенности у Митридата… Политые кровью, до сих пор хранящие память криков боли, взрывов снарядов, приказов командиров… Больно и трудно каждому из нас вспоминать о них, больно, но… надо?
   …Это начиналось в ночь на 1 ноября. Нашпиговав более 6 тыс. мин от мыса Такиль до мыса Зюк на Азове немцы ждали повторения Керченско-Феодосийского десанта и готовились к нему.
Керченское море непредсказуемо, само по себе буйное и неспокойное, не зря греки назвали его Негостеприимным. Нам керчанам легко представить его во время шторма. Легко? Тогда представьте себе:  непроглядная ночь, неистовый осенний шторм, а бойцы морской пехоты на переполненных  утлых катерках, буксирах и десантных мотоботах.
  В первом эшелоне десанта на Эльтиген была 318 дивизия 18-й армии, отдельный батальон морской пехоты, батальон 255 морской стрелковой бригады. Помимо сухопутных сил, в операции участвовало 278 катеров и вспомогательных судов, 667 орудий и более 1000 самолетов.
  К исходу 1 ноября десантники овладели плацдармом шириной до 5 км и глубиной до 2 км. Но какой ценой! Сколько остались лежать убитыми на этой воистину многострадальной земле! Сколько были ранены и не могли получить никакой (!) помощи, потому, что сестрички просто не успевали, просто не могли добраться до этого раненного солдата. Да и где его лечить, а главное чем? Когда отвоёванный клочок суши простреливается насквозь, когда метят специально по мед палаткам, по раненым, когда мед препаратов просто не хватает на всех.
  С низких облаков обильно хлещет ливень, огромные водяные валы почти скрывают идущие в десантные корабли. Самая подходящая погода для тёмных, скрытных дел: воровства, разбоя... Или для форсирования водной преграды. А на керченской стороне - высокий скалистый берег, батареи береговой обороны, пулемётные гнёзда, блиндажи, траншеи, заграждения из колючей проволоки, минные поля, прожектора, обшаривающие воды пролива. За год второй оккупации Керченского полуострова немцы хорошо укрепились. Впрочем, сейчас, в сильный шторм и сплошной ливень, прожектора не очень помогали немцам.
Гружёные мотоботы упирались в отмели и те немногие, кому судьба продлила жизнь, пройдя сквозь мины и огонь, бросались на врага, преодолевая проволоку и минные заграждения, ломая хребет врагу за тех – кто остался в проливе, за тех – кого оставили в 41 и 42-ом году…
  Десанты на главном и вспомогательном направлениях высаживались в разное время, противник мог свободно маневрировать резервами. В связи с этим десант на Эльтиген оказался в исключительно тяжёлом положении. В ночь на 3 ноября прибыла основная часть гвардейского полка полковника П.И.Нестерова. Всего к исходу 3 ноября в район Эльтигена было доставлено 9418 человек, 39 орудий, 28 миномётов, 257,2 т. боеприпасов и 61,8 т. продовольствия. Полковник В.Ф.Гладков и его штаб удерживают плацдарм «Огненной земли» с бойцами первой высадки уже отбившими до 50 атак противника, в полной блокаде.
  Противник стянул к эльтигенскому плацдарму почти все свои резервы. Это поставило десант в тяжёлое положение, но, с другой стороны, облегчило высадку частей 56 армии севернее Керчи в ночь на 3 ноября.
  В керченской военно-морской базе у немцев было: 30 вооружённых быстроходных десантных барж (БДБ), 37 торпедных и 25 сторожевых катеров, 6 тральщиков. Керченский полуостров оборонял 5 армейский корпус 17 армии вермахта, всего 85 тысяч человек. В корпусе были: 3 румынская горнострелковая дивизия, обороняла север полуострова от побережья Азова до Керчи, 98-я немецкая пехотная дивизия (Керчь и южнее до Тобечикского озера), 6 кавалерийская дивизия румын (от Тобечикского озера до Чёрного моря). Корпус был усилен танками, артиллерией, прикрывался авиацией. Глубина немецких укреплений на полуострове до 80 километров.
  Мало было немцам того, что к берегу плавсредства не доходили, что русский солдат вплавь добирался до суши, так ещё и на ней сразу же, по только выплывшим, утомлённым борьбой со штормом солдатикам бил непрерывный пулемётный огонь!
  Успевавшие залечь за песчаные дюны слабо отстреливались, не решались двинуться дальше и в это момент подняла всех в атаку санинструктор главстаршина Галина Петрова. Она крикнула: "Моряки! Мужики вы или бабы трусливые, так вас перетак! Или вам вместо тельняшек юбки впору надеть?" И поднялась в полный рост в атаку, а за ней поднялись и бойцы.
  Не смотря ни на что, наши закрепились, на маленьком отрезке суши, на Огненной земле! Между тем положение десанта в районе Эльтигена становилось всё более тяжёлым. За 26 суток катерам лишь 16 раз удалось прорваться к плацдарму. Воины испытывали острый недостаток в боеприпасах и продовольствии, не было возможности эвакуировать раненных.
 На помощь десантникам пришли лётчицы 46-го гвардейского женского полка Евдокии Бершанской. Ночью, сбрасывая жизненно важные грузы и при этом, не имея никакого вооружения на лёгких ПО-2, полк не потерял ни одного экипажа! Девушек прозвали «ночными ведьмами» и не зря! Пусть ночью, в темноте они не всегда скидывали груз своим, но они были бесшумны, они появлялись из темноты и исчезали в ней же.
 Горькая судьба раненых при нехватке обезболивающих и обеззараживающих средств, холод и сырость, жажда и недоедание, потери крови, беспомощность и безысходность, бомбёжки и всё это - на долю мужественных медиков медсанбата 318 дивизии. Нехватка перевязочного материала стояла наиболее остро и её девушки тоже решали! Бинты использовались повторно, стирались здесь же в море, ночью, зимой! А сушить? Где? И этот вопрос тоже решили… на себе…
  Так же остро стояла нехватка пресной воды, утром на рассвете, девчонки из санбата - те самые мужественные девчонки, что спасали чужие жизни, рискуя своими – собирали изморозь с травы в маленькие котелки, растаявшую влагу смешивали с горькой морской водой и поили раненых.
   5 декабря немцы разорвали оборону десантников.
   6 декабря – потерян центр плацдарма; отчаянной контратакой в сумерках воины отбивают у немцев наших раненных…
  Две ночи – главные в Эльтигенской эпопее: накануне 1 ноября и на 7 декабря. Захват плацдарма и уход с «Огненной земли»!
   В ночь на 7 декабря по приказу командования фронта на прорыв кольца окружения первым идёт 386 ОБМП. За ними уходят армейские части.  Впереди тыл противника, но вырваться суждено было не всем.
   Группа полковника Нестерова направляется к мысу Ак-Бурун, но приняв бой на подходе – вынуждена укрыться в Старокарантинских каменоломнях. Командир дивизии полковник Гладков вывел бойцов, совершив дерзкий рейд, на окраину Слободки, вдоль берега, к горе Митридат, где закрепился. Оставшиеся на Эльтигене раненые и осколки небольших групп сопротивляющихся были подавлены. Плен и расстрелы. Итог – 1562 чел. пленными, а раненых никто не считал…


Рецензии