День Владимира Высоцкого? Цикл размышлений...

   Сегодня объявили днем Владимира Высоцкого. Монополизированная печать и ТВ почти на всех каналах
крутит передачи о поэте и его творчестве, при этом торгуя рекламой по баснословным ценам.
  Правы были древние мудрецы, утверждавшие, что любая трагедия переходит в фарс.
  Интересно, что бы написал об этом сам Володя, именно так он просил себя называть. Уверен, что он бы не удержался.

  Фигура и образ Владимира Высоцкого мне представляется исключительно живой, значит противоречивой и в основном несчастной, впрочем судите сами.

Владимир Высоцкий. Время. Встречи. Впечатления
Юрий Кутенин
    В семидесятых годах я неоднократно встречался с Владимиром Семеновичем Высоцким.
Как опытный турист и альпинист, в те годы я знал почти все его песни и распевал их и за костром и на вершинах " покоренных" гор. Мне всегда "нравился" этот штамп "покорить гору, взять вершину", что напоминало по бессмысленности "освоение целинных и залежных земель". А на самом деле четверо невполне нормальных людей ( умный в гору не пойдет ) ценой предельного напряжения физических и моральных сил добирались до вершины, доставали вконец обмороженными пальцами фотоаппарат и фотографировали на почти засвеченную от высотной горной радиации пленку свой силует на фоне облаков и камней. Потом начинался спуск, метров через триста вспоминали, что так и не записались на вершине. И снова поднимались на вершину. Доставали из консервной банки, спрятанной под камнями, записку с фамилиями предшествующих покорителей, оставляли свою записку и ... снова начинали спуск.
   Семидесятые годы было время противоположностей. Время личного героизма очень многих и засилия штампов в головах чиновников. Именно живые слова и родниковая чистота поэзии Высоцкого и покоряла сначала тысячи, а затем миллионы его почитателей. В стране, в которой все были научены повторять штампы до запятых ... возможность просто говорить и думать вызывала Шок и Оторопь. Сразу же выскакивал новый штамп - Высоцкий - антисоветчик.
Почему? Человек, прославляющий наших героев летчиков, подводников, спортсменов - антисоветчик. Но в чем была сила Штампа - он не обсуждается. И даже отец Владимира Высоцкого повторял, как робот,  "Мой сын - антисоветчик". От такой неправды - запьешь. Полстраны и пила от атмосферы засилия лжи и несправедливости. Высоцкий не стал исключением.
   О встречах. Встреч с глазу на глаз не было. Были встречи на концертах, на халтурках в высоконаучных кругах ( причем списки участников регулярно подавались наверх),в театре.
Вопросы, которые ему задавали после напряженнейших выступлений (а он брал аудиторию с первого аккорда и не отпускал три часа) сводились к тому: как ему хватает сил, вот так работать, правда ли, что он был ... летчик, подводник, разведчик, альпинист... что он думает: о покорении космоса, о Гагарине, о инопланетном разуме, о снежном человеке, о шахматах, о балете, об модном тогда академике Амосове, об атомной бомбе, о дельфинах...
Ответы на вопросы иногда занимали еще два-три часа. Они были всегда искренними ответами умного эрудированного человека,и как бы сейчас сказали, позитивно настроенного...
Он работал так интенсивно и был настолько чист в общении, что ни у кого не возникало сожалений о потраченных на встречу двух рублях.
   По-своему Владимир Семенович Высоцкий стал провидцем и пророком, но не мессией - он ничего не возвещал. Если разложить его музыку на аккорды , а песни на слова - они окажутся простыми и очень НАРОДНЫМИ. За это к нему и ...нескончаемая народная любовь.
Хотя допускаю мысль, что новейшая генерация россиян - поколение Пепси и "крокодила" о нем ничего не знает.



© Copyright: Юрий Кутенин, 2011


 Пастернак, Вл. Высоцкий. На острие стрелы
Юрий Кутенин
  В конце пятидесятых начале шестидесятых я несколько раз бывал в Переделкино, благо дорога шла по направлению к моей даче по Минке( развилка в Баковке), и чисто теоретически мог встретиться с Переделкинским затворником, как тогда называли Бориса Пастернака. Однако встречался с многими другими, но не с ним.
  Не было ни у кого большого интереса к его фигуре, очень болезненной от обрушившейся на него опалы. И это-то после уверенного его шествия по пути чествования социализма. Кто не читал его "Девятьсот пятый год" и " Лейтенант Шмидт" - почитайте. На Первом Съезде Писателей Бухарин назывет его Лучшим Поэтом СССР. И вдруг полет в пропасть...
  Поэтому мне представляется фигура и путь этого великого поэта исключительно в трагическом свете, как Король Лир в последнем акте у Шекспира.
  Вы не представляете, что такое в те времена опала. Полный духовный вакуум, отчужденность в лицах бывших друзей, исчезновение всех почитателей, ощущение прокаженности самого себя. Что может быть трагичнее? Король Лир - все обманули и предали. Кроме?
   Сейчас. Точнее потом многие стали говорить, что именно они не предали и не покинули..
А так ли?
   В параллель - прямо, как отражение наизнанку, вспоминается жизнь тоже старшего, но более близкого мне по возрасту и мировидению Владимира Высоцкого,с которым я неоднократно встречался. Что о нем говорили " друзья" во время его опалы. "Далеко не услышишь - голоса то нет. А близко - задохнешься от запаха водки." В какой безмерной любви они объяснялись и обясняются сейчас, когда по земной традиции замученных присоединяют к лику святых.
Трагедия Бориса Пастернака - это трагедия Примы, для которой закрыли вход в "театр", а трагедия Владимира Высоцкого - это трагедия гениального актера, которого в "театр" так и не пустили. Это метафоры. Не воспринимайте буквально. Почему "На острие стрелы"? В тоталитарном государстве самыми ранимыми становятся публичные люди - а поэты, писатели и актеры - люди публичные по сути своей. Для них главное - атмосфера общения. Та гибкая обратная связь, которая питает их новыми чувствами и надеждами, а помещение в свинцовый стакан равносильно духовной казни. Вот и оказываются великие таланты, как бабочки на острие стрелы - красивыми мумиями. Крыльями машут, а полета нет. Это ли не трагедия.
   Конечно, времена Сталина и Брежнева - это небо и земля. И пятидесятые и восьмидесятые, как две разные эпохи для нашей страны.
    Художники, музыканты, поэты и писатели очень ранимы, хрупки и зависимы. Они могут поддаваться влиянию ветров, дующих со всех сторон, но ... вожди от них ждут гранита и кремня. Незыблемости и твердости. Да!? Но, тогда они уже не творцы. А чиновники от искусства...
  А люди? Люди, как и звезды, остались те же. Лишь иногда нам кажется, что они о чем-то подмигивают. Посмотрите вверх на звезды или вперед на людей и подумайте. О чем?



© Copyright: Юрий Кутенин, 2011
Свидетельство о публикации №11111158059

Владимиру Высоцкому. Я помню все..
Юрий Кутенин
Я помню все - и рубище и фрак.
И девушек с винтовками у входа.
И рваный свитер. Громкое - Нии..штяк
И порванная вера и свобода.
Я помню оловянные глаза,
 глядящих на тебя в партере первом,
Я помню голос львинный, как гроза,
И женский плач, как порванные нервы.

Ты был не прав в глазах своих судей.
Но наш народ судить тебя не собирался.
Ты был любим любовию детей
И сам ребенком избранным остался...



© Copyright: Юрий Кутенин, 2012
Свидетельство о публикации №11201260710


Рецензии
Живые, нервные размышления. Но, увы...
Это я по поводу - как ни странно - штапмов. Тоталитаризм, тоталитарность - тотально задолбали!
Я думала, хоть у Вас - человека, вроде думающего - этого нет...
Хотела поделиться своими воспоминаниями...

Ирина Дмитроченкова   14.02.2012 09:52     Заявить о нарушении
Люди, и я тоже, пишут о наболевшем. У каждого свое история жизни. У кого Кремлевки и Рублевки, у кого Гулаги и овраги. В этом вопросе не должно быть единства. И Ваше неприятие чужой жизни мне понятно.
Спасибо.

Юрий Кутенин   14.02.2012 10:00   Заявить о нарушении
Жду Ваших воспоминаний.

Юрий Кутенин   14.02.2012 10:01   Заявить о нарушении
Юрий. Я против ярлыков. Напишу, конечно :).

Ирина Дмитроченкова   14.02.2012 10:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.