Вадим Вохнин Беседы с Хайямом Поэтический сборник

От автора

“Беседы с Хайямом”. Почему с ним? Разве он наш современник? Вне сомнения он человек своего времени. Сколько всяких, весьма противоречивых, мнений о нем. Как у каждого верующего свой Будда, так и у каждого читающего свой Хайям. И тем не менее интерес к нему не утихает. Даже, я бы сказал, именно к нему. Его лик стараются изо всех сил рассмотреть за строками рубаи. Вроде бы пьяница, безбожник,  довольно часто говорит о неизбежном уходе каждого из нас, о краткости человеческой жизни, а вот не отталкивает думающего читателя.
Часто говорят о некоей тайне, которая открылась ему и след которой можно ощутить в его строках. Несмотря на постоянное напоминание о бренности человеческой жизни, стихи его не навевают уныние. Напротив, на фоне этого выплескивается такой звучный гимн жизни, любви, красоте. Не в этом ли его притягательность?
На мой взгляд, он один из немногих, кто жил совершеннее, чем писал. Он стремился собеседникам и своим читателям сообщить, что истинная жизнь - на острие между завтра и вчера. А помимо этого - ее или еще нет, или уже нет. Все обещаемое в будущем весьма сомнительно. Все мечты, надежды, верования относятся к области будущего, к обещанию самому себе счастливого самого себя. Очарование самим собой неизбежно ведет к разочарованию. Устремленность к воображаемому будущему обесценивает настоящее.
Напоминая о неизбежной и скорой смерти каждого из нас, Хайям обращает наше внимание на то, в чем мы живем в данный момент, на то, что есть здесь и сейчас. Любовь, которая сейчас, луч солнца, распустившийся цветок, глоток вина, звездное небо, общение с понимающими тебя в этом - все уже дано, все уже есть. Живи.
Все это, конечно, слова: смерть, жизнь. Хайям говорит, пишет из состояния, которое за словами. Глядя, не отворачиваясь, прямо, на смерть, он одновременно видит жизнь. Они нераздельны - это единый процесс. К такому пониманию были близки уже некоторые из древнегреческих философов, например Гераклит, но оно не было столь заострено на интеллектуально-психической сущности человека. Своим виденьем, Хайям обнаруживает слепоту большинства людей его времени, суетящихся, беспокойных, рвущихся к власти, к богатству, к уважению,  обрекающих себя и окружающих на коловращение в одном и том же порочном кругу очарования-разочарования.
А чем лучше наше время? Не тем ли болеем и мы? Новые технологии. Мир виртуальности.
Но это всего лишь продолжение виртуальности нашего сознания. Средства очарования еще больше возрастают. Еще сильнее вера в слово, в образ, в фетиш, в мертвые следы жизни. Если бы они еще были первыми, а то это следы следов следов... И все средства направлены на то, чтобы увеличить ценность Себя, а бесценная жизнь остается за рамками нашего честолюбивого сознания.
Нет понимания разделяющей сущности сознания, которое говорит: есть жизнь, есть смерть и верит, что именно так это и есть. Мы верим в слова, но в минуты внимания увидим, что происходящее в жизни не укладывается в слова. Явление процессов, течений, непрерывных изменений не укладывается в сознание и порождаемые им слова. Физиологические процессы, происходящие в организмах - постоянное отмирание-рождение. Химические, физические процессы, происходящие в природе - постоянное переформирование, исчезновение-появление. Оно не может отражать непрерывность и бесконечную многогранность изменений в мире, потому что фиксировано. То, что воспринимается им как движение - это всего лишь двадцать четыре застывших кадра в секунду.
Оно не способно осознавать даже непрерывность своего собственного изменения. Таким образом, когда оно верит в свою непогрешимость, когда принимает свое восприятие как жизнь мира, оно оказывается целиком и полностью в мире своей собственной иллюзии. Этот искусственный мир порабощает нас со страшной силой. В нем возникают и бытуют все наши ценности и идеалы, и целиком нас поглощающее стремление к ним. Это мы принимаем за жизнь -бесконечное приобретательство, борьба за уважение, за лидерство, за состоятельность, за власть... Отсюда и наши страхи: не успеть, потерять, не иметь.., которые измочаливают и растаптывают нас.
Все это, казалось бы зыбкое, как мираж, тончайшее идеальное, скрывающееся в изгибах нашего мозга, железной стеной отделяет нас от явлений жизни вне нас, хотя и пронизывающей нас. Удивительный парадокс, купаясь в яви, мы слепо живем в мире своих иллюзий. Нам дано поразительное чудо возникновения нас в этом мире, мы буквально пуповиной связаны с ним. Когда сознание на мгновение останавливается, замирает, мы погружаемся в полноту этого мира, которую невозможно передать никакими словами, никакими мыслями. Из этой полноты все наши озарения, творческие достижения, гениальные догадки.
Все это не нам принадлежит, не нашему сознанию. Но сплошь и рядом оно приписывает эти достижения себе. Мало того, оно еще от гордыни своей варварски пользуется этим. Любое приобретение служит не только выживанию нарастающей массы человечества, но и легко превращается в средство самоуничтожения. И в настоящее время мощь последних такова, что может очистить землю от нашего присутствия. Человечество сидит на пороховой бочке. Как говорил известный драматург, если в первом акте пьесы ружье висит на стене, то в третьем акте оно должно выстрелить. Неужели люди земли ждут третьего акта? В таком случае неизбежно появляется сомнение в разумности подавляющего большинства современного человечества.   
Как мелочно наше сознание, вряд ли своей саморазрушительной гордыней оно может навредить вселенной,  даже земле. Но своему носителю, своей физической сути оно вредит постоянно. Какое притиворечие представляют собой даже самые тонко чувствующие и восприимчивые среди нас:
“Что слава - яркая заплата” и “Я памятник себе воздвиг”, “Ничего уж в жизни не хочу я”, “Не жаль мне лет, растраченных напрасно”, “Что-то кони мне достались привередливые” .. и все находит резонанс в массовом сознании.
Насколько более глубоким оказывается одинокий мыслитель Хайям:

*  *  *
“Я вчера наблюдал, как вращается круг,
Как спокойно, не помня чинов и заслуг,
Лепит чашу гончар из голов и из рук,
Из великих царей и последних пьянчуг.”


*  *  *
“Кто истинным путем считает лишь ислам,
Кто - логику и мысль, с сомненьеи пополам...
И тех и этих Страж однажды остановит:
“Вы заблудились! Путь лежит ни тут, ни там!”


*  *  *
Коль нет того, что есть, да не про нашу честь,
Иль есть, но хоть и есть, числа изъянам несть,-
Коль даже в мире есть, проверь, такого - нету,
Когда же в мире нет, поверь, такое - есть.


*  *  *
Знайся только с достойными дружбы людьми,
С подлецами не знайся, себя не срами.
Если подлый лекарство нальет тебе - вылей!
Если мудрый подаст тебе яду - прими!



*  *  *
Коль можешь, не тужи о времени бегущем,
Не отягчай души ни прошлым, ни грядущим.
Сокровища свои потрать, пока ты жив,
Ведь все равно в тот мир предстанешь неимущим.


*  *  *
Не избавиться мне от житейских оков,
Я не рад, что несчастный мой жребий таков.
У судьбы я учился прилежно и долго,
Но всегда оставался в числе дураков.


*  *  *
Люблю вино, ловлю веселья миг.
Ни верующий я, ни еретик.
“Невеста-жизнь, какой угоден выкуп?”
- “Из сердца бьющий радости родник”.


*  *  *
О мудрец! Если бог тебе дал напрокат
Музыкантшу, вино, ручеек и закат -
Не выращивай в сердце безумных желаний.
Если все это есть - ты безмерно богат!

           Вадим Вохнин



Часть 1.


Устаем быть виртуальностью

*  *  *
На всем, что видим, - наших “Я” печать.
Сознанью мира без себя не замечать.
Но кто без нас его узнает знаки,
Кому о нас сумеет провещать?


*  *  *
Сознанье - человек. Подобья нет ему.
Везде оно, куда не загляну:
И в утверждении себя и в отрицанье...
Но разве равен человек уму?


*  *  *
Остановить мгновенье, но зачем?
Поток - и подчинять гордыне схем? -
Себя б остановить вселенскою любовью,
Чтоб выйти в мир из-за душевных стен.


*  *  * 
Судьбу возводят часто в ранг закона
Тем вопреки, кто в знания закован,
В любой случайности ее увидят перст...
Но за перстом нет лика никакого.


Рецензии
Да, действительно, стала перебирать в уме современных и просто русских поэтов и "с лёту" не могу назвать никого, кто бы цельно и гармонично шёл по жизни и реализовывался без трагизма и увлечённости страстной стороной души, кроме, пожалуй, отчасти Максимилиана Волошина

"Ах, все великое, земное безысходно...
Нет в мире радости светлее, чем печаль!"
"И было всё — вверху, как и внизу —
Исполнено высоких соответствий."

Но, конечно, можно ещё и Дерхавина вспомнить

"Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей...."

Но это, видимо, свойство нашей русской ментальности, да ещё помноженной на европейский романтизм. И несмотря на это, можно попытаться ещё кого-нибудь отыскать....

Мария Гражданкина   19.03.2012 04:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.