Обязанность стиха быть органом стыда

   
Итак: изучив по многочисленным кинофильмам, книгам и криминальным хроникам жизни преступного мира, можно снова вернуться к изучению жизни совершенных людей – Поэтов. Это не моё мнение. Так считают избранные авторитеты. Например, Шиллер: «Поэт» - вот единственный настоящий человек!
   Владимир Высоцкий называет Поэтом и Иисуса Христа. За то, что Его убили только за слова и в 33 года. А какие это были слова! Главы Евангелия наполнены поэзией до совершенства. Именно здесь можно применить формулу поэзии, предложенную поэтом Кольриджем: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке».
   И если учесть библейское «В начале было слово», то легко догадаться, что первые люди на Земле говорили только стихами, согласно ритмической основе мироздания, ритму смены дня и ночи, времён года, приливов и отливов, ритму своего сердца.
   Кроме того, по определению Потебни, поэзия есть явление языка или особая форма речи. Учитывая наше время, можно добавить, что и матерщина есть особая форма речи, но эта речь не  несет Божественного начала мира.
   Вероятно, мат связывает современного человека, утратившего свои корни, с падшим ангелом – Люцифером и его прислужниками, темными силами разных ступеней, что даёт ему в конечном итоге озлобленность, жестокость, истерию и прочие недобрые черты. Соблазну мата, как известно, подвергся даже великий Пушкин.
   Поэт проводник Божественных ритмов, по большому счёту не может  быть злодеем, хотя и может нахвататься у своих сородичей – землян отдельных недостатков. Например, пьянство. Достаточно вспомнить, как описывает поэтов Александр Блок.
      «Когда напивались, то в дружбе клялись,
        Болтали цинично и пряно.
        Под утро их рвало. Потом, запершись,
        Работали тупо и рьяно».
   По Блоку, поэты были пьяны и бабники, но разве в наше время нет пьяниц и бабников? Но где в то же время поэты?
   Сцены, где они когда-то выступали, заполнили поп-звезды. Хотя, клянусь ни в какой, даже самой большой телескоп я не разглядел в ночном небе у звезды попу!
   А как поэты выражались о своём пьянстве или о бабах!
       Я пригвожден к трактирной стойке.
   Я пьян давно. Мне всё – равно.
   Вон счастье моё – на тройке
   В сребристый дым унесено.  (А.Блок)
  Или – особенно мне по нраву:
   Пускай, ты выпита другим,
   Но мне осталось, мне осталось… (С. Есенин)
   Ещё в 60 –е – 70–е годы вот такого Есенина читали простые рабочие мужики, раздавив на двоих пол – литру  «Столичной». Водка и поэзия были неразлучны. И вдруг куда – то подевались целые толпы поэтов и появились толпы предпринимателей, спортсменов, бандитов и хулиганов.
   В грохочущем мире, где каждый теперь кует свое счастье, никогда не упивается красотой мысли и чувства, своей трагедией души или общей драмой жизни.
   Раньше поэты напрямую исповедовались своему народу. Во времена Есенина для них были доступны все кафе, рестораны и клубы. Были и специальные литературно-артистические кафе. Как например, основанный в Петербурге в 1912 году кабачок «Бродячая собака». В нём «толкались» Блок, Маяковский, Горький, Северянин, Чуковский и другие.
   Вероятно здесь читал блок свою поэму(не стихотворение) «Незнакомка», где главного героя зовут «Голубой». Но тогда слово не было двусмысленные смешки. Как не осмеивалось и название кафе – кабаре в Москве  «Красный петух», впрочем, переименованное в октябре в 1919году в «Питтореска».
   Эти же сроки «Ассоциация вольнодумцев» (Есенин, Мариенгоф, Шершеневич) открыли литературное кафе «Стойло Пегаса»…
   Можно представить, как тогда любили слово, мысль и чувство, и как ответственен был поэт за свою исповедь. Сразу вспоминается «Сорокоуст» С. Есенина, где одно грубое слово вызвало протест слушателей, и только председатель вечера уговорил публику дослушать выступление Есенина до конца.
   Поэты совершенствовали в выступлениях на публике и друг перед другом.
   У них были свои игры: написать стихи на заданную тему или отгадать «Чья это цитата?»
   И душа работала ежедневно, чтобы, наконец, в муках, схожих с муками деторождения, появилось стихотворение. И если оно было совершенно, оставалось в Вечности. Права, как замечает Н. Гумилев, есть среди стихотворений и недоношенные или просто уродцы.
   Такие стихи живут, но не вызывают любви.
  Печальна была участь поэта, оказавшегося на публике с несовершенными стихами. Ведь именно от Него люди узнавали новое о Совершенном и Прекрасном – о Доблести, о Подвиге, о Славе…
   О Чести, Благородстве, о Любви.
   О Боге, о Свободе, об Отчизне…
   Нужно было только больше узнать о поэтах. И они расскажут всё!
   «Поэт в России больше, чем поэт». Разве социологи первыми рассказали народу, «Кому на Руси жить хорошо?»
   Или историки поведали о подвигах Одиссея?
   Разве не Есенин первым предугадал гибель деревни в строчках: «Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе»?
   А знаменитая строка М.Светлова: «Отряд не заметил потери бойца и «яблочко» - песню допел до конца»,  - как нельзя лучше характеризует рок – фестиваль в Тушино, который продолжался, как ни в чем не бывало после взрыва у билетных касс, где было убито 16 и ранено 60 человек.
   Поэты были не только пророками, они умели беседовать со всем в природе. Например, М.Волошин «уговорил» утихнуть бурю, когда они с другом плыли в лодке. То, что для обывателя мертвая материя, для поэта часть разумной жизни будь то «тучки небесные, вечные странники», как у Лермонтова или обращение к ветру у Пушкина и Тютчева(«О чём ты воешь, ветр ночной?»).
   Или строки о камне Н. Гумилева «Взгляни, как злобно смотрит камень»…
   Обращение же к деревьям у поэтов наиболее распространённое. «Ивушка», «Рябинушка», «Березонька», «Дуб» и «Калина» давно воспеты поэтами. Может быть, поэтому Гумилёв изрёк:
   «Я знаю, что деревьям, а не нам,
   Дано величье совершенной жизни».
  Такое заключение дает совершенный поэт и настоящий человек! И жаль, что совершенных людей ловят и отстреливают, что и происходит с ними в далеких 20-30-х.
   Да, быть поэтом опасно. Возможно, поэтому сейчас поэты уже не так искренни и открыты, да и вообще ушли в тень.
   Сейчас главное не Слово, а первоначальный капитал. Все суетятся и считают деньги. Но…
   Прекрасное не терпит суеты.
  Прекрасное должно быть величаво.
   Какая же величавость в рекламных стихах или в однострочниках современного Вишневского? Поэты потихоньку сходят на нет. Даже, если их для приличия приглашают на тусовки и вечера, то главное внимание забирают себе старые авторитеты, коих теперь накопилось великое множество. Достаточно взглянуть на телепередачу «Театр + ТВ».
   Но это старье противоречит главному принципу: «Сердце будущим живет, настоящее уныло». Поэт может быть только молодым. Редко кто даже из женщин
может рожать после 50-ти! И кто помнит, что создал за последние свои 25 лет Андрей Вознесенский? Но его стихи 60-х годов бессмертны.
     Я не знаю как остальные,
     Но я чувствую жесточайшую,
     Не по прошлому ностальгию
     Ностальгию по настоящему.   
   Даже автогениальный Эдичка Лимонов  никогда не создаст стихи лучше, чем писал в юности. Да и юность свою он прохлопал, бросив стихи. Гибнуть из-за Слова уже никому не хочется. Вот за деньги (бандиты), - за удовольствие(наркоманы), пожалуйста. Поэты перешли в прозаики. Они воспевают уже не Божественное, а человеческое: товары, дела депутатов и будни катастроф. И даже если кому-то очень захочется громыхнуть своим словом в кафе, то галдящая под рок-мегаватты публика вряд ли услышит маленького, неумелого поэта. Ведь у него нет цеха поэтов или своей школы, где день и ночь шла бы работа над своим мастерством и своей душой.
     «Да, совершенства в  этом мире нет.
     Во всем чистейшем есть нечистый след.»
(В.Шекспир)
   На этих строках я заканчиваю свою попытку рассказать о настоящих людях, о Поэтах. Делаю я это с целью образумления некоторых молодых и не очень авторов, кои несут свои верши в редакции, еще не достигнув хотя бы минимального уровня поэтического мастерства.
     «Обязанность стиха – быть органом стыда». (А. Вознесенский)               
   Поэтому ни в коем случае нельзя отнести к поэзии тексты большинства песен поп-звезд, в которых преобладают чисто физиологические явления – приседания, кряхтенье, прыжки, примитивизм желаний человеческого тела и потрясающая наглость в подаче всего этого!
   Нет, Слово – это духовное начало, а поэзия есть дыхание жизни.       
               


Рецензии
Очень понравилось.Спасибо.Хотелось бы узнать ВАше мнение о московском поэте Андрее Орлове с псевдонимом Орлуша и его творчестве.С уважением.

Юрий Алексеев 3   24.10.2014 08:58     Заявить о нарушении
Московские люди грубоваты, Юрий. Я не употребляю в стихах слов очень грубых, кои обычны в народе, особенно у женщин. Мне непонятно как читать стихи со сцены с такими вот строками: "Стихи не надо высирать", этот стих у поэта Вторушина. И вот я буду выкрикивать такую фразу или как у Орлуши. Я - детский поэт и награждён тремя медалями от школьников.
Спасибо за отклик. Всего доброго и поэтичного.

Геннадий Юдин Лист Второй   24.10.2014 11:33   Заявить о нарушении
Геннадий, ты ГЕНИЙ!
С уважением

Надежда Исаева   27.01.2016 17:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.