Здесь и сейчас. Бабушкины записки

Бабушкины записки

     Маленький ребенок не понимает смысла слов «здесь и сейчас» так, как понимаем мы, взрослые, читая умные книжки. Он просто это ЗНАЕТ своим внутренним знанием! У ребенка мысль и действие – едины, мысль переходит в действие, а действие является продолжением мысли. Он ЖИВЕТ здесь и сейчас!
     Моя маленькая внучка Лизочка говорит правильно пока еще не все слова, что-то произносит по-своему, но смысл сказанных взрослыми слов понимает хорошо!

     Как только взрослые заговорят между собой о какой-то вещи, Лиза идет искать эту вещь. Когда заговорят о каком-то действии - Лиза моментально начинает это делать и ужасно злится, если у нее не получается. Вроде бы, девочка ничего не слышит, ни на кого не смотрит, играет, но слышит и замечает абсолютно все. Только начинаешь что-то говорить, а она уже молча это делает. Потому что, когда о чем-то говорят, у ребенка в голове это событие уже произошло!
    
     Например, говорим про музыку – Лиза начинает танцевать и припевать «ля-ля-ля», да так это выглядит умилительно, что тут же ставим ей музыку.
     Если случайно, не подумав, заговорили про лошадь, ищет свою игрушечную лошадку-качалку, которая иногда бывает на балконе. Переключить девочку на другое занятие не так уж трудно. Но все помнит. Поиграет немного другой игрушкой, потом опять ищет лошадку. 

     А уж если непосредственно самой внучке что-нибудь сказать…

     Рассказываю ей стишок:
     – Лиза варежку надела: ой, куда я пальчик дела? – Лиза моментально начинает искать свой комбинезон, где на резинке привязаны варежки, чтобы их одеть. При этом требует обязательно пересчитать ей все пальчики.

     Если спросить:
     - Где киска? – внучка ищет нашего кота Кузю. Найдя его в комнате, гладит и
говорит: «Мяу!» Если кота поблизости нет, то идет по коридору к комнате моей старшей дочери, где живет  Кузя, ложится на пол, на живот, и смотрит в дырку закрытой двери – предусмотренный вход для кота.

     Мне кажется, малышка поняла, что передвижения кота от нее, Лизы, совсем не зависят, и смирилась с этим: не возмущается, если не найдет его сразу. Она может долго лежать на полу и ждать, пока  появится кот. При этом дочь жалуется, что ребенок на нее смотрит и мешает ей работать за компьютером. Мне становится жалко внучку, и я стараюсь ее отвлечь: показываю мягкую игрушечную кошку, или даю потрогать капюшон маминой куртки, отороченный мягким мехом, к которым она прижимается и говорит «Мяу!» Разговор про киску должен быть завершен действием.
    
     Если в разговоре у взрослых упоминается слово кухня – Лиза тут же  берет кого-нибудь из нас за палец, а то и двоих двумя руками, и ведет всех на кухню, комментируя: «Подём куху!». Злится, если не идем. Любит ходить на кухню, так как там можно иногда неожиданно получить что-нибудь вкусненькое, повозиться в раковине с водой – «помыть посуду» или посмотреть, стоя на табуретке, в окно. Одну малышку, без взрослых, мы на кухню не пускаем, там много соблазнов для нее куда-нибудь залезть.

     В последнее время Лиза уже научилась немного ждать. Если хочет спать, находит свою бутылочку с соской, протягивает маме. Сидит в кроватке, ждет, пока мама принесет ей молоко.

     - Пойдем гулять? – говорит мама и, одев дочку, одевается сама. А Лиза уже топает по коридору ко входной двери и пытается ее открыть, опуская ручку двери вниз, но не может – начинает плакать. Однажды она ее неожиданно все-таки открыла и выскочила на лестницу, поэтому теперь очень внимательно следим за тем, чтобы дверь была заперта на замок. Но в последнее время внучка уже какое-то время может ждать гулянья, значит, поняла, что действие – это уже не просто разговоры: если ее одели – значит, гуляние состоится. Внимательно наблюдает, как одевается мама. Но стоит маме отвлечься, например, например, заговорить по телефону, начинается крик.

      У ребенка в процессе воспитания действие отделяется от мысли, между ними появляется временной интервал. Так взрослые постепенно готовят детей к жизни в мире, разделяя их врожденную целостность: мысль-действие. Конечно, это необходимо для жизни в обществе, но... в творчестве эту целостность надо бы сохранять!!!


Ноябрь 2011
Лизе - 2 года 2 месяца


Рецензии
Очень интересно! СПАСИБО, Ксюша!
С улыбкой,Любовь.

Любовь Сорокина 2   07.12.2014 22:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Любаша!
За детьми интересно наблюдать, за их поступками, мыслями, которые они выражают не менее интересными словами! Я всё такое за Лизой записываю, как записывала и за старшими внуками, и за своими детьми, так уж повелось у нас! Интересно потом перечитывать! :))
С теплом и улыбкой, Ксения

Ксения Питиримова   20.12.2014 01:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.