Стрежевой - малая земля больших надежд

Это сейчас можно в любое время года уехать, или приехать в Стрежевой.
Уже исчезает из обихода стрежевчан популярная фраза:- «Поеду на Большую землю …».
Мы стали свободны в перемещении и выборе транспорта независимо от климатического сезона. А ведь совсем недавно для нас это было одна из насущных проблем. Пять месяцев в году к нам можно было только долететь.
Остров среди бескрайних сибирских болот.

В тайге мой город, как жемчужина
Растёт среди лесов, болот и рек.
Хоть севером он и застуженный,
Каждый в нем миг превращается в век.

Застывшая в нём музыка симфонии труда.
И в тишине её услышать может каждый.
Кто город создавал, мы не забудем никогда.
И вспоминать их будем не однажды.

Знакомство с Сибирью.

Наш строительный отряд «Цитадель» Брестского инженерно-строительного института в составе 45 человек  вылетел из Бреста 10 мая 1974 года в  Нижневартовск, а 11 мая мы уже были в Стрежевом.
Изморозь с сильным ветром, холодно, непролазная грязь и у всех один вопрос:- «Куда мы попали?» - такие наши первые впечатления.
В тресте «Томскгазстрой» нам выдали палатки и, несмотря на дождь и снег мы стали оборудовать студенческий лагерь «Родина». На второй день после приезда мы вышли на строительство плановых объектов. За тот студенческий сезон, до 25 августа, наш отряд построил коробку здания БПО (где ныне расположен ЗАГС), здание 5-ти этажного жилого дома №236, теплицу и гараж СШ №1, три тепловых пункта и растворный узел на базе треста «Томскгазстрой».
Может возникнуть вопрос, как это возможно. Во-первых, мы приехали больше чем на месяц раньше других отрядов и не только за романтикой. Во-вторых, работу заканчивали в 22 -23 часа вечера и за весь период было всего три выходных дня.
Но всё-таки кроме работы было много интересного, и осталась масса впечатлений.
В городе был какай- то сумасшедший жизненный ритм и молодёжный задор. Весь город – стройка. Все одинаково грязны днём, но вечером – музыка, песни, танцы, костры и смех, и забывается усталость. Но это отдельная история.
Я не думал, что после той изнурительной работы, комаров и гнуса ещё приеду сюда.
Но приехал, буквально через пять месяцев заниматься художественно-декоративным оформлением. Я ощутил, что такое Север зимой. Потом поездки ещё и ещё, а в 1978 году я получил официальное приглашение на работу в Стрежевом.

Говорят, что Север затягивает. Это точно. Но это, наверно относится больше к тому периоду, когда жизнь в Сибири была связана с большими стройками и возможностью улучшить материальное положение.
«Всесоюзная ударная комсомольская стройка», - это было не только громкое название, это был призыв к действию. И десятки, сотни тысяч людей ехали по этим призывам на освоение новых территорий Сибири и Дальнего востока. Студенческие строительные отряды были существенным дополнением к быстрейшему вводу строительных объектов. Стрежевой в этом огромном списке комсомольских строек тоже имеет богатейшую историю развития студенческого строительного движения.

Я был не в числе первых, но могу сравнивать, каким увидел город при первом знакомстве, с тем каким он стал сейчас.
Не было тогда третьего, четвёртого, седьмого и девятого микрорайонов. Второй только начинался строительством. В первом строились деревянные дома, а в пятом стояли деревянные двухквартирные коттеджи. Были две столовых, «Брусничка» и «Северянка», ресторан «Сказка», школа №1, четыре магазина и три детских садика. Не было горячей воды, а холодная из крана текла ржавая. Была одна котельная (там, где сейчас магазин «Русский стиль» в здании ВОИР). Телефонная связь была только ведомственная, а по межгороду можно было позвонить только с почты. А почта находилась в деревянном здании на ул. Ермакова, напротив нынешнего Управления культуры.
Там, где сейчас дом №401, военкомат, площадь Победы стояли бараки и балки. Балков, жилых вагончиков и времянок было очень много. Они стояли в местах будущей городской застройки и даже на пр. Нефтяников от здания химчистки до водозабора. Проспекта тогда тоже не было, была наезженная колея, по которой не так-то просто было проехать. Не было и легковых автомобилей в городе,- только вездеходы УАЗики.

Строился город нефтяников. Программа освоения нефтепромысловых районов Томского севера диктовала свои условия,- в короткие сроки построить базовый город для тружеников нефтяной отрасли. А с 1980 года Стрежевой стал экспериментальной площадкой для внедрения новой градостроительной системы «Базовый город – вахта».
Началась новая разработка Генерального плана города, в концепциях  которого уже закладывались основные положения этой системы.

Работа над генеральным планом города.

Мне повезло. Работая главным архитектором города, я окунулся в самую гущу событий по работе над главным градостроительным документом развития Стрежевого. Вместе с творческим коллективом института «Томскгражданпроект» мы работали над внедрением новой планировочной структуры, в уже сложившееся положение застройки. Откровенно скажу,- это было очень сложная работа. И вот почему.
Дело в том, что по первому генеральному плану город должен был развиваться в юго-восточном направлении, в сторону нынешнего аэропорта. Городской центр размещался в районе больничного комплекса, а основное жильё - на месте сегодняшних аэропорта и дач. Аэропорт же должен был быть на территории пос. Дорожников, под него уже даже велась подготовка площадки.
Но жизнь диктовала свои условия. Интенсивность освоения нефтегазовых месторождений, развитие промышленной базы нефтяников и темпы строительства города требовали быстрейшего приёма большегрузных самолётов, и в этих целях, строительства взлётно-посадочной полосы со всей аэродромной инфраструктурой.
Для скорого сооружения аэропорта больше всего подходила не заболоченная площадка в районе реки Мунгалинки, не требующая больших материальных и временных затрат на подготовку территории. Такое и было принято решение.
Правильно ли это? Тогда было другое время, другие приоритеты. Жилые районы в этом месте ещё не строились, кроме осушительной дренажной системы, и принятое волевое партийное решение позволило уже в ближайшее время принимать самолёты вначале на грунтовую, а затем и на бетонную ВПП. Тогда это было актуально. А сейчас? В  то время, что было важнее,- производственно-экономическая или градостроительная целесообразность? Знаю одно,- город мог быть совершенно другим.
Главный минус такого решения один,- город оказался в кольце планировочных ограничений. Но это можно рассматривать и как главный плюс, город развивается компактно, не расползаясь в разные стороны. Именно эта основа и была заложена в новом генеральном плане. Комплексность застройки и отсутствие свободных территорий заставляли вести строительство на территориях, занятых временным жильём (балками, вагончиками и бараками). И только благодаря этому, а так же чётко спланированной программе сноса в нашем городе исчезла эта проблема, которая до сих пор не решена в большинстве северных городов.
Мне тоже приходилось заниматься их сносом. Я осуществлял контроль, чтобы не появлялись новые балки и времянки, и не только в городе, но и на территории вахтовых посёлков. На месторождениях было проще с этим бороться, там были руководители, через которых это и делалось. А в городе возводится строение, и не знаешь, кому оно принадлежит. Главное было успеть, пока никто не заселился. В этом случае приходилось брать «пятнадцатисуточников» с милиционером, топоры, ломы и рушить то, что уже сделали. Иногда приходилось вызывать пожарных, чтобы сжигать строение. Вот такая шла борьба против самовольного строительства времянок. Благодаря, в том числе, и таким жёстким мерам, ситуация с ростом самостроя в городе не вышла из под контроля.

И так, что же такое новый генеральный план города в то время, разработанный с учётом положений градостроительной системы «Базовый город – вахта». Планировочная структура микрорайонная с набором необходимой социальной инфраструктуры в каждом жилом районе. Городской центр с объектами городского значения. Промышленная и коммунально-складская зона. Инженерные городские объекты жизнеобеспечения. Транспортные и коммуникационные инженерные сооружения, улицы и дороги, в т. ч. трасса будущей железной дороги с размещением железнодорожного вокзала. Это основной набор объектов, определяющих зонирование территории города в пределах городской черты.
На основе согласованного генерального плана был разработан проект детальной планировки и проекты застройки на первоочередные застраиваемые территории микрорайонов. Генеральный план был рассчитан с учётом перспективного развития города до 2010 года.
Однако жизнь вносила свои коррективы, и то, что выглядело красиво на бумаге и в макетах, не всегда удавалось реализовать. Урбанизированный и выхолощенный город – спальня для вахтовиков не предусматривал, уже потом возникших желаний жителей. В генеральном плане отсутствовала свобода выбора. Людям захотелось строить индивидуальное жильё, гаражи, коллективные погреба, создавать подсобные хозяйства и заниматься огородничеством. Это генеральным планом не предусматривалось.
Быстрый рост автомобилизации в городе, развитие садово-огороднических товариществ и увеличивающийся поток заявлений на индивидуальное жилищное строительство требовали принятия быстрых решений. Так в городе появились гаражи вдоль улиц и частично внутри жилых районов, началось строительство коллективных погребов, стали возводиться индивидуальные жилые дома. Мы провели первую корректировку генплана уже с учётом расширения городской черты и новых потребностей горожан.

Но всё равно было поздно.  Высокая плотность микрорайонной застройки и инженерных коммуникаций диктовали свои условия. Если бы все эти, вновь возникшие потребности были включены в  генеральный план на стадии его разработки, мы бы, конечно, избежали многих ошибок, и планировочное решение города было бы гораздо лучше.
Но разве мог кто-нибудь тогда предположить, что Стрежевой станет обычным сибирским городом с оседлым образом жизни, и временность, о которой тогда все говорили, постепенно исчезнет из лексикона стрежевчан.

Средь таёжных болот вырастал белый город.

Мы строили наш замечательный город в период плановой экономики и жёсткого государственного вертикального регулирования. Мы изучали Политэкономию и Диалектический материализм. Мы гордились трудовыми подвигами рабочих бригад и радовались наградам знакомых и товарищей. Социалистическое соревнование было повсеместным. Мы жили по совести, и были верны духу времени. Стрежевой тогда называли «кузницей кадров».
Я намеренно не называю здесь фамилии, потому что, не назвав кого-то, боюсь обидеть.
Все были полны энтузиазма, и всем, кто строил наш замечательный город – низкий поклон.

Генеральным заказчиком по строительству города было нефте-газодобывающее управление НГДУ «Стрежевойнефть».
На объектах городского строительства работали три основных подрядчика.
Трест «Томсказстрой»,- был генеральным подрядчиком, строил жилые дома, и все объекты социальной инфраструктуры. Трест «Томскнефтестрой»,- вёл обустройство месторождений и возводил некоторые из городских объектов. Позже в городе начала работу организация ПМК-90 Томского домостроительного комбината, которая внедрила в городскую застройку крупно - панельное домостроение.
Городской пейзаж представлял собой одну большую строительную площадку с силуэтами башенных кранов. Когда на город опускался туман, было фантастическое зрелище. Из белой пелены вырастали только верхушки деревьев и башенных кранов с вращающимися стрелами.
Строительные материалы и конструкции тогда завозились в город по реке баржами в период навигации. Моста через протоку Пасол не было. Все материалы складировались по берегам протоки, когда была большая вода, а когда уровень воды падал, разгрузка велась на берегу Оби. Потом все эти материалы автомобильным транспортом перевозились на производственные базы предприятий, летом через протоку апарелькой, а зимой,- по зимникам. Вскоре началось обустройство причалов и строительство моста. С вводом в эксплуатацию моста через пр. Пасол дорога жизни Стрежевой – Колтогорск открыла новые возможности в развитии города, многократно снизились материальные и временные затраты по доставке грузов.

Можно с уверенностью сказать,- сегодня такой город построить было бы не возможно.
 В те годы государством выделялось столько средств, что их не успевали осваивать. О двух вещах сожалею,- не было тогда таких строительных материалов, как сегодня, а ещё мы были заключены в жёсткие рамки строительства по типовым проектам. Чтобы внести какие–то изменения в типовые проекты зданий мне приходилось обращаться в Госстрой СССР за разрешением, а получить такое разрешение удавалось крайне редко. Вот почему город застроен одинаковыми домами. И даже в этих условиях мы вместе с генеральным заказчиком и строителями находили способы, как разнообразить застройку. В панельные дома включили облицовку фасадов плиткой и внедрили новые фасадные элементы ограждения бельевых площадок, и парапетов кровли. Для кирпичных зданий мы разрабатывали различные орнаменты, декоративные вставки, детали и рисунки, которые потом каменщики выкладывали в процессе кирпичной кладки. Этими элементами отличаются друг от друга детские сады, школы, жилые дома. Разнообразия в архитектуре города добивались строительством магазинов и других общественных зданий. И всё-таки на том этапе, для улучшения архитектурной выразительности города, не хватало современных отделочных материалов.
Для архитектурного творчества у нас был бетон, кирпич и дерево. К ним добавлялись отделочные материалы,- фасадная плитка и штукатурка. Всё. А при отсутствии возможности вести строительство по индивидуальным проектам, это был очень бедный ассортимент.
Мы понимали, что улучшить облик города может только высокий уровень благоустройства и озеленение, создание обустроенных улиц, скверов и площадей, организация дворовых пространств и их благоустройство, насыщение города малыми архитектурными формами.
Но в первую очередь надо было обеспечить город жильём и неважно, что с недоделками по благоустройству. Поэтому они и накапливались из года в год. Строительство тогда напоминало снежный ком, летящий с горы. Вводили в эксплуатацию дома с недоделками, а на следующий год надо было строить новые здания и устранять недоделки на прошлогодних объектах. Но на это, уже не хватало, ни времени, ни ресурсов. Вот так и катился снежный ком, накапливая на себе строительные недоделки, в которых мы до сих пор живём.

И всё – же, в тех сложных условиях, мы провели некоторые работы, которыми можно гордиться сегодня. Была сформирована и благоустроена Центральная площадь города с установкой памятника В. И. Ленину. Убрали разделительный газон по ул. Строителей от площади до пр. Нефтяников. Наружную теплотрассу и кабельную эстакаду в центре города по ул. Строителей спрятали под землю. Освободили ул. Строителей от воздушных компенсаторов теплотрасс, которые были в районе каждого предприятия. Провели асфальтирование улиц и реконструкцию некоторых перекрёстков. Сделали тротуары, благоустроили проспект Нефтяников и убрали в городе деревянные штакетные ограждения. Возводились детские городки по индивидуальным проектам с резными фигурами и деталями. А главное, ещё раз к этому вернусь, ликвидировали балковую застройку, которая обезображивала город.
Градостроительная политика города была таковой,- доводить комплексность застройки микрорайонов до завершения, несмотря на то, что были свободные территории для дальнейшего строительства. Это было мудрое управление со стороны всех участников градостроительного процесса, партийно-советского руководства, и города, и области.
Результат очевиден. Мы живём в компактно застроенном городе со сформированной социальной и инженерной инфраструктурой.

К нашему городу всегда было повышенное внимание. И, как говорят,- положение обязывает.
В Стрежевом проводилось много выездных мероприятий областного, общероссийского и Союзного значения. «Общесоюзная научно-практическая конференция по развитию Западно-сибирского нефте-газового комплекса», «Научно-практическая конференция по вахтовому методу и градостроительной системе «Базовый город – вахта», выездной «Совет главных архитекторов России», - это только некоторые, из большого списка мероприятий, к которым мы готовились и проводили в Стрежевом. Наш город посещали руководители партии и правительства страны, руководители министерств и ведомств, космонавты, всемирно известные учёные, артисты и актёры, поэты и музыканты. О Стрежевом писали в газетах и показывали по центральному телевидению.
Мы горды историей своего города.

Время перемен.

Наступили иные времена. Мы стали жить в другой стране. Поменялась хозяйственно-экономическая деятельность градообразующего предприятия нашего города. Изменилось всё. Мы стали жить по-другому, думать по-другому, даже говорить иначе. У нас поменялись приоритеты и появились новые цели. Мы ощутили какой-то новый, непонятный ещё вкус. Это был вкус свободы. Свобода выбора.
Но мы узнали и горечь этой свободы. Мы все попали в финансовую зависимость во всём и везде. В том числе и город.
Мы резко потеряли городскую строительную индустрию, местную промышленность и сельское хозяйство. Мы узнали, что такое безработица и в нашем лексиконе появилось слово «бомж». Мы стали терять «рубежи» благополучия и уверенности в завтрашнем дне.
Но мы не потеряли веру и надежду, что наш город, как «Феникс», возродится, и мы постепенно забудем о тех днях отчаяния.

Это были тяжёлые времена и мы потеряли многое. Вместе с обновлённой страной город постепенно стал подниматься и входить в русло уже другой жизни.
Мы благодарны руководителям акционерного общества «Томскнефть», руководству городской Администрации и депутатскому корпусу за бережное отношение к городу,
за те усилия, которые предпринимались, что бы мы сегодня могли с надеждой смотреть в будущее.
Мы не потеряли душу и приобрели веру. Мы, в это сложное время, возвели Храм и построили спортивный комплекс «Нефтяник», Дворец искусств «Современник» и Центр дополнительного образования детей. Пусть не в больших объёмах, как раньше, но строились жилые дома, и велось переселение из ветхого жилья.
Не прекращался снос старых деревянных жилых зданий, и стало развиваться индивидуальное строительство.
С развитием предпринимательства в городе стали строится новые объекты уже по индивидуальным проектам. Появились новые отделочные материалы и современные технологии. Конкурентность на рынке услуг, которой раньше не было, повлекла за собой стремление каждого собственника сделать свой объект привлекательнее, и в первую очередь, в его выразительности архитектурных форм и цвета, применяемых в наружной отделке материалов и рекламе. Эти объекты, безусловно, украсили город.
Стрежевой преображался на глазах. Он стал становиться ярче, красивее и современнее.
Открылись новые горизонты для творческой работы по улучшению архитектурно-художественного облика города и реализации градостроительных решений в новых социально-экономических условиях.

Городская среда, что это такое?

Жизнь непрерывно порождает новые явления, непредсказуемо меняющие облик современного города. Его единый образ синтезирует труд всех участников градостроительного процесса, и в большей степени архитекторов, дизайнеров, специалистов рекламы и ландшафтного строительства. В этих условиях ведущим фактором формирования городской среды остаётся архитектурное начало, определяющее пространства для деятельности города, их размер, форму, декор.
Всё ли у нас с этим благополучно? Сформирована ли у нас комфортная городская среда, и своеобразный архитектурный образ современного города?
Если отбросить всевозможные сравнительные характеристики и ложные представления о том, каким город мог бы быть, а также, учитывая условия и особенности, в которых строился город,- считаю, что ДА. Город Стрежевой можно назвать и комфортным, и удобным, и современным.
Стрежевой обеспечен полной социальной, инженерной и коммунальной инфраструктурой.
Количество объектов городского и местного значения отвечает нормативным показателям, а по некоторым объектам и превышает их. Все городские объекты находятся в пределах пешеходной доступности. Город обеспечен транспортными коммуникациями, средствами связи и телекоммуникациями. С каждым годом улучшается благоустройство и озеленение города. Именно поэтому я и говорю,- да.

Ты плод творенья рук неутомимых.
Ты гордость наша,- песнь тебе пою.
Среди тайги, с палаток первых
Ты начинал историю свою.

Начало было трудным,- это знаю.
Теперь ты встал здесь на века.
Ты стал подарком северному краю.
Всем виден образ твой издалека.

Пусть комариный звон не песен звуки,
И Север наш не рай земной.
С тобой прошли мы радости и муки.
Ты стал родным нам, город Стрежевой.


Миллер Валерий Павлович.
Год рождения 1946.
Архитектор. Член Союза архитекторов России с 1982 года.
Ветеран труда России.


Рецензии
Валерий, спасибо за эту работу. Возможно и другие стрежевчане прочтут и узнают что-то новое для себя. Такого рода информация важна особенно тогда, когда ты покидаешь этот благословенный город. Где бы мы не жили, но Стрежевой - это наше все!!! Спасибо!
С ув.Севергина Г.И.

Галина Севергина   04.06.2019 22:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.