Андрей Волос, Нил Гейман, анонсы

 
 Андрей Волос "Mymoon", сборник рассказов

Фамилию автора я услышал и запомнил лет десять назад, но его книга приплыла ко мне только сейчас.

В издательской аннотации сообщается, что прозе Волоса присущи остросюжетность, юмористичность и философская, что ли, глубина. Юмора не почувствовал, скорее - легкую иронию. Философичность я в художественной прозе совершенно не ценю, считаю, что философичности место только в философских сочинениях. Что касаемо "остросюжетности", то это очень уж громко сказано - сюжеты у Волоса самые обыденные: 1) мужчина после развода ходит стричься в парикмахерскую, где работает его бывшая жена и требует, чтобы его стригла именно она; 2) рабочий и начальник недолюбливают друг друга, а потом с другим рабочим чуть было не случается производственная травма, и начальник переживает за свою карьеру (некоторые вещи Волоса сочинялись еще в советское время - это чувствуется). Ну и тэпэ. Не скажу, что плохие сюжеты, но что ж в них острого?

Я бы назвал рассказы А. Волоса "традиционно-русской психологической прозой, в которой автор детально и последовательно раскрывает глубокий внутренний мир простого человека". О, как! (Определение не оригинальное, но очень точное). Такую прозу обычно печатают (и всегда печатали) в так называемых "толстых журналах", типа "Нового мира", "Знамени", "Октября" (не уверен, что читающие мой ЖЖ когда-нибудь слышали эти названия!). И это вовсе не ругательство. Но и не комплимент.

Рассказ "Mymoon" начинается великолепно. 90-е, крутой бандит, неотесанный мужлан, ведет свою пассию, умную образованную стерву, в китайский ресторан. Бандит по-настоящему влюблен в эту женщину, а она, кажется, любит только его деньги, мускулы и член.

Я подумал: "О, класс! Нечто в стиле Зощенко!"

Женщина заказывает самое дорогое блюдо в меню, и китайцы приносят... живую обезъяну в клетке. Когда официант срубит обезъяне верхушку черепа, следует посыпать ее мозг специями и тут же есть его, пока обезъяна жива.

Бандит начинает упираться: нет, давай-ка лучше обычных рыбки-мясца поедим!

А женщине хочется жрать пульсирующие и теплые обезъяньи мозги! И она уговаривает бандита: а это твое рыбка-мясцо - на деревьях, что ли, растет? а людей тебе не жалко крошить, зато обезъяну пожалел!

Тут я подумал: "Елки! Как автор вывернется из ситуации? Как закончит, если такое хорошее начало?"

Увы! Концовку, конечно, пересказывать не стану, но она у Волоса получилась, к сожалению, нравоучительно-притчевая - морализаторская.

Завершает сборник "Жестяная дудка" - рассказ о поэте-алкоголике, который неудачник во всем, кроме творчества. Очень интересная попытка прозаика проникнуть во внутренний мир поэта. Вдохновение которого показано, как приступы нелегкого психического расстройства: когда на героя накатывает "это", ему становится чужой даже любимая женщина, и из-за стихов он жертвует и личной жизнью, и здоровьем, и карьерой. Хороший рассказ, а ситуация знакомая - классическая.

В этом рассказе выведен героем некий Сергей Мурачев (1962-1999)
 
 Автор рассказа сообщает, что это - реальное лицо, под реальной фамилией, и присовокупляет к рассказу приложение - сборник стихов, якобы "любезно предоставленных вдовой поэта".

Мне сразу показалось подозрительным, что вдова поэта названа просто "вдовой" - без имени-отчества-фамилии. Принято называть по имени (если это не фантом).

Стихи мне понравились, и я решил поискать в Сети поэта Сергея Мурачева. Напрямую не нашел! Если и ссылаются на него, то все добавляют, что узнали о нем и прочли его стихи в книги А. Волоса.

Из чего я сделал вывод, что "Сергей Мурачев" - мистификация, креатура самого А. Волоса. И раньше бывало, что прозаики свои собственные стихи "дарили" своим персонажам.

Хорошие стихи у хорошего прозаика Волоса, чего уж там!




Замерев над пенной акварелью
Сделав руку тоньше и длинней
Рыболов - охотник за форелью
Целый век охотится за ней

Он глядит в густую воду-ибо
Из воды,вся в пене,вся в дыму
На него веками смотрит Рыба
Та,что предназначена ему

Шум сует не долетит до слуха
И горя в серебряном огне
Рыбе предназначенная муха
Дьявольски трепещет на волне


***
Подражание Катуллу


Когда умру, меня не стоит брить.
Оставьте предрассудки суеверным,
А все мое останется со мной –
И чохом ляжет в ненасытный грунт –
Щетина, ногти, зубы…Даже пломбы.
Не нужно ни кощунств, ни лишних слез.
Столы сдвигайте – кухонный и круглый,
Капусту ставьте, лук и огурцы,
Которыми закусывал я водку…
Да, кстати, водка! Больше, больше водки!
Напейтесь в дым, в лоскутья, вдрабадан!
Горланьте песни, плачьте и деритесь!..
Быть может, гнет лукавого ума
И горечь неприятных озарений
Размыты будут яростным вином
Хотя б на час…
А самые счастливцы,
Очнувшись утром, вовсе не упомнят,
Кто был таков и – был ли вообще.


**

Нил Гейман "М значит магия", сборник фантастических расссказов

Нил Гейман, оказывается, довольно известный на западе автор фантастики и хоррора (которого нахваливают Стивен Кинг и Джордж Мартин), а короткие рассказы он сочиняет "для отдохновения".

И его рассказы очень хороши! Романтичные, тонкие, грустные. Больше мне нечего сказать - я не профессиональный рецензент, мне "строку гнать" не надо.

А рассказ "Как общаться с девушками на вечеринках" - гениален. Не побоюсь этого слова.


Рецензии