Глава Б4

     – Что можно сказать о нашей ситуации? Как можно ее определить?
     – Я бы назвал ее «ситуацией утраты Книги».
     – Что это значит? Ридеры? Экранное чтение?
     – Нет, другое. Мир больше не представляется книгой. А Библия, как и любое Писание, представляется только книгой.
     – И ностальгия по модернизму – это ностальгия по Книге?
     – По той эпохе, когда существование приносилось в жертву слову, а слово освящало существование. Когда нужно было что-то написать, чтобы получить имя.
     – И вместе с именем – существование? Слово тогда было чем-то вроде философского камня для Волан-де-Морта?
     – Темный лорд имел имя, хотя оно и не произносилось, но не имел тела. Человек без книги имеет тело, но не имеет имени. Имя создается в письме.
     – Так мы не просто ностальгируем по Книге, но пытаемся поименовать себя? Нам не хватает полноты существования? Но ведь убеждение в том, что слова и бытие неразрывно связаны – это один из великих забытых нарративов.
     – Может быть, самый великий.
     – А великие нарративы мертвы. Значит, мы лукавим, когда говорим, что стремимся к существованию. 
     – Может быть.
     – То есть, на самом деле, мы довольны своей безымянностью и этой праздностью под жарким небом то ли Италии, то ли Сейшел, на белом песке, возле голубого моря, чьи волны слизывают любой след.
     – Почему бы и нет? Когда образ человека рассеивается, рассеивается и тревога.
     – И наступает Золотой век.
     – Он возможен. Но только без человека.
     – Не знаю что и сказать, Андрей Петрович.
     – Не говори ничего, Аркадий Макарович.

––––––––––––––––––––
     1) «Жертвоприношение существования слову, как говорил Гегель, но также и существования словом освящение». – «... нужно писать, дабы иметь имя». – Ж. Деррида. «Письмо и различие».
     2) «...это тождество Возврата Тождественного и абсолютного распыления человека». – «...человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке». – М. Фуко. «Слова и вещи».
     3) Аркадий Макарович (Долгоруков) – герой романа Ф. Достоевского «Подросток».


Рецензии