Целительная сила природы

На фото: акварель Л. Манюковой "Зимнее чудо"


МЕТАФИЗИКА ВОДЫ И СВЕТА
Акварели Людмилы Павловны Манюковой

   Если долгое время находиться в диком лесу, далеко от людей, и слышать только одни голоса природы, то однажды может произойти чудо. Вдруг явственно возникнет ощущение, что словно разверзлось небо, и зазвучала откуда-то из беспредельной высоты чистая симфония бесконечного – быть может, голоса ангелов или невидимого вселенского органа.
    Подобные ассоциации обусловлены чувственной и рациональной ограниченностью человека. В такой образной форме ему легче воспринять проявление Субстанции, лежащей в основе всего Мироздания, одухотворяющей материю дыханием абсолютно существующего идеального. Субстанция как будто открывает человеку чуткому, благоговеющему пред природой горизонты его духовного усовершенствования под знаком всё большего проникновения в запредельную суть Космоса.
   Это чудо может произойти иначе. В шелесте лесных трав вдруг почувствуется шёпот невидимых, но родственных существ. В журчании ручья послышится сравнимый со звоном серебряного колокольчика смех. Ветви склонившихся над водой ив напомнят волосы дриад. Самими близкими друзьями становятся птицы, голоса которых, к своему удивлению, начинаешь понимать.
   Нечто подобное испытываешь, созерцая акварели Людмилы Павловны Манюковой, с детства жившей в лесу, знающей и любящей природу. Но что значат эти слова? Многие любят природу, но лишь некоторым из художников удаётся выразить средствами искусства сокрытую в ней тайну, её витальную силу и неизъяснимое очарование, повергающее в чувственный трепет, наполняющее сердце ликованьем. И вопросы правдоподобия, похожести, следования внешней стороне, так называемому натурализму, здесь важны лишь потому, что узнавание наполняет ассоциации живостью воспоминаний, разнообразит их неожиданными смысловыми параллелями. В большей мере виды, лики природы, при умелой живописной передаче загадочного присутствия в них незримого, интересны возможностью мистических прозрений.
   Какими душевными качествами обладает художник, способный своим творчеством приоткрыть полог чудесного в природе? Только технического мастерства здесь недостаточно. Необходима глубина чувствований до самозабвенного полного слияния с природой, отождествления с ней как с родной, живой и одухотворённой проявлением высших сил. Людмила Манюкова говорит, что природа отвечает взаимностью тому, кто внутренне чист и этим умиротворён, преисполнен незыблемой сострадательной и деятельной любви ко всему существующему. Тогда и природа, откликаясь, расцветает в сердце человека знанием непреходящих истин, то есть мудростью.
   Не значит ли это, что только физический подход к природе как внешнему объекту изучения, лишенному сознания, не даст полного её описания? Действительно, физическая наука в XXI веке расширила свой исследовательский арсенал до метафизики, предполагающей объективное сознание атрибутом природы. В этом смысле изображающий природу художник уже не противопоставляет себя ей, но вступает с ней в тесный союз, в духовную близость. Возникает нечто похожее на взаимное истечение флюидов от человека к природе и от неё к человеку.
   Не оттого ли для выражения тончайших движений души, ее почти запредельных едва ощутимых волнений именно акварель, как созданная из встречающихся в природе материалов, да еще в сочетании с такой естественной стихией – водой,   подходит лучше всяких других средств. Но точно так же и сама природа, существование которой невозможно вообразить без воды, в своих вибрациях наиболее адекватно выразима в акварели. А творчество в акварельной технике становится своеобразной материализацией духовного единения художника и природы.
   Когда говорят об энергетике произведения, имеют в виду ту силу душевного участия, которую вложил в произведение художник. Из сказанного о взаимности художника и природы следует также, что и природа энергетически запечатлевается в создаваемом художником произведении. Отсюда понятно, что акварельная картина, кроме эстетических свойств, обладает еще и другими – познавательными, предсказательными, оздоровительными.
   Природа для Людмилы Манюковой – земная и космическая во всем величии планет, звезд, галактик и черных дыр – арена жизни ее чуткой души, умеющей трансформироваться в акварельных образах. Для художницы общение с природой – всегда вслушивание в ее дыхание, соучастие в многообразии её превращений, сотворчество с её жизненными силами, трансцендентное познание сокрытых от внешнего наблюдения явлений. Поэтому, наряду с изобразительным искусством, как и многими видами других искусств, еще в юности закономерным стало обращение Людмилы к философии, астрономии, а уже позднее, во всем богатстве жизненного опыта – к астрологии, оздоровительным и целительным практикам.
   Если природа – храм любви и познания, школа душевного и духовного роста, то научное, художественное, коммуникативное творчество, понимаемое как освященный сакральным знанием обряд, оказывается своеобразным монологом пред неизъяснимым вечным и одновременно диалогом человека и природы или человека с человеком. Приходит осознание творчества как метафоры жреческого служения.
   Понимание Людмилой Манюковой своей жизни как миссии находит в её творчестве естественное выражение. Поэтому напоённые сиянием света, тональной нюансировкой и цветовой звучностью акварели художницы действуют на зрителей так притягательно. В них хочется погружаться снова и снова, приобщаясь к первозданной чистоте и свежести давно утраченного земного рая, черпать в образном строе произведений, как в неиссякаемом источнике нетленной красоты, бодрость и уверенность в том, что новый рай может быть воссоздан в любящем сердце.

               


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.