Глава Б3

     – Если великие рассказы не вызывают доверия, то что может легитимировать маленькие рассказы? Если произведение не служит развитию духа, – индивидуального, общечеловеческого или мирового, – то в чем может заключаться его ценность? Здесь придется сослаться на ощущение: это произведение забавно, а это – приятно; это развлекает, а это успокаивает, увлекает, веселит, умиляет, пугает.
     – Никаких принципов – только ощущения?
     – Единственный критерий – воздействие на чувства читателя. А сумма проданных экземпляров – что-то вроде показания градусника. Или курса акций. Или индекса деловой активности.
     – Значит, все сводится к деловитости?
     – И к праздности. Человек не может всегда заниматься делом.
     – Даже в Кремниевой долине? Там тоже что-то почитывают?
     – Конечно. Но я понимаю твою иронию.
     – Неужели и вправду не осталось ни одного великого легитимирующего рассказа?
     – Ни одного. Но это не плохо. Это означает лишь, что не осталось универсальных рассказов, то есть рассказов размера 5XL. Зато появилось множество рассказов меньших размеров – L, M и даже S. Легитимирующие рассказы на любую фигуру и на любой вкус.
     – Какой же из них мы выбираем?
     – Ностальгию по модернизму, последней эпохе, когда существовали большие рассказы.
     – Мы займемся тем, что будем делегитимировать модернизм, признаваясь в любови к нему?
     – Делегитимация уже совершилась. Мы займемся вызыванием духа модернизма.
     – Но не превратимся ли мы сами в ностальгирующие тени?
     – Это не самое худшее из того, что может с нами приключиться.




––––––––––––––––––––––––––––––––––––
     1) «Упрощая до крайности, мы считаем "постмодерном" недоверие в отношении метарассказов». – Ж.- Ф. Лиотар. «Состояние постмодерна».
     2) «Принципов вообще нет – ты об этом не догадался до сих пор! – а есть ощущения... Все от них зависит». – И. Тургенев. «Отцы и дети».


Рецензии