Февральский конкурс. 10 обзор. Людмила Орагвелидзе

Просьба ко всем читателям выбрать из десяти стихотворений, представленных в обзоре,  одно, которое вы считаете самым лучшим, и разместить в своей рецензии под обзором своё мнение. Ваше мнение будет нами учтено при определении победителя.
(Администрация поэтического журнала "Окна")




Обзор



Отрадно, что в представленных подборках практически нет стихов, являющих собой гибриды несуразицы и невнятного бормотания. Авторские тексты обладают и стартовыми позициями, и векторами развития, и необходимой для поэтической архитектоники "лепниной" в виде стилистических фигур; художественными эффектами широкого диапазона. Другой вопрос - насколько умело авторы распоряжаются ими же созданным материалом, не изменяет ли им подчас чувство меры? Увы, приходится констатировать, что да, изменяет. Но можно только приветствовать сформировавшуюся тенденцию продолжения традиции "поэзии мысли и образа" вместо пресловутого "дыр бул щыл" и его оказавшихся столь живучими порождений. И - ещё одно бросающееся в глаза обстоятельство. Мощное дарование Иосифа Бродского, особенно ритмика его "длинных перетекающих" строк, как явствует из представленной поэтической панорамы, продолжает оказывать серьёзное влияние на всё новые и новые поколения авторов. Но чаще всего это - не слепое подражание. Чувствуется авторская потребность высказаться именно в плоскости данного ритмического рисунка, а уж по содержанию и образному строю представленные стихи вполне оригинальны.



1. Алексей Ерошин
 Церковная мышь
http://www.stihi.ru/2007/03/14-390

В церквушке старой
Посреди села,
Худой да ветхой,
Даже глянуть жалко,
Невидимая прочим прихожанка
За службой наблюдала
Из угла.
Едва в церквушке наступала тишь,
И паства,
Возымевшая по вере,
Толпою дружной выходила в двери,
На аналой
Вскарабкивалась
Мышь.
Зверушка кроткая
Холодными ночами
В церквушке
Находила стол и кров,
Питаясь крохами
Святых даров
И восковыми
Сладкими
Свечами.
И наблюдал
Небесный духовник
С улыбкой,
Как в пылу духовной жажды
Зверушка причащалась не однажды
Потертым переплетом
Книги книг.
Пергаментная гладь
Страны страниц
Приятно пахла ладаном и миром.
Пустынный храм
Казался мыши
Миром,
Наполненным
Сияньем светлых лиц.
Живя и с Богом, и с собой в ладу,
Наивными и круглыми глазами
Глядела мышь
Во тьму над образами,
На странную,
Далекую
Звезду.
И луч звезды,
Волшебный,
Неземной,
Тянулся к мыши всех препятствий между.
И ей казалось,
Лучик нес надежду.
И ей казалось,
Для нее одной.

***
Она преставилась под утро,
По весне,
В пресветлое
Христово Воскресенье.
Ей не было даровано
Спасенье,
Но послана
Незлая смерть
Во сне.
Бесплотной тенью
В бездну отходя,
Прозрела мышь,
Сомкнув земные вежды:
Звезда
Ее несбыточной надежды
Была дырой
От сгнившего
Гвоздя.


Это шедевр на фоне многих талантливо написанных стихотворений. Исполненная светом лирическая зарисовка - несомненная творческая удача автора; великолепная поэтическая иллюстрация бесконечного милосердия Всевышнего и его любви ко всякой твари земной - разумной и глупой, творящей и потребляющей. Поэзия жизненной философии и философия поэзии, "искомое и найденное"  (Б.Паскаль) одновременно - вот жизнь и кредо церковной мыши. И - совершенно блистательный финал - откровение пред ликом вечности и великое разочарование: то, что казалось мыши звездой несбыточных надежд, оказалось дырой от сгнившего гвоздя.


 
2. Ольга Забирова
Сливочное желе
http://www.stihi.ru/2010/09/04/8227

Я смотрю, как трясётся сливочное желе.
Я умна, я серьёзна, я счастлива. Мне шесть лет.
Я невидима и свободна от всех невзгод:
Я - за пазухой у Христа;
                      и святых эскорт

Охраняет меня;
И нуждается Бог  во мне.
Я смотрю, как тени шевелятся на стене,
И у них огромные, сказочные носы.
Я пока ещё не понимаю, что значит СЫН...

Керосиновой лампе нравится
                         создавать
Эти Фата-Морганы...
Дремлет корабль-кровать.
Гобеленами_занавешены все борта,
И руна золотого известны мне все сорта.

Я рисую каморку
             папы Карло. В углу -
Обязательно паутину, сор и метлу.
Я рисую пир, где окорок, гусь и торт,
А Пушок меня охраняет, и очень горд.

А Пушок, лучший в мире пёс -
Весел и жив;
И такое счастье - всамделишные ежи!
Мне всю память выстелет запахом бузины,
И за это мы будем - с памятью - спасены.

Я умна, я серьёзна, лягушек - полный карман.
Богу - ровня я. Я спасаю всех задарма.
Я владею всем миром. Беспошлинно. Мне - шесть лет.
Я смотрю, как трясётся сливочное желе.


Весьма убедительно сформированный поэтически взгляд с высоты времени в прошлое - раннее детство. Особенно впечатляет "сбалансированность" временных пластов.



 3. Дмитрий Артис
 Она не живёт...
http://www.stihi.ru/2005/12/16-927

Она не живёт в другом часовом поясе,
но иногда приезжает ко мне на поезде,
проводит беседу, поит меня и кормит,
да всё норовит меня изменить в корне,

перелопатить душу, моралью выесть,
а у самой вырез на платье, такой вырез,
а у самой такие мысли, такие, впрочем,
любит она меня, любит меня, прочит

в мужья себе, заговаривает, не зевает,
катает на белом трамвае, таком трамвае,
и носит очки, и думает, и не смеётся,
картавит слегка, Моцарта кличет: Моцагт,

и ноты читает, и это за честь почитает.
Вроде бы мне на черта она и не чета мне.
Мне бы зависнуть с пивом в ночном клубе,
но любит она меня, любит меня, любит.


"Обыкновенное чудо" любви, которое преломить в плоскость лирической поэзии куда труднее, чем изобразить накал страстей. Эта художественно труднопередаваемая спокойная преданность, в случае удачного образного воплощения (как в данном примере), оказывается куда более впечатляющей, чем яркие романтические перипетии.



4. Александр Коковихин
 Предчувствие полёта
http://www.stihi.ru/2009/03/28/5353

В старости
нет вопросов
к своей отчизне.

Скоро взлёт.
Ты - шарик.
Тебя надули.

(Если доктор
даст две недели жизни,
надо просить в июле)...

Нет, кроме смерти,
какой-то другой
свободы.

Можно всмотреться,
сделать ещё попытку
и разглядеть,
как в небо
с восторгом уходят
шарики-души
тех,
кто ослабил нитку...


 Это - не перепев известной песни Булата Окуджавы, но полноправный диалог, своего рода, поэтический турнир на заданный образ, в данном случае - воздушного шарика. Стихотворение привлекает концентрированным, но ненавязчивым философским содержанием.



5. Сергей Ширчков
  Западня
http://www.stihi.ru/2010/04/01/78

 Хочу очнуться после спячки,
прошаркать в кухню и с трудом
сорвать слюду с блестящей пачки,
и прокурить рассветный дом.
Потом напиться из-под крана
и осознать, что нет милей
колоратурного сопрано
оживших труб и вентилей;
найти охапку дел весенних:
терять друзей, копить врагов,
не отличая воскресений
от подуставших четвергов.
Пока традиции не стары
и не разбиты кости рук,
резвиться в кровь, ломать гитары,
смакуя их прощальный звук.
В полёте тряском и жестоком
расправить каждый позвонок
и ощутить, как лупит током
от неприкрытых женских ног.
Затем любить легко и дико,
не раздевая догола…
ценить озон за цвет индиго,
а юбилей – за бой стекла.
Потом бросать и чтоб бросали,
пока не кончится запал;
катать шпану в «универсале»,
который сам не покупал;
пренебрегать любым контролем,
сгребать капканы и репьи,
лечить дешёвым алкоголем
смешные ссадины свои.
Дойдя до точки и до края,
упасть на каменный причал,
и, от бессилья умирая,
понять, что счастья не встречал.
Но вдруг шарахнуться, как птица,
стрелой из этой западни
и...
окольцованным спуститься
уже в сегодняшние дни.


 Лаконичный, но подробный, детализированный портрет современника - не пробившегося в князи, но и не опустившегося до грязи обывателя. Врезаются в память образы, вырастающие, по наблюдению А.Ахматовой "из сора", а динамизм стихотворной ткани увлекает без всяких видимых усилий.



6. Андрей Широглазов
Поэт преклонных лет
http://www.stihi.ru/2007/10/08/884

Мне кажется, что я – уже того:
Немного умер или нечто вроде.
Вот, предположим, прихожу к Володе,
А там темно, и нету никого.
Да даже, если, скажем, кто-то есть,
Он все равно меня не замечает:
В прихожей суетливо не встречает,
Не предлагает выпить и поесть.

Мне кажется, что я – уже не я,
А кто-то третий, пятый, сто десятый,
С какого-то учета вечно снятый
И лишний на задворках бытия.
И критики, поэзию кляня,
Не о моих стихах надменно судят.
И женщины меня уже не любят,
А равнодушно смотрят сквозь меня.

Но я-то здесь, еще чуть-чуть живой,
Совсем чуть-чуть – на уровне сознанья.
И все еще имею притязанья
На славу и душевный непокой.
Меня еще легко задеть плечом
В прихожей, опахнуть пальтовой тканью.
Я даже абсолютно в состояньи
Еще на кухне спорить ни о чем.

Так отчего ж такая се ля ви
Со мной на склоне жизни приключилась?
Как это все, скажите, получилось:
Ни дружбы, ни успеха, ни любви…?.
И даже от фантома своего
Не убежишь, провозглашенный бездарь!
Вот, скажем, в ночь рванешься из подъезда,
А там темно. И нету никого


 Убедительно передано ощущение отдалённости и косвенной причастности к миру живых эмоций и забот. Дороже всего стоит финал этого стихотворения: апофеоз безысходности жизни престарелого поэта.




7. Кукурме
  музыка жизнь свет
http://www.stihi.ru/2011/07/05/181

ты говоришь музыка жизнь свет травы и горы
времени ты говоришь нет музыка жизнь свет
я говорю нет времени дайте ближайший билет
в самый далёкий город
как это нет

я говорю свет газ телефон оплатить до тридцать первого мая
будьте добры с имбирём и корицей петербург москва
ты говоришь карма абсолют недеяние майя
вечность любовь жизнь
музыка
(ты права)

ты говоришь вечность любовь смерть стихотворный размер прокрустово ложе
текст не нуждается в тщательном выискивании блох
ты говоришь бог и я говорю бог но одно и то же
никто не имеет в виду говоря бог

это ли мы прощаемся на неодинаковом русском
это ли просто беседа завершена
но я говорю жизнь и ты говоришь музыка
но я говорю смерть и ты говоришь тишина


Автору удаётся достичь эффекта философских обобщений, используя ассоциативные ряды выхваченных "фотовспышкой" фрагментов диалога. В этом и заключается производная сила модернистских исканий.




8. Вик
тихое
http://www.stihi.ru/2008/11/21/463

отрешенный небожитель, брат бродяге и царю,
на ворованном иврите я с тобою говорю:
голос мой всё тише, тише (покидает масло жмых…)
птицы лязгают по крыше, мокрые от слёз твоих
их в ладони, как в кавычки заключая на заре,
ты, конечно, по привычке тихо плачешь в ноябре.
на душе похолодало. мир покрыл, как ряска плёс,
звон презренного металла, а не этих жарких слёз,
и, накрывший медным тазом всё, что ново и старо,
день в оконной раме смазан хлёсткой кистью писсаро.
ветер выкрутни буровит. листья, словно капли крови,
скопом грязевой ушат покрывают и шуршат.
что ещё? в запруде лебедь, белоснежная как свет...
в тишине разлит молебен, и тебя как будто нет,
но идёт долиной мглистой в межпространственный разрез
шёпот сердца атеиста до семи твоих небес.

 
В этом стихотворении хочется отметить отточенную технику автора, акцентированную, патетически-звучную внутреннюю рифмовку, настолько убедительно использованную, что даже "заезженные" созвучия выглядят в контексте данного стихотворения свежо и живо.




9. Ян Бруштейн
Сухари
http://www.stihi.ru/2007/12/24/116

А бабушка сушила сухари,
И понимала, что сушить не надо.
Но за ее спиной была блокада,
И бабушка сушила сухари.

И над собой посмеивалась часто:
Ведь нет войны, какое это счастье,
И хлебный рядом, прямо за углом…
Но по ночам одно ей только снилось –
Как солнце над ее землей затмилось,
И горе, не стучась, ворвалось в дом.

Блокадный ветер надрывался жутко,
И остывала в памяти «буржуйка»…
И бабушка рассказывала мне,
Как обжигала радостью Победа.
Воякой в шутку называла деда,
Который был сапером на войне.

А дед сердился: «Сушит сухари!
И складывает в наволочку белую.
Когда ж тебя сознательной я сделаю?»
А бабушка сушила сухари.

Она ушла морозною зимой.
Блокадный ветер долетел сквозь годы.
Зашлась голодным плачем непогода
Над белой и промерзшею землей.

«Под девяносто, что ни говори.
И столько пережить, и столько вынести».

Не поднялась рука из дома вынести
Тяжелые ржаные сухари.


Пронзительное свидетельство изломанности мировоззрения людей, чья психика искалечена небывалым в истории испытанием - Ленинградской блокадой. Будучи включённым в школьные учебники, оно расскажет об этом поистине чудовищном явлении больше, чем исторические сводки.




10. Татьяна Лернер
 Квартира на Рубежной
http://www.stihi.ru/2011/06/23/7663

Я  двум каштанам под твоим балконом
Молилась, –  с них-то  всё и началось.

Бельём казённым, пледиком суконным,
Ковром –  там воду пил из речки лось, –
Набором чайным в трещинах, кувшином,
В котором кипятильник обитал,
Рассветным дальним воплем петушиным,
Тремя томами  Маркса «Капитал»,
Чем было ей, квартире на Рубежной,
Гордиться? Только видом из окна.

Ты открывал балкон. Курил неспешно.
А я, оставшись в этот миг одна,
Смотрела на каштаны в красно-жёлтом.
Считала  по затяжкам: докурил.
Не запирая двери на щеколду,
Ты выходил, на поручни перил
Облокотившись, листья рвал с каштана
И в комнату вносил осенний свет,
И клал его к ногам моим. И странным
Мне не казалось, что суконный плед
Усыпан весь признаньями твоими
В любви, в тепле, в желании, в тоске
Бездонной. Ты моё чудное имя
Ласкал, крутил-вертел на языке.

Срывалось имя, листья опадали
С кровати на пол. И шурша, шурша,
Летели по Рубежной вдаль. А дали
Не ясно было: листья ли, душа...


Очаровательная зарисовка зарождения и обретения любви - мягкими пастельными тонами, ласковыми, вкрадчивыми мазками создаётся картина, как бы напоминающая: любовь - это не обязательно дуэли или серенады под окнами. Любовь - пока она жива - чаще всего чувство неброское в своих проявлениях, но озарённое ровным немеркнущим светом желания быть рядом, сочувствовать, сопереживать.






Если же вы хотите сами попробовать свои силы в нашем конкурсе, то ваши стихи вы можете разместить здесь:
http://www.stihi.ru/2011/12/21/4588


Перед размещением своих стихов нужно внимательно прочитать правила размещения


С уважением
Администрация поэтического журнала "Окна"



По итогам голосования после 9-и обзоров


в высшей лиге лидируют:

Антон Прозоров http://stihi.ru/2009/12/16/1475           77,8 балла
Игорь Царев http://www.stihi.ru/2008/06/10/1769           77,6 балла
Хилина Кайзер http://stihi.ru/2010/05/05/8438            76 баллов
Игорь Царёв http://stihi.ru/2008/10/27/2123              76 баллов
Антон Прозоров http://stihi.ru/2008/09/19/537            75,1 балла
Клавдия Смирягина Дмитриева http://stihi.ru/2011/07/29/2977  75 баллов
Михаил Свищев http://www.stihi.ru/2011/11/19/4973        70,8 балла
Хилина Кайзер http://stihi.ru/2010/01/08/6349             69,3 балла
Майк Зиновкин http://stihi.ru/2010/04/27/7113            68 баллов
Игорь Царёв http://stihi.ru/2009/12/22/3040              67,9 балла


в первой лиге лидируют:

Андрей Румянцев http://www.stihi.ru/2009/04/24/3548      76,6 балла
Алексей Ерошин http://www.stihi.ru/2007/03/14-390        76,6 балла
Мария Маркова http://www.stihi.ru/2010/10/12/610         73,9 балла
Ян Бруштейн http://www.stihi.ru/2007/12/24/116           73,4 балла
Дмитрий Мельников http://stihi.ru/2011/11/24/3498        72,4 балла
Владислав Сергеев http://www.stihi.ru/2007/11/04/2041    71 балл
Алексей Григорьев http://stihi.ru/2010/12/17/3626        70,7 балла
Елена Касьян http://www.stihi.ru/2011/07/25/4974         70,4 балла
Алексей Григорьев http://www.stihi.ru/2011/09/08/6377    70 баллов
Александр Коковихин http://www.stihi.ru/2009/03/28/5353  70 баллов


Рецензии
9. Ян Бруштейн
Сухари

Михаил Сафин Шрайк   06.02.2012 13:25     Заявить о нарушении
На это произведение написано 96 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.