Февральский конкурс. 7 обзор. Дмитрий Артис

Просьба ко всем читателям выбрать из пяти стихов, представленных в обзоре, один, который вы считаете самым лучшим, и разместить в своей рецензии под обзором своё мнение. Ваше мнение будет нами учтено при определении победителя в высшей лиге.
(Администрация поэтического журнала "Окна")






Обзор по стихам высшей лиги



1. Антон Прозоров "говорит оттуда"
http://stihi.ru/2009/12/16/1475

говорит оттуда
ниоткуда
где ни говорящих, ни иных
никакого чаемого чуда
горестей нежданных никаких

ни тебе ответа, ни привета
ни печальной женщины в плаще
сотканном из музыки и света
ничего подобного вообще

ни звезды, которая погасла
ни звезды, которая горит
ничего
и говорить напрасно
что же он все время говорит?

говорит:
не сломанная птица
не страницы вырванной провал
может, небо над аустерлицем?
нет, не то
не помню, не бывал

не разлука
больше не разлука
и не близость, точно не она
не беда, которая без стука
не внезапной радости волна

нет, не сон
зеркальный, акварельный
не воды текучее стекло
не любви цветочное варенье
что в дорожной сумке протекло

просто слово
накануне слома
нет, не дома
слово на краю
бездны
нет, не бездны
нет, не слово
нет, не говорю, не говорю…

Атмосфера. В стихотворении нет ничего, кроме атмосферы. Отрицание и чаемого чуда, и любви, и разлуки, и близости. Отрицание вселенной. Отрицание первопричины всего сущего – слова. Как бы это банально и сухо не прозвучало, но полное ощущение грани. Между жизнью и смертью. Последний вздох, задержка дыхания, страх. Нет, не страх. Скорее, разочарование. Даже последний вздох не приносит успокоения. Не даёт того сладкого опьянения, о котором мечтал жизнь. Держишь в своих лёгких воздух, осознавая, что и выдох будет последним. И ничего больше не будет, потому что уже успел отказаться от того, что было. Последняя надежда. Выдох. Ничего.

Пока писал вступление к обзору стихотворения Антона Прозорова "говорит оттуда" вспомнил совет школьного учителя: закончили сочинение, поставили последнюю точку, перечитали первый абзац, зачеркнули его и сдали свою работу – ничего хуже первого абзаца в вашем сочинении не будет. (Улыбаюсь). Но вернёмся к стихотворению. Здесь, как мне показалось, та же проблема – проблема первого абзаца, первой строфы, так называемого зачина. Автор уже расслабился, но всё ещё контролирует ситуацию, держит в голове мысль, боится себя отпустить, отдаться воле потока сознания. Попробовал провести эксперимент: зачеркнул первую строфу и перечитал. Ситуация не изменилась. Чувствовался всё тот же провис, всё та же несуразность. Зачеркнул первую строфу, ту самую, которая раньше была второй. Ничего не изменилось. Да простит меня автор, но я, поддавшись искушению эксперимента,  зачеркнул и это вновь образовавшееся начало. Ноль эмоций. Стихотворение осталось прежним, и проблема не исчезла. Зачеркнул третье начало, потом четвёртое, пятое. Так я черкал до тех пор, пока стихотворение не сжалось до одной строфы. Ну, подумал я, теперь уж точно стихотворение заиграет, но я ошибся. В нём не изменилось ничего кроме размера.

Стихотворение вполне традиционное для питерской школы прошлого десятилетия. Чувствуется влияние близких собратьев по перу. В некоторых строках слышу интонации Бориса Панкина и Оли Хохловой. Не скрою, скорее всего, моя любовь к этим двум авторам даёт о себе знать. Антон, как и многие, начинающие поэты нахватался по верхам отовсюду всего понемногу. Но, богом данное умение правильно прислонять слова друг к другу, чувство гармонии и внутренней красоты у автора не отнимешь.

Поэтика отрицания. Автор не успевает точно сформулировать свою мысль, как уже отказывается от неё. Не доводит начатое до своего логического конца. Минус подобной поэтики в том, что она не способна к развитию. Автор сам себе отрезает пути не только к отступлению, но и к движению вперёд. Мне, как читателю, не хватило образа змеи поедающей свой хвост, как образа бесконечности вселенной. Сократовское "я знаю то, что я ничего не знаю" заменили на "я знаю то, что я уже всё познал". При первом прочтении вводит в ступор, ибо, повторюсь, как читатель, боишься позволить себе подобные мысли и поражаешься авторской смелости. При следующих прочтениях авторская позиция (или философия, как вам будет угодно) больше улыбает, чем пугает. Всё-таки юношеский максимализм от русской поэтической школы пинками не отогнать.
Плюс, на мой взгляд, то, что о стихотворении можно говорить, не касаясь технических деталей, то есть, ремесло, как таковое, здесь вторично.
__________________________________________________________







2.  Хилина Кайзер "к Анне"
http://stihi.ru/2010/05/05/8438

здесь эхо подворотен громче сплетен
бельё быльём моё твоё не грех
крысиный визг гниющие подклети
горшок и судьбы общие на всех

карманы окна души нараспашку
ведь нечего и некого терять
и курят дымоходы крыш взатяжку
скупого неба солнечную прядь

здесь  прошлое всегда гостит транзитом
и жизни коммунальный лейтмотив
потухшим глазом старого «Зенита»
подмигивает в тупике пути

и водка из гранёного стакана
доступней чем вода из родника
…а память здесь настолько же гуманна
как эта среднерусская тоска

Классический вариант программного стихотворения, что нисколько не преуменьшает его достоинств.

"горшок и судьбы общие на всех"

Всё – и низкое, и высокое – общее. Это не издержки политического строя, царившего в России большую часть прошлого века. И при царе, и при вожде, и даже при всех возможных президентах люди этой страны будут такими, какими они были всегда. Маленькие. Не способные говорить и думать. Легко поддающиеся любому влиянию извне в попытке искоренить свою всеобъемлющую, пожирающую сознание, тоску. Одиночество, как система ценностей, объединяющая и разделяющая одновременно. В осознании того, что человек одинок, скрывается его индивидуальность, личность, но в осознании того, что одиноки все, все без исключения, эта личность распадается подобно молекулам водорода на атомы под воздействием солнечных лучей и перестаёт быть значимой даже для себя самой.

Единственное четверостишие – третье, кстати, самое слабое, в котором содержатся приметы времени. Всё остальное настолько точно и навсегда, что поражаешься авторскому умению безошибочно определить основное и без лишних псевдопоэтических изысков показать его.

Банальные и набившие оскомину изречения "некого и нечего терять", будто моментальная смена фокуса, чередуются с трёхмерными образами, где неодушевлённые предметы совершают вполне человеческие действия "дымоходы курят солнечную прядь".

Интересен своим построением, так называемый, перевёрнутый финал, когда впрямую называется одно, а подразумевается обратное, то есть, понимая, что "среднерусская тоска" неискоренима, осознаёшь то, что память по своей сути никогда не сможет стать гуманной. Это уже уровень генетической памяти. Никакая промывка мозгов не способна уничтожить её. И становится понятнее, почему водка доступнее родниковой воды. Доступность отождествляется с целебными качествами. Народная медицина, которая носит характер временной помощи.

и водка из гранёного стакана
доступней чем вода из родника
…а память здесь настолько же гуманна
как эта среднерусская тоска
__________________________________________________________







3. Клавдия Смирягина-Дмитриева "тётя Зина"
http://stihi.ru/2011/07/29/2977

Гости негромко беседуют, ветер шевелит гардины,   
вечер, без четверти восемь, время подумать о сладком.
Зной по углам затаился, в причёске у тётушки Зины –   
пламенных, как махагони,  стриженых тоненьких прядках.

Пахнет лимоном и кедром - духами «Андалуси`я».      
Веер распахнут испанский, взятый на вечер у дочки.   
Тётушка  - Ка`рмен сегодня, а может быть,  просто Мария.   
Бусы - поверх разлетайки в розовый мелкий цветочек.

К нам её привезли – день рожденья у нашего старшего сына. Мы сидим, вспоминается всякая мелочь и глупость, и над ворохом старых открыток, отправленных нам с Сахалина,  обсуждаем  её дальнозоркость, мою близорукость. Удивляясь, что я – неплохая как будто хозяйка, вспоминает со смехом, как мама меня баловала. Я киваю, что, да, неумехой была и лентяйкой, и конечно, молчу, что умею по-прежнему мало.

Потом мы говорим про старый прадедушкин хутор,
про то, как её братик умер, когда их гнали в Германию…

И мне всё время кажется почему-то,
что её голос очень похож на мамин…

Пожалуй, самое личное, если можно так сказать, домашнее из всех представленных стихотворений. Подкупает негромкий тон и женская мудрость автора. При огромном количестве технических недочётов неподдельная искренность и чистота. Не думаю, что стихотворение может понравиться читателю, который с автором едва знаком. Хотя, чего греха таить, в каждом из нас живёт чёртик, любящий поглазеть сквозь замочную скважину, почитать чужие письма и поговорить (посплетничать не важно с кем) об увиденном и прочитанном. Симпатично то, что автор находится в состоянии смирения, приятия жизни такой, какая она есть. Праздничный день – день рождения сына описан повседневным тоном. Лёгкий всплеск эмоций в процессе воспоминаний и обращённый непосредственно к себе носит ироничный характер: "неумеха", "лентяйка". Интересна параллель: день рождения старшего сына автора и смерть брата героини стихотворения, тети Зины. В этом есть цикличность, воздух для будущего, покой и радость настоящего момента, жизни.

Здесь вполне приемлемо говорить о технической стороне стихотворения, поскольку её недостатки слишком уж бросаются в глаза и мешают воспринимать текст. Постараюсь воздержаться от нравоучительного тона и не писать о том, что в стихотворении должно быть всё прекрасно, даже рифма. Всё-таки, думаю, надевая туфли на высоком каблуке, автор не станет накидывать на плечи телогрейку. Он постарается найти что-нибудь более подобающее каблуку. Надеюсь, вы поняли, что я всячески намекал о разнородности используемых автором рифм? Смешано всё, что только можно. От точных рифм через рифму на имена собственные до приблизительных. Ещё одна мелочь, удивительно смешная: читая предложение "К нам её привезли – день рожденья у нашего старшего сына" у меня сложилось впечатление, что автор имеет общих детей со своей тётей Зиной. Двух сыновей (ведь если есть старший сын, то непременно должен быть младший) и одну дочку. Причём дочка непонятно какого поколения, потому что она в отличие от своих родителей (автора стихотворения и тёти Зины) уже пользуется "испанским веером", что говорит о её преклонном возрасте и характеризует как эстетствующую даму в летах.

Изумительна вставка в тело стихотворения, выполненная в жанре рифмованной прозы и написанная в строку. Она придаёт всему тексту некую необязательность, незначительность, что укладывается в определённую мной в самом начале обзора направленность, будто стихотворение написано исключительно для домашнего, семейного чтива. В этом же направлении работает упоминание того, что герои рассматривают старые открытки.

В целом стихотворение понравилось даже с теми недостатками, которые были мной на скорую руку обозначены выше.
__________________________________________________________







4. Михаил Свищев "Сенека в ванной"
http://stihi.ru/2011/11/22/9222   

О чём спалось? – что надо звать врача,
что если бы ещё хотя бы месяц,
что на любовь с господского плеча
достанет жизни, но не хватит мести,               
что Агриппина выкормит волчат,
и сапожки набойками стучат
на бойком месте,

что рубят лес – пылают корабли,
что на орла всегда ложится решка,
что дождь пошёл, и капли пролились
сквозь холод свежевымытых черешен
на сохнущий укроп и базилик.
И грешниц не хватает у земли
для всех безгрешных.

Не могу отвязаться от мысли, что Михаила Свищева, как автора, нельзя оценивать по одному тексту. Все его стихи по отдельности не дают возможности дать боле менее внятную оценку. Они как бы хороши, в них как бы что-то есть, но это как бы то, что есть не совсем хороша да и не всегда понятно: есть ли она вообще.
Перечитав раз по десять его стихи, предложенные для февральского номера, и осознавая, что не упомянуть о нём вряд ли получится, мой выбор упал на два стихотворения "Свет мой, дерево" и "Сенека в ванной". Первое после очередного прочтения было отброшено в сторону, поскольку ничего интересного о нём не скажешь. Да, умелое, да, интересное, да, с точным использованием фольклорной стилистики, да, с очевидной слезой в конце, но возникает ощущение, что автор знает больше, чем говорит и с моей чрезмерной подозрительностью включается защитная реакция. Я уже не верю автору. Мне кажется, что он сотрудник какого-нибудь новоявленного КГБ и всё, что он пишет – вовсе не стихи, а самые что ни на есть тесты (я не ошибся, именно тесты), на которых проверяется реакция неблагонадёжных товарищей. Осталось одно стихотворение "Сенека в ванной". Хотя о нём больше, чем я написал о предыдущем стихотворении, сказать ничего не могу. Но пусть будет, благодаря сомнительной сентенции, которыми, кстати, грешит вся поэтика Михаила Свищева, а именно: "на любовь с господского плеча //
достанет жизни, но не хватит мести", несмотря на то, что я так и не понял её смысла. Надеюсь, спецслужбы не покарают меня за эдакую непонятливость.
__________________________________________________________








5. Игорь Царёв "Колокол"
http://stihi.ru/2008/06/10/1769

Молодой нахал языком махал,
В небесах лакал облака -
Медный колокол, бедный колокол,
Все бока теперь в синяках.
Не из шалости бьют без жалости,
Тяжела рука звонаря…
Пусть в кости хрустит, коли Бог простит,
Значит, били тебя не зря.

От затрещины брызнут трещины,
Станешь голосом дик и зык.
Меднолобая деревенщина,
Кто ж тянул тебя за язык?
Из-под полога стянут волоком,
Сбросят олуха с высока.
Бедный колокол, медный колокол,
Домолчишь свое в стариках...

Отзвенит щегол, станет нищ и гол -
Пощадить бы ему бока,
Но грохочет в полнеба колокол,
Раскалившись от языка.
Суп фасолевый, шут гороховый,
Флаг сатиновый на ветру,
С колоколенки на Елоховой
Звон малиновый поутру...

Миновал тот возраст, когда все без исключения стихи Игоря Царёва мне нравились. Первым было "Дефиле по зоопарку". Дальше пошло, поехало. Многие тексты до сих пор помню наизусть. Сейчас, с высоты своего полёта (улыбаюсь) периодически возвращаясь к ним и перечитывая их в попытке ощутить детскую радость от прикосновения с прекрасным, всё чаще и чаще разочаровываюсь. Думаю, что это связано с тем, что сам я всё дальше и дальше отхожу от дворовой эстетики и запах костра, которым пропитано творчество Игоря Царёва, бардовские песни под вечернее очарование комаров, алюминиевые кружки, наполненные плохо заваренным чаем – всё меньше и меньше привлекают меня.
Позволю себе некоторую смелость и, предполагая, что буду оплёван многими ценителями творчества Игоря Царёва, всё-таки скажу: его "Колокол", конечно же, больше, чем просто текст песни, но, на мой взгляд, оно меньше, чем просто стихотворение. Даже не знаю, как точнее определить жанр, в котором он выполнен.
Фактически безупречное (почти безупречное) с технической стороны, оно совершенно провальное с точки зрения идеи. Провальное, потому что вторичное, потому что насквозь банальное, скреплённое всем известными поговорками, пословицами, а потому скучное и малоинтересное. Местечковые шутки вроде "молодой нахал языком махал", "щегол станет нищ и гол" – это, безусловно, ещё не пошлость, но уже где-то на грани заигрывания. Попытка быть ближе к народу, ясным аки солнце в июньский полдень, оборачивается для автора катастрофой, потерей самости. Дробится целостность личности художника, где он уже перестаёт быть творческим человеком и превращается в жалкое подобие скомороха. Заметьте, даже не в скомороха, а в его подобие. Но самое страшное то, что автор довольствуется этим. Я не чувствую его внутриличностного конфликта. Ему нравится быть подобием. Ещё один недостаток – это чрезмерное употребление безвкусных эпитетов к самому колоколу: медный, меднолобый, молодой, бедный и совсем никчёмный финал с малиновым звоном, который добивает и без того слабое произведение.
Впрочем, все вышеупомянутые недостатки можно легко переквалифицировать в достоинства. Именно поэтому я выбрал из всех предложенных текстов Игоря Царёва этот "Колокол".

Пи.Си. Понравились почти все тексты Леонида Тереха, но он слишком похуистичен, а я сейчас нахожусь несколько в другом расположении духа. Майк Зиновкин тоже хороший. Правда, в нём присутствует некоторая бесплотность. Имеется в виду, низкая плотность текстов. Много воды. Либо растянуто, либо вытянуто. Явное неумение автора отбрасывать ненужно, отсекать лишнее. 






От редакции

Если вы хотите сами попробовать свои силы в нашем конкурсе, то ваши стихи вы можете разместить здесь:
http://www.stihi.ru/2011/12/21/4546


Перед размещением своих стихов нужно внимательно прочитать правила размещения


С уважением
Администрация поэтического журнала "Окна"



По итогам голосования после 6-и обзоров

в первой лиге лидируют:

Андрей Румянцев http://www.stihi.ru/2009/04/24/3548      75,3 балла
Алексей Ерошин http://www.stihi.ru/2007/03/14-390        74,9 балла
Мария Маркова http://www.stihi.ru/2010/10/12/610         73,9 балла
Ян Бруштейн http://www.stihi.ru/2007/12/24/116           73,4 балла
Дмитрий Мельников http://stihi.ru/2011/11/24/3498        72,4 балла


в высшей лиге лидируют:

Игорь Царёв http://stihi.ru/2008/10/27/2123              76 баллов
Антон Прозоров http://stihi.ru/2009/12/16/1475           73,8 балла
Клавдия Смирягина Дмитриева http://stihi.ru/2011/07/29/2977  73,5 балла
Антон Прозоров http://stihi.ru/2008/09/19/537            72,9 балла
Игорь Царев http://www.stihi.ru/2008/06/10/1769           72,5 балла


Рецензии
5. Игорь Царёв "Колокол"

Михаил Сафин Шрайк   06.02.2012 12:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 94 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.