Войлок 7

7


   Автомобиль резко взмыл  на эстакаду. От  перепада давления Ольга очнулась.  Она ещё была немного  Евой Браун с траурным лицом и тревожными мыслями, ещё ехала провожать возлюбленного в последний путь, перед её глазами ещё стоял абрис амфоры на алтаре. 
  Похоже, что Сергей не любил долгого молчания.
  — Меня загребли со всеми скопом. Была массовая  драка гражданских парней  с военными.  Стычка случилась на танцах из-за девчонки.  Ну,  и как водится, толпа пошла на толпу,  не глядя, все молодые,  задиристые, вздорные. Тоже мне троянцы! Меня зашибли   штакетиной, окровавили голову,  шрам остался до сих пор.  Враждебные голоса  вещали  о драке  на весь советский эфир.  Глухое место, засекреченное к тому ж,   тайга кругом, а ведь пронюхали шпионы… Из космоса разглядели  что ли?  Дело прошлое. Так скувыркнулась моя жизнь ни за что ни про что, а потом и страна тоже скувыркнулась на ровном месте…
    По радио передавали  новости из мира науки.
   Это заставило Сергей немного унять свои воспоминания.  Диктор сообщал  об «опыте вне тела» —  «out-of-body experience».  Говорил, что это  феномен, что  возникновение его  связано с особой долей мозга.  По словам ученых, искажение восприятия нас внутри самих себя связано либо с конфликтом мозга и информации, поступающей от тела, либо с нарушениями в работе височной доли.   
— Ваше самоощущение — то, как вы ощущаете себя в пространстве, не происходит автоматически. Ваш мозг должен обрабатывать эту информацию постоянно. Он постоянно берет эту информацию, постоянно определяет ваше положение в пространстве, однако иногда эта интерпретация дает сбой, —  комментировал  русский  ученый.
 — Мы этот эффект переживаем постоянно, — сказала Ольга этому учёному с упрёком.
— Неужели?
— Актёрам   свойственно  выходить из собственного  тела, а  некоторые  даже не возвращаются…
   Сергей засмеялся.
— В каких только телах не приходится жить нам, актёрам… — вздохнула Ольга, будто ждала сочувствия.
— Наверное, эта способность отличает нас от животных.
— Осознают ли животные себя в своём теле? Вот, например, собака. Она ассоциирует себя со своим хозяином. И таким образом, осознаёт себя через присутствие своего хозяина. Заметим: осознаёт!  Актёры — как собаки. Их хозяин — режиссёр. Нет режиссера — актёр тоскует как собака.
  — Люблю собак. Я же охотник. Никогда не задумывался об этих эффектах или феноменах.  Я ассоциирую себя с детьми… И с машиной… Без машины  я не человек…
— Я — со зрителем.
— Каждый по-своему себя    ассоциирует, иначе говоря,  чувствует. Мир человека строится из форм и образов ассоциаций.
— Что ж  тут нового в этой учёной новости?
— Они говорят о механизме и о форме ассоциаций. Они определяют наше индивидуальное содержание, то есть сознание.  Искусство это знает издавна.  Искусство задаёт формы ассоциаций, близкие всем людям, поэтому искусство, особенно, театр и кино,  сближает людей.  Всякое человеческое «Я»  есть комплекс чувственных индивидуальных ассоциаций.
— Я больше про охоту люблю…
— Значит, ваше искусство — это охота.
— Я согласен с вами, что  охота — это искусство.
    Затем пошли  курьёзные новости.
— В зоопарке города Харбина на северо-востоке Китая два не скрывающих своей гомосексуальности пингвина попытались украсть яйца у своих гетеросексуальных соседей, однако факт воровства вскоре был обнаружен, и провинившихся птиц поместили в отдельное помещение, — сообщает британская газета Telegraph. По словам смотрителя зоопарка, у гомосексуальных пингвинов в период выведения яиц появилось совершенно естественное желание стать отцами…
   Сергей чертыхнулся. 
— Ох уж эти пингвины!
— Жалко  птичек! Любовь, мой друг, как Дух Святой  живёт и дышит там, где хочет,  сказал Монтень…  — изрекла Ольга
— Этот Монтень, небось, тоже видный пингвин. Все философы — пингвины…
— Я теперь ничему не удивляюсь…
—   Про пингвина я знаю другую историю.  Рассказать?
—  Если это не пошло…
— Обижаете! Я  детям на ночь рассказывал…
— Ну,  если детям, то и мне можно.
— Жила-была женщина на берегу океана, на мысе Доброй Надежды. Она потеряла  мужа. Он ушёл в море  рыбачить и не вернулся.     Она выходила  на берег  и подолгу высматривала его лодку. Как-то раз на берег выбросило обессиленного пингвина из Антарктиды. Она принесла его домой и выходила. Пингвин привязался к женщине. Он полюбил  женщину и всюду следовал за ней. В магазин, в церковь…  Он приносил в дом всякую всячину, тряпочки, стёклышки, вещи, чтобы порадовать женщину. Ему хотелось иметь детей-пингвинов. Однажды он принес на своих лапках  одно яйцо, потом второе. Когда женщина спала, он подкладывал  яйца под её живот. Когда женщина уходила, он сам высиживал яйца. 
   — Как трогательно! — вздохнула Ольга. Она  близко  к сердцу приняла эту историю,  уже воображала себя этой женщиной  с влюблённым пингвином.
  Сергей продолжал.
— И вот пришло время, когда скорлупа лопнула, а оттуда вылезла голова крокодила…
—   Ах! — испуганно воскликнула Ольга. 
— Дети любят страшилки.
—   Когда я ехала на самолёт сюда, попала в затор из-за  пингвинов и пчёлок,  — сказала Ольга.
— Что это было?
— Ну,  люди в костюмах пингвинов и пчёлок устроили маскарадное шествие, а их разгоняли. Было  так смешно!
— Вечно у вас кого-то разгоняют…
  Зазвучала песенка из  старинного кинофильма.
  «Девчата встречают весенний восход, встаёт он такой молодой, что кажется:  парень любимый идёт и солнце несёт над землёй…»
   Ольга невольно стала   подпевать: «И как хорошо, что в девичьей судьбе любовь утвердилась навек».
Сергей тоже подхватил: «И как хорошо, что навстречу тебе любимый идёт человек».
   Они спелись, водитель и актриса.  Каждый пел о своём.
      — Эта песня из фильма, как его… Вы помните этот фильм? — спросил Сергей. —
Там  ещё про двух сестёр, одна деревенская, а другая спекулянтка городская,  её играет Лидия Смирнова, кажется. Хорошо играет…— Не помню…
— Хотя в повести никакая она не спекулянтка, а просто женщина, устраивающая свою жизнь, правда,  не по-советски предприимчиво…  Из таких нынче выросли челночницы…
—  Ивана Пырьева?
— Да,  Павла Нилина.
— Не знаю…
—  А вспомнил: «Жучка», по  рассказу «Осень в Жухарях».
— Не знаю. В Жухарях не бывала… Осенью, видимо, там хорошо…
— Но мне нравится другой фильм по повести   того же Нилина  — «Единственная». Иосифа Хэйфица…  Вы помните?
— Нет.
—  Там  Елена Проклова  молоденькая такая, хорошенькая…
— Да, конечно, помню её  уж довольно-таки…
—  По рассказу «Дурь», кажется…
—  Всё-то  вы знаете, Серёжа, разбираетесь в кино,  — сказала Ольга  и подумала саркастически: «Или вам только кажется…»
— Я люблю старые добрые советские фильмы. Я вообще люблю этого автора. Когда впервые прочитал  в тюрьме «Варя Лугина и её первый муж», я увлёкся чтением и даже сам стал пописывать.
—  Что вы говорите!  Так вы пишете?
— Пытаюсь…
— Попытка не пытка…
— …То ли были, то ли сказки…
— Доброты не хватает сейчас, ушла куда-то доброта советских  людей, а у вас она есть в душе, я чувствую…
— Раньше и мороженое было вкусней, по тринадцать копеек за сто грамм, и пломбир  с льдинками. Любил, когда  мороженого в коробке   оставалось на донышке, последнее было вкуснее.
— Этот верно.
   Ольге не нравилось, что он   больше не вспоминает её фильмы. Лицо её поскучнело. Казалось, что она задумалась о чём-то своём или отвлечённом. Она не хотела признаваться, что ту вредную толстую девочку из фильма Иосифа Хейфица должна была играть она.  Ольга  отвернулась к окну.   
  По обочине дороги стояли солдаты  с автоматами наперевес.  Красивые и  мужественные, они мелькали как верстовые столбы. Она хотела спросить о них, зачем они стоят вдоль дороги, но   Сергей  опередил её:
   — …Странная история. Я   бы тоже ревновал  Проклову за такое поведение с мужчинами:  муж чуть за дверь, а она Высоцкого приглашает с гитарой. «Утро туманное»  распевают  по ночам с руководителем их кружка,. Тоже мне,  Тургенев с Виардо!   Это как понимать?  Любой мужик взревнует.  А была измена с её стороны? По фильму создаётся  впечатление, что была, а по рассказу ничего такого не было,  всё это  домыслы режиссёра. Он оболгал свою героиню. Так нельзя.  Зря он навёл напраслину на свою героиню.    
  Ольга молчала, утомлённая разговором.
— Они что музицировали за полночь при ребёнке, девочке, вредной такой? Вы там не играли?
— Нет. Пожалуй, разве что эту девочку вредную   могла бы играть в то время, —   Ольга засмеялась.
— Какого года этот фильм?  — спросил Сергей.
  — 75-го. Я вспомнила.
  — Да, это годы моей юности… Я освободился уже в эти самые годы перестройки, в апреле 85-го…
Они помолчали.   Сергей продолжил.
— Кстати, я вспомнил. Хотел спросить. Может быть,  вы знаете. У  Павла Нилина в рассказе «Загадочные миры» упоминается одна американская актриса немого кино  под инициалами Л.Г.  Там юный следопыт (дело происходит в двадцатые годы в Иркутске) захаживает в местный кинотеатр на фильмы с этой актрисой. Он тайно влюблён в неё,  скрывает свою любовь от напарника. Точно я, когда смотрел фильм с вашим участием…
— Лилиан Гиш! — радостно ответила Ольга.


Рецензии