Ана Бландиана. Тем мучительней пытка

И в других местах, во многих других местах, особенно в великолепных храмах эпохи Константина Брынковяну, я видела настенную роспись, до высоты человеческого роста испорченную надписями, варварски нацарапанными прямо на фресках. Но нигде вандализм не проявился так совершенно и исчерпывающе, как в этой пещерной церкви. Пещера находилась в нескольких сотнях метров над монастырем Бистрица, в живописном лесистом ущелье, по которому неслась речка с тем же названием, впадающая в Олт. В нее можно было проникнуть, романтично и с некоторым даже риском, по мостику, висящему между крутыми скалистыми берегами с царственными елями, а потом, пробравшись длинной низкой галереей, очутиться в большом зале, от которого отходили в разные стороны другие коридоры, более или менее тесные. Впечатление средневековой площади, в которую вливаются узкие кривые улочки, наверное, было бы полным, несмотря на прожекторы, освещавшие незавершенные формы стен и их поверхность, похожую на кожу рептилий, если бы мгновенные всплески крыльев и странная вибрация, как от линии высокого напряжения, не открыли нам присутствия летучих мышей, мгновенно оживив все детские страхи, все истории про ведьм и злые чары. Таково было место, где монахи Бистрицкого монастыря высекли в камне две церквушки с удивительной росписью, сделанной прямо на скальной поверхности. Сюда они прятали от турок реликвии и сокровища дольней обители. Я вошла, не питая особых эстетических иллюзий, привлеченная скорее необычным местоположением этих памятников, чем надеждой на их красоту. Может быть, поэтому меня и потрясла свежесть красок и чувств здесь, во чреве скалы. Неискушенность линий, напоминающая манеру икон на стекле, и живые цвета, не испорченные вековой влажностью голого камня, складывались, при слезящемся свете фонаря, в видения, в воспоминания, в символы. Я помню узкое лицо с огромными черными глазами, излучающее благородство, приближающееся к византийской живописи не по догме, а по силе изображения. Я помню фигуры двух мироносиц — нежных, как лепестки цветка, как бы одушевленных затаенным биением сердец, с мистическими очами и длинными набожными ресницами.
Но все эти линии и краски, все эти чувства и упования перечеркивались надписями. Имена и фамилии, место рождения, год от рождества Христова — прямо поверх лиц и глаз святых, через губы и руки мадонн, по божественным Троицам и сценам из Библии. Некоторые просто расписались, небрежно, где попало; другие аккуратно нацарапали свое имя вокруг голов, на нимбах. Были латинские буквы и современные даты, но была и кириллица, датированная началом прошлого века. Предъявлять обвинения следовало не эпохе, а только человеческой натуре. И, как всякое явление, которое я не могу понять, этот странный порок не дает мне покоя. Я могу понять мотивы преступления, причины войны, я могу понять мстительность или подлость, но я пасую перед смыслом этого надругательства. Оно, по сути дела, бессознательно, потому что ставит целью явно не разрушение живописи, а увековечение имени того, кто до нее добрался. Порча живописи — только результат этой деятельности, нацеленной против забвения. Но зачем тогда расписываться на дивной красоты фреске, а не просто на стене, столь же прочной, но не имеющей ценности и допускающей поэтому любое варварство? Уж не считают ли извращенцы, оставившие свои подписи, что бессмертие связано именно с уничтожением красоты? Может быть, они сочли, что их имя будет покрыто позором тем дольше, чем ценнее их жертва? Чем важнее персона, тем мучительней пытка, тем вернее бессмертие палача?


Рецензии
Дорогая Ася! Это не может не задевать любого нормального человека! Но ЯВЛЕНИЕ есть! А значит, необходимо понять его природу и суть! Полагаю, что Бландиана права - неосознанное стремление запечатлеться на чём-то особенном, а не просто на чистом камне... И Ваша публикация призвана внести вклад в дело проявления отношения к этим людям, к такому поступку - наивность невежества страшна своей искренностью и простотой.- Воистину могут не ведать, что творят! Общественное мнение важно для таких людей. Поэтому об этом надо говорить!.. Спасибо Вам! Как у Вас идёт Достоевский? Меня это так ...разрушало, что в своё время придумала читать в параллель с ...Джеком Лондоном - дабы снизить накал внутренний...

Наталья Коноплёва -Юматова   24.01.2012 09:15     Заявить о нарушении
На того, кто пишет: "Здесь был Петя", -- что на него может повлиять? Это все наши тонкости, наши ужасы и содрогания.
А Достоевский идет в плюс, читаю его, как нечто жизнеутверждающее, и за это спасибо Евгению Миронову. Он вернул мне Достоевского, который действовал на меня так же, как на Вас, разрушающе. Это отличная идея -- при таком восприятии читать его в параллель с Джеком Лондоном.Но сейчас -- сколько понимаешь про человеческую душу, сколько нюансов страсти, как серьезно про детские страсти! И сколько болезни! Болезнь -- как нормальный фон жизни. Так оно и есть. От страстей тело не выдерживает, все время подводит, и только Достоевский пишет об этой постоянной нашей немощи. Но это еще надо обдумать, Наташечка. Да и вообще -- вот сейчас говорю с Вами и чувствую, что изложение не поспевает за мыслью.
Будьте здоровы однако! Ваша

Анастасия Старостина   25.01.2012 00:02   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая, за Ваш комментарий! А я днём - в продолжение темы - вспомнила ...пляжи! - Никогда мне это, признаться, не нравилось: скопище обнаженной плоти и, главное: атмосфера ...коммуналки - все у всех на виду и на слуху: разговоры, взаимоотношения...- И, как итог, мусор, оставленный там, где были! - И что толку говорить их детям про то, что надо это унести с собой, если родители делают это! - Отсюда "Здесь был Вася"!

Наталья Коноплёва -Юматова   25.01.2012 20:36   Заявить о нарушении
Про Достоевского. Понимаю, что с возрастом воспринимается иначе, но ...пока не готова - вряд ли смогу быть более защищённой, чем 40 лет назад! - Скорее наоборот - острее ощущать несправедливость и чужую боль...

Наталья Коноплёва -Юматова   25.01.2012 20:38   Заявить о нарушении
Загляните, по возможности, в дневник на моей странице - от 24 января.

Наталья Коноплёва -Юматова   29.01.2012 12:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.