Маска, зеркало, свеча

МАСКА, ЗЕРКАЛО, СВЕЧА

   Жизнь одновременно серьезна, смешна и полна парадоксов. Она многомерна, и каждый играет в ней свою символическую роль. Увлечение венецианцев театром стало неотъемлемой стороной жизни, органично вошло в неё. Театральные подмостки нашли свое продолжение в повседневности. Маска превратилась в атрибут будней и праздников.
   Маска еще и метафора, в которой может раствориться, потеряться человеческая индивидуальность. Не всякому дано примерить ее на себя, не рискуя утратить свою уникальность прежде, чем она будет обнаружена. Действие маски магическое. Она раскрепощает, но вместе с тем предъявляет к надевшему ее большую ответственность. Злоупотребление маской, без понимания ее сути, заканчивается личностной деградацией.
   Лицо человека – тоже маска во всем многообразии символического смысла. Отсутствие мимической доминанты есть следствие душевного хаоса. В этом случае лицо превращается в личину, душа выхолащивается, а глаза лгут. Именно таковы, за редкими исключениями, личины чиновников. Сорвать с них маски – благородная задача искусства.
   Зеркало лагуны, зазеркалье парадно украшенных дворцов и залов, зеркальные отражения карнавальных огней в водах каналов давно придали венецианскому зеркалу мифологический статус. Зеркало рефлексии – как необходимый способ самопознания. Глаза собеседника – как зеркальная возможность разглядеть в них себя самого. Апофеоз метафорического: умение видеть в чем бы то ни было отражательную сущность зеркала.
   Отражать, выражая, – в этом смысл зеркала. Иначе говоря, смысл тоже отражается и выражается. Все существующее есть отражение объективной бесконечной идеи. Значит, на всё можно смотреть и всматриваться в это как в зеркало смысла, в зеркало внутреннего и внешнего познания. Осознание зеркальной сущности Мироздания и есть мудрость – сочетание милосердия, беспредельной глубины мысли и чувственного благоговения.
   Личина застилает глаза, искажает адекватность восприятия, омрачает внутреннее видение, закрывает сияющее зеркало Мира непроницаемой пеленой невежества. Поэтому так важен и ценен свет озарения – совершенствующимся знанием, восторгом удивления, беспредельностью чувственного.
   Источник физического освещения – свеча – древняя метафора мудрости. Закономерно превращение венецианской свечи в один из важнейших символов венецианского карнавала, как и вообще самой жизни.
   Творческий человек, осознающий свою уникальность, обретший индивидуальность выражения, одновременно сочетает в себе символическую суть маски, зеркала и свечи. Венецианская биеннале, как культурная преемница Венецианской республики, есть верный шаг к прозрению.
   Возжечь свечу душевной чуткости, вглядеться в сияющее зеркало близких и дальних глаз – человека, насекомого, камня, цветка, моря, звезды – и снять личину, обнажив подлинную красоту лица.


Рецензии