Февральский конкурс. 2 обзор. Игорь Царёв

Игорь Царев
http://www.stihi.ru/avtor/mogila

Обзор стихов «Редакции журнала Окна» за февраль (1 лига).
http://www.stihi.ru/2012/01/13/5434


Чтобы отчасти были понятны мои подспудные мотивы, откровенно субъективные критерии выбора и отсева в «конкурсном массиве» стихов, я постараюсь предварительно вкратце прорисовать свое видение ситуации, наблюдающейся сегодня в «мире слова».  Если кому-то сие кажется малоинтересным и необязательным, тот может пропустить первую часть этого обзора (многобукофф!) и сразу переходить к сути.
Итак.

Часть первая (необязательная для прочтения)
…Был «золотой век» поэзии. Был «серебряный век». Не знаю, как назвать сегодняшний поэтический период (некоторые именуют его «урановым веком»), но впереди мне видятся темные века, ожидающие приверженцев рифмованного слова.
За темными веками (хотелось бы в это верить!), возможно, последует эпоха Возрождения. Но нельзя исключить и другой, более печальный вариант – полное исчезновение поэзии в том виде, в каком мы ее сегодня знаем.
И это не просто предощущение. Хотя и это присутствует.  Для наступления темных веков есть на мой взгляд веские причины.  Причем, более глубинные и фундаментальные, чем те, на которые сегодня сетуют интеллигентные люди.
Да, «самая читающая страна» стала много меньше читать. Это печальный, но медицинский факт. Да, в России резко упал интерес к поэзии и печатному слову вообще. Да, массовая культура слова деградирует на глазах… Но ЭТО происходит не только у нас. И ЭТО, в свою очередь, является лишь следствием более глобального общемирового процесса, который я бы назвал «информационно-физиологической революцией».
Революция эта происходит здесь и сейчас, но мало кем замечаема. Для более четкого понимания процесса и его возможных последствий, сделаю небольшое отступление.
… Когда я учился в техническом вузе, то на первом и втором курсе мы еще считали свои курсовые работы на логарифмических линейках… Потом в нашей группе у кого-то появился первый калькулятор.  «Электроника». Он был дорогой, большой и тяжелый, но позволял считать без особых навыков (умение быстро и безошибочно возводить в степени, извлекать любые корни и умножать многозначные числа с помощью логарифмической линейки - было своего рода искусством, доступным не каждому).  Хорошо помню, как мы записывались в очередь на тот калькулятор. А уже через год они были практически у каждого…
Та же история в тот период происходила повсеместно. Так логарифмические линейки (незаметно, но стремительно и бесповоротно) исчезли с лица земли. А вместе с ними было вычеркнуто из опыта человечества и искусство счета на них.
Казалось бы, что в том плохого? Но недавно я видел результаты зарубежного исследования, где утверждалось, что уже выросло целое поколение школьников, которые не умеют считать в уме и даже простейшие арифметические действия способны произвести только с помощью калькулятора. Что самое печальное, (сравнивая их с тем, кто еще сохранил умение устного счета), исследователи обнаружили: соответственные изменения произошли и в строении мозга этих школьников. Грубо говоря,  у ребят, «умеющих считать только с калькулятором», извилина, отвечающая за устный счет, оказалась полностью «разглаженной».
Нечто подобное происходит сейчас и в области слова. Речь идет о вырождении (или, скажем мягче -  о деформации) так называемой «второй сигнальной системы». 
Понятие «второй сигнальной» выдвинул в 1932 году знаменитый Павлов (надеюсь, все помнят его со школы по опытам с собачками и условными рефлексами) для определения принципиальных различий в работе  мозга животных и человека. Павлов считал, что мозг животного отвечает лишь на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения. И возникающие в таких случаях ощущения составляют «первую сигнальную систему». Человек же обладает помимо того способностью обобщать и описывать мир словом. И слово, по выражению самого И. П. Павлова, становится «сигналом сигналов», вызывая в нашем организме порой не менее яркие чувства (химические реакции), чем реальные воздействия окружающей среды через «первую сигнальную систему».
В течение тысячелетий (!) человечество отрабатывало искусство передачи (и, что не менее важно, приема) чувств через «вторую сигнальную». Поэты и прозаики учились  создавать с помощью слова целые миры. А читатели нарабатывали «извилину», позволяющие видеть эти миры за буквами и словами. И не просто видеть, а ощущать - так же ярко, как если бы эти миры действительно существовали.
Благодаря этому, собственно, и возникла литература. А так же и литературные приемы (метафоры, гиперболы, образы, и пр. и др.), позволяющие конструировать из слов убедительные «иные реальности», воспринимаемые нами через «вторую сигнальную».
Через «вторую сигнальную» воздействует на нас и музыка, и живопись. Но слово (особенно после появление книгопечатания) на длительный исторический период стало наиболее массовым и удобным ключом ко «второй сигнальной».
Однако бурная техническая революция привела и к революции информационной. Изобретение братьев Люмьер положило начало. Потом появился телевизор. Бывший поначалу экзотикой, он постепенно вошел в каждый дом. Живые картинки оказались более универсальным и мощным средством воздействия на мозг, чем литература, где образы создаются  лишь с помощью слов. И как калькулятор бесповоротно вытеснил (Господи, как же недавно это было!) логарифмическую линейку, так широкое распространение видеоустройств вытесняет сегодня в общественном сознании печатные тексты. Картинка заменяет слово.  Тиражи книг, газет и журналов стремительно сокращаются. Зато растет время, проведенное человеком у экранов и мониторов.
«Слово», конечно, еще борется за сферы влияния. Это можно видеть и в поэтическом интернет-сообществе. Стали появляться плэйкасты, видеоклипы, сопровождающие чтение стихов - «буквенные динозавры» пытаются приспособиться к меняющемуся миру. Увы. Попытки хоть как-то визуализировать тексты (не хочется так думать, но логика событий рисует самые печальные картины) хотя и бывают иногда удачными, в глобальном общем и целом окажутся тщетными. Более того, они только ускоряют печальный конец. Дело в том, что чем меньше мы читаем (а это сегодня объективный процесс), тем быстрее у  нас сглаживаются «извилины», ответственные за преобразование слов в  чувства. Помните результат исследований школьников, которые разучились устному счету? Та же история будет и с «хомо сапиенсом», когда он из «человека читающего» окончательно превратится в «человека глазеющего». 
Стихи сегодня становятся все более и более кастовым искусством. Это, опять таки, медицинский факт. И потому, собратья по перу,  я  рад каждому из вас (вне зависимости от степени талантов), я горжусь, что вы  (несмотря ни на что) тратите бесценное время жизни на создание рифмованных строк. Стихи сегодня не приносят ни славы, ни материального вознаграждения. Но, в том числе и поэтому,  стихописание как таковое – стало сегодня вдвойне важным и благородным занятием.
Вы особая каста, вы «белая кость», вы «воины слова». Ведь писание стихов сегодня - один из невидимых фронтов непримиримой войны (см. выше) между словом и картинкой. И каждый из пишущих (волей или не волей, понимая или не понимая смысла происходящего) является бойцом этого невидимого фронта. И каждый способен повлиять (и влияет уже фактом своего существования) на ход этой войны.
А на кон, поверьте, поставлено многое. Ведь если слово все же проиграет, то, человечество утратит значительную часть того, за что человека можно было называть «человек разумный».


Часть вторая
Массив стихов за февраль (1 лига) согрел и добротной техникой текстов (как много сегодня стало  техничных авторов!), и оказался не провальным по темам (ибо, когда техника на приемлемом уровне, для меня важным становится то, О ЧЕМ пишет автор).
«Вторая сигнальная» работала. Многие строки вызывали сопереживание.
Любопытное наблюдение: я обратил внимание, что многие стихи, возглавляющие список по числу редакторских баллов, так или иначе, затрагивают тему смерти.  И вряд ли это случайность. Тема, как я уже сказал, на определенном уровне техники начинает играть важную (если не главную) роль. И по каким-то причинам тема смерти оказалась в этот раз в приоритетах.
Мне понравилось многое – если не целиком стихи, то строки и строфы…  Порадовался, что много в подборке стихов замечательного питерского автора Рахмана Кусимова, вместе с Андреем Румянцевым я с интересом посмотрел на «параллельных» котов, проходящих мимо окна  (http://www.stihi.ru/2009/04/24/3548), согласился с Дан Кешоном, что получки «по-женски месячны» (http://www.stihi.ru/2009/10/22/2504), взлетел «надутым шариком» в стихе Александра Коковихина  (http://www.stihi.ru/2009/03/28/5353),  ощутил волшебный вкус сливочного желе Ольги Забировой  http://www.stihi.ru/2010/09/04/8227 ), покатался на белом трамвае Димы Артиса (http://www.stihi.ru/2005/12/16-927), пробежался по водной глади с водомеркой Владислава Сергеева (http://www.stihi.ru/2007/11/04/2041 )...
Но нужно было отобрать лишь 10 текстов. Вот эта десятка. Тексты в ней практически равносильны на мой взгляд. И их очередность в списке определена чистой случайностью. Они выстраивались одно за другим не по качеству, а по мере того, как я вытаскивал их из массива 110 конкурсных стихов.

Вот мой сегодняшний выбор.


1. Темнота на кухне, сигарета
Мария Маркова
http://www.stihi.ru/2010/10/12/610

Темнота на кухне, сигарета.
Быт и проза – строчка на зубок.
Пролетала вестница-комета.
Падал на пол шерстяной клубок.
Шевели губами, прикасайся
к тонкой стенке: у соседей гул.
Тут полцарства или четверть царства –
сказочно застройщик обманул.
Но пространство ночью отступает.
Звёзды в небе белые горят.
Ходит боль, хорошая, слепая,
тыкается в старый звукоряд.
Всё ей внове – песенка на ощупь,
пепел, шорох, слёзы, пустота,
темноты безлиственная роща,
тёплый мех уснувшего кота
и – пока её не обманули
яркой вспышкой, не свели на «нет» –
человек растерянный на стуле,
сам себе и музыка, и свет.

Помнится, я уже включал этот текст в какой-то свой редакторский обзор. Не смог пройти мимо него и на этот раз. Он весьма документален,  рисуя человеческое бытие, но есть в нем и «четвертое измерение», уводящее в пространство высших смыслов, на что никакой 3D-телевизор пока не способен. Мария Маркова очень многообещающий автор. Я был рад, когда ей вручили президентскую премию. Как говорят в народе, дай Бог, чтоб не последняя (смайлик).



2. Церковная мышь
Алексей Ерошин
http://www.stihi.ru/2007/03/14-390


В церквушке старой
Посреди села,
Худой да ветхой,
Даже глянуть жалко,
Невидимая прочим прихожанка
За службой наблюдала
Из угла.
Едва в церквушке наступала тишь,
И паства,
Возымевшая по вере,
Толпою дружной выходила в двери,
На аналой
Вскарабкивалась
Мышь.
Зверушка кроткая
Холодными ночами
В церквушке
Находила стол и кров,
Питаясь крохами
Святых даров
И восковыми
Сладкими
Свечами.
И наблюдал
Небесный духовник
С улыбкой,
Как в пылу духовной жажды
Зверушка причащалась не однажды
Потертым переплетом
Книги книг.
Пергаментная гладь
Страны страниц
Приятно пахла ладаном и миром.
Пустынный храм
Казался мыши
Миром,
Наполненным
Сияньем светлых лиц.
Живя и с Богом, и с собой в ладу,
Наивными и круглыми глазами
Глядела мышь
Во тьму над образами,
На странную,
Далекую
Звезду.
И луч звезды,
Волшебный,
Неземной,
Тянулся к мыши всех препятствий между.
И ей казалось,
Лучик нес надежду.
И ей казалось,
Для нее одной.

***
Она преставилась под утро,
По весне,
В пресветлое
Христово Воскресенье.
Ей не было даровано
Спасенье,
Но послана
Незлая смерть
Во сне.
Бесплотной тенью
В бездну отходя,
Прозрела мышь,
Сомкнув земные вежды:
Звезда
Ее несбыточной надежды
Была дырой
От сгнившего
Гвоздя.

У этого стиха не слишком скрываемое  второе дно, ведь определение «церковная мышь» имеет несколько значений. Маленькая, но трогающая многих трагедия, где перед смертью «церковная мышь» разочаровалась в своей вере… Трогает. Я бы только закончил иначе: она разочаровывается, ей но все равно даруется пусть не спасение, но «незлая смерть во сне».


 

3. Привыкнуть
Алексей Григорьев
http://www.stihi.ru/2010/12/17/3626

Снег идёт, заметает, старается,
Постовой поправляет шинель,
И галактики разлетаются
В ослепительной тишине.

Чиркнет спичка в подъезде, как молния,
Человек покидает свой дом,
Ледяное глухое безмолвие
Ожидает его за углом.

Дверь откроется, вспыхнет на радужке
Золотой электрический свет,
И отправятся к чёртовой бабушке
Тридцать пять человеческих лет.

Что-то вдруг оборвётся, сломается,
Хрипнет радио, словно шутя,
Фиолетовый огненный маятник
Пролетит по трамвайным путям.

И останутся прутики вербные,
Снег в мерцающих звёздных лучах —
Не смогу я привыкнуть, наверное,
К совершенно обычным вещам.

И этот стих я когда-то уже включал в свой список. И вновь не могу пройти. Очень «кинематографично»  написано и в то же время это не просто картинка, клип, набранный из строк-образов, а вещь с философской подкладкой




4. Сухари
Ян Бруштейн
http://www.stihi.ru/2007/12/24/116

А бабушка сушила сухари,
И понимала, что сушить не надо.
Но за ее спиной была блокада,
И бабушка сушила сухари.

И над собой посмеивалась часто:
Ведь нет войны, какое это счастье,
И хлебный рядом, прямо за углом…
Но по ночам одно ей только снилось –
Как солнце над ее землей затмилось,
И горе, не стучась, ворвалось в дом.

Блокадный ветер надрывался жутко,
И остывала в памяти «буржуйка»…
И бабушка рассказывала мне,
Как обжигала радостью Победа.
Воякой в шутку называла деда,
Который был сапером на войне.

А дед сердился: «Сушит сухари!
И складывает в наволочку белую.
Когда ж тебя сознательной я сделаю?»
А бабушка сушила сухари.

Она ушла морозною зимой.
Блокадный ветер долетел сквозь годы.
Зашлась голодным плачем непогода
Над белой и промерзшею землей.

«Под девяносто, что ни говори.
И столько пережить, и столько вынести».

Не поднялась рука из дома вынести
Тяжелые ржаные сухари.

Умри любое кино!  В первом катрене – целая эпоха. Ни одно кино на такую концентрацию смысла не способно.  Эти четыре строки так самодостаточны, что последующие уже кажутся необязательными.





5. Уходить - это вечное право отцов
Анда
http://www.stihi.ru/2002/04/17-200

Кедры тянутся к солнцу руками слепцов,
Горизонт обещает снега и туманы.
Уходить - это вечное право отцов
По раскладу судьбы, по небесному плану.

Уходить, оставляя пустыми дома,
Оставляя сирот и рыдающих женщин…
…И опять между нами все та же зима,
Только вот расстоянье все меньше и меньше.

Я иду по засыпанной снегом лыжне,
По единственной в жизни надежной опоре.
Боже мой, ТЫ навеки остался во мне
Тонкой  ниточкой логики в том разговоре.

Я иду, продолжая бессмысленный спор,
Заполняю пробелы и правлю ошибки.
И мой собственный сын, подпирая забор
Смотрит вслед мне, идущему прочь от калитки.

Он со мной не согласен почти что во всем,
И уже подбирает свои аргументы.
Нам, наверное, проще бы было втроем
Он кричит мне «Постой!» И не слышит ответа.

Он упрямый, он будет стоять на своем,
Не внимая словам и хорошим советам.
И ему уже тесен мой маленький дом,
И ему уже воздух отравленный вЕдом…

Вот и все. Под ногой потерялась лыжня.
Ухожу по судьбе, по глубокому снегу...
...Пусть мой сын никогда не догонит меня
И оставит наш спор для идущего следом.


Близко. Написано как будто про меня. Сам хочу пожелать: «...Пусть мой сын никогда не догонит меня\ И оставит наш спор для идущего следом». Трогает и проникает. Спасибо, Анда.


 

6. Продавщица
Татьяна Шкодина 2
http://www.stihi.ru/2011/06/02/5071

Ты прячешь под улыбкой накипь лет,
Усталое лицо – под слоем пудры.
Хозяйка замороженных котлет,
И синих птиц… Смотри, какое утро!

Сегодня вопреки любой фигне –
Законам бытия или Ньютона –
Цветок герани спляшет на окне
И в руки сиганет тебе с балкона,

Из тесной пачки вырвется пельмень –
На волю! Вздрогнет птица голубая…
Сегодня, ты поверь, особый день
И сбудется фантазия любая.

Взметнутся над прилавком паруса –
Ну чем ты не Ассоль? И к черту годы!
Не тротуар – песчаная коса,
Не ропот Сплит-системы – шум свободы!

Замученные тушки синих кур –
Над городом поднимутся в полете…
Плыви за ними следом – в Сингапур.
Бананово-лимонный снова в моде.

Не думай ни о чем. Дыши, живи,
Иди вперед тропой канатоходца.
И, может быть, дыхание любви
Души твоей растерянной коснется.

Правдивое, но теплое стихотворение. Написано с любовью к лиргероине. И должно быть близко всем, кто помнит с детства сказку о синей птице. А то, что в реальной жизни это лишь замороженная курица… Что ж, на то и дан поэтический дар, чтобы даже в ледяной тушке на прилавке усмотреть проглядывающую сказку




7. Производит в воскресенье
Дмитрий Мельников
http://www.stihi.ru/2011/11/24/3498

Производит в воскресенье
свет медовый, как хурма,
перемену точки зренья,
избавленье от ума,

избавленье от печалей,
приобщение к дарам.
Поле по диагонали
освещает божий храм,

три колхозника на пашне –
эй вы, горе-дураки,
что вчера казалось важным,
в жизни вечной не с руки,

в ней, как бабушки при храме,
служат ангелы душе,
и поет в речном тумане
репродуктор на барже,

и плывут куда-то мимо
облетевшие сады,
берег – с точки зренья дыма,
с точки зренья дыма – ты.

Вот еще один пример, демонстрирующий возможности слова перед картинкой. За этими строчками проступает мир, который убедительно реален, но изобразить его с помощью кинокамеры и обычного видеоряда мне представляется вряд ли возможным.




8. Рыбацкое метафизическое
Стран-Ник
http://www.stihi.ru/2010/03/09/3159

Ночь - время клёва лунного сома!
Мы в темноте, по-брейгелевски слепо,
искали реку, сетуя нелепо                
на недостаток счастья и ума.
Был этот вечер выкурен, пропит,
забыт и втиснут в застеколье окон.
Свернулось небо в серебристый кокон,
застрявший в перигелиях орбит.
Но, осветив ближайший лес и лёсс,
всё взбаламутив, грузно и весомо,
надеждой растревожив хромосомы,
упало  нечто в засверкавший плёс.
Отозвалось безмолвием в груди.
Вдруг прожитое как-то измельчало,
притихло, прогорело, прозвучало
и разлетелось пеплом позади…
И стартовали искры от костра,
как корабли, в бескрайний чёрный космос,
земля вращалась - грандиозный компас,
вновь изрекали вечное уста…
Уха варилась, злились комары,
топорщил сом усищи на кукане,
томилась водка на камнях в стакане
и  затаилось завтра  до поры,
пережидая  буйный лунный свет.
Горчили росы – странное похмелье…
Мы изловить великое не смели…
И нечто тихо пряталось в рассвет.


В этом тексте между строк дышит Космос. И ускользающее «нечто» превращает набор обычных слов в обитаемую вселенную




9. Моему поколению Пепси
Посторонним Въ 2
http://www.stihi.ru/2010/04/18/1098

мы потерялись. Мир еще бежал,
не замечая то, что нас не стало,
но Бог уже нарезал по лекалу
себеподобных на замену нам,

и мы смотрели с грустью по утрам
в их светлые и правильные лица
пока брели к ларькам опохмелиться
по некогда знакомым городам.

наш горький век сдыхал среди витрин,
насквозь заламинированный ими,
а мы щенками, ищущими вымя,
искали теплоту среди руин


Печальный текст. Но причисляя себя к этому поколению, автор тем самым дарит ему и надежду, так как поколение рождающее поэтов не бессмысленно.




10. Леденцовое
Вирилори Вирилори
http://www.stihi.ru/2011/04/22/8952

На щепочке – прозрачный петушок
алее самых ветреных закатов..

Юродивый с пиджачною заплатой
у рюмочной.
Сквозь приторный душок
голов свиных с пугающим оскалом,
в руках проворных толстых мясников -
пласты парного мраморного сала.
Корыта скользких снулых окуньков
в прожилках тины.
Красный рот торговки,
мигрень бранящей, мужа и судьбу.
Силач, согнувший пальцами подковку
потом завьёт пружиною скобу.
Еврей, пропахший молью, синагогой,
Талмудом и ванильным пирогом
по скрипке водит «Чардаш».
Босоногий
мальчишка-вор споткнулся – в лужу лбом,
и кошелёк чужой летит под лавку:
«Забьют, скорее ноги уноси!»
Рябая баба пьяно голосит
«шумел камыш» у винного прилавка.
Соломинками тонкими свечей
торгуют златозубые земфиры,
и водит шумных куколок над ширмой
заезжий клоун с птицей на плече..


..пока ещё так сладок петушок
глазастого веснушчатого детства,
пока ладошке маленькой согреться
в руке отца щекотно и смешно –
в пыли базарной медным пятаком
мерцает жизнь, оброненная богом,
пока ещё не хожены дороги,
а смерть – не здесь, не с нами, ни о ком.


Калейдоскоп памяти, набор образов рассыпался бы бессмысленными осколками, но последние строки неожиданно складывают все в единую картину, в судьбу, которая еще прописана, но ей уже сопереживаешь

---------
Хочется оговориться, что выбранные мною тексты не идеальны. Есть в них огрехи и изъяны. Но, я давно убедился, идеальных стихов, как и идеального газа из учебника физики, в природе не существует. Не мне указывать авторам на мелкие недостатки. Придет время и они сами поправят что-то, если сочтут нужным. А я просто постарался получить удовольствие от того, что есть уже здесь и сейчас.



Часть третья

Это небольшая иллюстрация к первой части моего обзора, наглядно показывающая, как работает у человека «извилина» отвечающая за понимание текстов.
Если мозг тренирован, он легко прочитывает даже слова, написанные плохим почерком или с ошибками (если, конечно, в тексте вообще есть смысл). На это не способен пока ни один компьютер. И этого умения мы лишимся, если превратимся в «человека глазеющего».
Оцените какое удивительное умение мы можем потерять, попытавшись прочитать следующее:

94HHO3  COO6ЩЗНNЗ  ПОК4ЗЫ84З7,  К4КNЗ
У9N8N7ЗЛЬНЫЗ  8ЗЩN  МОЖЗ7  9ЗЛ47Ь
Н4Ш  Р4ЗУМ!  СН4Ч4Л4  Э7О  6ЫЛО  7РУ9НО,
НО  СЗЙЧ4С  Н4  Э7ОЙ  С7РОКЗ 
84Ш МОЗГ ЧN74З7 Э7О УЖЗ ПОЧ7N
48ТОМ4ТNЧЗСКN




От редакции

Если вы хотите сами попробовать свои силы в нашем конкурсе, то ваши стихи вы можете разместить здесь:
http://www.stihi.ru/2011/12/21/4598


Перед размещением своих стихов нужно внимательно прочитать правила размещения


С уважением
Администрация поэтического журнала "Окна"


Рецензии
На это произведение написано 177 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.