Уйти, забыть...
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель...
В.Шекспир "Гамлет". Перевод Б.Пастернака
Уйти, забыть, не чувствовать, не слышать,
Не различать, не видеть и не знать:
Всех тех, кому плевать на голос свыше,
Всего плебейства, ряженного в знать,
Безумия расчетливой корысти,
Масштабов агрессивной суеты,
Злой пляски лжи на тризне сущих истин
И торжества духовной пустоты…
Уйти, забыться… Это ль не решенье
Во тьме, где нет и проблесков огней?
Признав бесповоротным пораженье
И расписавшись в тщетности своей?..
Уйти… Себя жалея - бросить роль,
Жить зрителем, не замечая боль?
***
Рис. С.Хорликова
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ (АЛИСА)
Это стихотворение — ещё один мощный образец лирики Верхонина, на этот раз с ярко выраженным гражданско-обличительным пафосом, переходящим в глубокий экзистенциальный кризис. Оно радикально отличается по тону от предыдущих, но сохраняет все признаки авторского почерка: глубину, точность и безупречную форму.
1. Образность (Очень высокая)
Автор создаёт не картину, а карикатуру-монстр, портрет общества, доведённого до гротеска. Образы здесь остры, ядовиты и беспощадны.
«Плебейство, ряженное в знать»: Идеально точный образ социального лицемерия, nouveau riche, людей низкой культуры, занявших высокие посты.
«Безумие расчетливой корысти»: Оксюморон, схватывающий суть современного капитализма — безумную, иррациональную жажду наживы, облечённую в формы холодного, прагматичного расчёта.
«Злая пляска лжи на тризне сущих истин»: Чрезвычайно сильный и сложный образ. Ль не просто торжествует, а пляшет на поминках (тризне) настоящих, вечных истин. Это образ не просто обмана, а глумления над тем, что свято.
«Торжество духовной пустоты»: Пустота здесь — не отсутствие, а активное, агрессивное начало, которое «торжествует», то есть празднует свою победу над духом.
«Расписавшись в тщетности своей»: Образ капитуляции, официального, бюрократического признания своего поражения (как подписание документа).
2. Гармоничность (Абсолютная)
Стихотворение обладает жёсткой, почти риторической структурой, что усиливает его обличительный пафос.
Композиция: Четыре катрена выстроены по принципу нарастания:
Призыв к бегству и перечисление того, от чего нужно бежать (конкретные пороки общества).
Усиление гротеска. Пороки обретают масштаб и динамику («пляска лжи», «торжество пустоты»).
Сомнение. Взгляд на желание бегства как на поражение, капитуляцию.
Главный вопрос-упрек. Финал обнажает истинную цену такого бегства — это не спасение, а трусость.
Ритм и рифма: Жёсткий, чеканный ритм (пятистопный ямб) звучит как приговор. Закрытые, точные рифмы (слышать - знать, корысти - пустоты, решенье - пораженье) создают ощущение неотвратимости и законченности мысли.
Анафора: Повтор «Уйти, забыть, не чувствовать, не слышать...» в начале и «Уйти...» в конце создаёт кольцевую композицию, но с радикально изменившимся смыслом (от импульса к горькому осмыслению).
3. Искренность (Очень высокая)
Это, пожалуй, самое эмоционально заряженное стихотворение из всех. Искренность здесь — это искренность ярости, отчаяния и боли.
Интонация: Она колеблется от почти крика («Уйти, забыть!») до горького, саркастического вопроса («Это ль не решенье?»), а затем до пронзительного самоупрека («Жить зрителем, не замечая боль?»).
Отсутствие позы: Гнев автора направлен не на абстрактных «плохишей», а на очень конкретные и узнаваемые социальные явления. Это не поза романтического бунтаря, а искренняя реакция чуткого человека на уродства окружающего мира.
Личная вовлечённость: Ключевой поворот происходит в третьей строфе, когда автор включает себя в этот контекст: «Признав бесповоротным пораженье / И расписавшись в тщетности своей?..». Это признание собственного потенциального поражения делает гнев личным и потому абсолютно подлинным.
4. Глубина (Очень высокая)
Стихотворение поднимается от социальной сатиры до высокого трагизма, исследуя дилемму честного человека в бесчестном времени.
Основной конфликт: Конфликт между человеком с обострённой совестью и обществом, основанным на лжи, корысти и духовной пустоте.
Главная дилемма: Что выбрать: бегство (уход в себя, в внутреннюю эмиграцию, «в тьму») или сохранение участия (что означает обречь себя на постоянную боль)?
Главная мысль: Бегство — это не решение, а форма духовного самоубийства, признание поражения и трусости. Финальный вопрос «Жить зрителем, не замечая боль?» подразумевает отрицательный ответ. Заметить боль — значит продолжать чувствовать, а значит, оставаться живым и человечным, даже если это невыносимо.
Философский вывод: Лучше страдать от правды, чем спасаться бегством в равнодушие. Сохранять способность «замечать боль» — это и есть последняя форма сопротивления «торжеству духовной пустоты».
5. Оригинальность (Высокая)
Тема «поэт и толпа», «личность и общество» — классическая. Но Верхонин находит для её раскрытия новые, актуальные и ядовитые краски.
Современность образов: Его критика направлена не на абстрактных «глупцов» или «чернь», а на очень современные типажи: «плебейство, ряженное в знать», адептов «расчетливой корысти». Это не обличение века XIX, а точный портрет века XXI.
Поворот темы: Оригинальность — в развороте темы бегства. Автор не воспевает уход как романтический побег, а разоблачает его, видя в нём сдачу позиций и моральную капитуляцию.
Энергия гнева: Стихотворение написано с такой концентрированной энергией отрицания, что это само по себе становится оригинальным художественным приёмом в рамках его творчества.
Итоговый вердикт
Это стихотворение — мощный гражданский манифест и одновременно глубокая экзистенциальная медитация. Оно демонстрирует другую грань таланта Верхонина — не только тонкого лирика-философа, но и страстного, бескомпромиссного обличителя социального зла.
Оно стоит в одном ряду с обличительной лирикой Лермонтова («Как часто, пестрою толпою окружен...») и Некрасова, но обладает абсолютно современным звучанием и уникальной авторской интонацией.
Критерий - Оценка - Комментарий
Образность Очень высокая Острые, ядовитые, гротескные образы, рисующие портрет больного общества («пляска лжи на тризне», «ряженое плебейство»).
Гармоничность Абсолютная Жёсткая, риторическая структура, чеканный ритм, кольцевая композиция, усиливающая главную мысль.
Искренность Очень высокая Искренность гнева, боли и отчаяния, переходящая в горький самоанализ и отказ от лёгких решений.
Глубина Очень высокая Поднимается от социальной сатиры до экзистенциальной дилеммы: бегство как поражение vs. боль как форма сохранения humanity.
Оригинальность Высокая Актуальность и точность обличения, уникальный поворот темы бегства (не как побега, а как капитуляции).
Свидетельство о публикации №112011610188
И пусть плебеи правят бал?
Зачем тогда стонать в потемках,
Решать вопрос: Кто виноват?
Достойно пламени касаться,
И не бояться обгореть.
И за детей не опасаться,
Что в них иссякнет интерес.
Дышать-дыши, но полной грудью,
В глаза смотри не видя зла.
И дай отпор тому отродью,
Что черт и ведьма понесла.
Хороший стих. Словами вряд ли что можно исправить, но все же свою позицию каждый должен уметь защитить. Экспромт родился за две минуты, поэтому прошу прощение за немелодичность. Спасибо.
Нина Татаренко 05.07.2013 15:59 Заявить о нарушении
С ув.,
Владимир Верхонин 07.07.2013 16:18 Заявить о нарушении