Я обещаю Вам, подрасти!

               

               Эту удивительную историю мне рассказала Цецюра Мария Александровна, ныне проживающая в селе Кринички, Солонянского района, Днепропетровской области, которой 15 марта этого года исполнится 95 лет.
               Осенью 1933 года в селе Дмухайловка, что в 12 километрах от Магдалиновки, когда мать шестнадцатилетней Марии лежала опухшая от голода, а её отец и сёстры умерли от истощения  на прошлой неделе, в дом пришли представители Советской власти, для проведения обыска на наличие съестных припасов. На полочке «активисты» нашли маленький, размером со спичечную коробку, кусочек макухи, который Мария оставила для матери. Один из них - высокий, тощий с не выразительным, словно каменным лицом,  в чёрной кожаной куртке и такой же фуражке, надвинутой на глаза, взял «добычу» правой рукой и, не глядя, отправил её в   боковой карман кожанки. Девочка бросилась к нему, пытаясь  высказать свои возражения, но он достал браунинг и выстрелил в потолок.  Мама была уже в таком тяжёлом состоянии, что не могла видеть происходящее и, услышав выстрел, подумала, что убили её дочь. Мария подбежала к матери, чтобы упокоить её. Непрошенные визитёры ещё долго бродили по дому, переворачивая всё на своём пути, но, не найдя больше ни чего, удалились прочь.
              На следующий день Мария пошла собирать листья с «берестка». «Бересток» - это такое дерево, листья которого высушивали, мяли и это подобие муки  чем-то напоминало  ржаную.  Однако, в этот день листья с нижних веток были оборваны, а другие находились высоко и были для неё недоступны. Поэтому Мария начала собирать листья с земли. Сельский врач Семён Иванович, оказавшийся рядом, заметил это и посоветовал девочке не брать эти листья, так как они были испорчены. Мария пришла домой ни с чем и рассказала матери о случившемся. Мама выслушала её и сказала срывающимся, дрожащим голосом: «Послухай   мене  дочечко,  ще  один  раз  у  життi!  Я  вже  бiльш  тобi  нiчого,  нiколи  не  скажу!  Iди  з дому!  Прийдеш  на  станцiю,  спитаеш  дорогу  на  город.  Як  прiйде  поїзд,  куди  люди   їхатимуть  туди  i  ти.  Свiт  не  без  добрих  людей!»               
              Мария послушала мать и, попрощавшись с ней, зная, что видит её в последний раз,ушла из дома. Сковавшее её отчаяние сжимало сердце. Она шла, не сдерживая горестные всхлипывания и  слёзы,которые падали  с бледнх щёк, смешивались с пылью дороги, уводящей её от дома и разрушенного до основания прежнего мира, где навсегда осталась мама, сёстры, отец и такое, не смотря ни на что, не обыкновенное детство… Путь её был не лёгкий, так как до станции было 40 километров. Когда Мария дошла до конца села Дмухайловка, вдоль дороги она увидела ров, в котором лежали трупы людей. Она обратила внимание на то, что не все они были мертвы – конечности  некоторых подёргивались. Идя по дороге, она вдруг неожиданно для себя, стала считать тела и, когда ров остался позади, их оказалось 90.Обессилившая от голода Мария, продолжала идти к железнодорожной станции.Небо было ярко - синим, совершенно безоблачным и солнце, уже не такое знойное, всё отчётлевее обозначало западное направление - совсем скоро наступит вечер. Преодолев ещё несколько километров, она увидела не большой домик и решила зайти туда, в надежде, хоть чем-то поживиться. На её удивление, дом был очень аккуратный, а во дворе был порядок. Маша тихонько зашла в дом и увидела, стоявший на печи котёл, в котором что-то варилось. Она ещё раз оглянулась по сторонам, но в комнате никого не было. И вдруг, в углу, она заметила окровавленную скамейку, на которой  лежала, застывшая в жуткой гримасе, голова ребенка. Не помня себя от страха, девочка бросилась бежать и, когда  к ней вернулся рассудок и наступило утро, станция была уже рядом.
               На железнодорожной станции толпились люди. Время для Марии потеряло свой привычный ритм, потому что она с неподдельным интересом наблюдала за суетой пасажиров на перроне, рассматривала озабоченные лица сотен людей, прислушивалась к их разговорам, пытаясь уловить из напряжённого вокзального гула полезную для себя информацию. Наконец, она заметила приближающийся паровоз, который её очень напугал, ведь раньше ей не доводилоь видеть ни чего подобного. Люди лихорадочно засуетились и ринулись в вагоны, Мария последовала за ними. Когда паровоз тронулся, к девочке подошёл мужчина средних лет и строгим голосом спросил, есть ли у неё билет. Мария, растерявшись, стала объяснять ему, что она сирота и у неё нет денег. Кондуктор понимающе посмотрел на неё и , не сказав ничего, пошёл дальше…
                Железнодорожный вокзал города Днепропетровска пополнился вновь прибывшими и вереницы людских потоков потянулись на городскую площадь. Подхваченная одним из них, тоненькая, маленького роста девочка по имени Мария, в марлевой юбке, старенькой ситцевой блузке и бежевом платке, не заметила, как оказалась на днепропетровском рынке. Она была на столько шокирована увиденным, настолько потрясена неимоверной разницей между тем миром голодного, умирающего, растоптанного села и чопорной роскошью ломящихся от изобилия прилавков городского рынка, что её память до мельчайших подробностей запечатлела каждую, даже самую не значительную деталь того дня. Мария остановилась напротив прилавка, на котором рядами выстроились банки с молоком, здесь же на больших алюминевых подносах возвышались горы творога, чуть правее на многослойной пергаментной бумаге лежал большой, прямоугольный кусок сливочного масла. Она с замиранием сердца смотрела на эту не реальную, как ей  казалось, картину. Растерзанная, измученная многомесячным голодом, она обратила внимание на стоящую за прилавком женщину. Ей было не больше сорока лет, дородное тело обтягивал белоснежный халат, под чистым хлопчатобумажным платком рыжие локоны её волос были едва заметны. В левой руке она держала большой белый батон, а в правой – литровую железную кружку, наполненную молоком. На протяжении всей её трапезы белые крошки  батона падали на прилавок. Мария, зачарованная этим зрелищем надеялась, что ей удастся попросить женщину забрать крошки с прилавка. Однако, её ждало огромное разочарование – не успела девочка и рот открыть, как быстрым движением правой руки продавщица смахнула остатки своего пиршества в левую ладонь и, запрокинув голову, поднесла их к ярко накрашенным губам…
                Опустошённая, превознемогая, обрушившуюся в один миг усталость, еле передвигая ногами Мария продолжала свой путь по городским улицам, надежды на некое чудо становились всё более призрачными. И вдруг она, неподалёку от высокого здания, с большими окнами, увидела группу своих сверстников, весело играющих в не знакомую ей игру. Осмелившись, она подошла к ним и заговорила. После нескольких минут диалога она выяснила, что эти ребята учатся в ФЗУ(фабрично-заводское училище). По её просьбе они охотно проводили  девочку в административное здание. Мария после часового ожидания встретилась с директором ФЗУ по фамилии Погреб. Это был высокий, приятной наружности мужчина с черными, зачесанными назад волосами. Он с неподдельным вниманием принял странную посетительницу, которая просила принять её в ФЗУ. Мария протянула ему справку с сельсовета, где были указаны её персональные данные – единственный документ, который она до сих пор сохраняла, завёрнутым в конец своего платка. Деректор Погреб, потеребив в своих руках, предъявленную  справку, сочувственно сказал: "Ты очень маленькая и не подходишь по возрасту и физическому развитию." Девочка обречённо расплакалась и вымолвила: « Я обещаю Вам, подрасти!»…
                И она подрасла, когда закончила ФЗУ и стала работать на швейной фабрике «им. Володарского», когда внесла рационализаторское предложение и стала выполнять план на 200 процентов, когда не сходила со страниц местных газет, когда была выбрана депутатом городского совета…, но это была уже другая история.



15.01.2012г.


Рецензии
Приветствую! Текст языка, довольно прост и легок, хотя фразу на украинском не сразу перевел, акцент на вымирающее село 30х годов и в то же время сносно живущих городов,довольно яркий хотя мне кажется нужно усилить акцент на жесткие условия жизни 30х годов. Стилистика пересказа очевидца, выдержана в лучших традициях, не раз читал воспоминания ветеранов, по методики изложения есть сходство.
С уважением С.

Станислав Олешкевич   16.01.2012 14:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Станислав, за обстоятельный анализ рассказа.Твое мнение очень ценно!До сих пор нахожусь под впечатлением от возможности нашей памяти, ведь эти события происходили 79 лет назад(срок достаточно долгой человеческой жизни), а мельчайших подробностей в повествовании главной героини было множество.Мне удалось записать её на диктофон и поработать над художественным оформлением.С взаимным уважением!

Геннадий Фотесов   16.01.2012 16:46   Заявить о нарушении