С Васильевым днем!

                Картина К.П. Брюллова**


               
                14 января - Старый Новый Год*


Теплить свечку пред иконой
С Новым Годом – по закону
И Василия Великого просить:

Поднимая блюдо с мясом
Над столом старшой три раза,
После можно всех уж обносить.

"Чтобы свинки поросились,
А овечечки ягнились и коровушки телились", 
Деньги в пользу причта отдадим.

Побежали уже – глядь!
По соседям щедровать…
И везде, где хочешь, выпьем-поедим.

А под  скатертию  хрюкать,
Издавать  смешные звуки
Должен младшенький в семье был  под столом.

Изобилье – без обману -
Нынче нам не по карману,
Не в стране Советской, чай, живём…

Нынче ж не с кем, твою мать,
Кесаретского ломать…
Можно счастья только пожелать:

                «Новая година, будь деловита,
                из радостей сшита, добром покрыта,
                горем не разбита»






 * Старый Новый год (14 января – в народе Васильев день), у нас освящен столетними традициями. Он существовал еще с начала христианства на Руси (хотя тогда и назывался по другому), а может, и намного раньше – когда никто здесь не слышал ни об Иисусе, ни о Василии Великом.
Обычаи этого праздника своеобразны: на вечер 13 января наши предки обязательно готовили зажаренного поросенка. Дети и подростки ходили по домам “колядовать”, получая взамен от хозяев пироги и разные другие вкусности, а еще выпеченные из муки фигурки животных – чтобы наступающий год был щедрым и урожайным. Наколядованное потом съедалось самими колядовавшими: они собирались в какой-нибудь избушке, доставали еще к угощению выпивку и праздновали по-своему – с песнями, танцами, загадыванием загадок и всеобщим весельем.
Помнили и о церкви: кое-где в России в церковный приход селяне, каждый по своему достатку, привозили свинью – кто целую, кто половину, кто еще меньше. Из голов потом варились щи и съедались всей общиной, а остальное мясо принадлежало духовенству: продадут – и есть деньги на нужды прихода.

** Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года (отсюда название - "васильевский") особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи". Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым.      
Помимо того, что Васильев вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов ("еретиков" и "еретиц", "волхиток" и под.).               


                http://www.youtube.com/watch?v=xPxbXvh7L2w
                ПСАЛОМ 90 Живый в помощи


Рецензии
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.