Назначенную встречу не отнять...

                * * *
Назначенную встречу не отнять,
как неотступно наступленье лета.
Осталось только дрожь в душе унять,
приноровиться к солнечному свету,
раз в год сквозь тьму летящему к земле,
снимать запреты и ломать границы...

Мы круглый год встречаемся...
во сне,
а въявь - лишь сутки...
будто раненые птицы друг к другу льнём,
пытаясь насладиться
щедротами последнего мгновенья
на грани своего исчезновенья...

                03 июня 2006 г.


Рецензии
Вот это, Александр, из нескольких прочитанных подряд, объединенных одной темой (так уж попала, заинтересовавшись названием, в данный сборник, где биографическая линия)стихов наиболее совершенно и, думаю, в себя впитало самое ценное из прожитых мыслей и чувств. В прочитанном до него - у меня все слилось уже в одно общее - у вас пробилось признание о "унылых рифмах, приглаживающих стихи", как-то так. Это почти всегда - если поэт пишет много,подталкиваемый невозможностью молчать, во всех нюансах передает свою боль, надежду, разочарование, почти захлебываясь и оттого прибегая к каноническим формам, которые автоматически вроде бы упорядочивают мысль, помогают додумать, то в некий момент наступает усталость от этих канонов, этой пространности, дурной бесконечности. Как бы все многословное (без чего нельзя, разумеется) писание стихов - это бродящее, растущее тесто, и нужно усилие, чтобы этот огромный ком посадить в печь, откуда возьмешь уже твердый хлеб.
Бывает, дожив до благополучных времен, мы забываем это чувство невозможности не писать, когда, если не закрепить в письме переживаемое, оно способно нас разорвать, почти убить.
И тогда наступает молчание.
И я никогда не могла ответить даже себе - а стоит ли продолжать, а не пустые ли это игры - поэзия благополучных времен,поэзия из любви к поэзии, так называемая профессиональная.
В этом коротком стихотворении вы смогли писать, придерживая себя за руку, прислушиваясь к себе, обрубая лишнее, выдерживая градус в каждом слове. Ведь опасность пространности, многословия, главная, в том, что трудно выдержать без провалов, без воды, единый уровень.
Я еще почитаю, но, просмотрев даты в верхем сборнике, вижу, что вы сейчас пишите мало или публикуете мало. Очевидно, ищите себя. То есть критику новых стихов (критка давнишних не имеет смысла - доделывать, подправлять написанное годы назад - занятие сомнительное)я, расчитавшись, побробую дать в будущем.
Здесь - "сквозь тьму, летящему к земле" - не нужна запятая после "тьму", и она очень мешает интонационно, создавая паузу.


Галина Докса   05.10.2012 14:12     Заявить о нарушении
Третий день хожу в раздумьях над Вашей рецензией... Слишком много необходимо было объяснить, дабы хоть как-то "оправдаться" за прочитанные Вами стихи. К сожалению, многие из них писались не от "невозможности не писать", а в узко "профессиональных" интересах для ограниченного круга читателей в рамках моей редакционной деятельности. Стилистическая простота и так мне присуща, а в силу именно "спецконтингента" читателей, она была просто необходима. Конечно, не скрою, что "своё" тесно переплеталось с "чужим" в этих стихах, иначе их вообще бы не существовало, но "своё" необходимо было для подлинности и искренности изложения,- почувствовать чужую боль, как свою... "Зэки - тоже человеки". :) Только надо им об этом почаще напоминать. :)В том числе и побуждением к поэтической лирике. А в целом, сознаю, что нет никакой нарочитости в упрощении стихов, есть нежелание над ними работать, - дескать, уж "этим-то" и так сойдёт, дай-то бог, чтобы простыми словами их тронуть, доходчиво объяснить им их же чувства, переживаемые, но не высказанные.
А сейчас, в "благополучные времена", когда не требуется заполнение "Литературных страниц", пишу когда уже "подтолкнётся" душа. Поэтому и мало. А, может, и действительно, меньше поводов... К тому же, мои стихи - это не путь к профессионализму. Просто, когда говоришь о чём-то и, хочешь быть услышанным, надо говорить правильно, весомо и... красиво, в конце концов! :)
С огромной благодарностью к Вам,


Александр Купряков   07.10.2012 17:54   Заявить о нарушении
Примерно поняла. Конечно, при таких исходных условиях желательно дать предисловие к этому пласту, так как читатель оказывается в непростой ситуации, сами понимаете... Но возможно, оно и было, просто я читала с середины...
Вопрос об учете вкусов и уровня аудитории (сухо говорю не потому, что отстраняюсь от жизни, лишь для краткости), особенно если писать под заказ, чрезвычайно важен. Так пишутся простые хорошие песни в определенном жанре, причем чем сложнее автор, берущийся за писание песен (почти всегда - рассчитанных на простое восприятие), тем ему и труднее. Я бы никогда не взялась, но я не была и в таких обстоятельствах. То же - детская поэзия. Тут я сама в числе заказчиков, поскольку с раннего детства и до сих пор "Идет бычок качается, вздыхает на ходу" Барто - любимые стихи... Это в шутку.
Но отделка... Вспомним Высоцкого - практически все его стихи-тексты написаны не в жанре интимной лирики, а голосом народа, и для народа. Видимо, тут требуется мобилизовать весь артистизм. В. был уникальным актером.Вряд ли ему требовалась отделка. Он так мыслил и так чувствовал, воплощаясь в героев своих песен.И никогда не грешил стилизацией, этой подпоркой изощренности.
Кстати, сокрушался - "Я не настоящий поэт..." Да. Поэт не для поэтов, а для всех.
Шостакович, кроме сложнейших симфоний, писал изумительные по простоте и доходчивости песни.
поздний Пастернак. ОТверг сложность своего божественого раннего периода.
Искус предельной простоты рано или поздно встает перед каждым поэтом.
Все это очень интересно. Я где-то через пару недель, вернувшись из поездки, почитаю ваши более поздние стихи.

Галина Докса   08.10.2012 19:10   Заявить о нарушении
"Вспомним Высоцкого - практически все его стихи-тексты написаны не в жанре интимной лирики, а голосом народа, и для народа".
"Я себе по Ленину чищу"? Улыбаюсь. Не соглашусь в части "интимной" лирики. "Интимность" лирики Высоцкого выражена именно "голосом народа" того времени, когда "интимная" сторона прикрывалась нарочитой грубостью, без "сюсаканья" и прямых ссылок на чувства, проявлялась в поступках его ЛГ, коими зачастую являлись "благородные разбойники" и люди сурового склада характера, не привыкшие к открытой сентиментальности. Суровое время! Суровые обстоятельства.
«...Эти песни были бесхитростные, была, вероятно, в это время потребность в простом общении с людьми, в нормальном, не упрощенном разговоре со слушателями. На них обязательно были следы торопливости, это мои мысли, которые я привозил из своих поездок, а рифмовал их для простоты, чтобы не забыть. В каждой из первых песен была одна, как говорится, но пламенная страсть: в них было извечное стремление человека к свободе, к любимой женщине, к друзьям, к близким людям, была надежда на то, что его будут ждать. Помните эту песню: "За меня невеста отрыдает честно, за меня ребята отдадут долги."? Это - о друзьях, это очень мне близко: я сам в то время точно так же к дружбе относился, да и сейчас стараюсь. Так оно, в общем, и осталось: я жил, живу и продолжаю жить для своих друзей и стараюсь писать для них, даже для ушедших и погибших.» - В.В.
* * *
Эх, свобода! Ошарашит снежком,
Да таким! что хлопьями влёт,
А печаль на сердце стает стихом
У захоженных тюремных ворот.

Те, кто ждал, обнимут, как встарь,
И гитару, как дитя, поднесут.
Напоследок тявкнет пёс-пономарь*.
Для меня теперь один – Божий!- суд.

…Я гитарную струну подтяну,
Заскучавшим, заскрипевшим колкОм,
Закурю… В себя поглубже втяну
В горле ком, да с сигаретным дымком.

…Отрыдавшим за души упокой,
Предъявлю, что не погибла – жива!
Не удушит душу срок и конвой,
Не сотрут её судьбы жернова!
В снегопад 20-го марта 2012. г.Москва.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

*здесь: пономарь - «приставник», «привратник». В древней Церкви его обязанностью было неотлучное пребывание при священных местах…

Это, Галина, малая толика моего ответа на Ваше замечание, - не тот формат дискуссионной площадки.
Буду ждать Вашего возвращения! С уважением к Вам,

Александр Купряков   09.10.2012 08:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.