Рукопожатие Пикассо. Сага Соколовы

РУКОПОЖАТИЕ ПАБЛО ПИКАССО ЧЕРЕЗ ПОЛВЕКА!

               В 1968 году мне посчастливилось познакомиться с Маэстро Александром Александровичем СОКОЛОВЫМ!
               Знакомство переросло в дружбу и продолжалось 36 лет, пока Маэстро собираясь на  постоянное место наших встреч «под часами» на стадионе «Динамо» (Москва), 20 ноября 2004 года не Ушёл… за неделю до своего 70 – летия.
               Он несколько раз он гостил у меня в Литве, и однажды в 1977 году,
выполняя своё обещание, я привёз его на спектакль в знаменитый театр в  Паневежисе.
Его  режиссёром был Иозас МИЛЬТИНИС, с которым мы познакомились в 1965 году.
Я был единственным репортёром из столицы республики Вильнюса, приехавший на Его 50 – летний юбилей.
       Давали пьесу Августа Юхана СТРИНДБЕРГА «Танец смерти», которая  шла
в два приёма – утром и вечером.
Во время интервью Александру Соколову, который на то время был главным художником «Журналиста», где вёл рубрику «Рампа», Мильтинис рассказывал о годах и учёбе, проведённых в Париже – тридцатые XX века – где он начинал свою театральную карьеру с друзьями Жаном ВИЛАРОМ и Жаном – Луи БАРРО.
                В нелёгкие времена они решили снять себе помещение поменьше, на их чердаке обосновался Пабло ПИКАССО, который при знакомстве долго жал руку Иозасу.
В 1940 году он вернулся в Литву, и молва об этом рукопожатии  быстро разнеслась среди художников. Они приходили к Мильтинису, значительно и долго пожимали ему руку.
Таким образом, Маэстро Соколов через полвека ощутил «крепкое пожатие руки» Маэстро Пикассо.

Случайностей,
            Не бывает…

                Позже, в квартире Маэстро я любовался цветным Пикассо, исполненным
в технике резьбы по доске, и лихим графическим портретом  Жана – Луи Барро с его автографом!

Подробно знакомясь с архивом, я лишний раз убедился, как мне в жизни повезло:
так долго общаться с таким талантливым Человеком, которого в Советском Союзе называли «Советский Пикассо».
               
               Пусть меня осудят коллеги  СОКОЛОВА – художники, но тогда пусть выставят рядом с работами Маэстро свои рисунки, но всё же скажу:
с шестидесятых и по настоящее время, по моему мнению, второго такого талантливого рисовальщика на всём пространстве одной шестой Земли не было!
Последняя Его большая выставка проводилась в 1970 году в Дубне,
в Объединённом институте ядерных исследований. Потом было несколько небольших выставок
во французском, итальянском и американском посольствах.
                Больше работы Маэстро нигде не экспонировались. Надо учесть, что за редким исключением Он не дарил и не продавал свои работы, учитывая это и прошедшие 20 лет  «перестройки», творчество Маэстро было напрочь забыто.
                А ведь были аплодисменты, радостные восклицания и, естественно,
«муки зависти» коллег, видевших лёгкую руку художника, который прямо – таки на ходу мог нарисовать «шарж», и в нём точно угадывался характер героя рисунка.
Позже Он многократно возвращался к эскизам, наброскам и делал обобщённые портреты их героев, большинство из которых публике неизвестны!
                Александр СОКОЛОВ рисовал не только деятелей кино, начиная с первого Московского Международного кинофестиваля в 1959 году. Его «рисунография» деятелей культуры XX века насчитывает более 600 известнейших имён из 21 страны, а по плотности
на квадратный метр известных миру личностей, я думаю, не имеет равных.
Моё убеждение основано на том, что Александр Александрович СОКОЛОВ часто использовал фотографию для создания своих графических импровизаций, собирая досье из журналов и газет.
                В этих досье такие имена, как Э. ХЕМИНГУЭЙ, Ф. МИТТЕРАН, Б. КЛИНТОН, непосредственные встречи с С. ЛОРЕН, К. КАРДИНАЛЕ, Ф. ФЕЛЛИНИ, Ж. ФИЛИППОМ, Ж. МАРЭ,
Р. КАРМЕНОМ, Р. ГАМЗАТОВЫМ и многие другие славные имёна, которые представлены в альбоме.
Кстати, с кинорежиссёром Романом Карменом и народным поэтом Дагестана Расулом Гамзатовым Он был в большой дружбе.
                Не думаю, что  в Мире есть другой художник, который смог бы за долголетнюю творческую жизнь создать столько портретов VIP персон, встречаясь «вживую»
со своими героями.
                Используя нечастые поездки в Москву, с 8 января 2008 года я сел разбирать архив, и к июлю 2011 года большая часть работы была закончена. И теперь, можно
с уверенностью сказать, что творчество Маэстро возрождено для дальнейшей Жизни.
                Подготовленным к печати альбомом мы хотим познакомить возможных читателей, с разнообразным творчеством Маэстро, не претендуя на анализ его творчества.
Мы кратко снабжаем это издание энциклопедическими указаниями, расшифровываем имёна героев работ Маэстро, надеясь, что любопытный читатель все дополнительные сведения найдёт в «Его Величестве» – Интернете.
                Надеемся, что мы будем не одиноки на пути возрождения к Жизни одного
из талантливейших «шестидесятников» среди русских художников второй половины XX века!

Валерий Корешков


Рецензии