J-тое начало

   К данным размышлениям привела беседа с одной приветливой и умной дамой на
её странице стихиры. Образ книгочея на берегу ручья.
   Я уже писал о своём видении законов развития (структурирования информации)
в косном пространстве. О законе фрактала: рост из почки, самоподобие и т.п.
Но в природе наряду с процессами развития существует и деградация. В работах
физиков 19-го века есть понятие энтропии и сейчас наиболее распространены
не только в физике рассуждения о следствиях второго и третьего начала
термодинамики. Энергия не может передаваться от более нагретого тела к
менее нагретому и не может переходить из бесструктурной в структурную
форму. То есть, информация (организованность) склонна не самообразовываться
а, напротив, расворяться в окружающем мире.
   И вот тут колёсики начинают скрипеть: "Как это так? Весь окружающий мир
наполнен информацией." Да и второе начало не выводится из изначальных
подходов, как, например, Галилеева или Лоренцева теории относительности, а
постулируется. Ну и что, что наблюдаемо в физических экспериментах? Вон,
появились недавно замеры, при которых конечная скорость света оказывается
под сомнением.

   И я начинаю нести полнейшую отсебятину.
   Итак, сидит книгочей на берегу ручья и размышляет. Где-то на необъятных
просторах океана поднимается из глубин вода, а может, приходит от берегов
и начинает вытеснять такую же, но нагретую воду вдоль Атлантического жёлоба.
Огромная океанская река течёт и к северу от Канар постепенно испаряется,
сталкивается с холодными Гренландскими потоками и в виде закрученных облаков
отправляется на континент. Вот эти облака и циклоны уже есть некая водо-
воздушная структура. Над континентом облака поднимаются нагретым воздухом
земли на большую высоту и на холоде структурирование продолжается: растут
мелкие кристаллики, слипаются в градины и падают, превращаясь в капли вниз.
Это летом. Зимой кристаллики слипаются другим образом, но летят тоже на
землю. В виде снежинок. И начинается деградация. На земле снежинки превраща-
ются в сугробы, а далее в лёд. Всё. Разрушение (деградирование) произошло.
    Новое состояние. Вода на земле, но приглядимся внимательнее, вода на Валдае,
чаще болотная, кислая, а в Оке (граница лесостепи + известняк - щелочная). Ручей
от ручья отличается, речушка от речушки. Ручьи текут, сливаются в реки, те
тоже соединяются, Кама (от Урала) впадает в Волгу и так далее. И состав воды
выравнивается. В конце концов вода впадает в море (озеро, океан), теряет
механическую энергию и разбавляет солёную воду. Всё выравнивается. Вот
теперь наступает окончательный распад прежнего разнообразия.
   Что же получается? Деградация - не просто распыление, растворение и распад,
а некоторый структурированный процесс, древообразный. Развитие и распад -
два состояния одного и того же кольца. И можно представить это кольцо в виде
двух деревьев, соприкасающихся кронами, только одно дерево растёт вверх,
второе - вниз. Есть стволы (Гольфстрим и низовья большой реки), ветви (облака
и реки) и капилляры (кристаллы льда в облаках и сугробы).
   Универсальны ли такие механизмы? Скорее всего, да. Возьмём космологию.
К концу 19 века, в начале 20-го, до открытия Эйнштейном связи массы с простан-
ством тепловая смерть Вселенной была вопросом практически решённым, тем
более, что "красное смещение" подтверждало разбегание галактик. Второй закон
термодинамики работал. Вселенная должна была расширяться остывать. Но
тщательная работа над ОТО привлекла интерес к сингулярностям (деление на
ноль), были на кончике пера обнаружены  "чёрные дыры". А нынче имеются
наблюдения (http://www.topnews.ru/news_id_44778.html), объясняемые их
наличием. Это вызывает особый интерес, т.к. непонятно, куда девается
энергия (информация), поглощаемая этой дырой. Исчезает? Есть экзотические
идеи наподобие "кротовых дыр".
   В последнем по времени интервью Стивен Хокинг подтвердил ("I used to
      think that information was destroyed in black holes. But the AdS/CFT
      correspondence led me to change my mind. This was my biggest blunder,
      or at least my biggest blunder in science."
,
http://www.utro.ru/articles/2012/01/06/1021045.shtml), что
информация в чёрной дыре не исчезает. Если пойти дальше, то можно предпо-
ложить, что она сплавляется в одно целое. Деградация канализируется в чёрную
дыру. Что дальше происходит, никто в настоящее время определённо показать
не может. И что делать с красным смещением?
   Как что?  Во-первых, первоначальное объяснение такого явления за счёт
Доплеровского эффекта (специальная теория относительности) дало неточные
числа, и сейчас принято гравитационное объяснение. Во-вторых, не может ли
вносить вклад в смещение восстановление материи, как, скажем пот из пор?
Нелинейные процессы. Впрочем, пусть физики об этом сами думают.

   А в человеческом обществе? Попробуем. Давным давно на берегах Критского
моря появились довольно развитые человеческие посёлки. Они росли, люди, их
населяющие, учились строить и ремесленничать. Они завоёвывали, их завоёвы-
вали, эстафетная палочка переходила из рук в руки. До самого Тирренского
моря. Я не буду рассуждать ни о республике, ни об изощрённых искусствах и
ремёслах. Перейду к Империи. Строгие нравы Республики сменились кабаками и
борделями. Греческие поначалу игры воинов на свежем воздухе под сенью богов
сменились убийственными шоу специально обученных людей. И где-то между
династиями Юлиев-Клавдиев и Флавиев Рим проходит "точку Бодлера" (предлагаю
назвать так), когда эстетизируется распад. И символ - Колизей. Временной
этап, когда вступает в силу Паттерсоновский "закон ворсового ковра", т.е.
богатство форм и искусств предвещает неизбежное падение. Система отяжелела,
ресурс развития подходит к исчерпанию. Образуются мелкие кристаллики.
   Можно говорить о каналах разрушения, таких, как династические войны,
нападения готов, гуннов и других варваров, но главный шлюз (канал деградации)
открывается в 311-м году: Миланский эдикт. Да, христианство с его идеей
нестяжательства, притягательной для низов становится руслом селя. Константин
уезжает на берега пролива в город теперь уже базилевсов, а Рим через 80 лет
сливается в варварство, а далее в море разнообразных соверенств.

   Может быть, не всё верно, не историк я, однако всякий распад (лень) дви-
жется по направлению наименьшего сопротивления в отличие от развития,
преодолевающего сопротивление. Деградация подчиняется законам физики
(эйконал). Так как окружающее пространство неравномерно, то распад сначала
течёт плоско, затем промывает себе ложе, но неизбежно стремится в максимально
низкое место по проложенному руслу, вынося в эту низину осадки.
   Таковы революции. Есть буревестники, романтики, которые зовут грозу, есть
те, кто революцию ненавидит, но самым разумным считаю холодный взгляд на
стихию. Такое событие - поток, в который канализируется деградация, распад
отяжелевшей прежней системы. И этапы её неизбежны: воодушевление, красное
колесо, термидор. Канал деградации. В мягком или жёстком исполнении каждый
этап. На выходе - мсье Бонапарт на барабане.
   Стоит отметить две точки в месте соприкосновения крон (см. выше). Середина
19 века. Импрессионисты (не надо считать, что критикую, они мне нравятся)
отказываются от тонкой кисти и лессировки, выставляют фактически подмалёвок.
Примерно в это же время - "Цветы зла". Случайно? Вряд ли. Пифия (пифии?)
предвидит тенденцию к деструкции. Если у Моне (и других) - попытка разглядеть
суть, не вдаваясь в детали, хотя и разрушение, то у Бодлера - любование
распадом. И поэтому предлагаю точку угадывания распада назвать точкой Бодлера.
   Дальнейшее развитие в изобразительном искусстве - разложение на движения
(кубизм) или огрубление формы (Филонов, Малевич и другие). И финал, когда
становится ясным, чем всё должно закончится на примере панно с фотографиями
дивы. Точка Уорхола (вторая), в данном случае - распад в фастфуд. Есть и
более мелкие русла: фашизмы, социализмы, стадионы. Но основное русло
намечено. Где низина пока неясно, как неясно, какие растения там будут
произрастать, какими гольфстримами поток обернётся, всё неведомо. Но русло
известно.
   Ну и ладно, Бог с ними, политикой, обществознанием, физикой. Мы сейчас
на поэтическом сайте. Имеет ли вышеописанное какое-то отношение к стихире?
Имеет, очень даже имеет. Давайте размышлять от печки, от серебряного века.
Я лично не стал бы относить к серебряному веку, как это иногда случается,
только линию Блок-Брюсов-акмеисты. Пышная крона поэзии - это и мужицкие
поэты (Клюев, Есенин), и футуристы, и "ничейный" Хармс, и советские
романтики (Светлов и др.). Можно перечислять дальше, но всё - разные
направления, различное отношение к жизни, форма, лексика. Ветви, листья,
крона. Но уже в 40-е начинает уходить поэтическая глубина и многослойность,
прорастают пафос, стереотип, крики. Поэзия катится под уклон. Не спасают
60-сятники. Многословие Бродского, пусть и глубокое указывает на один из
потоков. В 70-е - 80-е множественные кружки, клубы, молодёжные объединения
нарастают, как снежный ком. Всё направляется к поэтическим сайтам, где
самый многочисленный - стихиру.
   Массовый форум, где стихи пишутся по принципу: проснулся, глянул в окно -
и за конторку к нотеку. Даже люди, у которых встречаются жемчужины впадают
в поток. Быстрее, быстрее, выписаться, не успев вдуматься. И напрасно Илья
и некоторые другие воюют с графоманством. Это - один из признаков, одно из
следствий потоковости. Да и каждый может припомнить не один стишок
(черновик), с дуру вываленный на общее обозрение без серьёзной проработки.
И все друг друга читаем. Мясорубка, поэтическая мясорубка, фарш для мозгов.
   Но кто сказал, что всё плохо? Во-первых, кроме прямого назначения стихо-
сложение - тренировка умения излагать. Возвращение к нормам и формам языка.
Мы же со временем, не работая в науке, забываем её детали, сохраняя только
концепцию ("когда выученное забыто"). Да и не у всех были в школе сильные
словесники. И массовое поддержание уровня языка - здорово.
   Во-вторых, в нижнем течении потока (см. выше) уже начинают образовываться
новые структуры. Вот и на стихиру образуются области, круги, сообщества, где
конденсируется достойное понимание слова. Образуются точки кристаллизации.
то есть информация в этой чёрной дыре не теряется, не размазывается. Где та
низина, чем всё закончится, пока неизвестно, но надо спокойно относиться к
тому, что ты - часть гумуса. Живой почвы.


Рецензии