Слова

Слова, слова, слова... Что проку в словесах,
Когда в них больше лжи, чем звёзд на небесах?
Хоть так их переставь, хоть выстрой по ранжиру,
Хоть громко прокричи, хоть тихо спой под лиру,
Хоть красок не жалей, ни ярких, ни искристых -
Не скрыть за ними что не честно иль не чисто.
Мой дорогой поэт, как ни печально это,
В любых твоих стихах лишь мысль твоя воспета.
Нe к истине пути, нe средства постиженья -
Твои стихи лишь способ самовыраженья.
Слова, слова, слова... Что проку в словесах?
За них держать ответ тебе на Небесах.


Рецензии
Не читая Литинского (да Бог с ним! всех не перечитаешь), пробежав по отзывам-рецензиям, может и неправильно пойму, что именно донести хотели. Но мысли мои - те же слова, в сущности, как-то сами с собой не в ладу оказались. Слова ли, поступки - да все и есть способ самовыражения. А путь к истине - вЕдом ли он кому? А может проще ко всему этому? разве плохо, если пейзажная лирика пленяет своей красотой? А стихи о любви счастливые ли, печальные, так трогают душу? Поэзия, как музыка, как живопись - все говорит на своем языке. И только от нас зависит - каков смысл, нами в него вложенный.

Татьяна Мировая   07.11.2012 18:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за неравнодушный отклик и за то, что поделились своими мыслями.
"Слова" получились очень неоднозначными и многослойными.
Впрочем, "получились" не совсем верное слово, иначе бы не вызвали никакого разлада в понимании...

Боюсь, что коротко ответить не смогу...
А это первый признак того, что простого и ясного ответа у меня нет...

Только сначала замечу, чтобы Вы потом неправильно не толковали, что я вовсе не против пейзажной лирики и стихов о любви. Полагаю, мне не надо упоминать о том, что и сам о любви пишу. Что до пейзажной лирики, то должной красоты у меня нет, на пару попыток рифмованного этюда у меня найти тоже можно. Так что я не против.

Хотел было написать, что я за то, чтобы у всякого стихотворения был смысл, но это тоже не совсем верно. Если оно ПРОСТО способно передать читателю настроение, состояние, эмоции автора, то и это мне тоже очень нравится, хотя я не отношу себя к любителям пейзажной лирики (оставляя этот жанр другим читателям и почитателям).
Чем стихотворный пейзаж отличается от живописного? По-моему, только использованными автором средствами... А картины с пейзажами я очень люблю.
Но, в данном случае, для меня, что пейзажная, что любовная лирика, выступают всё-таки формой, формой той мысли и тех чувств, которые пытался передать автор.
Да, это, безусловно, самовыражение, поскольку автор преломляет весь мир, будь то природа или любовь, через себя и выражает именно свой взгляд. Но автор всегда знает, зачем он это делает. Это может быть не всегда видно и понятно с первого взгляда или прочтения, но за каждым произведением, на мой взгляд, стоит это ЗАЧЕМ.
Само по себе самовыражение ради самовыражения своего Я - вот то, против чего я написал свои строчки.
Поделиться каким-то открытием, пусть это "всего лишь" открытие Красоты Природы, каким-то способом и путём постижения, приближения к истине, попытаться кого-то предостеречь от собственных ошибок, предупредить, показать красоту и высОты любви или бездны падения - что-то подобное, на мой взгяд, должно стоять за словами поэта.
Если этого не видно, то, может, быть стоит посмотреть ещё раз или под другим углом. Когда мне никак не удаётся понять, зачем написано стихотворение, если мне не удаётся понять чувств и эмоций, которые хотел передать автор, то я считаю, что это стихотворение написано не для меня, и иду с к следующему... Я не говорю: "Хорошо" или "Плохо",- а просто иду дальше...
Но бывает и так, что автора знаешь лично и прекрасно видишь, что слова "подобраны" для рифмы, для хлёсткости, звучания, но никак не выражают, просто противоречат взглядам, словам, поступкам, другим стихам самого автора. Может, потому я и не поэт, что для меня содержание всегда важнее формы и я не приемлю, когда суть меняют в угоде рифме или звучанию. У Поэта, в моём персональном дилетантском понимании, форма должна находиться в гармонии с содежанием и усиливать суть. Сам я так не умею, но и других за это не сужу...
Между прочим, сами "Слова" обращены и ко мне самому, как ни горько это признавать. Так вот и получилось некое "обобщение", инициированное моим личным восприятием чужих строк, перешедшее в оценку восприятия со стороны моих собственных... Я знаю, что некоторые именно так воспринимают мои собственные попытки писать стихи...
Вы правы - поэзия, музыка, живопись говорят на своём языке, но и язык (ЛЮБОЙ) лишь форма передачи мысли. Поэтому для меня очень важно, чтобы это были не слова ради красоты слога, не одно сплошное Я, Я, Я (вот, как я умею!!!), а какая-то мысль, которую автор пытался передать другим людям.
Вот, об этом я пытался (не самым удачным образом;-) написать...

Не знаю, Татьяна, сумел ли я как-то пояснить то, что пытался выразить этими строчками, вызвывшими разлад между Вашими мыслями, но я попыталя, как сумел...

С уважением и извинениями за задержку с ответом (был 8 дней отлучённым от Итнернета),

Сергей Марков-Владимиров   12.11.2012 14:58   Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей. Согласна с Вами однозначно и по всем пунктам. Собственно, у меня и расхождений в этом не было, видимо мне просто надо было вникнуть в это глубже, что я не сделала, потому и получилось, что получилось. Ваши слова были по сути ответом на что-то, что я не удосужилась для себя разъяснить. На моей страничке сейчас одно стихо, мне бы хотелось услышать Ваше мнение не столько по его изложению и литературной форме, меня беспокоит, смогла ли я передать парой лишь конечных строчек свою гражданскую позицию, потому как ради нее и писала. Ваше мнение мне дорого, у Вас хорошая логика.

Татьяна Мировая   12.11.2012 16:18   Заявить о нарушении
Прочла еще раз. Нет, Вы все-таки очень строго подходите к себе, как к автору. Когда читаю пейзажную лирику, например, мне совсем не хочется искать в ней какого-то смысла. Я просто вижу и серый осенний дождь, и он созвучен моему настроению сегодня, и восторженность весны ВИЖУ, и застой жаркого лета, и по тропинке запущенного парка иду рядом с автором. И в какой-то момент это помогает мне жить, хотя вряд ли автор ставил для себя такую цель. Может и не важно, была ли цель, важно, что я нашла для себя.

Татьяна Мировая   12.11.2012 17:22   Заявить о нарушении
Таня, Вы абсолютно правы: читатель "находит цель" для себя. Но, согласитесь, если в стихотворном пейзаже не заложено позитива, он вряд ли "поможет жить"? Я не говорю, что всё должно быть в мажоре. Я тоже очень люблю грусь и не считаю её ни пороком, ни чем-либо предосудительным. Но ведь и грустить можно по-разному, разве нет? Ведь даже само слово "ОСЕНЬ", например, имеет множество оттенков и воспринимается людьми совершенно по-разному! Конечно, это дело вкуса, но когда я вижу или слышу об осени, как лишь об увядании, конце замечательного лета (всё хорошее уже прошло и кончилось), как самом последнем конце, без лучика надежды и проблеска света, ...я просто не могу понять, зачем автор не показал той красоты, что она несёт с собой и того, что будет дальше?
В начале прошлого отклика я писал, что это не обязательно должна быть какая-то чёткая мысль, идея - это, действительно, может быть сосояние, настроение. Пусть грусное или даже трагическое, но обязательно с позитивной ноткой, с надеждой...
Из обречённости, на мой взгляд, надо искать выход, а делиться со всеми нужно только позитивом. Когда самому черно, разве стоит раскрашивать весь мир чёрными красками. Мне это напоминает ребёнка, который считает, что если ему плохо, то пусть и всем будет плохо... Впрочем, это уже совсем иной оттенок нашей темы, поскольку формально желание отравить другим жизнь тоже можно назвать идеей...
Лучше не буду продолжать...

С наилучшими пожеланиями,

Сергей Марков-Владимиров   12.11.2012 19:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.