Буддизм в Бурятии. Глава 8

КАК ФИЛОСОФИЯ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В РЕЛИГИЮ?




С появлением человека ,, разумного,, мыслящего и воплощающего свои мысли в жизни появилась философия – самая древняя из наук. Из её недр вышли все другие науки как математика, логика, астрология, письменность и т.д.

  Философия – матерь всех наук и это надо признать.
  Человек, однажды познавший абсолютную истину вещей, явлений и понятий, уже ни в чем не сомневается.  Человек стал обладателем истинных знаний. Истинные знания делают человека сильным, уверенным в себе. С помощью железной логики, применяемая в знании абсолютной истины, выстраивается стройная система конкретных знаний.
  Логика философии помогает правильно выражать свои мысли через речь и письмо, логически правильно философствуя и показывая на своем примере, убеждая людей, обладая ораторским искусством суметь вести их за собой.
  Философия одного философа, мыслителя, мудреца, образует стройную систему знаний, которая преобразуется в учение.
  Будда не сразу стал Буддой, т.е. просветленным. Он прошел путь разных людей, наблюдая и размышляя о причинах страдания, делая определенные философские умозаключения. В своем видении он увидел величавый облик старца Шрамана. Старец сказал, что все вещи стремятся к разложению, лишь истина остается в Вечности. Всё подлежит изменению и нет постоянства, но слова просветленного остаются неизменными.
  Царевич Сиддхарта внимал слова мудреца и сказал:
  -Я знаю, что достигну цели, но отец говорит, что я юн.
  На это старец ответил:
  - Ты должен знать, что для поисков истины время всегда благоприятно. После чего царевич решил порвать все связи и идти на поиск истины.
  Небесный Вестник одобрил его решение, сказав:
  -Иди, Сиддхарта, и исполни своё решение, ибо ты –Бодхисаттва, избранный Будда, тебе суждено, просветить мир. Ты Татхагата Совершенный, ибо ты установишь праведность и станешь Дхарма – Раджем, Царем Истины. Ты – Бхагаван, Ты – Благословенный, ибо ты призван стать Спасителем и Искупителем Мира.
   Получив благословление от старца, царевич был воодушевлен на великий подвиг ради человечества, его спасение от гибели.
  Видение исчезло и Сиддхарта сказал себе :
  -Я пробудился для истины, и я решаю выполнить моё предназначение. Я порву все связи, привязывающие меня к миру. Оставлю дом, чтобы найти путь спасения. Истинно, я стану Буддою. И нет никого, кто бы спас этот мир от гибели” – так говорил царевич, переживая о том, что он видел.
  Сиддхарта в своем решении и намерении был непоколебим. И он стал тем, кем хотел стать.
  Видение величественного старца, это чудо или вымысел тех, кто написал биографию Будды, для пущей убежденности своих современников и людей будущего, может он приукрасил краски  в биографии Будды?
   2500 лет тому назад, нам современникам настоящего не известно, как всё было на самом деле и было ли всё это вообще, но учение Будды дошло до наших дней в виде мировой религии.
  Философствовать можно, хоть где, уединившись, в гордом одиночестве, никого не напрягая и никому не мешая.
   Но, когда философия превращается в учение, да к тому же человек знает, как на основании его учения спасти человечество от невежества и страдания, тогда ему необходимо идти в народ, в саму его гущу, туда, где царствуют болезни, смерть, несчастья, страдания, невежество, темнота и донести до них слово истины, слово правды, достучатся до их душ и сердец.
  По одну сторону учения будет стоять учитель, а по другую сторону – ученики.
  УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИЕ – УЧЕНИКИ.

 Через учение появляется учитель и ученик или ученики.
   Я говорю своим ученикам:
  - Вот нирвана, вот путь к ней. Наставленные мною, из них небольшое число некоторыми достигается, другими нет. Что могу Я? Благославенный лишь указатель пути.
  Так говорил о своих учениках Будда.
  Далее он продолжает:
  -Ни один человек не может спасти своего близкого. Зло, содеянное человеком пятнает лишь его самого. Зло, избегнутое им не коснулось лишь его. Чист или не чист каждый лишь сам для себя. Человек не может очистить другого. Выздоровление возможно лишь посредством внутреннего процесса работы над собой.
  Потому Будда не признавал никакой действенной силы за формулами, которые словесно передаются из поколения в поколение, подобно корзине, переходящей из рук в руки.
  Будда, отрицая существование личного бога, утверждая возможность освобождения лишь совершенно личными усилиями и упорным трудом над самим собой, одним этим уже отрицал всякое внешнее поклонение. С самого начала он отрицал все ритуалы и другие действия, которые только способствуют усилению духовной слепоты и цеплянию за безжизненные формы. В его учении нигде нет и намека на личное поклонение.
  Он говорил:
 -Учение спасает не потому что Будда его дает, но потому что есть освобождение.
  Предвидя будущее, Будда говорил:
  -Учение подобно пламени факела, зажигающему бесчисленные огни; огни эти могут способствовать варке пищи или рассеивать тьму, но пламя первого факела остается неизменно сияющим”.
   - Чистый человек тот, в ком обитает истина и добродетель. Упражняйтесь в соизмеримости, соблюдайте точную меру в направлении и устанавливайте равновесие ваших способностей. Дисциплинированный человек свободен. Будучи свободным, он радостен, он покоен и счастлив.

  Из всех слов сказанных Буддой нет и намека на то, чтобы своё учение сделать религией. Он был против всех религиозных поползновений в сторону его учения.
  Он говорил:
  -Вот путь, показывающий, как стать счастливым, свободным, и не страдать в этой жизни”.
 
   Весь путь – это знание истины бытия. Он уделял очень важное значение искоренению неведения через знание истины.
   Всё остальное человек должен был сделать сам, через свою внутреннюю работу над самим собой.

  Сиддхарта в 35 лет стал Буддой, т.е. просветленным. Дожил до 80 лет и все 45 лет жизни посвятил служению народу и спасению его от тьмы неведения и страдания.
  При жизни Будды и речи быть не могло о том, чтобы из его учения сделать религию. Он был против такого использования его учения.
  Но пришло время и Будда ушел в мир теней. Естественным образом возник вопрос, как сохранить учение Будды, его философию, ведь учителя в живых уже нет. И вот тут начинается самое интересное перевоплощение учения в культ учения, культ поклонения Будде, как божеству. Будда оставил учение, в котором показал, как должны жить ученики, где жить, чем заниматься и т.д.
  Чтобы имя и учение Будды не забывалось, его близкие ученики имя Будды возвели в культ. Появились портреты Будды, которым стали поклоняться. Портреты и всю внешнюю атрибутику стали размещать в специально построенных для этого домах. Чтобы всё это содержать понадобились люди, которые бы обслуживали эти дома. Эти дома стали называться пагодами,  монастырями, монашескими общинами, а люди поклоняющиеся Будде – буддистами. Будда стал идолом, кумиром, божеством.  Т.о. учение Будды нарядили в религиозную одежду. Учение Будды уже как восточная религиозная философия, религиозное учение и как религия стала проникать в различные части света через буддистских миссионеров.
  Любое учение как учение изначально охватывает небольшое количество заинтересованных людей и оно менее жизнестойко.
  Философов в действительности было есть и будет достаточное количество, но не каждая философия становится учением и превращается в религию. Сколько философов просто забыто, а их философия исчезла по каким –то не понятным причинам. Написано и издано миллионы философских трудов, но мало, кто эти книги читает и интересуется этим.
  Другое дело, если философию сделать учением и облечь в религиозную оболочку и сделать религию выше учения и философии, соблюдая только внешнюю атрибутику, церемониальность, обрядовость, и с очень серьезным лицом  сделать вид, что занимаешься  очень серьезным делом, при этом не забывая вовлекать в свои ряды всё больше неофитов, делая их адептами поклонения Будде.
  Для любой религии очень важен момент набожности человека и его вера во внешнего навязанного ему бога, идола, кумира.
  Очень важно для любой религии или секты не давать возможности человеку начать ВЕРИТЬ В СЕБЯ, в свои силы, способности, не дать ему себя любить больше, чем бога, надеяться на себя больше, чем на бога.
  Буддизм, как религия неоднороден и в каждой стране имеет свои особенности в ношении одежды, внешней атрибутики, обрядовости и т.д.
  Буддизм разделился на несколько ветвей:
Красношапочные, белошапочные, желтошапочные. Буддисты России относятся к ветви желтошапочников.
  Буддизм, как религия будет жить до тех пор, пока живет хотя бы один буддист. Поэтому религия заинтересована в постоянном пополнении своих рядов новыми членами, свежей молодой кровью.
   Абсолютно не приходится сомневаться в миролюбивости буддизма, в философии и учении, направленном на спасение всего человечества от страданий и невежества. Часть людей объединена, как все буддисты, но это только часть от всего человечества, но всё человечество одномоментно религиозно разобщено.
   На данном этапе развития религиозного сознания человечества религии нужны и говорить о поголовной ВЕРЕ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА В СЕБЯ, КАК В БОГА, пока рановато.
  Но в каждое время жизни человечества были и есть люди, которые не являются религиозными  и не верят в навязанных им кумиров, идолов и богов.
  Чтобы познать внутреннюю суть любой религии, а не быть слепым адептом чужой навязанной веры, человеку необходимо иметь самостоятельное, критическое, любознательное, любопытное мышление.
  Небесный Вестник предопределил судьбы будущего Будды и царевич без колебаний начал воплощать свою судьбы в жизнь. Просветленный начал очень активную внешнюю деятельность, неся своё учение людям, знание, как свет, освещающий тьму невежества. Будда стал Великим Учителем и Просветителем. Таковой была его карма, предопределившая его дальнейшую судьбу и жизнь.
 


Рецензии