Ра- сказ о встрече

 
Забрёл как-то мужик охотясь в лес далеко от своего селения, гораздо далее чем обычно ходил. И повстречал там другого. Сапоги у того из кожи искусно выделаны и ладно сшиты, красивыми узорами украшены. Да и вся одежда такая, какой он в жизни не видывал даже у самых знатных людей своих мест. Вся в орнаментах радующих глаз, ткань ценная. Остальное снаряжение тоже под стать одёже, многое он вообще впервые видел, всё сделано качественно, с любовью. Видать не наспех мастера делали. Подумал мужик, что не иначе как кого-то весьма богатого и важного повстречал. Потому удивился шибко. В его селении не принято было таким людям в одиночку по лесам шастать. На промысел обычно чернь ходила вроде его. А поразвлечься и прогуляться брали людей из приближённых, проверенных да побольше, чтоб не рисковать головушкой... 
Незнакомец первым завёл разговор: 
Здравствуй добрый человек! Кто ты и откуда? 
Я — Никодим. Живу в селении Терпилово, охотой занимаюсь и разным лесным промыслом. Вот, на 5 дней пути на север от своего селения забрался в поисках дичи, а то у нас вблизи села не стало её почти. А ты кто таков будешь и как в таком месте очутился? 
Я — Светлояр, наше селение очень далеко на севере расположено. Решил я по-странствовать по соседним землям, познакомиться с людьми, их обычаями и опытом, чтоб своим землякам потом поведать. 
Видно очень важный ты человек в своих краях, судя по одёже, да и по тому, что по своей смог убрести так далече. 
Вовсе нет Никодим, одёжа у меня самая обычная для наших мест, просто делают её наши мастера и мастерицы с любовью всегда. Я в своём селении человек конечно уважаемый, но не более чем любой кто там живёт . И каждый из нас волен заниматься тем, что ему по душе. К тому же мой поход может принести пользу нам и миру. 
Как же так быть может, Светлояр? Чтоб каждый сам себе работу выбирал и делал её без надсмотра? Так ведь никто ничего делать не станет. У нас за всеми приближённые старосты смотрят и их холуи. Где что не по ихнему сделаешь, так без пайка оставят и из избы выкинуть могут, придётся с убогими в бараке жить. А бока мнут вообще за всякую мелочь...
Старосте вашему и его приближённым при этом хорошо ли живётся? 
Они лучше всех живут. Избы у них самые большие, еды всегда больше чем съесть могут, одёжа всегда новая. И работы они никакой не делают. Староста делит всё, законы выдумывает, да приближённых назначает и судит как ему вздумается. В остальное время развлекается как может. Приближённые его за всеми остальными смотрят. Им оружие дадено и других полномочий немеряно. Где лень им самим смотреть за всем они холуёв своих прикормленных натравливают. Бывает что и простому люду что-нибудь подкинут под видом великой милости… 
Бывает конечно, что их бьют, а то и вовсе иногда приближённых и холуёв убитыми находят, когда те совсем уж зарвутся или бдительность потеряют. Между нами говоря, мы с братом тоже собираемся Митрофана проучить как случай представится... 
Старосту из наших никто достать не может, но их бывало или приближённые убивали или родственички. А у вас разве иначе? Как же вы без власти живёте? 
У нас, Никодим, тоже есть староста. И помощники у него есть. Это очень нужное и ответственный труд. Наш староста очень уважаем всеми, и способностями он обладает соответствующими: много знает и многое умеет. Он тоже за законами следит, также делит ресурсы и помогает определиться кому чем заниматься. Но делает это по совести и чести, не нарушая права выбора селян и не обижая никого незаслуженно. А это большое исскуство! И выбирают старосту самые опытные и уважаемые жители селения. Честность у такого человека должна быть безупречная и все дела у нас принято вести открыто. За свой труд он всеми любим и уважаем, а значит и дом его делают всем миром на лучшем месте и в остальном помогать ему все рады, так как каждый понимает смысл всех общих деяний. 
Так что же, Светлояр, воинов у вас совсем нет, и староста ваш без охраны? 
У нас каждый мужчина воинскому делу обучается, ибо помним мы, как лихие люди приходили раньше чтоб нашим добром завладеть. И в случае чего каждый мастер сможет меч в руки взять, и женщины наши не беззащитны... Но есть и такие, у кого к боевому искуству с малолетства душа лежит. Те постоянно тренируют свой дух и тело, потому им позволено поменьше в общих трудах участвовать. Они в случае беды первыми на защиту родов встают. Их честь, нравственность и воля пример для всех, особенно для молодёжи. И ежели беда у соседей, то они на подмогу идут, когда дело этого требует, поднимая славу нашего селения - «Отрадного». Старые воины молодым своё знание передают. Это большой труд и ответственность стать настоящим воином, поэтому их у нас не так уж и много. Настоящих прирождённых воинов не много нужно для обороны селения. И для всех мастеров честь делиться с семьями воинов своими произведениями.
Да, славно, Светлояр у вас это устроено! А то наше селение постоянно лиходеям откупы платит, и всё равно нас грабят частенько. Староста при этом заботится лишь о своей шкуре. Запирается в своём тереме с приближёнными и охраной. Иногда так удаётся спастись от грабителей. А люди каждый сам за себя бъются при этом обычно...
А как развлекаетесь вы в «Отрадном» селе своём? У нас например, каждую неделю принято брагой напиваться, а там кто песни орёт, кто драться на улицы выходит пьяным. Иногда староста шутам своим позволяет народ веселить, не за бесплатно конечно... Бывает иноземные торгаши развлекуху какую-нибудь привезут.
Мы постоянно веселимся, Никодим. Нам и труд всегда в радость. А потому как мы его сообща и с умом делаем, то и времени он отнимает мало, позволяет лучше узнать друг друга, и творчество проявить. А в свободное время общаемся, развиваем способности, быт украшаем, с детьми играем. Праздников у нас много, они позволяют помнить славные события, предков, проявить себя песнях, плясках, играх. Женщины наши наряды шьют прекрасные, угощения делают. Старики былины и сказы сказывают молодым в науку. Семьи наши большие — дружные, детей у нас все любят, стариков почитают. Гостям мы рады всегда, им есть чему у нас поучиться, товары наши везде ценятся ибо сделанные с душой они удачу хозяевам приносят. Но знаем мы, что гости всегда гостями должны оставаться, никогда нашими делами распоряжаться мы им не позволим. И уважаем гостей до того лишь времени, пока они уважительно к нашим селянам относятся.
Хотелось бы, Светлояр, чтоб и мы так жили. Но как изменить устоявшиеся порядки не ведаю...
Может мне к вам податься? Я бы у вас честно трудился. Мужик я ещё молодой, кой чего умею. Может пригожусь?
Не сомневаюсь я, Никодим, что можешь ты стать достойным жителем любого селения, вижу что не приучен ты на шее сидеть у других. Но не по мужски это Родину в беде бросать. Знаешь ты теперь к чему стремиться. Полезен можешь быть своему селу, если сможешь научить земляков перестать быть невольниками на своей земле. Вам бы понять, что дружнее надо быть с достойными людьми и трудиться не из под палки на кого-то за подачки, а на совесть для общего блага, и не бежать от ответственности перекладывая её на тех кто сильнее, а следить самим за тем что происходит, и отвечать прежде всего перед собой и спрашивать с соплеменников за их поступки.
Тогда никто не сможет паразитировать на вас, каким бы кнутом и пряником не владел.
Так может, Светлояр, прийдёшь ты к нам в Терпилово с соратниками и наведёшь порядок?
Спросил Никодим.
Ну вот! Я же тебе только что сказал, что если вы сами ответственны не будете, то никакая помощь вам не будет на пользу!
Даже если мы силой будем у вас порядок наводить, чего мы не считаем себя в праве делать, то пострадает много людей, которых не правильно научили жить, а оставшиеся не смогут понять зачем им менять рабское мировоззрение и будут так же поклоняться новым благодетелям не меняя своей сути.
Поэтому начни меняться сам в своём селе, собирай вокруг себя друзей, родичей, разъясни им к чему стремиться надо. Когда вас много будет попробуйте объяснить всё   вашим властям. Большинство из них живут так не потому, что у них душа лежит к такому образу жизни. Им самим не любо жить в постоянном страхе, что или снизу народ сил накопит и их накажет, или что сверху в немилость к старосте попадут и станут чернью. Не знают они других вариантов, потому и бегают в такой системе как белки в колесе. Одного тебя они все не послушают, но когда с тобой будут люди, то постепенно будут они к вам примыкать. Сначала те кто поумнее, а там и те, кто только к большинству и к силе внемлют. Позже и старосте не останется ничего другого, как уйти, уступив место наиболее достойному из вас или самому становиться Человеком и настоящим главой для своего народа, если хватит ума и способностей. Тогда уже можете нас о помощи попросить. Поможем где знаниями, где делом, а где-то может мы надумаем и дать вам что то материальное. А где-то с защитой вам наша помощь может пригодиться.


Рецензии