Становление посёлка Таврического, Туркменский райо

В начале 20 века в Таврии стало недоставать точно свободных земель для ведения земледелия и скотоводства, и люди стали искать свободные земли в Ставропольской Губернии. Много поселилось  таких в Новоселицком районе, где можно, и сейчас увидеть группы деревьев и кустарников среди поля – это места бывших хуторов тавричан, которых  местные жители называют «Таврики».
В кабинете начальника мастерских, которые располагаются в бывшем доме выходца из Таврии в селе Чернолесском, я видел резное кресло хозяина с высокой спинкой.
Вот такие же выходцы из Таврии три брата Сурковых: Пётр, Павел и Михаил, на трёх пароконных повозках, с двумя коровами и полусотней овец, приехали  в 1924 году в Благодарненский район (раньше был) в поисках свободных земель. Им разрешили поселиться на границе с Туркменском районом, где занимались в основном скотоводством, а были там и земли, пригодные земледелия. Земледельцами Тавричане были грамотными. Выбрали место в трёх километрах от Туркмено-Татарского аула Куликовы Копани, в ложбине: с юга продольная возвышенность (круча) с запада, менее высокая, с севера и востока слегка холмистая. Определили место, где можно выкопать колодец. На глубине 2-3  метров была солоноватая вода, а  по другую сторону неглубокой балочки на изгибе на глубине 4-5 метров питьевая вода, пригодная для использования. Тавричане были большими любителями чая. Сахар же ели только вприкуску, и, что бы ни грызть большой кусок губами, у них были небольшие щипчики  для колки сахара. Воду кипятили только в самоваре.  Они так же были отличными садоводами. Саженцы плодовых деревьев и кустарников привезли  со своей родины, и при каждом дворе был большой сад. Фрукты и ягоды сушили для большой семьи на всю зиму.
Выбрав место для будущего места жительства, построили небольшой домик и сарай под одной крышей для зятя Петра – Макеева Иосифа. Молодые остались зимовать, а братья уехали в Таврию. Весной возвратились с семьями, домашним скотом, инвентарём, и, закупив в Благодарном стройматериал, приступили к строительству домов. Строили их, в отличии от низких Туркменских мазанок, высокими из самана, которые делали всей семьёй. Каждая усадьба была в 100 метрах друг от друга.  У каждого был свой колодец для водопоя.
В последующие годы стали приезжать их земляки, среди которых был кузнец, плотник и столяр. Выделили им участки по соседство, и напротив своих дворов в местах в зависимости от надобности специалиста для жителей посёлка. Самовольно решил построить домик между дворами братьев зять кузнеца. Сурковы ему не разрешили брать воду из их колодцев для изготовления самана. Завьялов Михаил с родственниками выкопал свой колодец и сделал саман. Сурковы ночью забросали этим саманом его колодец. Наступила осень, вновь сделанный саман не высохнет скоро, и Завьялов стал возводить каменные стены. Так и построил он дом, который стоит до сих пор, только его сын – Пётр Михайлович обложил его силикатным кирпичом.
Тавричане так же имели свою религию. Они не имели икон,  в пост употребляли молочные продукты, за что их называли «молокане».
В 20 и 30 годы стали приезжать и других мест и русские люди, селились по соседству с первопоселенцами.  Во время коллективизации братья Сурковы уехали из посёлка  (Михаил – в Америку). В одном их доме открыли 4 классную школу, во втором была контора колхоза и клуб до 60 годов. Третий приспособили как складское помещение. Перед войной колхоз построил деревянную ветряную мельницу на пригорке, но прослужила она недолго – разобрали после войны на стройматериал.
Сейчас же Таврический – многонациональный населённый пункт с христианским кладбищем. Колодцы остались, но они не нужны – есть водопровод. Не заготавливают больше для отопления жилья кизяк – природный газ для этого есть. Нет почти больше садов – есть асфальтовая дорога, идущая вдоль всей двухкилометровой одной улицы – улицы Победы. Жизнь сильно изменилась в посёлке, но название в память о первопоселенцах осталась – Таврический….»


Рецензии
Интересная история. Мне нравиться

Винелла Линовская   26.01.2013 21:16     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.