Первый журнал союза поэтов пестрые страницы

ПОЖЕЛАНИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА СОЮЗНИКАМ И ЧИТАТЕЛЯМ

ДОРОГИЕ МОИ ДРУЗЬЯ!
МЫ ОТКРЫВАЕМ НАШ ПЕРВЫЙ, ПУСТЬ ПОКА ЕЩЁ ЭЛЕКТРОННЫЙ, ЖУРНАЛ СОЮЗА ПОЭТОВ ПОД НАЗВАНИЕМ
"ПЕСТРЫЕ СТРАНИЦЫ".
ХОЧЕТСЯ ПОЖЕЛАТЬ НАШЕМУ ЖУРНАЛУ ПРОЦВЕТАНИЯ И ДОЛГОЙ ЖИЗНИ, А ДЛЯ ЭТОГО, КОНЕЧНО ЖЕ, ПОТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ АВТОРОВ СОЮЗА.
В ЖУРНАЛЕ МЫ БУДЕМ РАССКАЗЫВАТЬ ОБО ВСЕМ, ЧТО ВОЛНУЕТ НАС, В СТИХАХ, В ПРОЗЕ, В СТАТЬЯХ. РАССКАЖЕМ О КУЛЬТУРЕ, О САМОМ ИНТЕРЕСНОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НАШЕЙ СТРАНЕ И СТРАНЕ ПОД НАЗВАНИЕМ "СОЮЗ ПОЭТОВ, ПИШУЩИХ ДЛЯ ДУШИ".
В ДАЛЬНЕЙШЕМ МЫ, КОНЕЧНО ЖЕ, ПОСТАРАЕМСЯ ОДЕТЬ НАШ ЖУРНАЛ В ОБЛОЖКУ И СДЕЛАТЬ ПЕЧАТНЫМ ИЗДАНИЕМ. И Я НАДЕЮСЬ НА ТО, ЧТО С ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ, ДОРОГИЕ МОИ СОЮЗНИКИ, НАШ ЖУРНАЛ БУДЕТ РАСТИ И РАЗВИВАТЬСЯ.
ПОКА МЫ ДЕЛАЕМ ПЕРВЫЕ ШАГИ И СТУПАЕМ МЕДЛЕННО И ОСТОРОЖНО.
ДАВАЙТЕ, ДОРОГИЕ МОИ ДРУЗЬЯ, ПОЖЕЛАЕМ ДОЛГОГО И СЧАСТЛИВОГО ПЛАВАНИЯ НАШЕМУ ЖУРНАЛУ " ПЕСТРЫЕ СТРАНИЦЫ."

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА:
1. ПОЭТЫ "СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА" - АННА АХМАТОВА
2.КУЛЬТУРА
3. МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАНИЧКА
4. Стихи авторов Союза
5. "Я не участвую в войне, война участвует во мне. И пламя вечного огня горит на скулах у меня". Ю.Левитанский
6. АВТОРЫ СОЮЗА ДЕТЯМ
7. ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
8.ПРОЗА АВТОРОВ СОЮЗА
9.ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
10. КОНКУРСЫ СОЮЗА ПОЭТОВ И ИХ ПОБЕДИТЕЛИ
11.ПЕСНИ НА СТИХИ АВТОРОВ СОЮЗА ПОЭТОВ НА МУЗЫКУ КОМПОЗИТОРОВ СОЮЗА
12. НОВОГОДНЕЕ МЕНЮ НОВОГО 2012 ГОДА



Административная страничка

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: ОСТУДИНА ИРИНА ВИКТОРОВНА
ЗАМ. ГЛ. РЕДАКТОРА: ГОЛОВЕНКИНА ОЛЬГА ДМИТРИЕВНА



                1




Поэты "Серебряного века" - Анна Ахматова





АХМАТОВА Анна Андреевна 1889-1966

Анна родилась через 90 лет после рождения Александра Сергеевича Пушкина. Чуть больше, чем полвека с небольшим, после его смерти. Звали её Анной Горенко ( ударение на первом слоге, от слова “горе”). Род Анны Ахматовой по материнской линии восходил к татарскому хану Ахмату (отсюда псевдоним Анны).

Сочинять стихи начала с 11 лет. А в 18 лет Ахматова стала знаменитой. Первый сборник стихотворений “Вечер” вышел маленьким тиражом (300 экземпляров), но был сразу замечен. Известность пришла к ней со вторым сборником “Чётки”. О ней заговорили, как о мастере любовной лирики.

Весной1910 г. Ахматова влюбляется и выходит замуж за Н.С.Гумилева.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанье столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или от скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор всё как будто больна.

С 1910 по 1916 год Анна жила у Николая в Царском Селе. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии. За границей она знакомиться с итальянским художником Амедео Модильяни. У них складываются очень теплые отношения, он постоянно ее рисует, она пишет стихи.

Анна Ахматова Модильяни 1911 год

В сентябре у Анны и Николая родился сын Лев Николаевич Гумилев - выдающийся российский историк и этнограф, отец теории пассионарности. В 1916 году Марина Цветаева напишет стих –обращённые к четырёхлетнему Льву. Эти стихи станут пророческими в жизни Льва.

Имя ребёнка – Лев,
Матери – Анна.
В имени его – гнев,
В материнском – тишь.

Волосом он рыж
– Голова тюльпана!–
Что ж, осанна! –
Маленькому царю.

Дай ему Бог – вздох
И улыбку матери.
Взгляд – искателя
Жемчугов.

Бог, внимательнее
За ним присматривай:
Царский сын – гадательней
Остальных сынов.

Рыжий львёныш
С глазами зелёными,
Страшное наследие тебе нести!
Северный Океан и Южный

И нить жемчужных
Чёрных четок – в твоей горсти!

И это пророчество сбылось. Сын Николая Гумелева расстрелянного в1921 г. был арестован вначале в1935 г., освобожден и 1938 году вновь арестован и осужден на 5 лет, и Анна Ахматова приложила немало усилий, что бы его освободили. Но все было тщетно.

Жизнь разводит Анну Ахматову с Николаем Гумелевым в 1918. Позже она напишет:

Ты выдумал меня. Такой на свете нет,

Такой на свете быть не может.

Ни врач не исцелит, не утолит поэт, -

Тень призрака тебя и день, и ночь тревожит.

Мы встретились с тобой в невероятный год,

Когда уже иссякли мира силы,

Все было в трауре, все никло от невзгод,

И были свежи лишь могилы.

Без фонарей, как смоль был черен невский вал,

Глухая ночь вокруг стеной стояла...

Так вот когда тебя мой голос вызывал!

Что делала - сама еще не понимала.

И ты пришел ко мне, как бы звездой ведом,

По осени трагической ступая,

В тот навсегда опустошенный дом,

Откуда унеслась стихов сожженных стая.

1956

Вторая мировая война застала Ахматову в Ленинграде. Ахматова вспоминала «В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву.

Сзади Нарвские были ворота,
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла “Берт”.
Вот о вас и напишут книжки:
“Жизнь свою за други своя”,
Незатейливые парнишки –
Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки, –
Внуки, братики, сыновья!

До мая 1944 года Ахматова жила в Ташкенте, « я жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое палящий зной, древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград».

После постановления ЦК партии “О журналах “Звезда” и Ленинград”от августе 1946 в жизни Ахматовой наступает черная полоса. В постановлении указывалось. Что таким авторам как Зощенко и Ахматова нет места в советской литературе. Анна Ахматова была лишена средств к существованию, продовольственных карточек. Спасали друзья и картины Модельяни, которые она вынуждена была продавать за копейки.

В этот период она напишет:

И время прочь, и пространство прочь,

Я все разглядела сквозь белую ночь:

И нарцисс в хрустале у тебя на столе,

И сигары синий дымок...

После смерти И.Сталина наступает со второй половины 50-х годов – самое благополучное в судьбе Анны Ахматовой. Её стихи печатаются, в России и зарубежном, издаются книги, её творчество изучается. Она успела застать Мировое признание при жизни: в 1964 году она едет получать премию в Италию, в 1965 году – в Англию, где ей присуждена почётная докторская степень.

Анна Ахматова ушла из жизни 5 марта 1966 года.

Мне бы хотелось закончить маленький рассказ о поэтессе «Серебряного века» моим любимым стихотворением, которое написала Марина Цветаева Анне Ахматовой:

Узкий, нерусский стан -
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.

Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод - в весельи, зной -
В Вашем унынии.

Вся Ваша жизнь - озноб,
И завершится - чем она?
Облачный - темен - лоб
Юного демона.

Каждого из земных
Вам заиграть - безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.

В утренний сонный час,
- Кажется, четверть пятого, -
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.
                2

КУЛЬТУРА

Третьяковская Галерея. Суриковский зал. Рядом с огромными историческими полотнами скромный маленький шедевр «Сибирская красавица». Экскурсоводы спешат к «Боярыне Морозовой», «Утру стрелецкой казни»,»Меньшикову в Березове», ведь Суриков вошел в историю русского искусства, как художник сумевший постигнуть самый дух исторических событий и передать их так, словно сам был их очевидцем.

Но вглядитесь в портрет этой женщины в неярком деревенском платке, обменяйтесь с нею взглядами, и почувствуете , как и в вас переливается ее радость. Этот портрет написан в1891 году, в Красноярске, вскоре после окончания работы над картиной «Взятие снежного городка».

На портрете Екатерина Александровна Рачковская, жена Петра Ивановича Рачковского, председателя общества врачей Енисейской губернии.

Беседуя с поэтом Максимилианом Волошиным , Суриков, в сущности , замкнутый и неразговорчивый человек, сказал: -«Я каждого лица хотел смысл постичь Мальчиком еще …думал: почему это так красиво? Знаете, что значит симпатичное лицо? Это когда все сгармонировано. Пусть нос крупный, пусть скулы. А сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали – сущность красоты»

Во всех картинах художника ярко и выразительно раскрывается дух русского народа. Истоки этих настроений в его сибирском детстве и отрочестве, в его гордости «более чем двухсотлетним казачеством». Он гордился своим происхождением от донских казаков, первопроходцев Сибири.

А каким удовольствием для него были поездки к родственникам в село Торошино! «Там самый воздух казался старинным! И сестры мои двоюродные, совсем такие, как в былинах поется . Красота в них древняя, русская. Волосы чудные. Все здоровьем дышат. Песни пели старинные тонкими голосам …» В его творчестве мы находим именно такую красоту. Исконно русскую.

Совершенно откровенно Суриков говорит, что все его образы выведены из дедовского дома в Торошине.


Вот «Боярыня Морозова». Образ боярыни ассоциируется с образом Тетки – Авдотьи Васильевны., но конечным воплощением стала старообрядка-начетница с Урала. Именно в ее лице заметил Суриков тот фанатизм, неистовство веры, которые и определили сущность образа боярыни-раскольницы, о которой протопоп Аввакум сказал: -«Персты рук твоих тонкокостны, очи же – молниеносны… бросаешься ты на врагов своих , аки лев…»

Поразительны женские образы этой картины! Вот девушка в желтом платке и синей шубке. Один из исследователей творчества художника назвал ее «скорбной русской Психеей» Это один из самых поэтических суриковских женских образов. Вторая женщина, идущая рядом с санями – Урусова. Горестно сцеплены руки. Лицо застыло в отчаянии.В облике – благородство и достоинство.


Чуть раньше была завершена картина «Меньшиков в Березове».Младшая дочь великого временщика, та, что склонилась над книгой – тот же тип «русской Психеи». Тающая красота старшей дочери, трогательно-болезненна. Суриков писал её со свой жены, тогда уже безнадежно больной. Смерть ее была для художника ужасным потрясением. Казалось, он никогда уже не сможет работать. Спасла его от этой безнадежности поездка домой и встреча с Рачковской. Здесь он пишет «Взятие снежного городка». Молодецкая забава! Две женщины в санках.Та. что в пол оборота , с муфтой в руках – Е.А. Рачковская. Суриков пишет ее в простом платке, открывая чудную красоту её лица. И она стала «царевной русских сказок»

У Художника было обостренное чувство связи истории с современностью. Все идеалы исторических типов породила в нем Сибирь. Он говорил, что в Сибири народ другой, чем в России – вольный, смелый.

Родился Василий Суриков в Красноярске в 1848 году. Принадлежал к старинному роду казаков. Образование , как художник, получил в классе П.П.Чистякова, в Петербургской Академии Художеств». Закончил ее в1875 г. С золотой медалью. Он много работает. В1881 г. Написана картина «Утро стрелецкой казни»

«Помни те, там стрелец с черной бородой. Это Степан Федорович Торошин. Брат моей матери, а рыжий – это могильщик. Я увидел его на кладбище. Глаза его, меня поразили. Злой. Непокорный тип».

1895 г. Написана картина «Покорение Сибири Ермаком».1907 г. –«Степан Разин» Это последняя значительная картина художника.

Умер Василий Суриков в 1916 году, в кругу семьи, от болезни легких, которая в роду их преследовала почти всех мужчин. Похоронен художник на Ваганьковском кладбище в Москве.
                3

МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАНИЧКА

Иосиф Бродский


Родился Иосиф Бродский в Ленинграде. Его детство пришлось на ленинградскую блокаду, однако в отличие от некоторых стихотворцев он никогда не спекулировал на эту тему слезливой сентиментальностью. Задумав стать врачом, он начал работать в морге госпиталя печально знаменитой тюрьмы "Кресты", и это совпало с его серьезными занятиями поэзией. Вместе с Найманом и Рейном входил в последнее окружение умирающей Ахматовой. Несмотря на то что Бродский не писал прямых политических стихов против советской власти, независимость формы и содержания его стихов плюс независимость личного поведения приводили в раздражение идеологических надзирателей. В 1964-м в Ленинграде состоялся ханжеский, невыносимо тупой суд над Бродским как над "тунеядцем". Надо отдать ему должное, он вел себя на суде достойно, защищая право на независимость поэта. Его выслали в Архангельскую область на 5 лет. Однако благодаря мужественной журналистке Фриде Вигдоровой, сделавшей стенограмму этого позорного процесса, имя Бродского стало известно в широких кругах советской интеллигенции и за рубежом, где опубликовали его книгу. В защиту Бродского выступили многие советские писатели, в том числе составитель этой антологии. В результате этого нажима и неожиданной доброй помощи навестившего его местного секретаря райкома, о чем мало кто знает, Бродскому было разрешено вернуться в Ленинград уже в 1965 году. За тем Бродский подал заявление на выезд... В США Бродский адаптировался, как никто до него из русских поэтов, исключая Набокова, и вослед ему стал писать не только по-русски, но и по-английски. Бродского приняли почетным членом американской Академии искусств, из которой он вышел в знак протеста.

Бродскому удалось редкое - он создал свой стиль в поэзии. В ней, правда, нет пушкинской воздушности ("Я вас любил, любовь еще быть может...") или есенинской щемящей исповедальности ("Счастлив тем, что целовал я женщин"), но зато присутствуют Баратынский, Анненский, Мандельштам. Бродский развил перенос рифмующегося слова из строки в строку и культивировал четко контролируемую технологией рассудка Ниагару продуманного сознания. Его особый вклад в мировую поэзию несомненен. Вслед за Буниным и Пастернаком он стал третьим русским поэтом, получившим Нобелевскую премию.

Источник: Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 1995.

                5


Стихи авторов Союза


Михаил Блатник

Быть поэтом...

Быть поэтом - не значит с приятцей слагать,

слов сплетённые рифмою звучные груды -

это прежде себе научиться не лгать

и поймут песню слов твоих люди.

Быть поэтом - не значит легко заплетать

рифмой ловкой слова, точно лентою косы -

это дум отпустить беспокойную рать,

когда сердце усталое просит.

И, когда обливается кровью душа,

и в артериях дрожь от несносных пульсаций -

в стих ложатся слова, в строки сами спешат

не для славы и бурных оваций.

Альберт Исаков


В НАШЕМ ГОРОДЕ ОСЕНЬ

Ручейки на фонарных стеклах,

В каплях слез голубая ель.

Под холодным дождем намокла

На плечах Кобзаря шинель.

Сад Шевченко листвой заносит.

Это свой, совершая марш,

Из Москвы в Симферополь осень

Через город проходит наш.

Поначалу вошла несмело,

Груз каштанов стряхнула с плеч,

В лесопарк заглянуть успела,

На рябинах огни зажечь.

На Сумской прикоснулась к липам –

Желтой кистью слегка прошлась.

На фасаде, плющом увитом,

Рыжей кляксою разлилась.

А теперь с каждым днем смелеет,

До весны ее не унять.

Листья желтые к окнам клеит

Словно ставит свою печать.

Отказалась от красок ярких,

Как художник на склоне лет,

Стерла радугу кленов в парке,

Красит улицы в серый цвет.

Переулки не забывает,

Проверяет с утра дворы,

Мелким дождиком заливает

Молодых тополей костры.

Возомнила, что в целом свете

На нее и управы нет.

Между тем, где-то белый ветер

Гонит вихри за нею в след.

Принесет зима покрывало

Белоснежного полотна

Чтоб узоры свои писала

Яркой краской на нем весна.

Так уж мудро живет природа,

Что всему своя череда.

Осень это лишь время года,

Осень, это не навсегда.

Осень мягкой походкой подберется неслышно.

Не спеши моя осень, не спеши, подожди.

Одевается осень и богато и пышно,

Что же грустные песни напевают дожди?

Николай Ананченко


Танцуют языки огня

Терялась в темноте река.

На берегу костёр светился.

Над ним столб мошкары кружился

И виден был издалека.

Рыбак напарнику сказал:

– Смотри, в костре танцуют тени.

Как будто сотни привидений

Сюда на свой явились бал.

Танцуют языки огня,

А видятся лесные духи.

Вон, видишь, пляшут две старухи

И злобно смотрят на меня.

А вон и огненный дракон.

Видать, в костре он греет кости.

Шипит и мечется от злости,

И рвётся на свободу он.

Напарник подхватил игру:

– Смотри, пылает Феникс-птица!

Сгорит и снова возродится,

Но пеплом станет поутру.

Под пляски древнего огня

Сморила рыбаков дремота.

А из кострища смотрит что-то

На них. А может на меня?

Антон Паланадис

В лодке

Я плыву по просторам забвенья

В лодке снов, за спиною - рюкзак.

На плече татуажем нетленным

Выбит символ - прощания знак.

Четверть мира и краешек неба

Мне подарены яркой судьбой.

В храмах пишут о вольностях требы,

Крестят путь и нетвёрдой рукой

Ставят свечи о здравии. С Верой

Я плыву по расколотым дням.

Расквитаюсь со вторником серым,

Ненавистную среду отдам!

В сером городе тайны несмело

Вышивают узор тишины.

Так душа в одночасье сгорела,

Мои мысли пространно грустны...

Но я всё же плыву по забвенью -

Это признак взросленья в судьбе.

Я истомою сшит и томленьем,

Мирным ворохом дат - лишь к тебе!

Гай Ворон

Синим инеем расписано окно.

Сквозь узоры на стекле не виден белый свет.

Но меня тревожит лишь одно:

Что тебя со мною рядом нет.

Пусть удачи были мне дарованы судьбою,

Пусть я был бы даже сказочно богат…

Но всего лишь миг побыть с тобою

Для меня дороже во сто крат!

Владимир Верхонин

Отдать долги и выйти на простор...

Отдать долги и выйти на простор,

Где парус с ветром встречи не минует,

Где небо вяжет солнечный узор…

Отдать долги и в жизнь вступить иную.

Оставить всё, что как больной балласт

К земле тянуло вместе с притяженьем:

Нелепость клятв, обид пустых баланс,

Амбиций мрак и пошлость окруженья...

Отдать долги! И без забот, легко

Пройтись по бывшим адресам и датам,

С улыбкой вспомнить то, что далеко…

И отпустить - не пожелав возврата.

Отдать долги и выйти на простор,

Где неба купол связан лишь полями,

Что б прежний быт, как бывший кредитор,

Не докучал своими векселями.

И стать счастливым, позабыв кошмар

Бессмысленности бесполезных бдений.

И возродить забытых чувств пожар,

И разгадать рисунки совпадений…

Отдать долги и выйти на простор,

Где парус с ветром встречи не минует…

Где мной расторгнут прежний договор,

Но вновь я – Должен… в жизнь вступить иную!

Ирина Остудина


Жизнь - река...

Жизнь - река... и средь глади и всплесков,

Как судьбу, повстречала тебя.

Нежный, ласковый, смелый и дерзкий,

Знай, с тобой проживу я любя.

Жизнь - река... Как она переменчива,

То бушует, то тихо течет;

Для тебя я - обычная женщина,

Но любовь в моем сердце живет.

Забурлит вдруг река, растревожится,

Водопадом несется со скал;

Верю я, что у нас что-то сложится,

Может быть, ты меня и искал.

Сколько в жизни еще не доделано,

Вдаль плывем мы по воле Творца,

Ты и я - так судьбою нам велено.

Жизнь - река... Ей не видно конца.

Юрий Мацегор


Стучится осень


Стучится осень каплей в дверь.

Из кухни вкусно пахнет чаем.

Квартира кажется мне раем.

Не страшен в ней ни чёрт, ни зверь.

Зима сметёт в сугроб снежок.

Запал мне в душу запах почки,

весны, когда растут листочки

и сена свежего стожок.

Тюльпаны в мае, в хрустале,

как сорок солнц на небосводе.

Воды поток на водоводе,

от губ помада на стекле.

Ольга Головенкина


Мимолетное

По тихой липовой аллее

уходят золотые сны

и, с терпким запахом весны,

мне утро кажется милее.

Над садом чуть рассвет алеет,

бегут свидания часы

и лилия, как Лорелея,

лелеет капельку росы.

Материал подготовила: Член Союза Поэтов Ольга Головенкина

"Я не участвую в войне, война участвует во мне. И пламя вечного огня горит на скулах у меня". Ю.Левитанский



С. С. Наровчатов


Родился 3 октября 1919 года в Хвалынске (ныне Саратовская область), детство провёл в Москве, в 1933 годувместе с родителями переехал в Магадан, где окончил школу. Окончил Институт философии, литературы и истории(МИФЛИ) и Литературный институт имени А. М. Горького (1941). Участник советско-финской и Великой Отечественной войны. С декабря 1941 года военный корреспондент газеты 2-й Ударной армии.

Секретарь СП СССР (с 1971 года), первый секретарь Московского отделения СП РСФСР (с 1971 года). В1974—1981 годы главный редактор журнала «Новый мир».

С. С. Наровчатов умер 22 июля 1981 года в Коктебеле (Крым). Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Дебютировал в печати в 1935 году стихотворением в газете «Колымская правда», но первая профессиональная публикация — «Семён Дежнев» в журнале «Октябрь» в 1941. Военная тема преобладала в сборниках стихотворений «Костёр», «Солдаты свободы» ,«Взыскательный путник» (1963). Она оставалась одной из самых важных в более поздних книгах «Четверть века, «Через войну» ,«Знамя над высотой, «Боевая молодость» и в поэме «Фронтовая радуга» (1979). Другие сборники стихов: «Пес, девчонка и поэт» ,«Полдень» )«Ширь»; поэма «Пролив Екатерины» (1956).

Наровчатов писал, осознавая по­литическое значение стихов, не впадая в преувели­ченный патриотический пафос или антизападную публицистичность, но и не углубляясь в про­блематику, затрагивающую сущность чело­века. Его стихи часто пространны, повество­вательны.

Вот это стихотворение более всего запало мне в душу.

Я проходил, скрипя зубами, мимо
Сожженных сел, казненных городов
По горестной, по русской, по родимой,
Завещанной от дедов и отцов,
Запоминал под деревнями пламя,
И ветер, разносивший жаркий прах,
И девушек, библейскими гвоздями
Распятых на райкомовских дверях.
И воронье кружилось без боязни,
И коршун рвал добычу на глазах,
И метил все бесчинства и все казни
Паучий, извивающийся знак.
Крови своей, своим святыням верный,
Слова старинные я повторял, скорбя:
— Россия, мати! Свете мой безмерный,

Которой местью мстить мне за тебя!

Ольга Берггольц (Строфы века)


Евгений Евтушенко

Род. в Петербурге. Ум. в Ленинграде. Закончив филфак ЛГУ, работала в комсомольских газетах. Была женой Бориса Корнилова. Когда в связи с его арестом ее, беременную, вызывали на допросы, то выбили сапогами ребенка из ее живота. Несмотря на свою личную трагедию, Берггольц нашла в себе мужество стать радиоглашатаем осажденного фашистами Ленинграда, призывая к мужеству измученных, голодающих сограждан. Родина для Берггольц была не абстракция, а Дарья Власьевна, соседка по квартире. Бессмертные слова: "Никто не забыт, ничто не забыто", сказанные Ольгой Берггольц, относятся, впрочем, не только к Великой Отечественной, но и к другой, подлой войне против собственного народа, выбивавшей не только детей из животов, но и веру в прижизненную справедливость. Для многих справедливость оказалась действительно только посмертной. После XX съезда наконец-то вышли многие стихи Берггольц о ее личной трагедии и о трагедии всего народа, но кое-что напечатали только посмертно.

Источник: Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 1995.

Февральский дневник

1

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова?
Я тоже -- ленинградская вдова.

Мы съели хлеб, что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде,
Один, стуча, трудился метроном.

И стыли ноги, и томилась свечка...
Вокруг ее слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.

2

А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина.
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
одних полозьев жалоба слышна.

Скрипят, скрипят по Невскому полозья:

на детских сапках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных.

Так с декабря кочуют горожане, --
за много верст, в густой туманной мгле,
в глуши слепых обледеневших зданий
отыскивая угол потеплей.

Вот женщина ведет куда-то мужа:

седая полумаска на лице,

в руках бидончик -- это суп на ужин...-
Свистят снаряды, свирепеет стужа.
Товарищи, мы в огненном кольце!

А девушка с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завернутое в одеяло тело
на Охтенское кладбище везет.

Везет, качаясь, -- к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин.
Провозят ленинградца.
погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев.

Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.

Нам ненависть залогом жизни стала:
объединяет, греет и ведет.

О том, чтоб не прощала, не щадила,
чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
ко мне взывает братская могила
на охтенском, на правом берегу.

3

Как мы в ту ночь молчали, как молчали...
Но я должна, мне надо говорить

с тобой, сестра по гневу и печали:
прозрачны мысли, и душа горит.

Уже страданьям нашим не найти
ни меры, ни названья, ни сравненья.
Но мы в конце тернистого пути
и знаем -- близок день освобожденья.

Наверно, будет грозный этот день
давно забытой радостью отмечен:
наверное, огонь дадут везде,
во все дома дадут, на целый вечер.

Двойною жизнью мы сейчас живем:
в грязи, во мраке, в голоде, в печали,
мы дышим завтрашним --
свободным, щедрым днем.
Мы этот день уже завоевали.

4

Враги ломились в город наш свободный,
крошились камни городских ворот.
Но вышел на проспект Международный
вооруженный трудовой народ.
Он шел с бессмертным
возгласом
в груди:
-- Умрем, но Красный Питер
не сдадим!

Красногвардейцы, вспомнив о былом,
формировали новые отряды,
в собирал бутылки каждый дом
и собственную строил баррикаду.

И вот за это -- долгими ночами
пытал нас враг железом и огнем.
-- Ты сдашься, струсишь, -- бомбы нам

кричали,
забьешься в землю, упадешь ничком...
Дрожа, запросят плена, как пощады,
не только люди -- камни Ленинграда.

Но мы стояли на высоких крышах
с закинутою к небу головой,
не покидали хрупких наших вышек,
лопату сжав немеющей рукой.
...Наступит день, и, радуясь, спеша,
еще печальных не убрав развалин,
мы будем так наш город украшать,
как люди никогда не украшали.

И вот тогда на самом стройном зданье
лицом к восходу солнца самого
поставим мраморное изваянье
простого труженика ПВО.

Пускай стоит, всегда зарей объятый,
так, как стоял, держа неравный бой:
с закинутою к небу головой,
с единственным оружием -- лопатой.

5

О древнее орудие земное,
лопата, верная сестра земли,
какой мы путь немыслимый с тобою
от баррикад до кладбища прошли!

Мне и самой порою не понять
всего, что выдержали мы с тобою.
Пройдя сквозь пытки страха и огня,
мы выдержали испытанье боем.

И каждый, защищавший Ленинград,
вложивший руку в пламенные раны.
не просто горожанин, а солдат,
по мужеству подобный ветерану.

6

Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что, как роса, сияла эта радость,
угрюмо озаренная войной.

И если чем-нибудь могу гордиться,
то, как и все друзья мои вокруг,
горжусь, что до сих пор могу трудиться,
не складывая ослабевших рук.
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
мы знали вдохновение труда.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть, как тень, тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам.

О да, мы счастье страшное открыли, --
достойно не воспетое пока,
когда последней коркою делились,
последнею щепоткой табака,
когда вели полночные беседы
у бедного и дымного огня,
как будем жить, когда придет победа,
всю нашу жизнь по-новому ценя.

И ты, мой друг, ты даже в годы мира,
как полдень жизни будешь вспоминать
дом на проспекте Красных Командиров,
где тлел огонь и дуло от окна.
Ты выпрямишься вновь, как нынче, молод.
Ликуя, плача, сердце позовет

и эту тьму, и голос мой, и холод,
и баррикаду около ворот.

Да здравствует, да царствует всегда
простая человеческая радость,
основа обороны и труда,
бессмертие и сила Ленинграда.
Да здравствует суровый и спокойный,
глядевший смерти в самое лицо,
удушливое вынесший кольцо
как Человек,
как Труженик,
как Воин.

Сестра моя, товарищ, друг и брат:
ведь это мы, крещенные блокадой.
Нас вместе называют -- Ленинград;
и шар земной гордится Ленинградом.

Двойною жизнью мы сейчас живем:
в кольце и стуже, в голоде, в печали
мы дышим завтрашним --
счастливым, щедрым днем.
Мы этот день уже завоевали-

И ночь ли будет, утро или вечер,
но в этот день мы встанем и пойдем
воительнице-армии навстречу
в освобожденном городе своем.
Мы выйдем без цветов,
в помятых касках,
в тяжелых ватниках,
в промерзших полумасках,

как равные -- приветствуя войска.
И, крылья мечевидные расправив,
над нами встанет бронзовая слава,
держа венок в обугленных руках.

Январь- февраль 1942 г.


Тему подготовила: Ольга Головенкина поэт, член СОЮЗА ПОЭТОВ, пишущих для души.
ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Вы можете присылать в наш журнал свои стихи, статьи, прозу по адресу:http://irinaostudina.ucoz.ru/forum/40





АВТОРЫ СОЮЗА ДЕТЯМ


НИКОЛАЙ АНАНЬЧЕНКО


Почему проснулся гром?

Громко крикнул Ворон: -Кар-р-р!
Начинается пожар!
Облака горят в огне!
Очень-очень страшно мне.

Ворону сказали Раки:
-Это враки. Это враки.
Это Солнышко заходит,
Красоту вокруг наводит.

Закричал в ответ Петух:
- Был пожар, да весь потух!

А ему в ответ Грачи:
- Про пожар ты не кричи.
Здесь нигде пожара нет,
Только Солнца яркий свет.

Тут с вершины горной кручи
Волк завыл:- Да это тучи
Наше солнце закрывают
И зверей и птиц пугают.

Загалдели все кругом.
И проснулся в небе Гром.
Загремел и заурчал,
Тигром с неба зарычал,
Грохнул громко, и тот час
Град просыпался на нас.

И уже не рады Раки,
Что сказали громко "Враки".
И печалится Петух,
Что кричал: "Пожар потух.

Только Гром один лишь рад,
Да смеётся звонко Град!

ОЛЬГА ШАЛИМОВА




Забавная осень


Осень волшебные письма писала,
На листьях опавших стихи сочиняла,
На листиках клена писала загадки,
На листиках тополя слала отгадки,

На листиках красной рябины шараду
Ветер унес на уступ водопада,
Листики разные - желтые, красные
Осень отправила в стороны разные.

Слала приветы, писала, играла
Листики, Осень, все разослала,
Ветер - помощник разнес адресатам
Тайны и сказки в подарок ребятам.

© Copyright: Ольга Шалимова, 2010



Для чего ложиться спать?

Для чего ложиться спать?
Для чего нужна кровать?
Для чего закрыли глазки,
Слушать бабушкины сказки?

Я давно все сказки знаю -
Про медведя и про заю,
Про лису, про корабли,
Про луну и про дожди!

Я не знаю лишь зачем
Напридумано ночей?
Ну зачем ложиться спать,
Если хочется играть?

Я скандалил и кричал,
И ложиться спать не стал,
И тогда мой папа строгий
Примирительно сказал -

Ты не хочешь - не ложись,
Но при этом так и знай,
Занимайся, веселись -
Нам же спать ты не мешай!

Все легли в свои постели,
Погасили лампы все
И остался я на деле
Неуложенным в постель,

А проснулся утром рано
От того, что я замерз,
На полу, возле дивана,
И обиженный до слез.

И подумал, что, наверно,
Мне нужна моя кровать,
Ночью нужно непременно
Отдыхать и крепко спать.

© Copyright: Ольга Шалимова, 2011

ЕЛЕНА ГУТНИК




В КОШКИ-МЫШКИ С ВЕТЕРКОМ

Как осенний мотылёк,
Жёлтый листик-огонёк
По ветру кружит, кружит,
Словно что-то ворожит.

Кот добычу увидал,
Лапы сразу же поджал,
Весь напрягся. Вот он, миг!
На добычу котик прыг!

Но проворный ветерок
У кота отнял листок.
Кот сдаваться не привык
И к земле опять приник.

Ветерок слегка подул
И листочком шевельнул...
Весело играть вдвоём
В кошки-мышки с ветерком

СВЕТЛАНА ДОНЧЕНКО


Обиделась я на него

Светлана Донченко

Обиделась я на него,
На Саню - друга моего,
Он тоже первоклассник,
И, мой он одноклассник.
Мы с ним за партой у двери
Сидим полгода вместе.
И он признался мне в любви,
Ну, как жених невесте.
И на открытке написал:
"Ты - классная девчонка!"
И замуж он меня позвал,
И подарил котёнка!
И, вот сегодня его нет!
Он заболел ангиной.
А, Колька - слева мой сосед,
В меня бумажкой кинул.
И стал дразниться на весь класс,
Что я невеста Сашки!
Вот, получил за это в глаз!
Теперь мне жаль бедняжку!
А виноват во всем Санёк
И глупая ангина.
Когда закончится урок
Я СМСку скину.
Что здесь совсем одна сижу.
Чтоб поправлялся срочно!
А замуж я не выхожу!
И это теперь точно!
Обиделась я на него,
На Саню - друга моего,
Он тоже первоклассник,
И, мой он одноклассник.

АНТОН БОРОДИН


Не страсть моя

К раздумьям призывает,

Но сам не я,

Как попросту бывает,

Себя волненьем

Легким торопил.

Не вдохновеньем

Сладостным я жил,

Но мукою

Я жертвовал порою.

Разлукою

Иль робкою тоскою

Я, право, дорожил.

Теперь же нет

Надежды одинокой,

И вновь поэт

Любовию далекой

Покинут. Век

Страданием объят

Вкушает человек

Холодный яд.

Судьбой забыт,

Печален временами,

Он не живит

Безделие мечтами.

Не жаждет он

Прекрасной девы уст -

Мир обречен,

Неискренен и пуст:

Лишь мрак мирской

Царит под небесами -

Прощай, покой,

Дарованный Богами!..

Прощай и ты,

Наивность ранних лет,

Моей мечты

Полузажженный свет!..

Его полет

Ко звездам, ввысь восходит...

Любовь пройдет,

Как все, как все проходит!

ЕВГЕНИЯ ПОЛОС


Играй, Эфраим!

Я знаю... наш мир очень сложный,
Законов его не понять.
Он странный... такой невозможный!
Он разве дает... летать?..
Послушай... наш мир очень низкий...
Везде эти деньги - враги...
Как знать - правосудие близко?
И что еще ждет впереди?..
Воюют в песочнице дети.
Война за лопатки, ведро.
Так в мире неправильном этом
Воюют "большие"... За что?
Границы... Богатства земли,
Природы какого-то края.
Хотя есть же войны - за мир,
Поскольку добро... притесняют.
Нельзя разрушать нашу крепость,
Обитель навеки и дом.
Ведь это такая нелепость!
И с чем же мы будем потом?
Представим, планета - руины...
Живого нет места на ней.
Разрушилось все. Лишь машины
Снуют в темноте скорбных дней.

Я знаю... наш мир очень сложный.
Законов его не понять.
Он странный... такой невозможный!
Он разве дает... дышать?..

Пора предрассудков и боли
От мыслей чужих... не своих.
Мне жизнью другою жить, что ли?
Прожить чей-то каменный стих?..
Я знаю... наш мир, он - холодный,
Но холодность мы победим!
Мне скрипка рисует наш подвиг,
Играй же, играй, Эфраим!
Играй, чтобы то море Страха
(Тонули мы в нем на мели...)
Разверзлось, и чтоб волны Блага
Кораблик Добра занесли.
Играй, чтобы рухнули стены
Войны, равнодушия, зла...
Пусть вырвутся души из плена,
От света рассеется мгла...
Играй, Эфраим, друг сердечный!
Пусть мир от любви расцветет!
Любви настоящей и вечной...
Тогда-то все зло и уйдет!
Играй, Эфраим, мой волшебник,
И вместе мы горы свернем!
Нам даже не нужен учебник -
В мир истину сами вернем!..

Ты - скрипкой, а я - пером...

ЕКАТЕРИНА КЕТОВА


Разговор современного человека с человеком из прошлого.

Современный человек:

Как человек быть может?..
Быть рабом.

Человек из прошлого:

Давным-давно людьми захвачены
Мы были.
Им служить без всякой платы.
Обязаны мы были.

Совр.:

Как человеческое племя
Могло так поступить?
Так поступить с такими же
Людьми, как сами же они.

Из прош.:

Тогда же все иначе было.
Тогда же алчность и жадность
Жадны до власти, и до денег были.
Они шли на все, чтоб получить свое.

Совр.:

Быть может рабства нет,
Быть может чуть гуманней люди стали.
Но не менялись мы с годами,
Мы детьми остались до сих пор.
Мы во власти нашей страсти,
Подчинены желанью…
Подчинены эмоциям…
Не научились мы владеть собой.
Нам так многое еще узнать осталось.
О себе, о мире, о существах живущих с нами.

***

Однообразна жизнь,
И нет в ней преград
Ни остроты ощущений,
Ни яркости мира.

Устала я от этой жизни
И поглотила меня тоска,
И разъедает печаль изнутри,
Скука стала спутницей вечной моей.

Я теряюсь в себе
Не зная, чего я хочу.
Может приключений,
А может любви.

Зачем я в этом мире?
Что делать я должна?
Какой мой путь?
Понять я не могу.




ПРОЗА АВТОРОВ СОЮЗА


СВЕТЛАНА ДОНЧЕНКО


Умереть и воскреснуть

Почти каждый человек в своей жизни хотя бы один раз, но попадает в такую ситуацию, когда хочется умереть от горя…Глупости, скажут многие! Полная чушь, отметят другие…
Мне судьба отмеряла полной чашей…Щедро!!!
Всё началось ещё с раннего детства, но не буду углубляться в эти дебри…
Когда у меня похитили сына… Умного, доброго, смелого мальчика, он просто стоял с друзьями у ВУЗа, в котором учился на первом курсе, я умерла… Встречу с Богом, Природой, да, как угодно называйте, я не помню…. Была она? Нет? Не знаю, но кто-то, же подарил мне продолжение жизни. Я пришла в себя в реанимации. Не совсем понимая: где я? Но я отчётливо помнила, что со мной произошло, и ещё я помнила свой сон накануне.
Мне приснился жуткий сон, что моего сына неизвестные лица в масках увезли куда – не - известно, умело запутав следы, потому, что попытка мальчишек проследить за ними не увенчалась успехом. Они растворились в пространстве. Номера, на скрывшейся машине были явно «липовые», они числились за старым, давно списанным самосвалом. Милиция искала, конечно, искала, но поиски результатов не давали. Зато разговоры, в моём присутствии, что его могли уже давно вывезти куда-нибудь на свалку и там закопать, велись бесцеремонно и открыто. К тому же мотив был совершенно не ясен. В целях выкупа? Смешно! У нас, самая большая ценность в семье – это дети. Да ещё, пожалуй – любовь!
Мозг плавился. Сердце останавливалось. Я стояла на коленях перед старинной, подаренной мне моей бабушкой, иконой и молила Господа о помощи. Решение мгновенно созрело в моём сознании, нужно отвезти икону в храм и подарить её прихожанам. Когда я вернулась домой, мой
милый мальчик уже ждал меня. Он сказал, что его неожиданно отпустили, без объяснений… кто это был и, что всё это означало - ему не сказали. Я, проснулась в холодном поту…
В реанимации было тихо. Я, вся опутанная какими-то проводками, не могла пошевелиться.
К моему ужасу на мне не было даже белья, но мысль о побеге не давала покоя… Домой…
За иконой! Я должна!
Проводки отцепились легко, завернувшись в простынь, я без препятствий преодолела больничный коридор , ни кого не встретив на своём пути. К тому же, о, чудо! На кушетке возле окна, лежал пакет с вещами (моими вещами!), которые, совершенно убитый горем, свалившимся на него, забыл мой муж.
Такси мгновенно затормозило рядом со мной, я не успела взмахнуть рукой, молодой обаятельный водитель пригласил на переднее сиденье, я рассказывала, рассказывала ему о своей беде, он, молча давил на газ…
Батюшка, принимая икону из моих рук, трижды поцеловал её.
-Даришь храму? Зайди в канцелярию - оформи дарение.
- Ни к чему всё это - просто отдаю людям…
-Да хранит тебя Господь!
Уходя, я обернулась, Батюшка осенял меня крестом и шептал что-то вслед…
Таксист ждал меня… Спустя час, я была дома, а через несколько минут в двери щёлкнул замок. Вошли муж и сын…
Всё из моего сна повторилось слово в слово…
Никто, даже, не удивился, как я очутилась дома…
Через два года у нас родилась дочь…Теперь мы большая, многодетная семья…
Но это уже другая история…


НИКОЛАЙ АНАНЬЧЕНКО


Море подскажет

Море не может молчать. Когда ветер отдыхает, море ласково шепчет, при лёгком ветерке оно ворчливо шумит и грозно ревёт при разыгравшемся шторме. Но никогда не молчит.
Есть люди, умеющие слушать море и понимать его. Их немного. Моя бабушка именно из таких. Её так и зовут - Турасаи, что и означает «слушающая море».
Мы живём с ней вдвоём, потому что шесть лет назад, когда мне было двенадцать лет, отец ушёл к Заветной Черте и не вернулся. Эта черта там, где море соединяется с небом. Через год после отца к Богам ушла и моя мать. Уходящие за Черту никогда не возвращаются.
Я немного учился в школе и знаю, что это лишь легенда наших предков, что, на самом деле, Земля круглая и никакой черты нет. Но легенда мне нравится больше. Я часто представляю себе, как отец, выходит из лодки и идёт по небу к Великому Морю. Там всегда хорошая погода и богатая добыча. Отец ловит рыбу, и её подают к столу Богов. Поэтому, мы никогда не называем ушедших по имени. Ведь на имя надо откликнуться, а значит отвлечься от такой важной работы, и Боги могут рассердиться.
Бабушка растила меня и учила слушать море. Турасаи - уже третье имя моей бабушки. Это означает, что она живёт очень долго и её все уважают. Именно она ведёт все переговоры с торговцами из города, когда те приезжают покупать нашу добычу - рыбу и другие дары неумолкающего моря. Она же получает с них деньги. Никто не может делать это лучше неё. Она всегда знает, сколько стоит та или другая рыба сегодня. Я спрашивал её, откуда она это узнаёт, и она всегда говорила одно и то же:
- Слушай море. Море подскажет.
Я стараюсь слушать, как учит Турасаи, но мало что слышу, хотя уже получил второе имя - Нангуака. Это означает «Быстрые ноги». Когда дают второе имя, это говорит о том, что человек уже может сам добывать пищу и участвовать в делах деревни. Но главное то, что он может завести семью.
Вчера моя невеста получила своё второе имя - Миокале. Я всегда удивлялся, как точно Совет деревни подбирает имена. Миокале - «ласкающая взор», самое правильное имя для моей невесты. Она живёт в соседней хижине вдвоём со своей мамой, потому, что её отец ушёл вместе с моим.
Сегодня я собирался пройти по отливным отмелям и посмотреть, не найдётся ли чего-нибудь съедобного в маленьких озерцах оставшейся воды. Там часто оставались небольшие осьминоги, и всегда было много устриц. Отлив будет ранним. Я уже слышал, как стихает морской шум, превращаясь в отдалённое ворчанье.
Пока я надевал старые штаны и вешал на плечо корзину, из хижины вышла Турасаи. Это удивило меня. Бабушка теперь редко выходила. Только тогда, когда надо было продать улов. Турасаи прислонилась спиной к двери и смотрела на море. А оно уже отступало.
- Ранний отлив сегодня. - Сказал я, чтобы услышать её голос. Но бабушка молчала.
- Ты посмотри, Турасаи, как быстро и далеко уходит вода.
Бабушка опять промолчала, тяжело повернулась и ушла в хижину. Уже оттуда я услышал её голос:
- Нангуака, старая Турасаи совсем лишилась памяти. Ты сегодня не пойдёшь собирать устриц. Приходила Миокале. Сегодня твоё главное испытание. Ты должен доказать, что достойно носишь имя «Быстрые ноги». Миокале будет ждать тебя на вершине горы Небесная опора до трёх часов. У тебя есть всего сорок минут.
Старая Турасаи вновь вышла из хижины.
- Эту сумку ты отдашь ей. Она знает, что там и знает, что надо делать.
- Турасаи, ты действительно постарела. Как я смогу за такое время подняться на гору? Прошлый раз мы поднимались целый день.
- Тогда ты не был Нангуака. Кроме того, я показала тебе короткую тропу. Беги по ней. Ты успеешь. Помни, что Миокале ждёт тебя только до трёх часов. Беги так, как ты ещё никогда не бегал. И помни главное, не оглядывайся. Беги, Нангуака, и пусть Боги помогут тебе. Возьми наши часы. Следи за временем и не теряй драгоценные минуты. Беги. Помни всегда - слушай море. Оно подскажет.
Турасаи протянула мне нашу единственную драгоценность, оставшуюся от отца - серебряные карманные часы, по которым вся деревня сверяла время. Если Турасаи передала мне часы, значит она говорит очень серьёзно, и испытание будет нелёгким и важным.
И я побежал. В начале бежать было легко, и бабушкина сумка казалась почти невесомой. Но подъём был крут, а я торопился. Вскоре ноги стали тяжёлыми, а сумка чувствительно оттягивала моё плечо. Но Миокале ждала, и ничто не могло помешать мне взбежать на гору к назначенному сроку.
Тяжело дыша и держась за грудь, из которой моё сердце всё норовило выскочить, я уже подбегал к вершине, когда услышал это.
Никогда я не слышал ничего подобного. Это был вопль тысячи раненых китов, это был гром всех ураганов, проносившихся над нашей лагуной. Это был яростный вопль разъярённого моря. Нет, это была сама ярость, воплотившаяся в злобное вздыбленное существо.
Конечно же, я смотрел в сторону моря. Горизонта не было. Всю сторону занимала огромная волна. Похоже, она свисала с неба. Иначе и быть не могло. Ведь нет таких земных волн, чтобы доставали до самых облаков. Это Боги опрокинули на нас своё Великое Море, и оно теперь падало на нас, на всю Землю, предвосхищая своё падение этим ужасным воплем. Море приближалось к земле и всё больше становилось похожим на зловеще открытую пасть неведомого гигантского существа.
Земля дрогнула, когда небесное море ударило в неё. Я успел заметить, как мгновенно исчезли в огромных воронках этой волны маленькие островки, всегда выступавшие во время отлива, прилегающий к деревне холм, как взвились в воздух вырванные с корнем деревья и тут же скрылись в пучине рокочущей воды.
Я стоял, опершись спиной о ближайшее дерево, и ждал, что вот-вот вода настигнет и меня, сорвет с этой горы и одним лёгким взмахом зашвырнёт за ту Черту, из-за которой не возвращаются. Двигаться я не мог. Ноги стали будто каменные. Только смотрел.
Но волна не смогла добраться до меня. Немного не смогла. Я доказал, что не зря зовусь Нангуака - быстрые ноги. Метрах в двадцати от меня в водоворотах кружились деревья, какие-то доски, брёвна, тряпки... . А потом всё стихло.
Сколько секунд это длилось? Десять, двадцать? Может быть минуту? Но сколько бы не продолжалось это чудовищное вторжение, оно ворвалось в нашу жизнь и останется в памяти страшным кошмаром.
Так же, как в несколько мгновений вода заполнила всю бухту, так же быстро она покидала её, унося с собой и деревья, и остатки наших хижин все наши вещи, и многих моих соседей, имена которых мы уже никогда не назовём..
Ноги не держали меня и я сел на землю.
Теперь мне всё стало понятно. Это я лишился памяти, а не старая моя бабушка. Как я мог забыть, что с утра Миокале уехала в город, получать паспорт. Море подсказало бабушке, и она спасла меня, отправив из деревни на гору, куда волна не могла добраться.
Я знал, как называется эта волна. Старики шёпотом произносили это слово. «Цунами» - вот что шептали они. У нас в деревне даже стоял большой барабан, который должен был предупредить об этом несчастье.
Как я потом узнал, бабушка, всё-таки, ударила в этот барабан и тем спасла десятки жизней. Ведь не зря говорят старики: «Предупреждён - почти спасён».
Волна смыла нашу деревню. Размыла дороги, ведущие в город. Осталась только тропа, по которой я бежал, поэтому моя Миокале быстро нашла меня, сидящего под уцелевшим деревом. Я отдал ей бабушкину сумку. Она открыла её и тихонько охнула. В сумке были деньги, накопленные всей деревней и хранимые моей бабушкой. А ещё там были документы о том, что побережье лагуны является собственностью нашей общины.
Страшная волна убила многих жителей моей деревни. Она разбила и унесла всё, что построили мы за многие годы. Но, благодаря «слушающей море», кто-то остался в живых, и у нас есть деньги. Мы вновь отстроим деревню и будем продолжать жить на земле, где сотни лет жили наши предки. А кто-то из нас станет слушать море, чтобы всегда сбывались слова моей бабушки:
- Море подскажет.




ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ


ПСКОВ




Псков — город на северо-западе России, административный центр Псковской области и Псковского района, Город воинской славы. Расположен на реке Великая (впадает в Псковское озеро) при слиянии её с рекой Пскова;. Один из древнейших городов России. Население города составляет по оценке на 1 января 2010 года 191 760 жителей[8], по состоянию на 14 октября 2010 года — 203 300 жителей (предварительные итоги переписи 2010)[9], по оценке на 1 января 2011 года — 202 884 человек[3]. В декабре 2009 года Пскову присвоено звание «Город воинской славы»[10] (указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2009 г. № 1387).

Псков впервые упоминается под 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись). В X — начале XII веков в составе Древнерусского государства. Псков один из самых древних городов России. Археологические раскопки в псковском Кремле показали, что уже в IX веке находившееся там славянское поселение имело земляные и деревянные укрепления. Существование города в те времена нашло подтверждение в Повести временных лет, сообщившей под 903 годом о приведении князю Игорю жены Ольги «от Пскова». Княгиню Ольгу, псковичи считают своей покровительницей и постоянно славят её[11].

Древнейшая часть города — Кром (Псковский Кремль). Сохранились соборы Мирожского (до 1156 г.), бывшего Ивановского (1243), Снетогорского (1310) монастырей, а также церкви Василия на Горке (1413), Косьмы и Дамиана с Примостья (1463) и многие другие.

C XII века — в составе Новгородской земли. C XIII века фактически становится независимым, упрочив своё положение при князе Довмонте (1266—1299 гг.). Лишь в 1348 году Новгород по Болотовскому договору формально признал самостоятельность Пскова — столицы Псковской республики[12].

С 1510 года — в составе Великого Княжества Московского (Русского централизованного государства). В 1581—1582 гг. во время Ливонской войны выдержал полугодовую осаду польских войск Стефана Батория.

С 1777 года — центр Псковского наместничества, с 1796 до 1926 гг. — центр Псковской губернии, в 1927 — 1930 гг. и 1935 — 1940 гг. — центр Псковского округа в составе Ленинградской области. В 1930 — 1935 гг. и 1940 — 1944 гг. — был формальным районным центром в Ленинградской области[13][14].

Оставлен Красной армией 9 июля 1941 г. Освобожден 23 июля 1944 г. За время оккупации германскими войсками в годы Великой Отечественной войны (в 1941 — 1944 гг.) в Пскове было разрушено 94 % жилого фонда.

С 1944 года — центр Псковской области




КОНКУРСЫ СОЮЗА ПОЭТОВ И ИХ ПОБЕДИТЕЛИ


КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ НЕДЕЛИ


ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА


Светлана Донченко

Я разговаривала с ветром на закате...

Я разговаривала с ветром на закате.
Угодник дамский, он поведал мне,
Как с Осенью - своею верной сватьей
Искал невесту там - на стороне.
Красавица холодная, как льдина
Его пленила высоко в горах,
Но очень скоро жуткая кручина
Любовь такую превратила в прах.
Потом морская дивная царевна
Его высоким голосом звала,
Она была прекрасно откровенна,
И в пенной страсти сказочно мила.
Он задержался только на немного,
Красотку - бурей редкой удивил…
И тут же Осень позвала в дорогу,
Туда, где дух любви земной царил.
И вот теперь в моём саду прекрасном.
Он на калину обратил свой взор,
Но, а она в наряде ярко-красном
И не пыталась слушать его вздор.
С ней рядом Осень хоровод водила,
Да обещала щедрые дары…
Калина - верность ясеню хранила.
Не принимала сватовской игры…
А ветер плакал и стонал надрывно
Всё говорил мне о любви большой…
«Люблю её»,- твердил он непрерывно.
И я его жалела всей душой…



НИКОЛАЙ АНАНЬЧЕНКО


"Осенняя песня"

Я слышал, медленный фокстрот
Оркестр ветвей в лесу осеннем
Играл, а листьев хоровод
Кружился в танце вечном, древнем.

Рожок берёзы там звучал,
Прощаясь на зиму с листвою.
Осин торжественный хорал
Пронзительно звенел тоскою.

Рябин-арфисток нежный звук
Сплетался с альтом юной ели,
И, вся полна печальных мук,
Играла ива на свирели.

Сердился дуба саксофон,
И скрипка ясеня играла...

Наверно мне приснился сон,
Что осень праздник свой справляла.
КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ АКРО СТИХ


ОЛЬГА ФОКИНА


"Осенняя пора"

М ожет быть печальной,
А может сизокрылой,
Р ыжей и отчаянной,
И такой любимой,
Н ежною девчонкой,
А иногда капризной!

Ц вета солнца челкой,
В печатлений призма!
Е сли одиноко
Т ихо тает вечер,
А дождик бьет в окошко,
Е ли прячут плечи -
В от пришла к нам осень,
А за ней и озимь...






НОВОГОДНЕЕ МЕНЮ НОВОГО 2012 ГОДА

Предпочтения золотого Дракона. 2012 год - что приготовить на Новый год?

Ох, и непростая же это задача – угодить новому символу наступающего года. Золотой Дракон – существо хоть и не очень прихотливое, однако своенравное и мириться с недостатками новогоднего меню стола точно не станет.

Фрукты и овощи в новогоднем меню.
Рецепты новогодний стол украшающие, обязательно должны содержать рыбные продукты.

На новогоднем столе должно стоять все то, что любит дракон.

Дракон – существо всеядное, вот и постарайтесь поставить на новогодний стол 2012 как можно больше морепродуктов, мяса, овощей и фруктов, разнообразить меню новогоднего стола.

Поместите в центр стола огромное блюдо, красиво украшенное. Не забудьте положить его с пылу с жару (используйте побольше острых приправ), поверьте, дракон обязательно заметит ваш реверанс.

Пусть новогодние рецепты изобилуют также большим количеством легких салатов, например, можно вспомнить о традициях наших предков и поставить на стол салат из редьки, заправленный подсолнечным масло или майонезом. Можно включить в новогоднее меню 2012 салат из свежей капусты и крабовых палочек.

Не забывайте о летнем салате из огурцов и помидоров, конечно, в зимний период это довольно недешевое удовольствие, но ведь Новый год – это праздник, который приходит лишь раз в году, так что не будет ничего страшного, если на новогоднем столе окажется и этот зимний деликатес.

Рецепты 2012 новогодний стол – это своего рода полет фантазии, способной на самые нетривиальные вымыслы. Прекрасные новогодние салаты 2012 могут быть самыми разными, включите воображение и поэкспериментируйте.

Однако, не стоит забывать и о традициях, ведь отсутствие на новогоднем столе того же салата «Оливье» может стать разочарованием для ваших гостей, так как он является не только вкусным лакомством, но и символом любимого праздника и включается во все новогодние рецепты.

Кроме «Оливье», есть и еще ряд салатов, которые могут украсить новогодний стол 2012.
Новогоднее меню - рецепты на Новый год 2012

Итак, к вашим услугам, дорогие пользователи сайта, решившие по всем правилам отметить любимый праздник и в совершенстве украсить новогодний стол, новогодние салаты 2012, рецепты новогодних праздников.

Составляйте новогоднее меню и включайте в него наши маленькие шедевры, пусть год 2012, новогодние рецепты для которого мы печатаем, станет для вас успешным и счастливым!

Первым номером предлагаем включить в новогоднее меню рецепт блюда Греческий салат, можете не сомневаться в том, что эта вкусняшка найдет свое место на новогоднем столе, ведь основные его ингредиенты – это овощи, которые так любит дракон и которые он жаждет увидеть, бросив взор на новогодний стол.

Греческий салат


греческий салат, новый год 2012Итак, если вы решили порадовать своих гостей и поставить на новогодний стол 2012 салат греческий, вам необходимо закупить следующие продукты:
Ингредиенты
Греческий салат. Ингредиенты

500 г помидоров
350 г болгарского перца
400 г огурцов
150 г лука
200 г брынзы (или сыра Фета)
150 г маслин (без косточек)

соус:

5 ст.л. оливкового или подсолнечного масла
2 ст.л. лимонного сока
соль
перец

Рецепт приготовления

Пожалуй, самый популярный овощной салат.
Легкий, но сытный.
Из указанного количества ингредиентов получается 7-8 порций.

Помидоры нарезать крупными кусочками.

Огурец разрезать вдоль, затем нарезать тонкими ломтиками.

Перец очистить от семян, нарезать соломкой.

Лук нарезать полукольцами.

Фету нарезать кубиками.

Приготовить соус: смешать масло с лимонным соком, посолить и поперчить по вкусу.
В салатницу выложить помидоры, огурцы, перец, лук.

Фото 8 Заправить соусом, все хорошо перемешать.
Затем аккуратно выложить брынзу (перемешивать не надо, т.к. брынза очень нежная) и целые маслины.
Украсить зеленью по вкусу.

Вуаля, раздел новогодние салаты 2012 заполнен. Однако, не следует торопиться, есть еще один рецепт блюда к новогоднему столу, он тоже по праву входит в сборник «Лучшие новогодние салаты 2012». Знакомьтесь.

Салат мясной Новогодний


Если вы решитесь включить «Салат Новогодний» в новогодние рецепты 2012 и украсить им новогодний стол, то быстро поймете, что в приготовлении блюда нет абсолютно ничего сложного.

Итак, салат Новогодний.

Для того, чтобы пополнить новогодний стол салатом «Новогодний», нам понадобятся следующие ингредиенты:
- 400 грамм отварного куриного мяса;
- 2 вареные картофелины;
- 3 отварных яйца;
- 100 грамм острого сыра;
- 2 яблока;
- 1 банка кукурузы;
- 2 свежих огурца;
- немного измельченного зеленого лука;
- несколько маслин для украшения;
- немного соли и черного перца;
- для заправки 1 пачка оливкового майонеза.

Чтобы поставить на новогодний стол салат Новогодний в классическом виде, курицу нужно нарезать соломкой, яйца, сыр и картофель – кубиками, яблоки – соломкой, заправить салат майонезом, поперчить, посолить, украсить маслинами. Теперь можно торжественно водрузить его на новогодний стол.

Год 2012, новогодние рецепты которого содержат такие кулинарные изыски, обязательно будет счастливым.

Готовьте на новый год 2012. Салаты, созданные с душой, обязательно вызовут отклик в душах ваших гостей. Добавляйте больше блюд к новогоднему меню, пусть новогодний стол ломится от яств, пусть новогодний стол радует глаза гостей, главными среди которых, безусловно, будет золотой Дракон.

Помните, рецепты на новый 2012 год могут быть самыми разными, главное, чтобы новогодний стол сотрясался от веселого смеха и позитива.

И еще один небольшой нюанс… Позаботьтесь о том, чтобы новогодний стол 2012 пестрел от серебристого цвета, водрузите на него стальные подсвечники, елочные игрушки, такое украшение главного атрибута праздника, под названием новогодний стол, станет лучшим подарком для символов наступающего 2012 года.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! ПРИСЫЛАЙТЕ СВОИ ЛЮБИМЫЕ РЕЦЕПТЫ НА ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ К РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ, 8 МАРТА, МАСЛЕНИЦЕ....

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ В СЛЕДУЮЩЕМ ВЫПУСКЕ В 2012 ГОДУ!!!


Рецензии
Ирина, я сегодня зарегистрировался на вашем сайте и хотел посмотреть номер журнала по ссылке, которую Вы дали, но в итоге Система выдала мне запись: "МОДУЛЬ “ФОРУМ” НЕ АКТИВИРОВАН". Для активизации Форума мне нужен пароль. Я попробовал войти со своим, но у меня ничего не вышло. Значит, активизировать Форум можете только Вы, как хозяйка сайта. Буду ждать!

Виктор Байгужаков   04.07.2016 17:42     Заявить о нарушении
Кстати, я сегодня сделал небольшую рекламу вашему сайту, для того, чтобы там народу было побольше!

Виктор Байгужаков   04.07.2016 17:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.