03 18 000 Творчество 1

03 18 001
В истоках любого творчества – потребность высказаться либо желание повыпендриваться. И поэзия не исключение.

У каждого человека есть свой маленький Пегас. Пони. Конёк-горбунок. Затаился в нём, в человеке, до поры до времени, копытом не стукнет, и дышит в полноздри. Но вот, случилось, и зацокал, заегозил. Прямо, покоя от него никакого нет. Нет, и не надо. Не надо покоя, а надо другое. Чувства переполняют, эмоции душат, и жутко хочется поделиться с кем-нибудь имеющимся настроением. Хочется, но жутко. А ну как не поймут? Хорошо, если под рукой, или поблизости, есть некто, желательно Она, кому можно довериться. Чтобы без опаски быть преданным или осмеянным. Она, которая поймёт и посочувствует, или порадуется вместе с тобой.

А если Её нет, или Она далеко? Или, к примеру, ты боишься раскрыться. Трусишь и всё тут. Что делать? Куда девать душу? Тем паче, что ты, как говорится, ни петь, ни рисовать – ни на что не годен. И по компаниям шляться – не ходок. Куда податься?
Выходов много.

Кто-то женится, другой пьёт, а третий пишет стихи. Первые двое понятны и привычны, а третий – какой-то ненормальный. Чего это он вдруг? А всё просто: пить не любит, жениться не хочет. А одиночество душит.

«Одиночество бьётся о стекло. Одиночество – кошмар существования. Побыть одному часа три, сутки, трое… Прекрасно! Но одиночество на перспективу – ужас и тихое помешательство».

Всякий поэт одинок в своём творчестве, одинок в своей душе. Не будь этого, он бы просто поболтал с друзьями. А так ему приходится делиться переживаниями с листком бумаги.

Это – первая ступень. Чаще, это – «юношеские стихи», пронизанные тоской и одиночеством. Некоторые поэты до конца своих дней не могут вырасти из коротких штанишек ностальгии и примитивного эгоизма. И постоянно холят, нежат и лелеют собственное я.

03 18 002
В чем суть творчества? Независимо от того, что именно ты создаёшь – чайник, симфонию или стих – ты вкладываешь в своё творение часть души, какую-то энергию, нечто такое, что недоступно вездесущим измерительным приборам и пытливым взорам учёных. Однако то, что Это невозможно пощупать, не означает, что Этого не существует. Это есть, но пока Оно недоступно. Попробуйте укусить луч света, а потом подискутируем.

Каждому явлению – свои приборы. А если учёные пока не придумали ничего подходящего – их проблемы. Слепые тоже сомневаются, что остальные люди видят, а не прикидываются.
Я условно обозначил Это – как Е+, энергию творчества, энергию созидания. Кто-то назовёт Это – «сила любви», кто-то ещё как-нибудь. Но суть от этого не меняется. Конечно, Е+ не имеет отношения ни к силе, ни к энергии. Но тесно связана с любовью.

Итак, Е+, энергия созидания.

03 18 003
Эп: "Существует только то, что можно измерить"
Макс Планк

За единицу Е+ я предлагаю взять один Плим.

«Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошёл.

А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим!
И ничего не значит
Плим, плим, плим!»

И. Токмакова.

«И ничего не значит Плим, плим, плим!» Теперь значит.
Один Плим – количество Е+, необходимое для создания одного нового слова.

Шутка, конечно. Но, почему бы и нет?

03 18 004
Если в твоё творение вложено мало Е+, то оно обречено на скоропостижную смерть. Чайник сломается через неделю, симфония будет вызывать зевоту даже у исполнителей, а листочком со стихами можно будет подтереться. Именно это происходит со всеми творениями, сделанными «без души», без настроения, без вдохновения, «из-под палки».

Труд по принуждению редко бывает творческим. И плоды его горьки.

Совет самому себе: Не берись ни за какую творческую работу – от стихов до ремонта – если нет к тому желания. Всё одно, толку не будет.

При достаточном количестве Е+, вещи служат долго и надёжно. Это – устойчивое состояние вещей. И, тем не менее, со временем, вещи начинают выдыхаться, содержание Е+ падает. Вещи разрушаются.
Когда конкретно это произойдёт – сказать сложно. Слишком много условий. Долголетие вещей могут обеспечить дополнительные вложения в них Е+.

Вещи нужно любить и жалеть, и они ответят Вам верностью и преданностью. И это не вещизм – явление пошлое и нелепое. Напротив. Я говорю об умении за каждой вещью видеть её творца. Бережное обращение с вещами – дань уважения его труду.

Если за чайником постоянно ухаживать, наливать в него только чистую воду, не заставлять кипеть по часу, то и он послужит тебе долго и надёжно. Если симфонию станут исполнять лучшие музыканты, если дирижёр вложит в неё всё своё мастерство и душу, то и симфония будет радовать слушателей своим долголетием. Если стихи…
А вот со стихами сложнее.

Стихи, как и люди, живы до тех пор,  пока их помнят.

Пока читатель хранит их в своей душе. Бумага истлеет, память сотрётся, язык изменится… Но, даже умерев, стихи оставляют потомство. Е+ из одних стихов переходит в другие.

Кстати, я привёл неплохие примеры: прозаический материальный чайник, и надматериальные музыка с поэзией. Остановимся подробнее.
Чайник, как предмет, может быстро выйти из строя. Его выкинут и купят новый. Чайник, как идея, продержится гораздо дольше, но и он, со временем, может устареть и исчезнуть. Научится человек отделять «холодные» молекулы воды от «горячих», и чайник станет не нужен. Его место займёт какой-нибудь «дольник».
С музыкой иначе. Нота Ля никогда не устареет. Изменится только звучание. А стало быть, и «старая», и «новая» музыка будут волновать и радовать людей.
В поэзии – ещё занятнее. Слова устаревают, выходят из обращения, меняется структура речи. Дряхлеют и сами стихи. Читать – без толку, едва-едва понимаешь, о чём идёт речь. Можно, конечно, заняться переводом со старославянского на новорусский, но это сильно смахивает на реанимацию мумии.

«Слово о полку Игореве» – памятник русской поэзии». То-то и оно, что «памятник». Надгробие. Переводов было много, и каждый приспосабливал «памятник» под себя. Стоит ли? Теряется фонетика. Да и основная Е+ памятника давно перешла в более поздние произведения, оттуда – в ещё более поздние, и так добралась до нашего времени. Через Пушкина с Некрасовым – к современникам.

03 18 005
29.01.96. По телевизору сообщили, что умер И. Бродский. Мир лишился ещё одного Поэта.

03 18 006
Так что,

Поэты смертны, стихи смертны, но поэзия будет жить, пока живо человечество.

 Не рискну утверждать, что поэзия – вечна. Более того, полагаю, что рано или поздно все искусства сольются в одно. «Чистые искусства» отомрут. Но это ещё очень нескоро.

03 18 007
Из чего складывается общая Е+ творения: 1 Замысел, идея, «огонь в сосуде». 2 Исполнение, воплощение, сам «сосуд».
Инженер придумал новую конструкцию чайника, эффективность которого на порядок выше предыдущей модели. Исходная Е+ самой идеи прибора для кипячения воды дополняется Е+ нового инженерного решения. Дизайнер разработал новую форму для этого чайника, которая намного красивее и удобнее прошлой. Добавил Е+.

Удобные вещи служат дольше своих неказистых коллег.

Заказ поступил на завод. Каждая деталька выполнена любовно, в хорошем настроении. Ещё Е+. Сборочный цех. Парочка рацпредложений. Прибавление Е+. Мелкая доводка до кондиции. Сумма Е+.

Это – примерная схема. Пусть многие этапы пропущены, но суть сохраняется. На каждом этапе создания новой вещи происходит добавление Е+. Либо – уменьшение. Если дизайнер – дебил с потугами на оригинальность, или рабочие перепились,  и вместо штангенциркуля использовали складной метр, то и готовая вещь выйдет с низким содержанием Е+.  Несмотря на все инженерные находки. Вещь чахнет и дохнет. Более того, серьёзные недоделки дискредитируют саму Идею. Вывод: каждый последующий этап должен добавлять Е+. Во всяком случае, не отнимать.
Это был простой пример сотрудничества. Но если человек создаёт новую вещь в одиночку, он должен сам пройти все этапы добавления Е+. И огонь разжечь, и сосуд вокруг огня сляпать.

Любое творчество начинается не с нуля. Творец уже знаком с конструкциями существующих чайников, знает способы обработки материалов, понимает в современном дизайне и имеет шестой слесарный разряд. То есть, какое-то исходное количество Е+ берётся за основу.
То же и в музыке. Композитор начинает не на пустом месте. Под ним прочный фундамент всей музыкальной культуры. Всего, что натворили его предшественники, и не переслушать.
И вот, композитор придумывает новую мелодию. Е+. Вариации, дополнения, полифония — ещё Е+. Фонетические выверты, аранжировка — ещё Е+. Всё это суммируется. Итог Е+ предлагается вниманию слушателей. Музыкант, исполняющий произведение, может добавить Е+. А может и отнять. Конечно, замечательную вещь никаким музыкантом не испортишь. Зато, хороший музыкант заставит «звучать» даже посредственную мелодию.

03 18 008
Можно выделить «чистое» и «синтетическое» искусство. Чистое, обычно, результат творчества одной личности, синтетическое – плод усилий нескольких людей. Песня – содружество поэта и композитора. Да, поэт и композитор могут совмещаться в одном человеке, но это, скорее, исключение, чем правило. Так или иначе, одна из составляющих оказывается в подчинении у другой. Стихи, пишутся на готовую музыку, или музыка дополняет написанные ранее стихи. И здесь, музыка либо добавляет Е+ к стихам, либо отнимает.

03 18 009
Поэт также творит не на пустом месте. И у него есть свои предшественники, которым он вольно или невольно подражает, или от которых отталкивается.
Слова, которые использует поэт, придуманы до него. И каждое слово имеет свой запас Е+. Те слова,  которые давно на слуху, постепенно выдыхаются. Е+ потенциал их невелик, и воздействие их на человека снижается. Поэт стремится использовать «лучшие слова» Так. Но, с другой стороны, поэт может и сам сделать слово «лучше», вдохнув в него дополнительную Е+, раскрыв его возможности, освободив его от предрассудков и штампов, показав с новой, неожиданной «лучшей» стороны.

03 18 010
Прежде всего, стих должен нести в себе какую-то идею. Простые стихотворения, обычно, обходятся одной разъединственной идеей, которую можно выразить одной фразой:
= Всё не так, ребята.
= В душе моей любовь угасла не совсем.
= Эх! Красота-то какая!
И так далее, вплоть до «пошли вы все…!».

Сама идея может нести мощный заряд Е+, нести большую смысловую и эмоциональную нагрузку. А может оказаться подражательной, устаревшей. Заряд Е+ уже поменьше. Но главное, что идея должна быть! Стих без идеи превращается в пустопорожнюю болтовню. Пусть даже гладенькую и сладенькую. Мило, но бессмысленно. И незачем.

Это всё вовсе не означает, что стих начинается с осмысления центральной идеи. Так пишутся только стихи «на заказ». Обычно, идея приходит в процессе работы, а то и вовсе, после того, как расставлены все точки над ё. «Лишь закончив стихотворение, понимаешь, что, собственно, хотел сказать». Но идея, какая бы она ни была, должна быть. Стих без идеи пуст, потому что лишён значительной части Е+. Ну, а дальше идёт уже знакомый процесс прибавления и вычитания Е+.

Идея + «лучшие слова» + удачные метафоры + хорошая компоновка + верный ритм + симпатичный дизайн +++… И при этом плюсы не должны конкурировать между собой, а наоборот – должны сотрудничать. Что хорошо в одном стихотворении, для другого – гибель. К этому мы ещё вернёмся. Может быть.

03 18 011
Неудачные слова, метафоры, ритм, снижают Е+ ценность стихотворения в целом. Если неудачных моментов много, то стих уже не спасёт ни какая идея.
«Основной закон органической химии: Если смешать килограмм повидла и килограмм дерьма, то получится два килограмма дерьма»

03 18 012
При снижении Е+ до критического уровня, стих начинает распадаться на строфы, фразы, отдельные слова.
«Стихи мои, больные вы, как будто
Тепла и веры не хватило вам.
Когда-нибудь рассыплетесь по буквам,
Как сыплетесь сегодня по словам»   

Есть стихи с таким высоким содержанием Е+, что они светятся. Словно лампочки. И сами светятся, и всё вокруг себя освещают.
Но даже самые яркие стихи со временем тускнеют. Слова устареют. Удачные метафоры, растиражированные многочисленными подражателями, потеряют новизну, станут неинтересными…
И только идея не стареет, и вновь и вновь, на каждом новом витке развития общества, всё так же будоражит умы и волнует души.
У Вечной Идеи появляются новые певцы. А Е+ стихотворения, даже растасканная по кусочкам, продолжает жить в других произведениях, в других стихах.

03 18 013
Мы брали формулу: Один стих = одна идея. Но, в одном и том же стихотворении, обычно бывает несколько идей. Каждая со своей Е+. Важно их гармоническое сочетание. Они должны не конкурировать между собой, а дополнять друг друга. И если ты даёшь тезу и антитезу, то будь добр, дай и синтез. Либо же идеи могут перетекать одна в другую, согласно УС: В- ; Д+. Такие стихи можно перечитывать помногу раз, и всякий раз ты будешь находить в них что-то новое.

03 18 014
Почему мои стишки воспринимаются лучше на слух, чем на глаз? Да и не только мои, а многие. Потому что, при декламации также вкладывается дополнительная Е+. Общая Е+ становится выше, и стих лучше воспринимается. Правда, это зависит от того, кто и как исполняет. И всё-таки, стихи легче слушать, чем читать. Чтение требует дополнительного вложения Е+.

03 18 015
Понятно. Творчество требует расходов Е+. Но откуда берётся эта самая Е+? Откуда её берёт человек? Ведь не достаёт же из кармана, и в магазине она не продаётся. Тогда откуда?

Предположительно могу назвать четыре источника.
1 От Бога (Д+)
2 Собственный синтез (В+)
3 От других людей (В-)
4 Из творений других людей.

03 18 016
1 От Бога. От Вселенной от Надмирового Разума, от …, одним словом, Сверху. Как ни назови, суть от этого не меняется. От Бога. Бог. Создатель.
«Иногда я ощущаю себя… Мне открывается Знание. Но не хватает слов, чтобы рассказать о нём. Знание это не во мне, оно надо мной. Чувства, образы, но не фразы. И оно исчезает, как только до него дотронешься, как только о нём обмолвишься.
Мне кажется, что знание это приходит ко всем. Но одни отмахиваются от него, как от назойливой мухи. А другие, проникнувшись, начинают творить добро. А третьи, отчаявшись, начинают крушить всё вокруг, или рвутся к власти, а потом за них молятся или их проклинают. А я сижу»
В поэзии это знание называют вдохновением, в науке – озарением, и так далее.
«Сочиняю я не сам -
Доверяю небесам».

Поэт Д+ становится как бы проводником, передающим Е+ от Бога к читателям. «Как бы», потому что форма Е+, что именно он будет передавать, зависит только от него, от поэта. Да, да, да. И влияние среды, и уровень культуры, и эмоциональный настрой общества, всё да. Всё это, и многое другое, влияет на стихи. Но главную роль играет всё-таки сам поэт. Поскольку, гомо сапиенс, поскольку имеет свободу выбора, свободу творчества. Мало ли, что может прийти в голову. Порой, сам себе поражаешься. Но совсем не обязательно переносить это на бумагу. «Фильтруй базар»

03 18 017
Стихи, которые пишутся от Бога, по вдохновению, приходят в голову в практически готовом виде. Такое впечатление, что они уже были написаны когда-то в прошлом. Или в будущем. Или на другой планете, в другом измерении.  И Кто-то сверху нашёптывает тебе их на ушко.  Всё, что от тебя требуется - умение слушать. Или вспоминать. И записывать в тетрадку. И, по возможности, без ошибок.
Стихи такого типа пишутся «на одном дыхании». Они не требуют долгой и кропотливой работы. Всё, что им нужно - мелкая доработка, устранение шероховатостей. В крайнем случае, додумать несколько строчек – тех, что не расслышал. И всё. Стих готов. И все дальнейшие усовершенствования его только портят. Нужно вовремя остановиться. Хорошим ли получился стих, или плохим – не важно. ОН ИМЕННО ТАКОЙ, КАКИМ И ДОЛЖЕН БЫТЬ. Он нужен именно такой. Не лучше и не хуже. Именно в таком виде он должен исполнить своё, не ведомое нам, назначение. И лучше ему не мешать.
Хотя, обычно, стихи такого рода бывают «лучше», а не «хуже». Ярче, интереснее, значительнее… и ещё пара-тройка определений.

Конечно, и от поэта тоже требуется КОЕ-ЧТО. Определённый уровень культуры, умение сконцентрироваться, умение слышать, отфильтровать помехи… И, когда стихотворение опубликовано, поэт принимает заслуженные лавры и хвалы. Но если он честен, хотя бы и наедине с собой, он признается, что, по большому счёту, эти стихи – не его. Небесный Пастырь вёл за Собой к Свету. Обидно чувствовать себя бараном. Самолюбие заедает. Но не слишком сильно. Потому что понимаешь – в своём обычном состоянии ты ничего подобного написать не смог бы. Просто, не пришло бы в голову.

03 18 018
Но что это за необычное состояние, которое доступно всем, а посещает некоторых?
«Написать такое мог либо гений, либо шизофреник. Впрочем, это одно и то же».
Разумеется, не все шизофреники – гении. Но, с другой стороны, и гении располагаются ближе к шизофреникам, чем к дебилам. Понятие «нормы» относительно. Две крайности: кретин и шизофреник. И многочисленные промежуточные варианты.

См рис 10

 «Золотая середина» размыта, не определяется. Потому что находится в постоянном движении. Стало больше шизиков – норма смещается ближе к шизикам. Больше кретинов, дебилов и прочих олигофренов - и нормой становится демонстративное ковыряние в носу, раскрытый рот с элегантно стекающей слюнкой, и остекленевшие глаза.
Шизофрения – промежуточное состояние между нормой и безумием. «Горе от ума»?

Пара примеров.
Шизик взял кисть, смешал краски, сделал несколько мазков, отошёл на три шага и любуется. Да, мазки эти нанесены талантливо, со знанием дела, они на своём месте, и просто невозможно было бы нарисовать их лучше. Гениально? Беда в том, что шизик забыл нарисовать всю остальную картину. Сам-то он её прекрасно видит, а до других ему и дела нет. Ему просто-напросто не интересно рисовать всё остальное. Ведь он уже нарисовал то самое сложное и замечательное, что было в этой картине. Осталась рутина. Стоит ли тратить время? Правильно, не стоит. Лучше нарисовать ещё одну картину.

Другой пример.
Путём разнообразных наблюдений, вычислений и гениальных догадок, шизик выводит формулу: а = вс2. Вся работа над формулой проходила в уме, и на листочек шизик заносил лишь отдельные ключевые моменты: 1 Параллельные прямые не могут не пересекаться.  2 Перстень – символ разрыва. 3 Пи равно 3,0 + 0,14…. 4 Еву совратил змей. 5 Учесть передачу энергии без переноса материи. 6 Правило правой руки. 7 Время всегда навстречу. Следовательно: а = вс2.
Все всё поняли? Сомнительно. А шизику лень раскладывать всё по полочкам, и тратить время на просвещение кретинов. Процесс выведения формулы для него – пройденный этап. Теорема Ферма. Попробуйте заставить академика от математики разъяснять первоклашкам четыре арифметических действия, и поглядите, скоро ли он взбесится.

Представьте себе великана и муравьёв. Великан прошёл, но муравьи видят один лишь след великанского тапочка. Через месяц, может быть, разыщут второй. Ещё через полгода – третий. Даже если муравьи эти чертовски умны, и догадаются, что следы появились неспроста и связаны между собой, то куда и зачем пошёл великан – им вовек не разобраться. Движение непрерывно, но след его дискретен (прерывист). И по отдельным следам трудно понять, шёл ли великан прямиком к какой-то цели, или просто свернул в кусты пописать.
Конечно, начерти великан свой путь ручкой, муравьи радостно кинулись бы вслед, обозвали бы гением и упоили нектаром. Но великану лень возвращаться и тратить своё драгоценное время на каких-то муравьёв. И поэтому для муравьёв он не гений, а шизик, и место ему не на пьедестале, а в психушке.

Самое противное, что, вступив на путь истины, шизик уже не в силах остановиться. Ему бы присесть на обочину, передохнуть и подождать остальных. Но нет. Однажды сделав шаг, он  уже не остановится, пока не свалится в изнеможении. Он не может замкнуть круг и выдать результат – мол, посмотрите, какой я умный. Нет. Круг у него незамкнутый. Круг, как часть спирали. Спирали, которая раскручивается с ускорением. Любая, самая незначительная информация вызывает лавину образов, ассоциаций, мыслей, которые средненормальному человеку и в голову не придут.

В погоню за Истиной! Это напоминает «золотую лихорадку», только вместо золота с ума сводит знание.

На вопрос, почему женщины востока носят паранджу, шизик ответит: потому что в пустыне воду нужно беречь. И он прав, но кто, кроме него самого, найдёт связь между вопросом и ответом? Так что, несмотря на всю правоту, суждено ему оставаться непонятым, а посему – шизиком.
Шизик и сам не понимает, как это люди могут быть такими тупыми? Ведь всё же яснее ясного, всё лежит на поверхности, нужно только нагнуться и поднять. Но там, где для шизика «на поверхности», для других – холмы предрассудков, горы авторитетов и болото лени. А экскаватора не предвидится.

03 18 019
После стиха «Подозрительное письмо...» (См. прил.) на меня даже психиатр посмотрел с удивлением. Хорошо хоть, не с пониманием.

03 18 020
Странно. Говоришь правду, и тебе никто не верит. Врёшь напропалую, и никто не усомниться. Так может и мне наврать чего-нибудь? Для достоверности?

03 18 021
Объять необъятное. «Нельзя объять необъятное». Но можно, хотя бы, попытаться.
«До сих пор не знаю, открыл ли всеобщую формулу всего, или всего лишь формулу, описывающую движение головастиков в луже».
Ну, ладно. Мы-то не шизики, и знаем, каким лаптем щи хлебать. И весь разговор о шизиках, это так, кстати. Для общего развития. Демонстрация, насколько люди могут не понимать друг друга.

03 18 022
«В общем и в целом, можно сказать так: Всё это – ерунда. Нужно выходить из себя».
«Чтобы творить, нужно научиться доводить себя до состояния вялотекущей шизофрении».

У каждого творца есть свои маленькие хитрости, свои причуды, которые помогают выйти из состояния привычной обыденности.

Та самая «нирвана», в которую с удовольствием погружаются йоги – пример такого выхода из себя. Но йоги – великие эгоисты, используют Е+ на собственные нужды или для демонстрации «потрясающих способностей человека». Йогам нравится то состояние покоя, радости и любви, которое несёт с собой поток Е+. Это укрепляет их духовно и физически, а какое-то там «творчество» им чуждо и неинтересно. Ну, и йог с ними.

Другой пример – шаманы, и прочие служители мелких культов. Их Эго пошире и включает в себя других людей. Разными способами входя в нирвану, они обретают способность заглянуть в будущее, и предсказать возможность развития тех или иных событий.
О шарлатанах разного рода, речи не идёт.
Следует отметить, что поток Е+ — недифференцированный. Каждый может взять из него то, что ему требуется. Творчество, знание, любовь, предвидение… каждый берёт то, что хочет, и хватит на всех. «Незачем красть у Бога, что Он и так даёт». Халява, сэр. Может ли йог стать поэтом? Может. Стоит только захотеть.

03 18 023
Для облегчения раскрытия каналов Е+, многие используют какие-то химические и натуральные вещества.
У шаманов – это сушёные мухоморы и другие травки-корешки. Йоги могут стимулировать выброс эндорфинов с помощь физических упражнений, дозированного голодания и многолетней тренировки. Кстати, именно эндорфины дают йоговскую нечувствительность к боли.
В последнее время, особенно в последнее время, стимуляторами пользуются многие творческие личности. И нетворческие тоже. В ходу опиаты, галлюциногены, разного рода стимуляторы, холиномиметики, кофеин, алкоголь и прочее.  Однако, за «кайф» приходится расплачиваться. Не впадая в назидательность, попробуем рассмотреть некоторые отрицательные эффекты «дури».

1 Толерантность. Организм активно удаляет вещества агрессоры, инактивирует их. Чем дальше, тем активнее. Или забиваются рецепторы. Наступает привыкание. И для достижения «кайфа» требуется всё большая и большая доза, которая становится уже опасной для здоровья и жизни.
2 Как правило, «дурь» копирует вещества имеющиеся в организме и активно включается в метаболизм. Организм привыкает к повышенным дозам извне и уже не может без них обходиться. Наступает зависимость от «дури».
3 Двухфазность действия стимуляторов. Первая фаза – эйфория (Д+), вторая фаза – депрессия (В-).

К тому же, большую роль играет целевая установка. Один мой знакомый оказался в цейтноте и за день до экзамена решил подстимулироваться сиднокарбом. Эффект – потрясающий. Настроение прекрасное, память – замечательная, сил не меряно, только учись. И что? Через полчаса я выглянул в окно, а Мамед уже гоняет в футбол. И экзамены пофигу. Так и пробегал весь день.

А бывали случаи, когда экзаменационный марафон, сдобренный всё тем же сиднокарбом, заканчивался в психушке. Перебор.
Стало быть, подобная стимуляция – порочный путь. И лучше им не пользоваться. Лучше оставаться свободным и независимым.

03 18 024
Голод. «Служенье муз не терпит сытых пуз» Да, дозированное голодание вызывает состояние душевного подъёма. И может стимулировать творчество. В этом я убедился. Не нарочно, нет. Просто, был такой период в жизни, когда поесть было то нечего, то некогда. Не голод, конечно, но ограничение в еде. Получалось покормиться лишь раз в день. И постепенно это вошло в привычку. Да, на первых порах был и душевный подъём, и эйфория, и творческая активность, всё было. Но потом это всё пропало. Наступило эмоциональное истощение, уныние, быстрая утомляемость, а на бумаге – ни бе, ни ме. Ничего путного. И сверху ничего не приходит. А приходит как раз таки наоборот – после еды. Так что, нужно всё это разумно сочетать – и еду и голод. Лучше схемы в этом плане придуманы и разработаны давным-давно. Это – система религиозных постов. И незачем изобретать заново то, что уже есть. И творчество стимулируется и для здоровья полезно.
А что касается чая, кофе, и сигарету повкуснее… а также и водочка – всё хорошо в меру. И каждому своё. Лично на меня алкоголь действует плохо.

Алкоголь - это короткий промежуток между вдохновением и безумием.




03 18 025
Ещё одно состояние, во время которого раскрываются каналы получения Е+ Сверху – «Сумеречная зона».  (Название я украл у С. Кинга. Он использует его в несколько ином значении, а мне оно показалось подходящим к данной ситуации.)
Сумеречная зона – промежуточное состояние между бодрствованием и сном. Человек как бы «грезит наяву». В «сумерках» фантазия раскрепощается, открываются каналы Е+. Человек готов к творчеству. А уж каким оно будет – зависит от человека, его ЭЭТ и фазы. Кому-то привидится плотоядный пиджак, желающий полакомиться владельцем, а кому-то – царевна Лебедь. Разнообразных монстров люди видят в состоянии В-. Иногда они переносят свои кошмары на бумагу и получаются «ужастики». У других людей, в других фазах – другие видения. Красочные, разнообразные, чудесные. Всё зависит от состояния человека.
Тут же и «вещие сны» и другие чудеса. Всё к одному.

«Сумеречная зона» не означает простого перехода от бодрствования ко сну. Человек может оставаться «закрытым» и в период засыпания. Но в этот период «раскрыться» легче, проще и с меньшими затратами.
С другой стороны, войти в «сумеречную зону» можно и в нормальном, активном состоянии. Главное – умение сосредоточиться и отрешиться от окружающего мира.

«Жорж Матье, мэтр «лирического абстракционизма». Три его заповеди для подступа к картине: 1 опустошить себя 2 сконцентрироваться на этой пустоте и 3 писать с максимально возможной скоростью».
В старину, да и сейчас, иконописцы самоизолировались «от мира» в келье, переходили на хлеб и воду. Молились. Происходил своеобразный обряд «очищения» творца перед серьёзной и трудной творческой работой. Конечно, изоляция нужна была не только для того, чтобы «не отвлекали».  Но и Е+, полученная от Бога, должна уходить именно в творчество, а не к разного рода посетителям. Поэтому и входить в мастерскую имели право лишь такие же «чистые» люди, и ни в коем случае не допускались В-.
«Сумеречной зоной» пользуются и медиумы во время сеансов. Знания, полученные этим путём, они облекают в форму «общения с духами». Но это их дело.

Каналы Е+ открываются и во сне. Та самая «вторая фаза», во время которой человек видит сны, которая выявляется наличием дельта волны на ЭЭГ. Недаром, многие открытия совершаются именно во сне. Главное – вовремя проснуться, а не то тут же забудешь, что тебе привиделось.
Многие поэты сочиняют во сне стихи. Не всегда эти стихи хороши, но тут уже вопрос умения. И если ты не дружишь с ручкой, то вряд ли ты напишешь что-нибудь путное. Не хватит слов. «Открытия совершают лишь подготовленные умы».
«Наведённые сны в стиле радостного детского абстракционизма. Открылось второе зрение. Повсюду в мире происходит борьба каких-то сил… Не сами ли мы ограничиваем себя, свои возможности, пугаясь Божественного начала в человеке? … Когда проснулся, мир показался тусклым».

03 18 026
Прикинуть возможное влияние галлюциногенов, диссоциации и гипоксии.
«Жизнь после жизни».

03 18 027
"Сумеречная зона» бывает и в период, когда человек просыпается.
«Просыпаться тоже нужно умеючи. Бывает, проснёшься – и ни фига. А иной раз наоборот – проснулся, и тут как тут. И встал с той ноги, с которой хочется, и…».
Впрочем, сам-то я – «сова», и ощущения «жаворонков» мне недоступны.

Что ещё облегчает получение Е+ Сверху. Место. Местность. Расположение. Существуют места, открытые для приёма Е+. Своего рода «небесные колодцы». Также есть и места с низким содержание Е+. Так называемые «заколдованные, проклятые места», на которых не растут деревья, которых избегают звери и птицы, да и люди обходят их стороной. Интуитивно. Если построить на таком месте дом, то скоро потребуется ремонт. Среди жильцов – ссоры и раздоры, частые мигрени, а заболеваемость разной хронической гадостью на порядок выше среднестатистической. А то ещё заведутся в таком доме привидения и прочий полтергейст. Примеры известны. Одно из таких мест мне показали в Ташкенте. Едва ли не в центре города. «Здесь птицы не поют, деревья не растут…». Даже трава, и та с проплешинами.

Но не обязательно иметь какое-то специальное «проклятое место». Это может оказаться и отдельная квартира со всеми удобствами. Когда заходишь в неё, то на мгновение ощущаешь «чувство нехватки воздуха». Тебя пронизывает давящая атмосфера скрытой недоброжелательности. Чувствуешь себя «не в своей тарелке». И хотя хозяева улыбаются навстречу, следующий шаг даётся с трудом. Ощущения эти мимолётны, быстро исчезают, и большинство людей не обращают на них внимания. А надо бы. Потому что в таком помещении быстро устаёшь, и становишься не способен ни на какое творчество.
К местам с низким содержанием Е+ относятся также больницы, рынки, «зона», и вообще все места страдания людей и торговые помещения. Поэтому и церковь нельзя превращать в место для торговли. «Изгнать торгующих из Храма».

Церкви, монастыри относятся к местам с высоким содержанием Е+. Место под строительство церкви выбиралось специалистами, чувствительными к потокам Е+Е-. После строительства церковь дополнительно освящается, а молитвы верующий ещё шире раздвигают каналы обмена Е+. Образуются как бы сквозные туннели между небом и землёй. И, побывав в церкви, человек ощущает покой и радость. А новички даже могут испытать особое состояние, которое в Православии зовётся «состояние прелести». Человека окутывают приятные запахи, наступает эйфория, вплоть до галлюцинаций. Но не каждому доступна Е+ сверху. «Нельзя ведьме войти в Храм Божий». Оттого-то «ведьмы» В-, и ненавидят церкви, и стремятся их уничтожить.
Местом с высоким содержанием Е+ может оказаться та же квартира. Войдя в нее, чувствуешь какую-то безотчётную радость, дышится легко и свободно, и тянет малость подурачиться.

03 18 028
Что ещё характерно для «стихов от Бога». Стихи, написанные по подсказке сверху, чаще «мужские». Яркие, красочные, наполненные внутренним светом. Когда читаешь такие стихи, хочется самому схватиться за ручку. И хватаешься.

03 18 029
А теперь приготовьтесь с умным видом слушать всякую чушь. И согласно кивать. Будут даны маленькие рекомендации для облегчения получения Е+ Сверху. Без комментариев. Но с опорой на религиозные обряды и народную мудрость.

1 Умение расслабиться и сконцентрироваться.
2 Одиночество. Иначе Е+ может через тебя уйти к другим. «Избегай пустых В- людей», избегай чужих детей.
3 Головной убор – долой. Короткие волосы, а лучше без них. 
4 Ладони открыты, обращены вверх.
5 Стараться замечать только красивое. Даже в плохом уметь находить хорошее.
6 Подошвы изолированы. Обувь, либо «поза лотоса». Иначе Е+ может уйти в землю.
7 Одежда. Свободная, лёгкая. «Человек в футляре» противопоказан.
8 Направление. «Оборотись лицом на восток».
9 Цвет. Синяя гамма. (При избытке Е+ тянет на желтое).
10 Вкус. Сладкий. (При избытке Е+ тянет на кисленькое).
11 Климат. Наверное, прохлада. В жару мозги плавятся,  на холоде – смерзаются, в тепле – ленятся. Остаётся прохлада.
12 Стимуляторы допустимы лишь в малых дозах.
13 Чаще бывать на природе.
14 Целевая установка.
15 Потребность в Е+, т.е. расход её в творчество.
16 И многое другое. Продолжение следует.

Само по себе, это не откроет каналы получения Е+ Сверху. Но может облегчить задачу.
 Однако, эти рекомендации применимы лишь для определённой категории людей, творчество которых основано на получении Е+ от Бога. Но есть и другие пути.

03 18 030
Второй путь получения Е+ — собственный синтез.
Именно так. И не надо делать круглые глаза. И квадратные тоже не надо. Человек способен на синтез Е+. И в этом он подобен Богу.  «И стал Адам как один из Нас». В живых существах происходит собственный синтез Е+, которая расходуется на нужды организма. Но лишь человек, его душа, синтезирует такое количество Е+, которое даёт возможность творчества.  И Е+ эта вполне нормальная, полноценная, и по своим техническим характеристикам ничем не отличается от Е+, полученной Сверху. Разница только в количестве. Обычное сравнение – свеча и солнце. И то и другое даёт свет и тепло, но какая межу ними разница! Как между свечой и солнцем.

Не вникая в сложные биохимические и эмоционально-лирические процессы, сложно понять как происходит синтез Е+. Да и ни к чему это. Главное – усвоить: синтез Е+ происходит в душе, а разум – лишь усилитель этих процессов. Как душа без разума еле шепчет, так и разум без души – мертвая груда проводов и динамиков.
Е+ синтезируется в любом человеке, неважно, негр ли он, профессор, или велосипедист. И качественная структура её одна и та же.  Но вот количество синтезируемой Е+ у каждого различно. Как у каждого отдельного человека, так и у групп людей, народов,  национальностей и рас.

03 18 031
Если Е+ Сверху идёт широким потоком, и отдельные её потери несущественны, то собственной Е+ гораздо меньше, и приходится учитывать всё, до копеечки.

Расход Е+ идёт по многим направлениям:
1 Поддержание жизнедеятельности организма и здоровья его же.
2 Повседневная деятельность.
3 Запланированные и внеплановые расходы.
И лишь потом, оставшаяся Е+ направляется на творчество.

И здесь применимо понятие «критической массы». Творчество начинается лишь при превышении оставшейся Е+ какого-то определённого порога.

03 18 032
Стихи второго типа – большей частью «женские». Слагаются они постепенно, основательно, по строчке, по фразе, по слову. «Терпенье и труд – мозоли натрут»
Часто они – мягкие, спокойные, душевные. В их основе – классицизм и гармония. Здесь редки находки, гениальные открытия, новаторство. Но стихи такого рода светятся своим мягким внутренним светом. Именно в таких стихах бывает видна душа автора, душа человека.
Нередко эти стихи превращаются в свою противоположность. Яркие, «мужские»,  страстные, пламенные, исполненные благородного негодования, обличающие несправедливость во всех её гнусных проявлениях.
Поэты такого типа – загадка для литературоведов. Скромный, тихий человек, а в стихах – ярость, неистовство. И обратно, в жизни – задира и дебошир, а в творчестве – мягкий, душевный лирик. Да нет тут никакой загадки. Линия Д-В+. Жизнь на одном конце, а творчество на другом.

03 18 033
Ограниченное количество Е+ заставляет её беречь. Поэту типа В+ необходимо «закрываться» от  потерь. Прежде всего, от людей В-. Но закрываться можно по разному. Самое простое – одиночество. Но человек – существо социальное и нуждается в общении. Тогда в ход идут «маски». Самые разные – от скрытности, закомплексованности, до «рубаха парень» и «душа нараспашку». Но под этой распашонкой может оказаться другая, третья… Кто знает, сколько их там всего. Маску простака надевает тот, кто усвоил простую истину: «Чем надёжнее скрыта душа, тем она уязвимее». Трудно отыскать болевые точки у того, чья душа открыта, кто может легко и с удовольствием посмеяться над собой.
В+ может вспылить, но быстро остывает. И прощает. И сам же себя винит за вспыльчивость.
Таковы поэты В+. Они не могут за пять минут настрочить поэму. Они пишут долго, нудно, день за днём, тщательно прорабатывая стихи. «Ни дня без строчки». Чтобы довести стих до кондиции требуется много времени и труда.

03 18 034
«От одного, довольно длинного стихотворения, после двух ревизий осталось нетронутым только одно четверостишие. Точнее, только оно одно и осталось. Остальные были написаны заново».
Да и ревизий-то было не две, а куда больше. Исходная Е+ стиха была невысока. Каждая ревизия добавляла по чуть-чуть Е+. Когда сумма Е+ достигла определённого уровня, потребовалась полная переделка. Но и после этого работа продолжалась. Упорство принесло свои плоды, и на настоящий момент, стих меня устраивает. Но это не означает, что работа над ним закончена. Я вовсе не исключаю дальнейших переделок. Но сейчас он мне нравится, и пусть таким и остаётся. Стих стал «читабельным», насытился Е+. Без перебора, конечно. В темноте не светится. Но, при случае, может поднять настроение читателю. И это хорошо.

03 18 035
Для поэтов В+ характерны два подхода к написанию стихов.
1 Создание основы, «рыбы»,  несущей конструкции, «скелета» и пр. Маяковский брал за основу ритм. Кто-то берёт за основу идею, события из жизни, кто-то – размер, форму и т. д. Потом идёт постепенное добавление Е+, вылизывание, причёсывание и остальной макияж. Со временем, скелет обрастает мясом, покрывается кожей и чешуёй. Лишнее убирается, нужное добавляется, и вот уже рыба шевелит плавниками и пускается в плавание.
2 Создание блоков, кусочков стиха, каждого со своей Е+. И затем – скрепление этих блоков между собой. Происходит суммация Е+. При правильной, удачной компоновке, невозможно заподозрить, что блоки эти были написаны в разное время и независимо друг от друга.
Всё делается с чувством, с толком, с расстановкой. И вдохновение здесь на втором месте. А на первом – упорство, настойчивость и постоянный тренинг.

03 18 036
«Чем переделывать старый стих, я лучше напишу новый». Но это вовсе не означает перехода на позиции Д+. Просто, накопление Е+ идёт не внутри одного стиха, а от одного стиха к другому. Такой подход больше характерен для молодых поэтов, чем для мэтров.

03 18 037
Поэт В+ подвержен постороннему влиянию куда сильнее, чем поэт Д+. В основном, это связано с расходом Е+.
Поток Е+ Сверху – безбрежный. Что успел схватить – то твоё.
Синтез даёт Е+ гораздо меньше, расходовать её нужно экономнее. Не отвлекаясь на пустяки, и не разбрасывая куда попало. Тут уже трижды подумаешь, что взять в руки – отвёртку или ручку. Возьмёшь отвёртку – стихов на сегодня не предвидится. Израсходуешь Е+ на починку шкафа или уборку квартиры, и о стихах можешь забыть. Увы.
Поэтому, не нужно ругать поэта за его «бытовую лень». Это – инстинкт самосохранения, сохранения Е+.
У нас уже был официальный поэт-тунеядец Бродский. Полагаю, что у обывателей ещё не раз будет соблазн объявить тунеядцем того или иного поэта. Ведь основная работа стихотворца происходит внутри его поэтической головы и снаружи не заметна. Вот и вывод: сидит и ничего не делает.

У меня однажды состоялся диалог с начмедом. На тему медицины.
- А Вы почему сидите и ничего не делаете?
- Я думаю.

Да, врачу нужно бывает иногда подумать.  Но «думать» у нас работой не считается. Отсюда и неприязнь к интеллигенции. К врачам, поэтам, и прочим композиторам. Идея в России ничего не стоит. «Умник» – это оскорбление.

Но, не будем рвать на себе остатки волос. Не стоит. Поймём и простим.

03 18 038
Что хорошо для поэтов В+, они могут быть уверены, что стихи свои пишут сами, без подсказки Свыше, используя собственную Е+. Что плохо:  В+ это группа риска по графомании. При снижении критичности к своему творчеству, своим стихам, поэт начинает выдавать большое количество продукции с малым содержанием Е+.
«Авось», «сойдёт и так» – в поэзии не проходит. (То есть, конечно, сегодня может и пройти, но завтра уже не пройдёт).
Было бы уместно вспомнить дядьку Гоголя, который советовал уже готовое произведение отложить в сторонку и позабыть о нём. Дать творению отлежаться, и самому остыть. Ну а потом, критическим оком заново его проштудировать. Исправить ошибки, подлатать, подчистить… И вновь положить на полку. И так семь раз. Или восемь.
В каждом творении достанет дерьма. Взыскательный художник предпочитает вычищать дерьмо сам, а не перекладывает эту задачу на критиков и читателей. При чистке происходит как бы «обогащение руды», то есть, насыщение Е+.

03 18 039
Ну вот. И со второй группой мы познакомились. Самое время дать несколько полезных советов по увеличению синтеза Е+. Ха! Вот этого-то я как раз и не знаю. Уменьшить расход – понятно. Но вот увеличить синтез? Это – вопрос вопросов.

Попробуем поразмыслить. Вспомним, хотя бы, что люди с нехваткой Е+, начинают толстеть. Бессознательно пытаются восполнить недостаток Е+ с помощью еды. Человек не задумывается, почему он ест, ест и не может наесться. То же и со сном. Повышенная сонливость.  Это хорошо видно по студентам во время трудной сессии. Из шести экзаменов только первые три сдаются, как полагается, а остальные – на халяву. И после такой сессии студентам остаётся лишь отъедаться и отсыпаться. Компенсировать расходы. Что они и делают. Ну и?
Выводы, в общем, неутешительные. Да с пищей мы получаем определённое количество Е+. Но увеличивается ли при этом синтез? Вряд ли. А вот недостаток еды может уменьшить синтез. Так же как и недосыпание.
Так же как и нездоровый образ жизни уменьшает синтез Е+, но вот увеличивает ли его здоровый образ жизни – неизвестно.

Стало быть, задача эта сложная и требует дальнейших размышлений. Рискну предположить, что синтез Е+ стимулируется постоянной её отдачей. По принципу «обратной связи».  «Чем больше отдаёшь, тем больше остаётся». А если учесть, что синтез Е+ происходит в душе, то отсюда и вывод: «Душа обязана трудиться». И это не просто красивая фраза Заболоцкого, но руководство к действию. А вот в каком направлении должна трудиться душа – подсказка содержится в Евангелие. Заповеди Христовы призывают людей к тому, чтобы они становились В+. Полярный В+ это ЭТ с максимально высоким синтезом Е+.

03 18 040
Третья группа. Получение Е+ от людей. Близких и далёких, приятелей и Незнакомок. От каждого человека персонально и от всего человечества в целом.
Творческая активность поэтов третьего типа напрямую зависит от тех людей, с которыми они общаются. Пусть мимоходом, в толпе, на рынке, в магазине.
Поэты В- общительны, любят шумные компании, публичные выступления. Им нравится ходить в гости. Если поэтов В+Д+ вся эта суета утомляет, то В- чувствуют себя как рыба в воде. Общение им не в тягость, а радость. И домой они возвращаются в приподнятом настроении. Собрав, словно пчёлка мёд, Е+ с разного народа, поэт разрождается очередным стихотворением. Причём, Е+ характеристика и эмоциональная изнанка стиха, полностью зависит от количества собранной Е+ и умения направить её в нужное русло.
Поэты В- немыслимы вне общества. Оказавшись в изоляции, они быстро выдыхаются и не могут написать ни одной путной строчки. Но если они окружены весёлыми, радостными людьми, они легко пишут прекрасные стихи.
 Однако, на стихи эти идёт чужая Е+. Чем выше Е+ характеристика общества, тем лучше будут стихи у такого поэта. А окружение он подберёт сам. Интуитивно. У людей типа В- очень высока чувствительность к донорской Е+. Среди знакомых поэта может оказаться и плотник, и академик, и хиппи. «Не важно кто ты, важно какой ты». Известно, какой. Донор Е+.
Кстати говоря, чужое творчество в присутствии В-, его сильно раздражает. Нерациональный расход Е+. Человек тратит Е+ на всякую фигню, вместо того, чтобы отдать её В-, нуждающемуся. Оттого и отношение у В- к чужому творчеству зачастую критическое, с уничижительными характеристиками. Но вот продукты творчества, особенно с большим содержанием Е+, В- воспринимают с удовольствием.
Чем ниже Е+ общества, тем бледнее стихи В-. Вплоть до того, что эти стихи больше отнимают Е+ у читателя, чем дают ему.

03 18 041
Внешний облик В- обманчив. При первом знакомстве они обычно обаятельны, внимательны, милы, с развитым чувством юмора. Но при общении с ними быстро утомляешься.
Постепенно учишься от них «закрываться», ставить преграды на путях оттока Е+. Это им не нравится. Маска сползает, и мы обнаруживаем под ней зависть, высокомерие, мелочность и гипертрофированное самомнение. Но, чтобы обнаружить истинное лицо В-, требуется либо «вместе пуд соли съесть», либо иметь незаурядные познания в области душеведения. Что для нашей страны чуждо. Душу у нас отменили ещё в 20х годах 20го века. И до сих пор не восстановили.
А посему, есть смысл присмотреться к феномену В-.

03 18 042
При общении с В- человек теряет Е+. Благо, если у него её избыток. Освободившись от избытка Е+, человек теряет лишь ненужное беспокойство, про которое говорят «руки чешутся». Конечно, при этом падает и творческая активность, но зачем она человеку, который творчеством не занимается? Она ему ни к чему. Он сам не знает, куда её девать. А стало быть, один отдаёт, второй забирает, и оба довольны.
Но, допустим, Е+ у человека не так уж много, и при общении с В- он начинает быстро уставать, раздражаться у него падает настроение. Появляется немотивированное беспокойство, уныние, ночные страхи… Человек пытается интуитивно защитится от агрессии, от потери Е+. Он временно прекращает общение с В-, а то и вовсе избегает дальнейшего знакомства. Но, В- бывает очень назойлив. Звонит, приходит, всячески достаёт…
Нужно отметить, что при резкой потере Е+ человек становится очень внушаемым. Ему легко запудрить мозги, и направить его раздражение на кого угодно – интеллигентов, соседей, буржуев, церковников, красных, белых, голубых и всех остальных. Всех остальных, кроме самого В-. В ход идут сплетни, разного рода намёки, недосказанность, скрытая и явная ложь. А ещё лучше – правда, но в интерпретации В-.
В- большой любитель поинтриговать, и делает это мастерски. Профессионально.
Как только человек доходит своей головой (чаще всё-таки задницей, чем головой), что причиной его плохого настроения, упадка сил, ухудшения отношений с друзьями и в семье, и пр., является общение с В-, он расплёвывается с бывшим приятелем, и… Начинает узнавать о себе разные разности. Внезапно оказывается, что он – свинья, зазнаётся, нечестный, непорядочный и вообще. Все секреты, которыми он когда-то делился с В-, становятся достоянием общественности. При этом В- не в чем себя упрекнуть. Он ведь говорит правду. Правда – прекрасный способ испортить другому настроение, не вступая в конфликт с совестью. Впрочем, совесть никогда не утомляла В-. Уж кто-кто, а В- легко перед собой оправдается. У него всегда виноваты другие.

03 18 043
Всё вышесказанное применимо и для больших групп людей.
При высоком содержании Е+ в обществе, В- как бы концентрирует в себе эту Е+.  Талантливый поэт, замечательный человек, и стихи его талантливые и замечательные. С высокой Е+, живым юморочком, либо гражданским пафосом, нередко новаторство.

При снижении Е+ общества, талантливость В- падает. Стихи чаще средненькие, но встречаются отдельные находки. В основном, в области юмора. Всплески «таланта» обычно связаны с поездками, новыми знакомствами, новыми любовницами.

Дальнейшее снижение Е+ общества – творческая активность В- сходит на нет. Смысловые и образные повторы, склонность к графомании, подражанию самому себе, путаница и тягомотина. При чтении таких стихов, вкладываешь Е+ больше, чем получаешь. Сами стихи становятся В-. Они интересны лишь для людей с высоким содержанием Е+, им есть куда её сбросить. Остальные – откровенно зевают. А В- мечется в поисках новых знакомых и новых жён.

При низком содержании Е+ общества у В- наступает кризис творчества, полнейшая бездарность, стремление к эмиграции, одержимость.

03 18 044
Для В- характерно стремление к проживанию в больших городах, в местах большого скопления людей. И «музеи с театрами» здесь не при чём. Главное – люди. В больших городах много потенциальных «подопечных»,  потенциальных доноров Е+.
В- склонны к объединению. Их стихия – комиссии, союзы, комитеты, склонность к администрированию. Создание поэтических школ с привлечением молодых, активных, пусть и бестолковых, поэтов.
Показуха. В- способны и на показное бескорыстие, но не беспокойтесь за них. Они своего не упустят. И при любом удобном случае (удобном для них, а не для вас), завсегда напомнят о своих благодеяниях.
Короче говоря, вся их психология, все их творческие метания, все их «необъяснимые поступки» объясняются одним – поиск Е+, необходимой для творчества, да и для жизни вообще.

Пример Мандельштама. Не касаясь его жизни и творчества, хочу лишь напомнить, что в лагере он сошёл с ума. Зона – то место, где свободной Е+ у людей нет. Вся Е+ расходуется на поддержание жизни. Лишившись чужой Е+, да ещё и интенсивно расходуя свою, поэт лишился разума.
Отсюда и советы бывалых лагерников. Даже думать о творчестве в лагере – категорически противопоказано. Все мысли направлены только на выживание. Иначе – быстро сгоришь.
Известно, что, независимо от причины, первой страдает психика, причем, наиболее уязвим её самый новый, самый нежный уровень – социальность. Не получая достаточно Е+ и усердно её теряя, человек стремительно скатывается вниз по ступеням ЭГО: земля – страна – народ – коллектив – семья – Я. Далее наступает распад личности. Человек превращается в животное.
Наиболее устойчивой категорией заключённых были люди религиозные, В+. Те, которые жалеют других больше чем себя, и расценивают жизненные трагедии, как испытание, данное свыше. У них высок синтез Е+, за счёт этого и высока устойчивость.
Трагедия Мандельштама – нехватка Е+. Окажись он не в «зоне», а на необитаемом острове, эффект был бы тот же. Поэты В- не могут обойтись без Е+ других людей. Как, впрочем, и все остальные В-.


03 18 045
Для собственного творчества В- характерна подражательность, компиляция, критицизм. Всё это сдобрено юмором, либо разведено меланхолией. Да ещё и стиль «пожалей меня». Жалостливая скрипочка, как в живописи, так и в стихах.
Предметом искусства чаще выступает человек, его характер, его поступки, его роль в обществе. В-  неплохие психологи. Но лишь на три четверти ( В-, Д-, Д+) . Одна четвёртая (В+) человеческих отношений для них непонятна и недоступна.
Так же для В- характерна склонность к разрушению той среды, того общества, в котором они обитают. Критика, юмор, демонстративное недовольство тем, что есть и зависть к тому, чего нет.

03 18 046
Юмор – сильнейший разрушитель. Как плохого, так и хорошего. Смотря, над чем смеёшься. В- высмеивают всё. Смеются над почитанием предков, хихикают над уважением в семье, гогочут над жалостью, нежностью, добротой, высмеивают скромность и великодушие. И тем самым, разрушают эти понятия, эти чувства. Для В- нет ничего святого, кроме него самого. (Он и над собой может посмеяться, но другим подобного кощунства не простит. Запомнит и напомнит).
Дискредитируется, опошляется всё, что составляет основу семьи, основу государства, основу общества. Принижается всё светлое и высокое. И вот, вместо того, чтобы пожалеть ближнего, человек, лишённый Е+, начинает над ним хихикать. Гнусно, но это так.
Так вот, сколько угодно смейтесь над плохим, но НЕЛЬЗЯ  ВЫСМЕИВАТЬ ХОРОШЕЕ. Нельзя смеяться над хорошим. Это – грешно, и ссылки на Пушкина в данном случае неубедительны.

03 18 047
Для В- характерна кооперация, основанная на общности интересов. Они скопом кидаются на защиту собрата, и скопом клюют неугодного. А неугодный – тот, кто заблокировался, кто не желает отдавать свою Е+. Так же, в неугодные автоматически попадает В+, в силу естественного антагонизма. Если ты стремишься к сохранению общества, его культуры, его традиций, ты – неугодный, чужак, объект насмешек и желчной критики. А заодно, и остракизма.

03 18 048
«… И после этого всего у них хватает наглости называть народ, среди которого они живут, дураками и недотёпами, а страну – сукой. «Моя страна, как хочу, так и называю». Нет уж, дорогуша, это не твоя страна, а моя. На том простом основании, что я свою страну люблю и переживаю за неё, а ты «эту страну» не любишь, и желаешь её зла. А посему – собирай свои манатки, и проваливай. Пусть в стране останутся только те, кто её любит. И она сразу перестанет быть «страной дураков» и станет Великой Россией»
У В- нет чувства дома, чувства Родины. Эти понятия им непонятны.  «Где хорошо (избыток свободной Е+), там и дом». Патриотизм их раздражает.

03 18 049
При большом содержании В- из общества высасывается слишком много Е+. Общество теряет перспективу, уверенность в будущем, нарастает страх, раздражительность, бытовое хамство, увеличивается напряженность, реформы неэффективны. Происходит социальный взрыв, общество распадается на красных и белых, на своих и чужих.
Не напрасно Платон называл одним из условий созданий Идеального государства - изгнание из него всех поэтов.

03 18 050
При всех недостатках группы В-, каждый конкретный В- может быть прекрасным человеком. И замечательным поэтом. Всё дело в количестве Е+. Более того. Без В- невозможен никакой прогресс. Именно их умение концентрировать на себе большое количество наиболее доступной (человеческой) Е+ приводит к появлению сгустков Е+, обеспечивающих развитие науки, культуры и общества. И поэзии.

03 18 051
Отличные стихи. Прекрасные. И не так уж важно, кто их автор: Мандельштам, Маяковский, Пастернак, Пушкин или Есенин. Какая разница, кем он был, евреем, негром или чукчей, если он писал отличные стихи. Всё, что было написано на русском языке – русская поэзия. Не «русскоязычная», как пытаются утверждать некоторые, а именно русская. Русская потому, что питалась она от русской культуры, от Е+ русского народа. Поэт мог быть и немцем и эфиопом, но писал он русские стихи.

У стихов своя жизнь, не зависимая от жизни их авторов. После того, как стих опубликован, он уже не принадлежит автору. Он сам себе стих.

03 18 052
Так что там о стихах? Ах, да. Стихи у В- могут быть самыми разными. И манера их написания может быть разной. Это могут быть и стихи взрывного типа, написанные на вдохе, как у Д+. Значит В- умудрился отхватить сразу большое количество чужой Е+. Это могут быть стихи, которые пишутся постепенно, изо дня в день. Значит источник получения Е+ у В- не столь мощный, зато регулярный. Не исключена и возможность графомании, когда источники Е+ для В- начинают иссякать. Среди стихов В- может оказаться и искромётный юмор, и тонкие проникновенные, загадочные творения, пронизанные неудовлетворённостью и жалостью к себе. Когда же Е+ значительно снижается, стихи приобретают вид претенциозной тягомотины. Так что, всё зависит от количества Е+ и умения направлять её в творчество.
Чего маловато в стихах В-, так это доброты и глубокого внутреннего покоя. Нет, стихи В- могут быть и глубоки, но в глубине их – мертвая вода. Трагедия самопознания. Хватит. С третьим типом пора кончать.

03 18 053
Четвёртый источник Е+, то есть, получение Е+ из творений человека – нельзя назвать источником в чистом виде. Это, скорее, добавленная Е+. На основе этого источника самостоятельное творчество невозможно. Только подражание или компиляция.
Творения человека – это не только ваза или топор, но и музыка, живопись, архитектура, и т.д. и пр. В том числе и сами стихи.
Лучшим видом подражания будет подражание межотраслевое. Увидал, скажем, поэт собор Парижской Богоматери, восхитился и создал свой собор, но в стихах. Или, послушал Лунную сонату, и исполнил ту же Лунную сонату, но в виде лирической поэмы. Неплохо.
Плохо лишь то, что при простом подражании теряется много Е+. Какой бы совершенной ни была копия, ей не сравниться с оригиналом. Е+ не та. Свечение ослаблено. Не сияет, а, в лучшем случае, поблёскивает.

«Им – безумствовать и петь
И сиять сонетом.
Мне – тихонечко блестеть
Отражённым светом».

Так что, даже такое своеобразное подражание с переносом Е+ из одного творения в другое, из одного вида искусства в другой, приводит к потерям Е+. Так что уж говорить о подражании одного поэта другому. Плохо? Нечестно? Неправильно? Не будем спешить с выводами.
Допустим, у человека имеется какой-то свой запас Е+, но ему не хватает какоё-то малости до «критической массы». Двух копеек до рубля. Вот эту малость он может и должен позаимствовать в чужих творениях. Поэт читает чужие стихи (а может и свои собственные, написанные раньше), происходит добавление Е+, щелчок, в голове что-то сдвинулось, колёсики завертелись, и поэт пишет собственный стих, абсолютно ничем не связанный с прочитанным. Ну, никакого сходства. Ни смыслового, ни фонетического, ни стилистического, никакого. Разве это – плохо? И можно ли это назвать подражанием?

03 18 054
О многочисленных своих вопросах.
Недавно прочитал хорошую фразу: «Вопросы поэта – это и есть его ответы»

03 18 055
Основная Е+ уже была, и не хватало только маленького кусочка. Причём, неизвестно, куда пришёлся этот кусочек. На добавление Е+ до критической массы или же на перевод уже имеющейся Е+ в творчество, на раскрытие каналов отдачи.
Поэт уже томится от избытка Е+, но не знает куда её вложить. И вдруг из динамика доносится: «Без меня тебе, любимый мой…». Щёлк! Раскрывается канал отдачи, и поэт кропает мадригал любимому существу. Или оду скамейке.
К добавленной Е+ чувствительны поэты всех типов. Но Д+ больше привлекает форма, поэтов В+ — «огонь в сосуде», содержание. А В- предпочитают вещи ещё «не остывшие», которые хранят тепло их создателя, или бывшего владельца.
Стало быть, всё творческие люди с удовольствием окружают себя красивыми вещами, предметами искусства. И активно интересуются чужим творчеством. Вот только одни это активно демонстрируют, а другие – стесняются.

03 18 056
Откуда ещё человек может получить Е+? От природных явлений, из творений живой и неживой природы. Однако всё это можно отнести либо к первому, либо к третьему источнику. Все творения Вселенной – это творения Божьи. Во всех содержится Е+ Бога, а по сути – сам Бог, вернее одна из его ипостасей – «Дух Святой». Бог везде и повсюду. Лишившись Бога, лишившись Е+,  вещи саморазрушаются, вплоть до полного их исчезновения.
Вспомним историю. Разрушал ли Бог Садом? Нет. Бог просто ушёл из города, и город разрушился. Не нашлось в городе и десяти праведников (людей с высоким синтезом Е+), которые могли спасти бы его от разрушения. Лишившись Е+ Бога, город исчез с лица земли. Добрым молодцам – урок.
И подобное происходит со всеми вещами. Теряя Е+, вещи стареют, саморазрушаются.

Особняком стоят животные, а точнее – всё живая природа. Животные имеют душу, то есть, способны к собственному синтезу Е+.  Однако, не усиленная разумом, душа животных пребывает в зачаточном состоянии. Синтез Е+ невысок и количества этой Е+ едва хватает для поддержания собственного существования и продолжения рода. О самостоятельном творчестве речи не идёт. Всё «творчество» животных – подражательное, и зависит от постороннего источника, от человека. Чем больше времени и любви (Е+) ты вложишь в своего питомца, тем умнее он будет. И на твою любовь ответит преданностью и пониманием.
Нужно уточнить, что у разных животных количество Е+ различно. В кого-то нужно вложить больше, а получишь меньше. С кем-то – наоборот. Труднее всего с Д-. (Сколько волка ни корми, он всё равно в лес смотрит.) Это зависит как от вида, породы, так и от каждого конкретного животного. Но в целом – чем больше вложишь, тем больше отдача.
Даже самый ничтожный человек многократно превосходит самое развитое животное своей Е+Е- ёмкостью, своей Е+Е- разностью потенциалов. И все животные это чувствуют. (Не забыть бы. У меня даже была дрессированная муха, которая по команде подлетала и садилась на ладонь. Свидетели – жена и дети).

03 18 057
Ну, ладно. Об источниках Е+ поговорили. Сделали выводы, зарубили на носу, и даже распределили поэтов по группам. И тут же вляпались в … лужу. Потому, что не существует поэтов, которые четко и определённо входили бы в ту или иную группу. Поэт может лишь преимущественно относиться к той или иной группе, но и это редко. Чаще встречаются смешанные типы: линия (= В-Д+ или В+Д+ и т.д.) либо триада (Д-В+Д+ и т.д.).  К тому же, в разные периоды жизни и творчества поэт может тяготеть к разным ЭТ.
Что же касается Великих поэтов, гениев, то они черпают Е+ отовсюду, куда смогут дотянуться. Из любого источника, а точнее – из всех источников сразу. Преимущественным источником становится тот, из которого в данным момент легче зачерпнуть. В этом отношении они очень похожи на детей.

03 18 058
Дети также черпают Е+ отовсюду. Но вот полученную Е+, дети расходуют в основном на: 1 Рост и развитие организма. У детей анаболизм значительно превышает катаболизм. 2 Развитие разума. Переваривание большого количества информации, адаптация к окружающему миру.
Ну, а поэты направляют Е+ в стихи. Творят, выдумывают, сочиняют. В разные моменты они используют разные источники Е+, и стихи получаются разными. Не обязательно «лучше» или «хуже», а просто другие. Не похожие на предыдущие. Читатели и критики давно это подметили, и делят творчество поэтов на «периоды». Ну, пусть будут периоды. Как хотите.


Рецензии