03 17 000 Красота 1

03 17 000 Красота. Восприятие. Органы чувств.


03 17 001
Красота.
«Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Отвлечемся от контекста в виде некрасивой девочки. Поэт задал вопрос, и тут же выстроилась очередь из желающих. Потирая ладошки в предвкушении, они уже готовы выпалить подсказанный и ожидаемый ответ: «Ну, конечно, огонь! Огонь, мерцающий в сосуде!». Выпалили, и ждут, что их прогладят по головке.
Не дождётесь. Потому, что ответ неверный. Потому, что не поняли сути вопроса. А суть вытекает из другой фразы: «Человек – это сосуд, наполненный…» Не помню чем. Что-то восточное. А стало быть, речь идёт о наружности и душе человеческой.
И опять прилежные ученики преданно тянут ручонки вверх. Но уже не все. Некоторые уже задумались. Тем, кто думал больше трёх минут, ставлю пять. Независимо от того, к какому выводу они пришли. Лично мне претит как бездушная красотка, так и душевная уродина.

Поэт лишь задал вопрос, но не рискнул давать на него ответ. Предоставил право ответа читателю. И читатель пытается определиться со своими пристрастиями и приоритетами. С тем, что ему больше нравится – внешность, или внутреннее содержание, форма, или то, что под ней. И тут выясняется, что поклонников сосуда куда больше, чем пироманов. В том числе и среди поэтов.
Посмотрите, как много внимания уделяется внешности. Сколько прекрасных описаний. Начиная с древних времён. Тут тебе и ланиты, и перси, и остальные чресла. А уж лоно – вообще вне конкуренции. Ну, и современные поэты не отстают от предков. Ножки, грудки, возвышенные описания физиономии, все эти губы, глаза с их ресницами, носы с их курносостью или римским профилем; обилие жилок на висках, родинок на щеках, а волосы, в виде причёски, так отовсюду и лезут. Правда, с промежностью современники обращаются скромнее, отстают от древних с ихним лоном. Предпочитают иносказания или двусмысленные метафоры. Зато во всём остальном предки переплюнуты с солидным запасом.
Вообще, для современников характерно пристрастие к мелочам. Уцепится такой поэт за палец на ноге или одинокую прядку, и твердит о ней часами. Вроде как всего остального организма уже не существует.
Ну, а самые красочные описания женщин встречаются у поэтов востока. Оно и понятно. Ислам запрещает рисовать человека, и поэты, со своими стихами, худо-бедно восполняют пробелы в живописи.

Но что это я всё о женщинах, да о женщинах? А мужики? Да, описания второй половины человечества скучны и невыразительны. Что тоже понятно. Поэты – обычно, мужчины, и гомосексуалистов среди них не так уж много. А посему, «мужчина должен быть чуть красивее обезьяны» (Вольтер) Просто, чтобы случайно не перепутать. «Настоящий мужик должен быть зол, могуч и вонюч» (Не Вольтер)
Так что, описания мужчин чаще ироничные, чем вдохновенные. Но, хватит о мужиках. Вернёмся к бабам.
В общем, и в целом, получается, что каждый сантиметр женских кожных покровов поэтами изучен и воспет. А теперь попробуйте отыскать столь же подробные описания «огня в сосуде». «Что-то с памятью моей стало»?
По сравнению с внешностью, душа оказалась на положении Золушки. Замызганная, оборванная, а главное – неприметная, невидимая. В лучшем случае, поэт пытается разыскать собственную душу, да  и то без особого успеха. Шарит в потёмках. А уж копаться в чужой душе, да ещё и разглядывать, красивая она или нет, — хлопотно и несолидно. Куда как интересней разглядывать ножки.  Всё выше и выше, и выше стремим мы… свои взоры. Вот тебе и «огонь в сосуде».

03 17 002
Почему я не ношу очки? Всё просто. На помощь слабому зрению приходит богатое воображение. Идёшь по улице, и каждая встречная – богиня.

03 17 003
Так что же такое красота? Я тут придумал формулировку, которая, впрочем, ничего не проясняет:

«Красота – это очарование своеобразия, озарённое внутренним светом».

Нравится? Дарю. Увы, как и большинство формулировок, эта оказалась путанной, бестолковой и бесполезной.

Красива ли обнаженная женщина? Да. А сто обнажённых женщин? Нет. Уже нет. Красива ли ромашка? Да. А поляна ромашек? Тоже да. Красив ли электромагнитный импульс? А полярное сияние?

Почему обнаженная девушка красива, а голая девка вульгарна? «Некрасивых женщин не бывает. Нужно только видеть красоту!» – очередная вдохновенная ложь. Некрасивых женщин сколько угодно. Нужно только видеть безобразие.

И то и другое – ложь. И то, и другое – правда. Та же фигня – вид сбоку. С какой стороны поглядеть.

Красота присутствует повсюду. Она растворена в природе, в людях, в творениях людей. Она повсюду, и она нигде. Для тех, кто видит – она повсюду, для тех, кто не видит – её нигде нет. А для середнячков, вроде меня, она то есть, то нет, где-то её больше, а где-то – меньше, в зависимости от настроения. То я вижу в дерьме незабудки, то в незабудках дерьмо. Но главное – сумею отличить дерьмо от незабудки.
«На вкус, на цвет – товарища нет». Допустим. Но, при этом, незабудка остается незабудкой, а дерьмо – дерьмом. И перепутать одно с другим может лишь человек, не имеющий никакого понятия о красоте.

03 17 004
В человеке изначально заложено чувство прекрасного. Только недоразвитое. Развивать надо, стараться. Красоте нужно учить, и учить с детства. Ребёнку нужно прививать чувство прекрасного, нужно формировать его вкус. Как? Да запросто. Показывать ребёнку красоту, обращать его внимание на всё красивое.

Детей учат понятиям хорошо – плохо, можно – нельзя. Замечательно, но этого мало. Нужно учить ребёнка отличать красивое от безобразного, воспитывать в нём чувство гармонии. Пусть это будет музыка, живопись, поэзия, или природа, душевные качества людей и их поступки. Покажите ребёнку зимний лес, рябину в снегу, звёздное небо. Вместе послушайте Моцарта, Чайковского… Покажите репродукции известных живописцев, сводите в Храм, обратите его внимание на полевой цветок… Но не позволяйте срывать его. Пусть ребёнок знает, что красота – свята. Ребёнок должен научиться беречь и преумножать красоту.
Объясняйте ему поступки животных и человека, и пусть он увидит, что в человеке сосредоточилось всё самое прекрасное и самое гадкое, что есть в этом мире. Расскажите, что у каждого человека есть душа, и нужно лишь суметь разглядеть её, чтобы понять чувства людей и их поступки…

И этим вы окажете своему ребёнку неоценимую услугу. То умение видеть красоту, которое вы в него заложите, не раз поможет ему в трудные минуты. Красота поддержит его в горе и не помешает в радости. Человек душевный, видящий и понимающий красоту, гораздо устойчивей в жизненных трудностях, чем его бездушный сосед. Но самое главное, он стократ счастливее. Перед ним открыто всё богатство мира. От коралловой рыбки, до сверкающей грозы, от электрической лампочки, до картин Васильева, от и до. Не свете столько прекрасного, что хватит на всех.


(- Банально и – очень!
- Значит, верно и – очень!)


03 17 005
И ещё. Человек, видящий красоту, и сам становится красивее. Он как бы вбирает эту красоту в себя и освещается ею. Посмотрите на хмурые, завистливые и безрадостные лица современников. Люди разучились видеть прекрасное. Люди отказались от счастья.

Вот идёт Он. Богатый, знаменитый и властный. И такой несчастный. Без красоты богатство его обернулось ещё большей жадностью, знаменитость перешла в тщеславие, а власть – в своеволие, тиранство бывшего холуя. Он – нищий, ибо в душе его пустота, которую ничем уже не заполнить. Ни деньгами, ни славой, ни властью. Он – нищий и его можно только пожалеть. Он сам испоганил свою жизнь. Он не способен радоваться жизни, потому что не замечает в ней ничего хорошего, не видит красоты. Всюду – сплошное дерьмо. И он говорит: «Ну и заврался же ты! Таких людей, как я, не существует».

И то, правда. В большей или меньшей степени, красоту видят все. И дерьмо тоже видят все. Но есть понятие «преимущественно». Преимущественно красоту или преимущественно дерьмо.
И есть ещё такая штука как память. Память – копилка впечатлений. И если человек замечает в жизни в основном хорошее, то и в памяти его остаётся красота. Запомнится всё хорошее, и забудутся всякие пакости жизни как ненужный мусор. И скажет человек, что прожил прекрасную жизнь, да ещё и добавит: «Спасибо». И наоборот. Когда в памяти остаются одни только гадости и мерзости, то и жить-то человек не жил, а только маялся.

Нет никакой нужды превращать свою жизнь в первый круг ада. Живите счастливо. Нет смысла красть у Бога то, что Он и так даёт.

Каждому даётся счастье сполна. Но человек ищет это счастье не там, где оно находится. Пройдёт мимо и не заметит. А оно – вот оно. Под ногами. «Незабудка» называется. Минутка тихой радости, и память на всю жизнь.

03 17 005
В нашей погоне за прекрасным, мы забываем о цветах под ногами.

03 17 006
Вернёмся к женской красоте, к этому сосуду с мерцающим огнём.
«Раскрылся цветок. Ты заглянул внутрь, а там копошится противный червяк. Ты вздрогнул от отвращения, ушёл. А из червяка, вскоре, получилась красивая бабочка.
Ну и что? А ничего. Безобразие природы кроется в наших предрассудках. Человек до сих пор не осознал, что сам сделан из дерьма.
И всё-таки…»

Внешне, женщина может и не быть красавицей. Но даже если и так, то внутренняя красота… Короче говоря, она, при этом, либо есть, либо её нет. И если есть, она начинает влиять на внешность. К недостаткам внешности легко привыкаешь, миришься с ними, и перестаёшь их замечать.
Конечно, при первой встрече внешность имеет решающее значение. Но после некоторого общения, значение внешности уменьшается, а влияние души нарастает. И если душа красива, то недостатки внешности скрадываются, а вот достоинства становятся всё более заметными, зримыми, и вскоре начинают доминировать. И человек кажется куда красивее своей фотографии.

Более того. В основе этих процессов лежит не только психика, но и соматика. Под влиянием души может происходить перераспределение подкожной жировой клетчатки. В сторону улучшения внешности. Или ухудшения. Пусть изменения будут минимальными. Зато, постоянными. А ведь достаточно каких-то полсантиметра, чтобы обезобразить или украсить физиономию.
Это ведь факт, что добрые люди становятся с годами красивее, а злые – уродливее. Злоба может исказить до безобразия самое милое личико. А счастливая улыбка исправляет любые недостатки.
Так что, взгляни-ка в зеркало – а так ли велика трагедия неудавшейся внешности?
Нет, ну трагедия, безусловно, есть. И никуда от неё не деться.

03 17 007
Чтобы привлечь мужчину, достаточно смазливой мордашки и прозрачной рубашки, но удержать его может только добрая и верная душа. (Красиво сказано? Ах, если бы это действительно было так!)

03 17 008
Некрасивая девочка в стихотворении Заболоцкого счастлива, пока не знает, что она некрасива. Но вот, она вырастает, заглядывает в зеркало, и понимает, что судьба её обделила. И в этот момент главное – не окрыситься на весь свет. Ну, некрасивая. Что есть, то есть, и никуда не деться, даже если расколотить все зеркала на свете. И никакая косметика, вкупе с макияжем, не исправит погрешностей природы. К своей неказистости придётся привыкать. Ну, не повезло. Ну, увы.

И вот некрасивая девочка начинает злиться, ревновать и завидовать своим миловидным подружкам. И от этого становится ещё гаже. Все её тайные чувства, так или иначе, отражаются на её лице, и делают его ещё уродливее. Кошмар.

А так хотелось быть принцессой! Не сложилось. Так некрасивая внешность, порождая злобу и зависть, калечит душу.
Внешность влияет на душу. Душа влияет на внешность. Замкнутый круг, и в результате – нечто вроде Медузы Горгоны.

Нужно разорвать этот порочный круг. Плюнуть на внешность. Довериться душе. И не комплексовать.
У одной моей знакомой есть «фирменный» рецепт избавления от комплексов. Проснувшись, она усаживается перед зеркалом, и начинает уверять себя: «Какая я красивая». Самовнушение оказывало своё действие. У неё весь день было хорошее настроение, она улыбалась, радовалась жизни, и, действительно, выглядела очень миленькой.  И безо всяких чудес.

Но вот что удивительно. Когда я встретил её спустя пять лет, я отметил, что внешность её значительно улучшилась. Она стала настоящей красавицей. Случайность? Возможно. А если нет?

Никогда не превратится гадкий утёнок в прекрасного лебедя, если душа его остаётся чёрной. Если он ненавидит других за своё уродство, если злоба застит ему глаза, если он не видит в жизни ничего хорошего. Он так и останется на всю жизнь гадким, а если в кого и превратится, так не в лебедя, а в свинью.

 Однако рецепт моей знакомой именно «фирменный», и не каждому подойдёт. Предлагаю другой способ. Садитесь перед зеркалом и немного погрмассничайте. Раскрепостите лицевые мышцы. И попробуйте изобразить на физиономии разные эмоции: страх, удивление, жалость, злость, доброту, любовь и т. д.  Для достоверности, можно всё это сфотографировать. Не повредит.
А теперь, прикиньте, какие эмоции делают Вас, Ваше лицо, чуть привлекательнее, а какие – ещё некрасивее. Дольше – просто. Исключите ненужные эмоции из своей жизни, и оставьте только симпатичные. Как? – постоянной тренировкой. Ну, ничего себе заданьеце! – А Вы как думали? На халяву тут не проскочишь. Придётся потрудиться.
Удаление ненужных эмоций достигается конкурентным их вытеснением с помощью эмоций- антагонистов, либо – по универсальной схеме.

Но, допустим, девушке повезло. И мордашка миленькая, и мужики на улице оглядываются и дышат в след, и от поклонников отбоя нет, и ноги растут откуда надо, и много их. А вот с душевными качествами похуже: «Горда, ломлива, своенравна и ревнива». Злюка и интриганка. Ну, так мало того, что злое выражение портит самое красивое лицо. Так ещё и красота этой гадюки быстро сойдёт на нет, а несносный характер останется. Так ей и надо.

К тому же. В понятие женской красоты входит не только внешность. Ещё и грациозность, и приятный голос, и запах, и умение себя подать, и многое другое. 

Шарм и гармония. А если добавить сюда интеллект и душевность, то можно легко простить своей избраннице слишком длинный нос или кривенькие ножки. Назовём эти недостатки очаровательным своеобразием, забавной подробностью и индивидуальной неповторимостью, и перестанем обращать на них внимание. Пусть носит «макси», а нос будет означать – «страстная».

В общем, получается, что выбор между сосудом тела и огнём души был предложен некорректно. Не бывает прекрасного сосуда без огонька внутри. А жар огня сам создаст себе форму.

03 17 009

Что важнее, форма или содержание? Мне кажется, что это сродни вопросу: что человеку важнее, кожа или лёгкие? Без содержания форма рассыплется, содержание вне формы не существует.

03 17 010
«Осознал порочность эротических фильмов: 1 Нагота лишает женщину тайны. 2 Публичная нагота – это товар. 3 Секс – дело интимное. А иначе – либо стыд, переходящий в ханжество, либо разнузданный цинизм, либо пресыщенность и безразличие. Всё плохо».
И отсюда: 4 Красоту нужно уметь подать. Мне очень понравилось выражение, разграничивающее эротику и порнографию: «Эротика – это нагота плюс красота, а порнография – нагота минус красота». Конечно, практического применения эта фраза не имеет, но звучит красиво.
Хороший фотограф сумеет сделать красивой самую страшненькую женщину. А всё потому, что умеет заметить и подать красоту. В любой женщине можно выделить, подчеркнуть выигрышные стороны и скрыть недостатки. Поза, драпировка, освещение, макияж… И перед нами – писаная красавица.

Говорят, что к однотипной красоте быстро привыкаешь, и перестаёшь её замечать. Но, красота разнообразна, и ко всему её разнообразию привыкнуть невозможно.

03 17 011
Магнетизм красоты.
Кто-то более чувствителен к красоте, кто-то менее. Для одного красота – в одном, для другого – в другом. Но все люди тянутся к красоте. Тянутся, тянутся… А дальше начинается свистопляска. Реакция людей на красоту сильно разнится:
1 Зависть. И зависть эта может вылиться в желание сделать ещё лучше, ещё красивее. Переплюнуть всех. (В- ; Д+). А может перейти в ненависть и неодолимое желание разрушить красоту, уничтожить её, и даже саму память о ней. (В- ; Д-).
2 Желание сохранить красоту и преумножить её, может подвинуть человека на самостоятельное творчество. (В+ ; Д+).
Но почему так происходит, что для одного красота – это барханы и облезлый саксаул, а для другого – морские просторы и их обитатели? А для третьего – тундра в цвету.  Для четвёртого – небоскрёбы Нью-Йорка.

Почему столь уж разнятся понятия о красоте? Особенно, о женской красоте. Это – вообще хитрая штучка. Критерии женской красоты придумывают (якобы) мужчины. Это – нормально. Это их, мужской, хлеб и их зрелище. При этом, мужчины руководствуются самыми разными соображениями: от функциональной приспособленности к продолжению рода, до абстрактных умонастроений.
 В последнее время, учитывая повышенную нагрузку человечества на почву, природа диктует новый тип женской красоты: инфантильная, узкобёдрая, длинноногая голивудская улыбка. Природа как бы даёт подсказку человеку: остановись, хватит, уже достаточно размножился. Отсюда же и обилие гомосексуалистов, рост числа бездетных пар, и остальной СПИД.
Тут же и понятие женской привлекательности: дамочки, приспособленные для секса, но без детей. Мультиоргастичные швейные машинки. Эммануэлочки. Эдакие письки на ножках. Без души, без мозгов, голая функциональность. Секс бомба. Как рванёт, так кругом сплошные обломки. Руины семьи, осколки нравственности, сироты при живых родителях. И кучи презервативов.

Впрочем, всё это – мелкий фрейдизм. Явление неглупое, но с претензией на гениальность. Оттого и смешное. Из всего разнообразия человеческих отношений Фрейд выбрал секс. Не спорю, процесс этот важный, и очень приятный, но не довлеющий. А Фрейд, хоть и глубоко забрался, но до дна не донырнул. Воздуха не хватило. Оно и понятно. Всю свою теорию Фрейд построил на комплексах своих пациентов. А так как пациентами его были одни лишь недовольные домохозяйки, то и результат получился соответствующий. Теория прекрасно работает в среде недовольных домохозяек, но даёт постоянные сбои в отношении других людей. В итоге всё вылилось в какой-то современный тотемизм. Повсюду торчат фаллические символы. Правда, и сам Фрейд признался, закурив: «Иногда сигара – это просто сигара» – но это уже смахивает на вероотступничество. Спору нет, для своего времени, и Фрейд был открытием. Но не пора ли идти дальше?
Ну да ладно. Вернёмся к красоте.
Красота бывает абсолютной и относительной. Есть вещи, которые красивы для всех, кроме полных придурков. Например, бриллиант, или роза. Никто не рискнёт отрицать их красоту. А есть вещи, которые одному кажутся красивыми, а другому – не очень. А третий – вообще скривится. В таких случаях, мне кажется, речь идёт не о красоте, как таковой, а о притягательности.

03 17 012
Самое интересное – то, чего ещё не знаешь.

03 17 013
Когда речь идёт о красоте, то, как правило, имеется в виду зрительное и слуховое восприятие. Но красота – повсюду. Гурманы могут много поведать о вкусе. А запах? А тактильные ощущения? Может ли запах быть красивым? Приятным – да, но красивым?

03 17 014
Оставим в покое красоту как таковую, красоту, как объективную реальность, и попробуем разобраться с красотой, данной нам в ощущениях. Речь пойдёт о восприятии, о привлекательности и притягательности.
Вспомним Универсальную схему.

См Рис 6


(- Забавно. А я бы сказала: Красный (солёный), синий (горький), зелёный (сладкий).
- Тогда ты, скорее всего Д- по ЭТ.(Читай Штука 1-2). Что, впрочем, поэзии не помеха).



!!! 
С того времени, когда я в последний раз брался за эту книжку,  прошло почти полгода. Надеюсь, что СР пошло на спад. Что такое СР поговорим позже, а пока вернёмся к красоте и привлекательности.


Рецензии