Формула таланта

         Эпиграф: «Мы так и не смогли вывести формулу таланта. Это все-таки дар свыше. Этим даром нельзя пренебрегать. Он обязательно должен быть использован по назначению» (сентенция из фильма  о Леониде Сергеевиче Броневом ).
 

Никто не станет с этим спорить,
Хотя талант дает не бог,
Но не могу и то оспорить,
Что может дар служит как рок.
Творенья Моцарта ночные
И Данте многолетний труд,
Цветаевой страданья злые
И нищеты парижской  кнут,
Про «Леди Макбет» гнев в газете
И Шостаковичу «позор»:
Кто композитор – тот в ответе
За «буржуазных звуков вздор»*.

Таких примеров незабвенных
Немало можно отыскать.
Талант здесь – кандалы для пленных,
Что невозможно не признать.
Да, этот дар мы благодатью
Всегда считаем оттого,
Что он хватает нас в объятья,
Не отпуская никого.
Его призывы нас тревожить
Должны всегда. Таланта труд –
Не формула, его не сложишь
В границах логики. Придут,
Быть может, к мнению такому –
Таланта сущность нам понять
Нельзя по формуле. Основа –
Не свыше дар, не благодать,
А непонятное явленье,
Его способностью  назвать
Наверно, можно без сомненья.

Нельзя пренебрегать талантом,
Под слоем пыли дар гноить.
Порой он светится бриллиантом
И мы его благодарить
Должны чуть слышно, втихомолку.
Нельзя считать, что он без толку
Вдруг обнаружился однажды.
Таланта назначенье каждый,
Его скрепляя с вдохновеньем,
Исполнить должен по веленью,
Которое дает способность,
Родившись тихо. Непреложность
Ее сокрытия от нас,
Бессилье логики расчета
Всем очевидны. Не отдаст
Она секрет свой безотчетный.
--------------------------------------------
* Вторая опера Д. Д. Шостаковича « Леди Макбет Мценского уезда» по повести Лескова с мрачным сюжетом блестяще прошла на премьере в Ленинграде 22 января 1934 года, но в 1936 году подверглась разгрому за «отсутствие простой и понятной мелодии» и потакание «извращенным вкусам буржуазных слушателей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой». Приговор газеты «Правда» в редакционной статье «Сумбур вместо музыки»  некоторое время служил препятствием для исполнения музыки Д. Шостаковича.  Седьмая симфония получила официальное и общественное признание, но в 1948 году композитор вновь впал в немилость: его музыка была названа формалистической и декадентской. Как примеры «типичного формализма»  (т.е. искусства, непонятного народу и чуждого ему) упоминались Восьмая и Девятая симфонии, написанные в период 1943-1945 гг.  В том же году Д. Шостакович получил официальное поощрение за «реалистическую» и «демократическую» музыку к кинофильму Молодая гвардия.


Рецензии