Беседа Сергея Соколкина с Глебом Горбовским

                ПОЭТ – ОН ТОЖЕ КОМПОЗИТОР

 (беседа поэта Сергея Соколкина с поэтом Глебом Горбовским о водке, тюрьме и не только) 2010 год, Питер.
 
С.С. – Глеб Яковлевич, мы познакомились с Вами 15 лет назад на вручении Платоновской премии, что у Вас с тех пор изменилось – в литературе, в быту?
Г.Г. – Многое изменилось. Я постарел. Здоровьишко не то. Но жаловаться не буду. Живу здесь, в этой комнатухе  уже 16 лет. За окном Парк Победы, где есть мои деревья. Когда я учился в ремеслухе, нас привозили сюда -  их сажать. Сейчас они заслоняют солнце…
СС - Для себя, получается, сажали…Место красивое. Есть озерцо. Я когда шел к Вам, любовался. Люди уточек кормят… А писать Вам здесь удается?
ГГ – Писать, слава Богу, удается. Когда нахожусь в хорошем состоянии тела и духа. А последний месяц я что-то болею. Но это все последствия эксцентричной жизни. Хотя на здоровье я никогда не жаловался, родители жили долго. Но сейчас я уже чувствую, что скоро отчалю…
СС – Да ладно Вам…
ГГ – Но это не важно, я не жалуюсь…
СС – Вот Вы мне только что рассказывали, что за последнее время более ста стихов написали. Это же колоссально! Многие молодые, я знаю, в год пишут по 15-20 стихов и счастливы…
ГГ – Нет, нет, я пишу. Я вот вчера написал, могу прочесть…
СС – Сочту за честь…
ГГ – Называется «Октябрь»…
                Деревья, голые, как трупы.
                Прощай иссякшая листва.
                Дождем надуло небо губы,
                Излив обидные слова.

                Прощай, меня родивший месяц,
                До встречи или навсегда,
                Я о тебе немало песен
                Сложил без тяжкого труда.

                Сложил без музыки скандальной
                Инструментальной, без фанфар.
                И лишь в душе мотив печальный
                Звучал, светясь, как Божий дар.
СС – Здорово, а Вы говорите, - стареете…
ГГ – Мозгами, может, и не старею. А вообще не в самый лучший момент ты приехал. То ли я отравился, то ли еще что-то… Печень покалывает, голова кружится… Я приму сейчас пилюлю.
СС – Религия большинства поэтов – одиночество. Причем именно молодые поэты исповедуют одиночество, смерть. Это было у Есенина, у Вас, недавно у Бориса Рыжего(я, конечно, не уровень имею ввиду). И вырваться из одиночества можно только идя к Богу. Или к России с ее соборностью и коллективизмом. Как Вы теперь видите эту проблему?
ГГ – Одиночество я в себе не отрицаю и не отвергаю. Я жил и живу последнее время один. Но одиночество – не рай. Это терпеж. И от этого я плохо себя чувствую, если не взбодрюсь…
СС – А есть ли связь между мировоззрением поэта…
ГГ – Это я не люблю. Мировоззрение – х..ение.
СС – Что поэт говорит, что пишет. Его видение мира. От чего оно зависит – от воспитания, национальности, так называемой русскости, достатка в семье…
ГГ – Откуда мне знать! Я вижу и живу этим. Я вот тебе расскажу о маме, об отце. Национальность. Меня это совершенно не волнует. Я давно знаю, что в паспорте у меня было написано «русский». Хотя паспорта у меня уже тоже нету. Мама моя – Галина  Ивановна, родилась в Сыктывкаре, в Коми, в бывшем Усть-Сысольске. Отец ее был Суханов. Я его не видел, он умер с отмороженными ногами. А мать – Даньщикова. Она была первой писательницей в Сыктывкаре. Пьесы писала. Так что по матери я наполовину зырянин, наполовину – русский. А отец мой – Яков Алексеевич. А Горбовский он, кстати, потому, что когда их, приехавших из деревни в город Порхов, спросили, откуда они, мой дед, Алексей Григорьевич, ответил,  из Горбова… Их было несколько братьев и сестер. И на регистрации писарь записал их как Горбовских. Отсюда моя верблюжья фамилия. Горбы…
СС – Хорошо, не Горбачев…
ГГ – Да, да… Хотя Горбачева я уважал, когда он отменил всякую цензуру. Я мог печатать стихи. А то, что он водку запретил, это печально. Но это, к счастью, недолго было.
СС – Да, печально. У нас, как водку запрещают, сразу империи начинают рушиться. И в 1914 году и при Горбачеве(чур меня!Сгинь...). Недавно опять антиалкогольную компанию разворачивать начали…Но, видимо, испугались…
ГГ – Да нет. Не запретят. Осамогонят ее. Люди дома гнать начнут. Это чушь собачья. Это и есть русскость моя… А еще все мы были отатарены немножко. Хотя, до моих северных краев (Коми, Псковщины) это не дошло…
СС – То есть не все «мы», а «они».А «мы» не были…
ГГ – Да, да (смеется). У меня ничего татарского нет.
СС – У Коняева есть.
ГГ – Да, да. Коняев, Куняев – татарские фамилии. Хотя наш Коняев – тоже из Коми, мы с ним и дружны долго были…
СС – Евгений Евтушенко, лауреат Госпремии СССР, депутат Верховного Совета СССР, восхвалявший в свое время Ленина и Сталина, писал: «Ни на кого не похожий Горбовский вдруг оказался в одной обойме со многими не очень культурными, а иногда и просто темноватыми согражданами, которые начали ностальгировать по дорогому их сердцу проклятому Сталинскому прошлому. Они не то что оправдывают ГУЛАГ и коллективизацию, не просто не желают выбросить из памяти свои первые любови, пионерские галстуки, значки с Лениным, Интернационал, песни военных лет…»
ГГ – Это идиотизм. Чтобы я сталинщину приласкал даже в уме…
СС – А что для Вас сталинщина, - ночные аресты или все таки возведение заводов, поголовная грамотность…
ГГ – То, что моего отца посадили. «Восемь и четыре по рогам». И еще кучу людей.
СС – Вы Сталина отрицаете полностью?
ГГ – Он же «бессмертен»! Его сейчас опять поднимают. И имя и фуражку. Для меня что Сталин, что Саакашвили, который пытается укусить Россию за пятку. Крыса. Сракашвили.
СС – Вы считаете, что без Сталина миру было бы лучше? Это не провокационный вопрос. Представьте, что при наличии Гитлера, в СССР к власти приходит культурный воспитанный интеллигентный человек, похожий, к примеру, на нашего нынешнего президента, а Гитлер уже начинает пожирать страну за страной…Как бы тогда могла сложиться история нашей Родины да и всего мира? Ведь все «культурные» страны за один-два-три дня сдавались «нацистской махине»...
ГГ – А Вы считаете, что мы победили исключительно благодаря Сталину?
СС – Я считаю, что роль Сталина в победе переоценить невозможно.
ГГ – Говорят, что он удрал из Кремля…
СС – Где говорят, - в Рейхсканцелярии, Белом Доме, Массаде? Чушь какая. Сеществуют же дневники посещений Верховного. У Сталина каждый день было по 20-30 встреч и совещаний с партийными и военными деятелями. И, повторюсь, все демократические страны сдавались Гитлеру на второй-третий-десятый день войны…
ГГ – Зачем сравнивать Россию с этими комарами?
СС – А как можно было без жуткой деспотичной дисциплины противостоять этой безжалостной махине гитлеризма, на которую работала вся просвещенная, но опущенная Европа?
ГГ – Об этом же все знают. Когда Гитлер сюда нос засунул, он понял, куда попал. В какую огромную страну.
СС – То есть Вы считаете, что победили пространства и «русская зима»…
ГГ – Русский народ. Когда начинают его долбать, забирать его землю, он преображается.
СС – У нас в последние 20 лет постоянно хотят «умалить» значение народа. То придумывают фильмы про штрафбат, который выиграл войну…
ГГ – Я не смотрю всю эту гадость и чернуху. А Сталин был вождь. И полностью его отвергать, конечно, нельзя.
СС – Его очень ценил Рузвельт, боялся и уважал Черчиль (говорил, что даже руки по швам вытягивал в его присутствии)...А Рокоссовский, Голованов, Жуков (и многие другие полководцы) писали о нем с огромным пиитетом, утверждая, что если бы не Сталин, мы бы вряд ли выиграли войну…
ГГ – Ну, я же не Жуков, не стратег. Нюхом я чувствовал, что это страшный человек.
СС – Ну, поэт вообще должен быть либералом. А Сталин, конечно, «монстр». Но именно поэтому он один и мог вытянуть руководство в такой страшной войне против нечеловеков. Без жены, без детей, без обычных человеческих потребностей (я рядового на фельдмаршала не меняю)… Хотя эту фразу он, к сожалению, не говорил... Яков погиб в самом начале войны...
     Пастернак (который, кстати, почти боготворил Сталина) сказал, что «художник по сути своей оптимистичен… Уныние не рождает произведения силы».
ГГ – Абсолютно согласен. Я оптимист. И не потому, что поддам рюмочку и мне хорошо. Сразу улыбка шире зада. Нет, просто я всегда среди туч вижу солнышко. Покропит дождик и кончится. И снова светит солнце. Я люблю улыбку. Пусть я пишу иногда мрачновато, но так Господь решил, я верю в радость. Пусть я иногда бываю вспыльчив, но я не злой. Улыбка у меня внутри, в душе. Этим и живу. У меня есть стержень добра. Плюс-минус, север-юг, добро-зло. Все полярно. А выбираешь-то все равно – где посветлее, подушевней, потеплее…
СС – «Хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское…»
ГГ – Женское меня уже давно не интересует. Кроме матери. Жена мне сейчас как мать или старшая сестра.
СС – Я слышал, что она Ваши книги сейчас издает?
ГГ – Да. Редактирует. Помогает. И книги мои и весь мой быт. Все происходит благодаря ей. У меня даже денег нет. Все у нее. Она всем занимается, печется о моем здоровье, покупает еду, лекарства. Перестановку вот сделала в моей комнате. А деньги мне не доверяет…
СС – В якобы продвинутой среде про Вас говорили: «Когда-то был прекрасным злым поэтом» и кто-то добавлял: «Пока не бросил пить». Приводят в пример «Фонарики»(хоть и оспаривают авторство), «У павильона «Пиво –воды»», но не хотят воспринимать так называемые «советские стихи»(хотя я бы их назвал просто русскими). Тот же Евтушенко про Вас говорил: «Полный диссидент, отпетый бунтарь», Кузьминский вторит ему: «Мы любим другого Глеба – непризнанного, пьяного, доброго и безобразного». Как Вы к этому относитесь, тоже любите себя пьяного и безобразного?
ГГ – Это правдой пахнет. Но я не актер, все было спонтанно. Я не готовился к жизненной роли. Меня Всевышний выпихнул в жизнь.
СС – В жизни Вы прошли через тюрьму и войну, расскажите об этом…
ГГ – Я был в Порхове, городок подо Псковом. Там жила моя тетка Фрося. Дней за десять до войны мама меня проводила к ней. До сих пор помню, как она мне махала в окно поезда. Просила соседей по купе, чтобы следили за мной. Так  я и попал в войну, толком еще не понимая, что это такое. Мне ведь еще и десяти лет не было. Быстро пришли на псковщину немцы. Заняли пустующий военный городок. Мы, пацаны, крутились вокруг них.
СС – Вы писали, что они могли дать конфетку, а могли и расстрелять…
ГГ – Один раз было, могли расстрелять. Я был хулиган, очень любил что-нибудь взрывать…
    Это было в немецкой  госпитальной части, бывшем пионерлагере. После лазарета немцев направляли сюда на поправку. Наши пленные - обозники, занимались лошадьми, они жили в одной большой комнате. Я к ним приходил, обедал, пил чай с ними. И как-то я нашел большую оцинкованную коробку с пятьюстами патронами. Дело шло к осени, но еще не топили. И я спрятал ее в плиту на кухне, думал, постреляю потом, побалуюсь. И однажды приезжаю с какого-то обоза, смотрю, топится плита (такая чугунная с двумя комфорками). Я, конечно, испугался, очумел. Сразу понял, что сейчас может случиться. А рассказать не могу, - начнут трясти. И вдруг началось. Концерт целый, кононада. А я-то знал, что там еще и граната лежит… А немцы-то ведь тоже разные были, особенно боялся бывших, списанных эсэсовцев. Повар был фельдфебель – нервнобольной. Мог сразу убить. А тут такое!
    Прибежал какой-то унтер, всех у стены построили. Он взял кочергу, стал разбрасывать головешки, по-немецки методично выгребать патроны на какие-то газеты и считать их… Вдруг зацепил гранату, она выпала, но не взорвалась… Шум, крики, все схватились за автоматы… Кричат, - кто это сделал, - кто-то на меня показывает… Но я не признался. В общем, куда-то все это выбросили. На тормозах дело спустили. Повезло. Такая вот война. Но я знал, верил, что придут наши, ждал их.
СС – Глеб Яковлевич, многие Ваши бывшие друзья не могут Вам простить книги, изданные в СССР, Государственную премию, называют это конформизмом, сравнивают Вас с тем же Евтушенко, Окуджавой…
ГГ – Чушь это, я не менялся. Не хвалил никогда ни Сталина, ни Ленина. Этого не было ни в мозгах моих, ни в душе. Просто я писал немного лучше некоторых. И меня печатали. Не все, конечно. Но мне никогда ни за какие мои стихи стыдно не было. Почитайте их сейчас. Они все печатаются и будут в Собрании сочинений.
СС – Да, в отличие от рождественских, евтушенок и вознесенских, которые расхваливали Ленина и Советский строй, потом низвергали, хвалили Хрущева и коммунизм, потом прыгали от счастья на их могилах…
ГГ – У меня ничего общего с этими людьми не было. Мне нравились некоторые ранние стихи Евтушенко, Вознесенский мне вообще как-то был…
СС – У Вознесенского, некоторые произведения которого я, кстати, в юности очень ценил, о любви есть замечательные проникновенные стихи, правда, там он пишет нормальным человеческим языком и исповедует нормальные человеческие чувства…
ГГ – Ну, да, я не знаю, может, сейчас и надо так по-новому писать и мыслить. Но я так не могу и не хочу. Ну, а Роберт, он умер как-то быстро…
СС – На мой взгляд, он наименее из них интересен и талантлив как поэт. Но он был очень хорошим текстовиком-песенником. Но опять же просоветским…
ГГ – Наверное…
СС – Вы с ним тоже были знакомы?
ГГ – Да, но он такой высокомерный был… С Булатом я был хорошо знаком. Помню, где-то в Москве вместе выступали. Потом едем вместе в машине и он меня спрашивает, Глеб, мол, а это действительно ты написал «Фонарики»?
СС – Что ж они все к этой песне привязались?
ГГ – Ну, она ведь действительно пошла в народ, ее ведь ни по радио, ни по телевизору не передавали…Один раз только я ее по Пятому каналу видел. Так вот, я ему говорю, что стихи я написал, а музыка на что-то похожа, просто так напевалась… Я не композитор. Хотя поэт – он тоже композитор.
СС – Конечно, ведь он первичен. Именно он  задает ритм, экспрессию, размер стиха… Конечно, если это поэт, а не текстовик, пишущий на композиторскую «рыбу» (то есть готовую мелодию)…
ГГ – Конечно. Вся музыка, она ведь в стихах, в слове. Так что тут не нужны были
ни Чайковский, ни Мусоргский…
СС – Ну и как Окуджава, смирился, не завидовал?
ГГ – Нет, конечно. У него есть стихи, посвященные мне – «Зачем торопится в леса поэт Горбовский, чтоб делать там с души своей наброски…» И я ему посвящал стихи…
СС – А Вы не обиделись, когда он повторил чужие слова о том, что «патриотизм – последнее прибежище негодяя»?
ГГ – Были такие проблемы… Но мы ведь не так уж часто контактировали, я же питерский…
СС – В Вас многие любили «неподцензурную поэзию». А есть ли вообще такая? Зачем в противовес государству ставить свободу личности, свободу от чего? Разве поэт не свободен?
ГГ – Свобода всегда внутри личности, искать ее вне себя глупо…
СС – Если не ошибаюсь, протопоп Аввакум говорил, что был наиболее свободен, когда сидел в яме…
ГГ – Правильно, он и сидел сам в себе. Я из старообрядцев и его очень уважаю.
СС – А творцу вообще нужна свобода? И какая, - свобода передвижения или свобода духа?
ГГ – Если говорить о цензуре, о давлении власти, это мерзкое дело…
СС – А разве цензура творцу мешает?
ГГ – Нет, свобода во мне. И если в тебе еще вулканчик дышит, все равно будешь строгать свою стружечку стихотворную и драматическую. Но свобода внешняя тоже немножко влияет. Но это, конечно, не определяющее. Пушкиных-то всегда было мало. Единицы. Есть способные люди, одаренные, помазанные поэзией. Но надо, чтобы талант отшлифовался, вся шелуха отпала… Для меня вообще есть два последних великих имени – это Блок и Есенин. Конечно, были еще приятные, талантливые люди, но уровень уже не тот. Благодаря Блоку и Есенину и я держался на плаву. Я читал их стихи, жил ими. К тому же они питерские… Есенин, можно сказать, стал питерским в петле…
СС – А почему в России известными становятся чаще всего те люди, кто эпатирует, кто идет против традиции, нации, государства?
ГГ  - Это легко. При сильном государстве и глухой цензуре их просто не замечают. Они начинают по всякому вывертываться, выпендриваться. Это юродство такое или удальство.
Это не поиск, а безысходность. Отсюда такие изыски. Ну и где они все в конце концов. Уже и не на слуху и не в телевизоре. Отработали свое. И нет их. Сейчас поэзия абсолютно никому не нужна. Особенно молодым. Они на другом всходят и восходят. Им нужен интернет, деньги, аппараты какие-то. А поэзия для них – ароматные духи из мавзолея, мумия египетская. Сколько ни нюхай, не пахнет.
СС – А интернет, по Вашему, вредит поэзии?
ГГ – Не думаю. Просто он отвлекает. Ведь что такое поэзия? Тихий голос, ропот, шопот…
СС – Трели соловья…
ГГ – Или рокот. Но не гром и молния. Поэзия для них – это  дело юродивых, чеканутых.
СС – Вы о себе можете сказать, что Вы юродивый и чеканутый?
ГГ – Я пытался это сделать. Внутри себя. Но другим сказать не могу. Я пока еще светел, при памяти и в извержении словесном.
СС – Народ сейчас поэтов не знает, но любит шансон. И частенько блатной… Это нормально?
ГГ – Да. Есть жанры и похуже. Доносы, например…
СС – Ну, да. Ты что, говорят, делаешь? – Оперу пишу…
ГГ – А у меня вот есть сборник блатных песен «Песни неволи. Воркута». Тут и фото мое. И «Фонарики» и т.д. Но сейчас я, конечно, таких песен не пишу. Мне, кстати, лучше стало. Наливай!   
СС – В России говорят: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Каждый уважающий себя интеллигент должен там побывать, даже я побывал в 1993 году…А как Вы сейчас с высоты своих лет оцениваете тюрьму в своей жизни, как наказание, как «университеты», как просто этап жизни?
ГГ – В мои почти 80 лет я оцениваю тюрьму как справедливое наказание. Абсолютно. Надо было носом потыкать. 
СС – Тюрьма Вам что-то дала в смысле постижения жизни?
ГГ – Конечно. Я узнал еще одну сторону жизни. На войне одно, там все диктовалось насилием. А тут я стал ходить под законом. Почуял кое-что. Сперва заведение было под Аркой – на Дворцовой площади. Предварительная тюрьма «На круге». Это был огромный круг. Здоровенная зала, разделенная огромной деревянной решеткой. Все можно было видеть. С одной стороны были женщины, с другой – мы. Потом я попал в какую-то небольшую камеру. А потом – в детскую тюрьму «Улица ткачей – дом палачей», как мы ее называли. А оттуда уже по этапу – в город Маркс Саратовской области.
СС – Все по-советски…Но ведь что странно, у Вас, насколько я знаю, кроме «Фонариков» нет ни одного стихотворения о тюрьме, о блатных, о фени. Как Вы относитесь к этой моде, к этому повальному «тюремному» интересу?
ГГ – Ты знаешь, Сережа, в этом блатном месиве, вареве в моем тогдашнем возрасте можно было утонуть, захлебнуться. И до сих пор бренчать на гитаре какую-нибудь х…евину с морковиной. Со мной этого не произошло. Может, меня спасли какие-нибудь вышние силы или у меня хватило ума самому отторгнуть все это, не знаю… Хотя я очень любил ездить в товарняках, сидеть на куче гравия, думать, смотреть по сторонам… Я ведь, кстати, побег совершил из колонии. Из города Маркс нас повезли на лесоповал, на высотку, на левом берегу Волги, где город Вольск. Оттуда мы и убежали. Я пароходом добрался до Саранска и дальше уже ехал на товарняке. 
   Мы, кстати, охранников какой-то дубиною подперли в землянке и побежали. А они в нас из окошка стреляли. Их потом, рассказывали, всех арестовали…
   Так вот, все мои товарищи на юга рванули, а я поехал в Питер – через Москву. По дороге много чего приключилось. Но, видимо, у меня какая-то бодринка жизненная была. Не знаю, чего бы я еще натворил, если бы попал в чьи-нибудь цепкие лапы… А я все-таки убежал от этих рук и лап.
СС – То есть тюрьма не способствует исправлению?
ГГ – Нет, конечно. Увы. Это тема страшная. Потому что нельзя не наказывать, но нельзя и так терзать и маять – телесно и духовно. Когда говорят, что кому-то дают пожизненно, я думаю, вот кошмар, лучше бы расстреляли…
СС – А я думаю о людях, которых они оставили сиротами, вдовами или которых просто убили. И, как и основная масса населения, высказываюсь за возвращение смертной казни.
ГГ – Я думаю, это правильно. Но только - чтоб вина была доказана безусловно. На тысячу процентов. И сто раз перепроверить это.
СС – Есть у вас в Питере исполнитель такой Шнур, поет матерщинные среднеграмотные песни. Я как-то удивился, кто, говорю, такое слушает. А мне в ответ с возмущением, да ты, мол, ничего не понимаешь, на его концерты приезжают очень внешне приличные, цивильные, богатые, даже высокопоставленные люди. И не одни, а с девушками. Им хочется расслабиться. Они снимают галстуки, девушки, видимо, снимают трусы. И они сидят в обнимку: он без галстука, она – без трусов. «Певец» изгаляется, матерится, а они блаженно слушают и кайфуют – «оттягиваются». Мне это всегда казалось жутью…
ГГ – Я с тобой абсолютно согласен. Меня от этого воротит, но запретить, опять наложить какую-то казенную печать… тоже не хочется… Но это, конечно, гнусь, ты прав абсолютно. Без галстуков, без трусиков, без… Запах идет от самих этих представлений. Я, конечно, против этой разнузданности.
    Бог с ними, надо скостить им  за то, что они еще относительно молодые. Все молодые не думают, что они когда-нибудь умрут. Если кто-нибудь из них об этом задумается, он уже не жилец. Это наблюдение мое. А пока они еще орут, бренчат, бздят, в них еще заряд есть ядерный… А потом показывают их лица через 10-15 лет и все становится ясно. Давно пора было подумать о своей душеньке. Она не якобы, она бессмертна. Наш шарик земной уникален. С травкой, с речками, с нашими рыльцами пьяненькими. Его создал Создатель. Я ведь прожил жизнь не верящим в Христа, а теперь верю. И молюсь. Хотя в церковь не хожу. Как, впрочем, и в кабаки, и на стадионы. И даже в библиотеки…
СС – Вы прямо как Виктор Сергеевич Розов говорите. Он мне как-то сказал, что в церковь не ходит, но молится. На всякий случай…
     А кто Вам близок в современной литературе, кого Вы любите?
ГГ – Вася Белов, он мне тут как-то звонил, звал на свой день рождения, а я не мог… Мы с ним давно дружим. Валя Распутин, конечно. Чудесные люди. Виктор Астафьев, мир его праху…У каждого свой нрав, своя судьба очень тяжелая. 
СС – А из поэтов? Они Вам, наверное, ближе, чем прозаики…
ГГ – Коля Рубцов часто приходил ко мне на  квартиру - Пушкинская- угол Невского. В третьем дворе…
СС – И даже увековечил ее… «Трущобный двор. Фигура на углу. Мерещится, что это Достоевский…»
ГГ – Да, да… Он приходил, бросал монетку… И не он один, там куча людей бывала. Мы с ним тогда еще не были дружны и даже подрались сначала… Сильно наподдали, катались по полу. Он был меньше меня ростом, но жилистый, хваткий. Потом подружились. Я у него потом тоже ночевал в заводской общаге.
СС – Это еще до Литинститута?
ГГ – Да, конечно. И я еще не знал тогда, что он большой поэт… Он писал тогда…рыболовные стихи…
СС – «Я весь в мазуте, весь в тавоте, зато работаю в тралфлоте!»
ГГ – Да, да… Мне это казалось тогда «фуфлом». У меня там рядом тогда жили Бродские – х…ецкие… Поэтов было очень много. Обидно даже, что не могу сейчас всех вспомнить. Знаешь, назови сам  кого-нибудь…
СС – Тряпкин, Кузнецов, Примеров, Соснора, Кушнер, Рейн…
ГГ – Эти уже потом были…А многие были и сплыли…
Кузнецов мне близок потому, что он очень ярок и талантлив. Он брал и за мозги, и за сердце, и за душу. Впечатлял. Хотя и был сильно высокомерным…
СС – Ну, это обманчивое впечатление, просто он сильно в себя уходил. А был он очень добрым и открытым. Просто очень хотел, чтобы все было «по его»… А Тряпкина знали?
ГГ – Я с ним встречался у Юры Паркаева, но редко. С Примеровым знаком, к сожалению, не был…
СС – А Леонид Губанов?
ГГ – Нет, это х-йня.
СС – Бродский, Кублановский… Он вот недавно на Первом канале в проекте «Имя Россия» защищал Пушкина…
ГГ – Ну, вот пусть и сидит в этой первой канаве… А Бродский…Ранние стихи у него я люблю, а поздние – не очень…И сейчас о нем уже все уши прожужжали. Все станет по местам в свое время. А вообще я всем за все благодарен и каждого из них по-своему люблю. И люблю Москву, где со многими из низ встречался. Большой ей поклон. Я уж там не побываю. Кому я там нужен, старая клизма…
СС – Да бросьте, Глеб Яковлевич, мы Вас очень любим…
ГГ – Ну, может быть таким ребятам, как ты я и нужен… А вообще…Обнимаю…
СС – Прочитайте лучше что-нибудь из самых последних стихов…
ГГ – Пропитан жизненными соками,
         Пропахший миррой и дерьмом,
         Полуослепшим сонным соколом
         Я на пеньке торчал гнилом.

         Внизу отряхивалась Родина
         От наслоений бурных лет.
         А я бесполая уродина
         Достал из торбы пистолет.

         И, хохотнув, как в дни не вшивые
         Пальнул из трубочки стальной.
         Но не в себя, а в небо лживое,
         Что мне сулила рай земной.


Рецензии
3 ноября 2021 года безвременно ушёл из жизни (от вируса «Ковид-19») секретарь Союза писателей России, Заслуженный работник культуры РФ Сергей Юрьевич Соколкин.

Родился в 1963 году в Хабаровске в квартире деда – Коротеева Александра Дмитриевича, генерала Советской армии, заместителя Командующего Дальневосточным военным округом.

В 1985 году окончил Механико-машиностроительный факультет Уральского Политехнического института имени С. М. Кирова, два года работал инженером в Уральском Научном Центре Академии наук СССР. Публиковался в местных газетах. В двадцать два года приехал в Москву специально, чтобы показать свои стихи Юрию Кузнецову, общение с которым (а также с Борисом Примеровым и Николаем Тряпкиным) в дальнейшем оказало сильное влияние на его творчество. Первые крупные публикации состоялись в журналах «Урал» (с предисловием Льва Ошанина) и «Уральский следопыт» в 1987 году. В том же году поступил в Литературный институт имени А. М. Горького (семинар Льва Ошанина).

После окончания Литинститута в 1992 году Соколкин работал заведующим отделом критики, а потом отдела поэзии и культуры газеты «День» («Завтра»). В 1993 году, проводя журналистское расследование о поступлении в Москву оружия, был арестован и месяц провёл в Бутырской тюрьме, что вызвало большой резонанс, как в патриотической, так и в либеральной прессе. Письма в поддержку Соколкина написали Виктор Розов, Владимир Солоухин, Александр Проханов, Юрий Кузнецов, Владимир Бондаренко, Лариса Баранова-Гонченко, Сергей Есин, Александр Казинцев, Владимир Гусев, Николай Мишин, Игорь Ляпин и многие другие. Участвовал в событиях 21 сентября – 4 октября 1993 года в Москве, был у Останкино и Белого дома (Верховного Совета РСФСР), где в трагические дни октября 1993 года находилась вся редакция газеты «День». Данные события описал в своём романе «Rusкая чурка» (М., изд-во «РИПОЛ классик, 2014).

Сергей Соколкин создал в камере цикл любовной лирики «У меня на тюрьме», который тут же напечатали несколько периодических изданий. В 1994 году под эгидой «Фонда содействия ЮНЕСКО» и при помощи Зураба Церетели вышла его книга «Ангел в окровавленной слезе», имевшая достаточно большой по тем временам резонанс. Член Союза писателей России с 1994 года. В этом же году стал первым лауреатом Международной литературной премии имени Андрея Платонова «Умное сердце».

С 1997 года начал писать песни. Песни на его стихи поли и поют более 60 российских исполнителей, среди них – Лариса Долина, Ирина Аллегрова, Филипп Киркоров, Александр Буйнов, Александр Малинин, Лев Лещенко, Валентина Толкунова, Ирина Салтыкова, группа «А’Студио» и другие. Многие песни стали всероссийскими шлягерами, звучали на радио и ТВ, исполнялись в Государственном Кремлёвском дворце, ГЦКЗ «Россия» на торжественных мероприятиях по случаю Дня милиции, Нового года, Дня работника органов безопасности Российской Федерации. Как автор текстов песен четырежды становился лауреатом конкурса Центрального ТВ «Песня года».

В 2004 году Сергей Соколкин организовал патриотическую вокальную группу «Фейсконтроль». Неоднократно бывал с концертами в «горячих точках»: Чечне, Осетии, Дагестане, Приднестровье, Ливане. Объездил с ней почти всё постсоветское пространство, побывал более чем в 30 городах. Участвовал вместе со своей вокальной группой «Фейсконтроль» (признанной лауреатом Премии «За возрождение России» в номинации «Лучший музыкальный коллектив 2005») в праздничных мероприятиях Президентского Полка, Кантемировской дивизии, Софринской бригады, ОП милиции МО, Культурного Центра МВД, 27 отдельной Гвардейской ОМСБр, Московского ОМОНа, фонда «Возрождение отечества», многих войсковых частей и частей ВВ МВД РФ, нескольких Управ Москвы (проведено около 200 концертов). В 2008 году побывал с делегацией Мосгордумы с шефскими концертами в 76-ой гвардейской десантно-штурмовой Краснознаменной дивизии (Псков).

В 2011 году после участия в 25-х Юбилейных Гамзатовских днях организовал в Москве Просветительский проект народного единства и международный фестиваль народного единства (Дружбы народов) «Белые журавли России», став председателем Оргкомитета Фестиваля, а позже председателем Правления Фестиваля. В разные годы письма приветствия фестивалю направляли: Президент Дагестана Магомедсалам Магомедов, Глава Дагестана (до этого депутат Государственной Думы) Рамазан Абдулатипов, Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, Глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков, а также Валентина Матвиенко, Владимир Мединский, Дмитрий Ливанов, Игорь Баринов, Михаил Швыдкой, Фёдор Конюхов, Александр Маргелов и многие другие.

В декабре 2017 года на осуществление Просветительского Проекта народного единства «Белые журавли России» С. Ю. Соколкин получил грант Президента РФ на развитие гражданского общества. В рамках гранта провёл Всероссийские Фестивали «Белые журавли России» и «Белые журавлята России», а также руководил выпуском 13 книг в рамках созданной им серии «Поэзия многоязыкой России» (переводы с национальных языков народов Российской Федерации»), а также сборника «Дружба народов – величие России» (литературное творчество школьников).

В 2018 году побывал с выступлениями в Сирии, Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, где провёл презентации Антологии современной патриотической и военной песни России «Работайте, братья!» (выступил в качестве автора проекта и составителя издания). Был принят в члены Союза писателей ЛНР и члены Союза писателей ДНР.

Являлся членом Общественного Совета ГУВД Московской области. С 2010 года являлся Председателем Дискуссионного клуба «Русский Космос» при Центральном доме литераторов.

Возглавил две Комиссии по литературному наследию: Бориса Примерова (при СП России) и Николая Тряпкина (при МГО СП России). Писал об этих поэтах, проводил вечера их памяти, участвовал в выпуске их книг.

В последнее время готовил к печати свой новый роман (о событиях в Южной Осетии в 2008 году), дописывал документальный роман об Афганской войне (на основе биографии члена Союза писателей России Владимира Вшивцева), а также работал над составлением «Антологии стихов и песен о Москве».

Секретариат Союза писателей России выражает искренние соболезнования вдове С.Ю. Соколкина – Галине Гагариной, дочери – Ярославе Соколкиной, а также всем родным, близким и друзьям покойного.

Шипилов Никита   03.11.2021 16:14     Заявить о нарушении
Светлая память ему.

Владимир Кобец   04.11.2021 21:09   Заявить о нарушении
Светлая и вечная память Сергею.
Недооценен
Дерзок и правдив
Был НАСТОЯЩИМ бойцом на невидимом, но явном фронте с отсталостью и слабостью, близорукостью и не желанием видеть очевидные провалы в экономике, политике и человеческих отношениях.Он был настоящим борцом за справедливость. Приходилось ему конечно идти и на компромиссы. Иначе в этом мире не выживешь. Поэтому есть Много изданий его личных книг и книг, в которых опубликованы многие современные поэты "Поэзия Многоязыкой России" и конечно же потрясающая Антологии современной патриотической и военной песни России «Работайте, братья!» - сборник стихов, мелодий и картин...
Мне посчастливилось(не смогу долго ещё осознать, что Сергея не стало...)провести с ним три фестиваля "Белые Журавли России" в ЦДЛ, в Москве...2017,18 и 19 годов. А потом вирус! изоляция...очень мало общались, но в 2020, Сергей советовался со мной провести или пропустить год. Решили, что обязательно проводить, конечно не в масштабе предыдущих лет, но хотя бы в малом зале того же ЦДЛ.. СПАСИБО, Сергей, за интересное, творческое сотрудничество, за опыт полученный с тобой, в плане проведения и режиссуры масштабных мероприятий...

Благодарю, Никита. Почему то только здесь у меня получилось немного сказать о Сергее...

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ СЕРГЕЮ...сегодня все родные и близкие и друзья простились с Сергем Соколкиным.

Рада Свами   07.11.2021 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.