Из Басё. Цикл Бестиарий в саду камней - Камень 1

Тяжелое  предчувствие
_________________________

Свинцовое зеркало залива на исходе короткого дня. Зыбь. Всплеск.
Жадно рыбу пеликан заглатывает. И снова на взлет.
Спешу надышаться перед смертью ...

Больно
_______________

Окунь с вырванными острым крючком внутренностями,
Бьется в агонии на песке, как после канси. (*1 )
Чем, скажи, не заслужил я любви твоей ?


Новогоднее
___________________

Банановая пальма в снежной шапке. Стыло.
Красный кардинал (*2) у Будды на плече.
Неужели еще один век прошел ?

Примечания 1:
___________________

Солёные морские окуни
Висят, ощеривая зубы.
Как в этой рыбной лавке холодно!

Перевод Веры Марковой

канси. (*1 )- ритуальное самоубийство в знак протеста посредством вспарывания живота коротким мечом
http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1413
Специализированной формой сэппуку в феодальные времена считалось «канси» («kanshi»,  «смерть по убеждению»), когда вассал мог совершить самоубийство в знак протеста против решения господина. Вассал делал один глубокий горизонтальный надрез в области желудка, после чего быстро перевязывал рану. Затем он представал перед лицом своего господина, выражал ему свой протест и открывал рану, которая, разумеется, была смертельной. «Канси» не следует путать с другим видом самоубийства под названием «фунси» («funshi», ;;; «смерть в знак протеста»), которое представляет собой выражение недовольства или протеста.


Примечание 2:
______________

Красный кардинал *2-  птица

What is the meaning of the cardinal bird as a totem?

In: Birds, Signs and Omens 


Answer: Improve 


The cardinal is a power-packed bird that transforms and awakens us. Its color and voice are its two strongest characteristics. It is a member of the finch family and is often recognized by its brilliant red color. The eggs laid by the female hatch in about twelve days. This, along with the cardinal's year-round residency, reflects the rhythm of the number twelve. The number twelve often has important significance for those with this totem. It can indicate a turn of events or a life changing situation. When the cardinal flies into your life expect a change to occur within 12 days, 12 weeks, 12 months or at the hour of 12. Because this bird is a year-round resident, its medicine is available at all times and should be used by those with this totem whenever a need arises. Cardinals have a loud whistle, a whistle that penetrates the air with sharp distinct tones. They demand our attention, urging us to hear what is carried through the air. Both male and female cardinals join in the whistling. This reflects the need to integrate our male and female characteristics into our day to day life. Feminine energy is linked to intuition; Male energy to perseverance. If both are operating within our life, our intuitive knowledge has the perseverance and strength necessary to manifest our goals and dreams.
Cardinals eat many decaying weeds and injurious insects. When a cardinal appears in your life it is telling you to pay attention to your eating habits. Are you eating things that might be injurious to your health? Is your diet nutritionally balanced? Extra care should be given to the blood and circulatory system. Past life ties to overindulgence or the consumption of poisonous substances is often linked to cardinal medicine people.
The bright red color of the cardinal is very symbolic. Red represents the blood or life force of the Mystic Christ. In yoga circles this vital force is known as the kundalini. The kundalini lies dormant within us until activated by a disciplined spiritual practice. Once activated spiritual power can be attained. The cardinal offers safe passage into the world of personal power for those who ask for its help. When a person with cardinal medicine steps onto a spiritual path there will be no turning back. Everything else in their life will seem insignificant. Extra care must be taken here to insure personal happiness, particularly in the area of one-to-one relationships. Balancing spiritual ideals and physical pleasure will need to be instated in ones life so harmony on all levels is known. Cardinals are named for the cardinals of the Roman Catholic Church with their bright red robes. A great love or a strong dislike for religion and churches is common amongst cardinal medicine people and can indicate a past life connection with one or both. The cardinals voice is strong and clear and reflects an air of importance. This power-packed bird can teach you how to express your truth, develop confidence, and walk your talk. If you respect its teachings it will lead you home.

Read more:
Примечание 3:
__________________


Банан


В Эдо Басё обитал в простой хижине, подаренной ему одним из учеников. Возле дома он своими руками посадил банан. Считается, что именно он дал псевдоним поэту («басё:» яп.  — «банан»). Банановая пальма неоднократно упоминается в стихах Басё:

* * *
Я банан посадил -
И теперь противны мне стали
Ростки бурьяна…

* * *
Как стонет от ветра банан,
Как падают капли в кадку,
Я слышу всю ночь напролёт.

Перевод Веры Марковой

Зимой 1682 года сёгунская столица Эдо в очередной раз стала жертвой крупного пожара. К несчастью, этот пожар погубил «Обитель бананового листа» — жилище поэта, и сам Басё чуть не погиб в огне. Поэт сильно переживал утрату дома. После короткого пребывания в провинции Каи он вернулся в Эдо, где с помощью учеников построил в сентябре 1683 года новую хижину и снова посадил банан. Но это действие было лишь символическим возвратом к прошлому. Отныне и до конца своей жизни Басё — странствующий поэт.

***

http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=149#1

Будда толстопузый

Сегодня во многих странах Восточной Азии продаются фарфоровые фигурки с изображением радостно ухмыляющегося лысого человечка с обнаженной верхней частью туловища. Речь идет о китайском Ми-ло фо, то есть, попросту говоря, о более позднем олицетворении Будды, по-индийски Майтрейа, которое должно принести будущим эпохам избавление от страданий бытия. Эта таинственная идея в Китае, по всей видимости, воплощается по-иному, чем это можно было бы представить в Индии. Во время ок. 1000 г. Ми-ло фо пользовался любовью во всей Восточной Азии как символ беззаботного веселого нрава, с наполненным подаяниями мешком в руке и часто в окружении играющих детей. Несчастье и нищета реального мира должны были быть преодолены с помощью этого дружеского образа, противопоставляющего себя реальности, и на смену ей должна прийти надежда на то, что наконец-то наступит настоящее земное счастье.

В Японии его называют «Хотеи», и он как домашний бог должен принести мир и благоденствие. Это олицетворение Будды находится в круге «семи богов счастья».

***

http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=146

Боги счастья

Семь божков счастья: интересную с точки зрения изучения символики комбинацию из семи персонификаций земного счастья следует наблюдать в японской народной религии. На первом месте стоит Хотей (толстопузый Будда), инкарнация бодрой радости жизни. Остальные — это Фукурокую — бог долгой жизни; Юропин — бог учености; Даикоку — бог питания; Диамон — богатство и счастье; Эбису — бог рыболовства и Бенцайтен — богиня музыки. Они выставляются как «Жихи фукуйин», или как отдельные фигурки, или на корабле с драгоценностями, или же часто носятся в форме амулета, как фигурки нэцке из дерева или слоновой кости, которые в первую очередь служат пуговицами для застегивания поясов кимоно. Сегодня же им придается (т.е. колокольчикам счастья) чисто декоративное значение.

Пять божков счастья знает и китайская иконография; их представляют как стариков в красных чиновничьих одеждах. Один из этих «Ву-Фу» воплощает долгую жизнь и имеет атрибутами журавля и цветы. Другие символизируют богатство, хорошее самочувствие (атрибут — ваза), добродетель и здоровье. Каждый из них представляется иногда полевой мышью, причем также и сами «пять полевых мышей» служат символом счастья.


***
http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=415#1


Рыба
Населяющие водный поток рыбы с точки зрения глубинной психологии воспринимаются как символ бессознательного и поэтому являются олицетворением «живого» содержания глубинного подсознания личности, причем речь идет о плодовитости и животворных силах внутреннего «материнского начала». Во многих древних религиях рыбы связаны с богами любви и с плодородием природы. Одновременно рыба является хладнокровным животным, символически «неподвластным жгучим страстям» и поэтому становится объектом сакрального жертвоприношения и блюдом трапезы. В Новое время символ рыбы (греч. ихтис) воспринимается как акростих, из начальных букв этого слова составляется понятие «Иезус Христус Тео Хиос Сотер», которое переводится как «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» и как тайный знак Христа среди враждебно настроенных язычников. Хотя символ рыбы часто появлялся в раннехристианскую эпоху до конца IV столетия, вышеприведенное разъяснение все же не является единственным. Купание в крещенском водоеме (лат. piscina, писцина — дословно: рыбный пруд) и притча об апостолах как ловцах человеков (см. Круг) могут способствовать этому в первую очередь; помимо этого в средиземноморской культуре рыба являлась символом счастья, как еще и сейчас в обычаях, связанных со сменой времен года. Более широкое значение символики рыб происходит от астрологического понятия «века рыбы». «Золотое соединение» — противостояние планет Юпитера и Сатурна — в 7 г. н.э. (вероятно, истинный год рождения Христа) трижды приходилось на созвездие рыб, начало весны также совпадало с этим знаком. Иисус толковался как первое воплощение века рыб. Новообращенные христиане рассматривались как «писцикули» (рыбки) в связи с «ихтисом» — рыбой (как при Тертулиане, 150— 230 гг. н.э.), сама рыба, наряду с хлебом, считалась пищей Бога. Христианская философия указывала также на то, что во время Всемирного потопа на рыбу не распространялось Божье проклятье и после крещения в воде христиане становились подобны ей. В средневековом искусстве «Тринакрия», так называемая легендарная рыба с тремя телами и одной общей головой, интерпретировалась как символ Троицы. Нередко рыба являлась атрибутом святых, например покровителей мореплавателей святых Брандана и Макловия, а также Петра, Андрея, Елизаветы Тюрингской и св. Антония Падуан-ского, который должен был проповедовать рыбам. В Библии содержание Нового Завета перекликается со Старым, где описывается, как огромная рыба заглотила пророка Иону, а потом выплюнула его обратно, что символизирует погребенного, но вновь воскресшего Христа. В Древнем Египте, хотя люди и ели рыбу, для посвященных лиц (фараоны, жрецы) она была запретной пищей. Как безмолвные обитатели морских глубин, рыбы часто действовали зловещим образом, и в мифах им придавалась отрицательная роль (как, например, поедателям фаллоса бога Осириса, убитого Сетом). Тем не менее отдельные виды рыб считались божественными и святыми, как, например, рыба Ааль по отношению к богу Гелиополису и рыба Барш богини Нейс. Здесь проявляется двойственная сущность глубинных пластов психики человека, чье содержание, подобно змее, может быть оценено как положительным, так и отрицательным образом. Сказочные рыбы-монстры, изображаемые в старых книгах о животных, отчетливо показывают, какие потрясения и страх оказывали на человека обитатели морских глубин. В древнеиндийских мифах рассказывается, что бог Вишну во время Великого потопа был спасен прародителем человечества Ману, представшим в образе рыбы. В Древнем Китае рыба (ю) была символом счастья и изобилия, рыба вместе с водой считались метафорой сексуальных радостей.

В Японии рыба (сакама) является основной пищей населения и готовится либо в сыром виде (сашиМи), либо жарится в масле. К этому можно добавить, что многие рыбы (как, например, карповые, которые могут плыть против течения и преодолевать водопады) считаются традиционным символом и воплощением мужества, силы и выдержки. Во время «праздника мальчиков» 5 мая перед домом на древко крепится «карповое знамя» (коинобори), состоящее из шелковых рыбок этого вида по числу живущих здесь мальчиков. В алхимии две рыбы в потоке отображают две первоначальные сущности: серу и ртуть в растворенном виде. В психоанализе рыба символизирует грезы, скрытый образ пениса (который в турецком языке обозначается как «одноглазая рыба»).

В астрологической символике Зодиакальный знак Рыбы (см. Звезды) является последним знаком года, которому предписывается покровительство над ныне текущим сроком земной жизни, который быстро идет к концу (см. Водные существа).

Рожденные под знаком Рыбы обладают такими качествами, как стремление к братству, миру, совершенству, к предупредительности в общении, к терпеливой работе вплоть до достижения успеха, к «бодрой плодовитости».

Психолог Аеппли указывает на то, что рыба, как немыслящее холоднокровное животное, благодаря своей способности к быстрому перемещению в воде, вызывает зависть и удивление. Ее мясо не считается истинным мясом животного, и поэтому ее можно есть во время поста.

Описанное в Евангелие от Луки (9,16) чудо с семью хлебами позволяет считать пищей также и рыбу. «В рыбе сходятся первобытно хладнокровная духовная сущность человека с глубинным пластом его души... Поэтому тот, кто претерпел глубокое духовное преображение, будет подобен пророку Ионе, который из-за своей несознательности на какое-то время был проглочен китообразной рыбой, и как преображенный будет выброшен на светлые берега нового сознания». — Достоин упоминания тот факт, что в античные времена образ жизни рыбы был неизвестен. Аристотель, к примеру, считал ее однополым существом, что несомненно повлияло на символику этого «хладнокровного» обитателя вод. В раннехристианскую эпоху в настенной живописи римских катакомб рыба считалась символом причастия и до раннего Средневековья в иконографии Тайной вечери она изображалась рядом с хлебом и кувшином вина. Ежегодные послания Папы Римского (annulus pescatoris, аннулюс пескаторис) восходят к евангельскому сюжету о «богатом улове рыбы» апостола Петра (Евангелие от Луки, 5, 4).

***

http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=373#1
Пеликан

Пеликан — важный образ птицы-символа. Тот факт, что гнездящиеся взрослые птицы сгибают клюв к груди и кормят птенцов рыбой, принесенной в зобном мешке, привел к ложному выводу о том, что родители разрывают себе грудь, чтобы накормить молодь своей кровью. В связи с этим пеликан стал символом жертвенной смерти Христа, а также жертвенной родительской любви. В позднеантичном «Физиологе» («Physiologus») птица убивает своих непослушных детей (или: их убивают змеи), но через три дня может снова оживить их кровью своего сердца, из-за чего умирает сама.

Среди иллюстраций по алхимии тоже появляется этот символ, с одной стороны, в качестве реторты определенного вида, «клюв» которой изогнут к выпуклости, похожей на живот, с другой стороны, как иллюстрация сыплющегося в жидкий свинец «философского камня», который плавится и растворяется, чтобы вызвать превращение свинца в золото. В связи с этим пеликан является символом бескорыстного стремления к очищению. В этом смысле он также иллюстрирует «розенкрейцеровскую» степень шотландской системы масонства. Принадлежащие к ней «Рыцари Розенкрейца» в старых системах назывались также «Рыцари Пеликана». Средневековые бёстиарии цитируют забытую церковную песню с текстом «Pie pelicane, Jesu domine» и упоминают свойство водной птицы принимать лишь столько пищи, сколько действительно необходимо для поддержания жизни.

«Так же живет отшельник, который питается только хлебом, который живет не для того, чтобы есть, а ест только для того, чтобы жить» (Унтеркирхер).


***
http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=401#1

Птица
Святая Хильдегарда Бингенская (1098— 1179) написала в своем труде по естествознанию («Liber de subtiltatum») о птице вообще следующие фразы: «Птицы холоднее животных, живущих на земле, т. к. размножаются не за счет сильного жара желания. Их мясо чище, чем мясо наземных животных, потому что они не выползают обнаженными из тела своей матери, а покрыты скорлупой. Некоторые живут за счет огненного воздуха и поэтому всегда стремятся, как огонь, вверх.

Те, кто охотно летает высоко, содержат в себе больше огненного воздуха, чем те, что летают низко над землей» (см. Райская птица). «Птицы символизируют силу, которая способствует разумной речи человека и заставляет его многое обдумывать заранее, прежде чем это воплощается в блестящем деянии. Как птицы поднимаются в воздух за счет своих перьев и держатся повсюду в воздухе, так и душа возвышается в теле за счет мышления и простирается надо всем».

С точки зрения символики птицы оцениваются в основном положительно. Исключениями являются, среди прочего, в античной мифологии стимфалийские птицы, представляемые как персонификация жутких демонов в болотистой местности, которых Геракл спугнул бронзовой трещоткой, а также гарпии в образе птиц, вылавливающие преступников и передающие их для наказания эриниям, т.е. они действуют в духе полиции нравов. Но обычно существа, приближающиеся к небу с помощью своих крыльев, являются олицетворением человеческого желания избавиться от земной тяжести и, подобно ангелам, подняться в высшие сферы. Миф об Икаре, который на крыльях слишком близко подлетел к солнцу и упал в море, все же является символическим предостережением от пренебрежения границами, поставленными человеку. Бестелесная душа человека часто изображается в образе птицы или в виде птицы с головой человека (часть души Ба древнеегипетской системы взглядов) или — это часто встречается в наскальных рисунках — в виде человека с головой птицы (что частично объясняется символическим изображением галлюцинаций полета при искаженных состояниях сознания). Птицы как посредники в передаче выражения божественной воли играют значительную роль в предсказаниях древнеримских жрецов-авгуров, которые делали толкования на основе полета птиц. Птица, сражающаяся со змеей (например, Гаруда в Индии), считается воплощением преодоления низких инстинктов за счет духовности. В древнеиндийских «Упанишадах» речь идет о двух птицах, сидящих на дереве мира; одна ест фрукты (символ активной жизни), другая смотрит (символ стремления к познанию путем медитации).

В сказках часто рассказывается о том, что тому, кто понимает язык птиц, открываются важные знания, а также о способности людей превращаться в птиц и о том, что птицы хорошим (святым) людям приносят пищу.

В диалектах многих языков птице придается второстепенное сексуальное значение (например, китайск. ниао — также пенис) или состояние безумия описывается как «иметь птицу» (нем.), что является противопоставлением обычной символической оценке, которая выражается прежде всего в образе феникса или орла. (См. Сорока, Сова, Сокол, Фазан, Ястреб, Петух, Ибис, Ворона, Аист, Кукушка, Соловей, Райская птица. Пеликан, Павлин, Ворон, Цапля, Ласточка, Лебедь, Журавль, Страус, Голубь, Удод, Перо.)

***
http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=169#1

Вода

Заполненное водой пространство доисторических времен во многих мифах о сотворении мира является источником всей жизни, но одновременно вода ассоциируется с растворением и погружением в нее. Часто всемирные потопы завершают предыдущие циклы сотворения и уничтожают формы жизни, которые были неприятны богам. С точки зрения психологии вода представляет собой неосознанные глубинные слои личности, где имеют место образы таинственных существ (см. Рыбы). В качестве одного из элементарных символов она двойственна, так как, с одной стороны, оживляет и приносит плодородие, с другой стороны, является намеком на погружение и гибель. В воду Западного моря каждый вечер погружается солнце, чтобы в течение ночи согревать царство мертвых; посредством этого вода связана с потусторонним миром. Часто «воды под землей» ассоциируются с первозданным хаосом, падающая с неба дождевая вода — с благословенным оживлением. Водовороты (см. Спираль) олицетворяют трудности и перевороты, а спокойно струящиеся вдаль реки — планомерно протекающую жизнь. Пруды и болота, и особенно ключевые озера, рассматривались как места обитания духов природы, русалок, водяных или пророчествующих, часто опасных водяных демонов всякого рода. В этом тоже проявляется двойственный смысл воды в символике. Смешанная с вином вода в христианском таинстве, когда к пассивному элементу примешивается «огонь» вина, указывает на двойственную природу (Бога и человека) личности Иисуса. Наглядный символ воздержанности, например в картах Таро, изображается смешением воды и вина. В остальных случаях вода играет в христианстве роль очищающего элемента, которая в процессе крещения смывает пятна грехов. В качестве чистого элемента она применялась в испытаниях ведьм. Во время этого испытания водой считался невинным лишь тот, кто тонул (и вытягивался за веревку), в то время как «дьявольские ведьмы» должны были плавать на поверхности воды, как пробки, так как чистая вода не могла принять их в себя. Известен целый ряд способов применения овятой воды в католической церкви. Для религиозных обычаев важна еще не смешанная с елеем (миром) святая вода, а также благословляемая в определенные праздничные дни «аква Бенедикта» («aqua benedicta»), которую верующие берут с собой домой, чтобы наполнить там маленькие котелки святой водой у дверного порога. Она служит для сотворения знака креста смоченными пальцами, при этом существовал обычай брызгать несколько капель святой воды в помещение. Капли святой воды, разбрызганные по земле, должны, по широко распространенному мнению, помочь набожности народа, а также «бедным душам в очистительном огне» смягчить жар очищающего их пламени.

Европейской картине мироздания чужд образ потустороннего мира в виде водяного царства, как это, предположительно, было принято у майя на Юкатане (Центральная Америка), если судить по росписи на глиняных сосудах. У ацтеков рай бога дождя Тлалока назывался Тлалокан и был значительно более приятным местом, чем подземный мир Миктлана, который представлял собой место пребывания обычных людей после смерти (см. Ад). Но в двадцатидневном календаре населения Центральной Америки знак девятого дня, вода (на языке ацтеков — атль; майя — мулук), считался символом слишком сильного дождя. Ему приписывалось значение пророчества «болезни, лихорадки», и он считался несчастливым. Этот знак дня рисуется в виде голубоватого разветвляющегося водяного потока с пеной волн. Он также относится к мексиканским иероглифам «войны», атль-тлахинолли (переводится как «вода/огонь»), при этом напряженность этой двойственной системы отчетливо воспроизводит борьбу двух элементов.

Широко распространено почитание той воды, которая течет непосредственно из глубин земли и воспринимается как подарок подземных богов — особенно в тех случаях, если она горячая (термальная вода) или обладает целебными свойствами за счет содержания в ней минералов.

Большинство культовых гротов людей ледникового периода в Пиренеях находятся по соседству с такими источниками, и их почитание продолжалось также в период античности, как это доказывают пожертвования, сделанные по обету. Почитание священных источников было распространено особенно в кельтском регионе, так как их вода связывалась с приносящей дары матерью-землей (например, в термальном источнике в Бате (Англия) с богиней Зулис). Обычай бросать монеты в источник, очевидно, является отзвуком приношения символических жертв водяным богам, которым приписывалась способность выполнять желания в смысле цепочки представлений о воде — земле — плодородии — счастье и богатстве. В культах почитаемых источников поклонялись нимфам, олицетворениям желанных благословенных эффектов (см. Водяные существа).

Представление о том, что ритуально освященная вода может принести благословение (при этом в религиозном ритуале одновременно интегрировано очищающее и оплодотворяющее воздействие воды), не ограничено католическим культом, а встречается и во внеевропейских религиях, например в парсизме. В Индонезии танцоров, находящихся в состоянии транса, окропляют святой водой для того, чтобы вернуть их к реальности. Очищающее воздействие в символическом смысле имела вода и в поздне-античном культе Исиды. Вода крещения в христианстве должна как таинство смыть все унаследованные от предков пятна грехов и повлиять на «новое рождение из воды». В Древней Мексике тоже было соответствующее по смыслу действие, связанное с обмыванием новорожденных: повитуха молила о том, чтобы вода удалила все плохое, прилипшее к ребенку от родителей. Ритуальные купания известны во многих древних культурах, которые служили не только гигиеническим целям, но и символическому очищению. Следует упомянуть искусственные пруды для купания в доарийских руинах культуры Мохенджо-Даро (Mohenjo-Daro), индуистское купание в Ганге, «священные бассейны» в критском Кносе, очищающие купания до начала элейских мистерий и, наконец, позднее, похожие символические действия в поздних греческих культах («набожному достаточно одной капли, но злого не отмоет даже океан своими потоками»). В Древней Мексике тоже были известны очищающие купания; король жрецов священного города Толлана в полночь совершал ритуальные омовения, а город Теночтитлан располагал тремя местами для священных купаний. Во время праздника Ксочикветцаль (см. Цветок) весь народ должен был купаться рано утром, а тот, кто не делал этого, получал наказание в виде кожных и половых болезней. Ритуальные омовения в исламе относятся к религиозным правилам; только там, где нет воды (в пустыне), ее место может заменить песок.

Несмотря на то что более подробное изложение распространенных ритуалов увело бы слишком далеко от области символики в область (безусловно, тоже отмеченную символами) религии, все же нужно упомянуть о некоторых античных представлениях: согласно им, проточная вода, прежде всего подвижная морская, смывает любое злое колдовство. Если заклинают хтонических (подземных) богов, то используют воду источников; напротив, если вызываются небесные существа, то для этого берут дождевую воду. Влага росы, которая онденсируется на стеблях, по Плинию (23—79 гг. н.э.), — «истинное лекарство», небесный дар для глаз, внутренностей и от нарывов». По античному представлению, она образуется из лунных лучей или слез богини утренней зари Эос. В христианской символике она приравнивается к струящимся с неба благословенным дарам Бога. Для алхимических операций «ros coelestis», небесная роса, тоже собиралась платками, как это изображалось в «Мутис л ибер» («Mutis liber») в 1677 г. Все же кажется, что в данном случае речь идет о замаскированном названии летучего элемента ртути; особенно часто «майская роса» упоминается как «обремененный солями природы» растворитель, при этом народное верование и аллегория почти не различаются.

Самое большое значение придается элементу воде, жизненно необходимому, но не питающему, в области символики глубинной психологии, например, в качестве дарителя (дети приходят в мир людей из прудов или источников) и хранителя жизни. Это основной символ любой бессознательной энергии, из-за этого и опасный, если он (например, в снах) преступает в наводнениях отмеренные ему границы; когда этого не случается, символическая картина считается благоприятной и стимулирующей. Если вода (в виде пруда, реки, а также моря, не выходящего из своих берегов) остается на своем месте, то она, как рассказывается во многих сказках, представляет собой настоящую «живую воду».

***
Лед
Лед естественно ассоциируется с холодами и Крайним Севером, с родиной «Снежного великана» в космогонии северных стран. Согласно этим представлениям о возникновении мира, из тающего льда произошла древняя корова Ауд(х)ум(б)ла, которая вылизала из этого льда мужского прародителя Бури.

В картине мироздания южных стран лед не играет никакой роли. В Средние века лед из Альп привозили в Италию и рекомендовали к применению людям «с более теплым, чем обычно, строением тела», как средство, смягчающее их внутренний жар.

В Китае лед (пин) связывали с детским благочестием. Согласно одному поучительному рассказу, тяжело больная мать захотела отведать карпа и попросила своего сына принести эту рыбу. Дело было зимой, и река замерзла, но мальчик стойко сидел на льду до тех пор, пока он не растаял, и рыба не выпрыгнула из полыньи. Все, что лежит на льду, считалось мужским началом (ян), тогда как вода подо льдом ассоциировалась с женским началом (ин). «Треснувший лед» — метафора, обозначающая супружеские радости в преклонном возрасте. Подобные словосочетания употребительны в немецком языке, например: «в отношении между двумя партиями лед треснул». С другой стороны, лед обманчив и ненадежен. Так, например, когда у кого-нибудь дела идут слишком хорошо, про него говорят, что «он идет по тонкому льду» или «он хочет танцевать на льду как осел». Про того, «кто проведет одну-единственную ночь на льду» или «отважится идти по тонкому льду», говорят, что он поступает крайне неосмотрительно. «Класть что-либо на лед» — означает отсрочку в делах (русск. «положить под сукно; в долгий ящик»). У него «ледяное сердце» — говорят о черством и безжалостном человеке.


Рецензии
очень зацепила последняя вещь- не могу сразу объяснить почему- но мне реально дыхнуло тонко морозным днем тусклым, сумрачной лавкой, скрип, очень далекий, нереально далекий плеск волн- и бормотание сумасшедшей старой рыбачки, уже так давно живущей на грани сумерек своего угасающего сознания. Только там может так жить мертвое тело убитой рыбы, так она яростно скалит зубы после смерти. БРРРР- реально дооолгая зимняя зарисовка отчаянного Одиночества в душе.
Мне мама в классе 5-6 рассказывала перед сном историю одной японской придворной Дамы, меня тогда поразило то, как можно оказывается долго жить одним днем, просто уметь видеть жизнь насыщенную в застывших вещах, так красноречиво молчать и уметь в кратком описание передавать то, что обычно с трудом укладывается в тома....

Нагибина   23.09.2014 23:16     Заявить о нарушении
Для понимания Поэзии нужно два таланта: талант поэта и талант читателя !

Последняя вещь "Окуни в лавке "- это реальный Басе в переводе Марковой.
Что касается всего бестиария и особенно первого и последнего камней, то они действительно о смерти. Все 46 трехстиший написаны как предсмертная поэма cамурая с полным соответствием кодексу бусидо. Последним написано первое трехстишие, которое становится первым ( И последние будут первыми Евангелие от Луки (гл. 13, ст. 30):). Последний же 15- ый камень состоит из 4 трехстиший ( иероглиф смерть очень похож на иероглиф цифры 4. Поэтому эта цифра считается в Японии несчастливой ) Кроме этого весь бестиарий разворачивается на фоне 4-х времен года. Змея кусает себя за хвост. Круг замыкается ...

Юрий Слободенюк   24.09.2014 01:25   Заявить о нарушении