03 15 017 Душа. Эмоции 3

03 15 017

Эмоциональный фон меняется с возрастом.
Детство — потребители, всё в себя впитывают как губка.
Юность — бунтари, нигилисты, революционеры и другие студенты.
Зрелость — догматики, прагматики, хранители традиций, не желающие особых изменений.
Старость — Осень жизни. Как природа отдает людям свои дары, так и человек испытывает потребность поделиться накопленным опытом, знаниями, любовью.

Конечно, рассуждать об эмоциональном фоне поколений можно лишь имея в виду большие группы людей. Всё это – откровения лукавой девки Статистики.


  См рис 4

Внуки В- легко находят общий язык с дедами Д+, но частенько конфликтуют с родителями В+. Оно и понятно. В одном случае – притяжение, а другом – антагонизм. Проблема «отцов и детей» оказалась простой: разный эмоциональный фон поколений, разные  ЭТ. Конечно, каждая отдельно взятая детка, имеет свой ЭЭТ, в зависимости от ЭЭТ семьи. Но вкупе 10 миллионов деток образуют В-.
Точно так же и.

Юность. Бунтари. Студенты. Чего бунтуют – сами не знают. В этом возрасте люди готовы бунтовать против чего угодно: против абортов, против запрещения абортов; против власти, против тех, кто против власти; против тех, кто запрещает и против тех, кто разрешает. Лишь бы супротив. Дурная кровь бурлит. Именно этот возраст становится оплотом всех революционных движений. В этом возрасте не ценят ни своей жизни, ни, тем более, чужой.

Всё это следует учитывать, и вовремя подбрасывать им нужных врагов. Хотите бороться? – боритесь. Вот список того, с чем нужно бороться.
Только самого списка им показывать не нужно. Иначе они начнут бороться уже и против списка в твоём лице. Управление должно быть незаметным. И пусть борются на здоровье. Пока не надоест.

В+.  Надоело. Человек устаёт бороться, остепеняется, находит своё место в жизни.

В результате всех метаморфоз от былого бунтаря остаётся тепло камина и домашние тапочки. Зрелость. Человек определился, и хочет он не бунта, а покоя. Стабильности. Уверенности в завтрашнем дне. И противны ему всякие революции и всякая неопределённость. Эти люди – опора власти, опора существующего порядка. Всяким революциям и контрреволюциям они предпочитают медленное эволюционное развитие и постепенное улучшение жизни.

И это постепенное улучшение выводит их в фазу Д+.

Мудрость сама собой не придёт. Её надо выстрадать. Пройти весь круг, примерить все душевные состояния, все эмоции. И выбрать по вкусу.

03 15 018
«Переходный период» – юношеский нигилизм. Молодым соплякам мнится, что они «стары душой», всё повидали, а жизнь – скучна и бессмысленна. Они слишком задержались в детстве.

Возможно, тому виной чрезмерная родительская опека, а может что-то ещё. Перейти в Д- они не могут из за своего пассивного нигилизма. А В+ от них ещё слишком далеко. Так и маются.

03 15 019
Почему столько внимания эмоциям?
А как иначе? Душа и разум. Логика современного человека недоступна дикарю. Так ведь и мы,  сегодняшние, лишь дикари перед будущим.

Наука постоянно развивается. И постоянно конфликтует сама с собой. Сегодня кажется полной дурью то, что ещё вчера казалось бесспорным и очевидным. Разум постоянно мечется из стороны в сторону и не знает, куда ему приткнуться. Неизменными остаются только чувства и эмоции.

И если ты хочешь остаться в веках со своими стихами, то обращайся не к разуму, а к душе. Воздействуй на эмоциональную сферу. Вызывая в человеке определённый эмоции, ты, тем самым, воздействуешь на его душу.

Это – нормальный, разумный подход к творчеству. Никто не призывает тебя писать «на заказ». Но, в почти готовом стихотворении, ты вполне можешь уменьшить или усилить ту или иную эмоциональную составляющую. Не бессознательно, а целенаправленно воздействовать на эмоции. И при этом, нужно чётко представлять, чего ты добиваешься, какого эффекта. «Включая эмоции, не выключайте разума».
Есть нейтральные фразы, не несущие эмоциональной нагрузки, либо те, эмоциональная направленность которых слабо выражена. Которые могут иметь различные толкования, в зависимости от контекста. Например, фраза «подскажите, на кого молиться» может оказаться и криком души человека, потерявшего веру; и издёвкой, и просто смешком без особой злобности, и чем угодно. А вот «Прикажите, на кого молиться» – явно тяготеет к издёвке. Так, изменяя отдельные слова, усиливая акценты, можно добиться большей выразительности эмоциональной яркости стиха, не разрушая, при этом, его внутренней структуры.
Для тренировки можно попробовать написать стих, переводящий из плохого настроения в хорошее. Из тоски в радость. Так, чтобы человек, читатель, ощутил своего рода катарсис. Загони его во вселенскую тоску, вышли в негодование, и, через очищение, подведи к тому высокому состоянию внутренней свободы и радости. «Облекись ты в радость, которая всегда имеет благодать перед Господом и угодна Ему; и утешайся ею. Ибо всякий радующийся человек делает доброе и помышляет о добром…» Св. Ерма.
Трудно? А то! Это тебе не глаголами бряцать. Халява не пройдёт. Ты не можешь написать, что сначала всё было плохо и гадко, а потом что-то вступило в одно место, и всё стало хорошо и замечательно. Это – неубедительно. Этим ты никому не добавишь ни печали, ни радости.
Нужен другой подход. Можно написать стих на любую тему, и вызвать желаемый эффект. Использовать для этого дела символы, метафоры и эпитеты, фонетику подтянуть, ритм отработать, и т. д.
Есть символы, которые безусловно влияют на настроение человека. Правда, в последнее время, они малость истрепались и пожухли. Ну, так освежи их нестандартными эпитетами. Дерзай.

03 15 020
Надо бы раскидать наши символы по группам, и рассмотреть их влияние эмоции каждого из  ЭТ,  но лень. Так что, сами соображайте. Смелее внедряйтесь в образы. Ну, а чтобы образы не распадались, нужно задать логическую или ассоциативную цепочку. А ещё лучше – сюжетная канва.

03 15 021
Вот только не надо обвинений в отступлении от «чистого искусства, проистекающего непосредственно из души поэта». Пусть оно себе и дальше проистекает. Но и у читателей душа тоже имеется.
Так что, будь добр, сначала научись выражать свои мысли и чувства, а потом уже демонстрируй душу.
И кстати.
Не стоит пренебрежительно относиться к умению «выжать слезу» из читателя. Вот неумение как раз-таки плохо. Любому умению – больше почтения.

03 15 022
Ля-ля-фа. Весь песенный жанр основан на эмоциях.  Одной мысли на песню – более чем достаточно. А вот без эмоций песне не обойтись. Правда, многие поэты-песенники стремятся проскочить на халяву, сваливая эмоциональную раскраску на плечи композитора.
Однако, в песне, обычно предлагается лишь какая-то из эмоций. В лучшем случае – полторы. А перед нами стоит задача сочетания эмоций, их развития.

03 15 023
Каждой из эмоций можно посвятить отдельную книгу. Да и не одну. Если вспомнить, сколько трудов посвящено любви – можно составить книгу из одних только названий.

Или, возьмём страх…

В детских страхах обвиняют «слишком живое воображение». Глупости. Воображение стремиться превратить абстрактный страх в картинки, чтобы спасти человека от ужаса неопределённости. Тьма сгущается и приобретает хоть какие-то очертания. Воображение действует как адаптационный механизм. Убери страшную картинку – уберёшь страх. Спрячь кошмарный шевелящийся пиджак в шкаф, и спи спокойно.

Страх возникает там, где не хватает любви. Это – конкурентные эмоции.

«Чего я боюсь?
Боюсь страха, этого дурацкого состояния В-.
Боюсь остаться без Бога в душе.
Тревожусь за родных и близких.
Опасаюсь и стараюсь избегать ситуаций, единственный выход из которых – сделать подлость. Большую ли,  маленькую, не важно.
Боюсь опоздать...»

«Страх – это рабство души, это болезнь души».
В последнее время появилось много изысканий на эту тему: анатомия страха, философия страха, страх – пусковой механизм стресс-синдрома, искусство самосохранения, свобода от страха…
Что такое страх? Насколько простирается его власть над людьми? Полезный страх? Можно ли бесстрашно восходить на Голгофу, и до судорог бояться,  к примеру, лягушек?
«Трусость – мать жестокости». Монтень.
Всё верно. В- переходит в Д-. Страх переходит в...

Жестокость. Трус мстит за свой страх.


03 15 024
Но жестокость может развиться и другим путём. Негодование и поиск справедливости. Рыдаю, но стреляю. Во имя справедливости, равенства, братства, и мира во всём мире. Жалость и жестокость – перекрестные эмоции, и могут довольно легко переходить одна в другую. Главное – создать подходящие условия. «Воспитание жестокости у женщин и собак».

Ну, с жестокостью всё понятно. Попривыкли мы к ней. А вот с жалостью сложнее. Мир, где жалость выше цели, кажется вымыслом, мифом. Нереальный или, попросту, глупый. Милосердие не в моде. До людей не доходит, что жалость – это не сюсюканье. Жалость не нуждается в словах. Даже самого последнего грязного и вонючего бомжа можно пожалеть. Просто, как человека, попавшего в беду. Пожалеть, а не насмехаться над ним. Насмешки порождают ответную агрессию, а жалость гасит её.  Жалость, как движение души.
И ещё. Мир жалости включает в себя и верность, и скромность, и прощение, и нежность… И всё это, через доброту, приводит к любви, радости и счастью.


(- Жалость гасит агрессию. А разве не может быть наоборот – жалость, порождающая ярость?
- Конечно. Это происходит при конкурентном вытеснении В- в фазу д-. На твою жалость В- ответит агрессивностью. А демонстрировать жалость вообще не нужно. Нужно просто пожалеть).



03 15 025
Мы примерно распределили эмоции между разными  ЭТ, наметили эмоциональные группы. Нужно ещё выделить ряды развития эмоций. (Назовём это так). Каждый ряд включает в себя эмоции только данного ряда. Например:
Зависть В- ; ненависть Д- ; жалость В+ ; любовь Д+ ; переход на более высокий круг.
Страх В- ; бесстрашие (одержимость) Д- ; смелость В+ ; бесстрашие (беспечность)Д+
Ревность В- ; злоба, мстительность Д- ; прощение  В+  ; любовь Д+.
В подобные ряды укладываются любые эмоции. Причем, не просто укладываются, а перетекают одна в другую. То есть, укладываются во всём своём развитии. Согласно УС; В- ; Д- ; В+ ; Д+ ; и далее, на новый круг В-*.

03 15 026
Чувства, эмоции имеют не только полярность (В- ; Д+),  но и степень выраженности. Например, Д+ от тихой радости, до яркого, бурного восторга.

03 15 027
Так. С пятого на десятое, а эмоции мы рассмотрели.
А вот куда они деваются? Переходят одна в другую или расходуются разными путями. Избыток эмоций, сверх базисного  ЭТ,  сгорает во сне.

Во время сна блокируется большинство поступающей информации. С помощью сверхпороговых раздражителей можно провести деблокировку, и человек проснётся. Срабатывает инстинкт самосохранения. Человек может проснуться от громкого или непривычного звука, от изменения освещения, от резкого запаха, или прикосновения… Ближе к утру, когда большинство полученной за день информации и эмоций перерабатывается, снижается порог чувствительности, и человек просыпается от минимального раздражителя, или повинуясь встроенному будильнику.

Но пока что наш человек спит, и правильно делает. Каналы обмена Е остаются открытыми. Идёт синтез и обмен Е. Возможно, что наиболее интенсивный обмен идёт с теми, кого ты видишь во сне. Возможно, но не наверняка.

Если человек хорошо и с удовольствием выспался, он успевает освободиться от эмоций и впечатления, накопленных за день. Отсюда и мнение, что серьезные вопросы лучше решать утром, что «утро вечера мудреней». К вечеру на тебя налипает слишком много чужих эмоций, и, под их влиянием, ты можешь принять неверное решение. А утром, даже если и ошибёшься, то сам виноват... Во всяком случае, это будет твоё решение, продиктованное твоей душой, а не навязанное извне.

Добавим к базисному фону просмотренные сны, и мы получим настроение человека при пробуждении.
Сны покажут, каких эмоций ты нахватался в течение дня. То есть, эмоциональный фон твоего окружения.

03 15 028
Эмоции принадлежат не только отдельным людям. Есть и совокупные эмоции, групповые. «Общественное настроение».
И люди, создающие «общественное настроение» должны осознавать, что они пропагандируют, и зачем. Каждый журналист, прежде чем пустить информацию в эфир, должен трижды подумать, как отразится эта информация на эмоциональном фоне общества.
Очень нагляден эмоциональный фон толпы, когда она «заражает» тебя своей радостью, ненавистью, или трудовым энтузиазмом.

03 15 029
Тоска – это меланхолия по-русски. Это – В+ в фазе в-.

03 15 032
Переход Д+ ; В-*. «И последние станут первыми, а первые – последними».

03 15 033
Своя  помойка дороже чужой лужайки. И не потому что лучше, а потому что роднее.

03 15 034
Можно ли осуждать человека за то, что он чувствует? Ведь, по сути, любая эмоция права. Как можно требовать от человека, чтобы он не завидовал, не злился, не жадничал? Поддаются ли эмоции воспитанию? Или возможно только самовоспитание, самосовершенствование?

Стих «Некстати». (См. прил.) Жадина победил свою жадность. Честь ему и хвала. Но победа не принесла ему радости.
А ведь «по справедливости» он был прав. Почему он должен делиться с теми, кому ничем не обязан? И даже более того, с теми, кто не делился с ним, кто ему неприятен. Он кругом прав. И коллеги у него не такие уж голодные, и во вкусе колбасы они не разбираются, и ему ещё работать, а им – нет, им лишь бы брюхо набить, и благодарности не дождёшься… По справедливости, он должен был показать им фигу. Око за око. Плюнуть на всех, и кушать драгоценную колбаску в полном одиночестве. Пусть завидуют.
Но есть и высшая справедливость. «Возлюби ближнего как самого себя».
И жадина это понимает. Оттого-то и пытается оправдать себя, свою жадность. И в оправданиях этих он настолько преуспел, что вожделенная колбаска уже не поднимет ему настроения.
Победил ли жадина жадность? Нет, он просто устал от неё. Она его полностью измотала. Стал ли он лучше оттого, что поделился со всеми? Не знаю. Вряд ли. В следующий раз он просто не принесёт колбасу в отделение. Урок впрок,  но не в ту сторону. Он станет щедрым как и все, кого он осуждает.
А вообще-то такие ситуации случаются частенько. Я называю это

«Конфликт правды со справедливостью». И это не словоблудие. Человек может поступить либо по справедливости, либо по правде. Справедливость для каждого своя, но правда – одна на всех. «Око за око» – это справедливость. «Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую» – это правда. Отомстить – это справедливость. Простить – это правда. «Воздай добром за зло» – это правда. «Зло, пожирающее зло» - это справедливость. Правда выше справедливости. Но до правды дорастают немногие.

Когда враг топчет твою землю – ты даёшь ему отпор. Это – справедливо. А есть в этом правда или нет, решать не тебе. Это известно только Богу.

Негодование – понятное чувство, но это – направление В+ ; Д-. Недаром войну называют хохочущим дьяволом. Д-. Разрушение. Дьявол.

Дьявол смеётся над справедливостью, но боится правды.

03 15 035
Руководствуясь схемами, можно соорудить невероятную кучу психоэмоциональных конфликтов. Шекспиру и не снилось. Конфликты между ступенями Эго и разными ЭТ. Как в пределах одного ЭТ или одной ступени, так и вразброс.


Рецензии