Ангел и демон
В сполохах высоты.
Ангелу надо мало:
Только весь мир – и ты.
Лик, окропленный кровью,
Черный, как уголь, меч,
Влага в глазах коровьих,
Рот произносит речь:
"Мир для людей загадка,
В роли разгадки смерть.
Жизнь не бывает сладкой,
Если идешь смотреть.
Меч и огонь – научат.
Кнут и приказ – спасут.
С ними не будет скучным
Праведный страшный суд.
Слейся со стаей! Будет
Чем пустоту беречь:
Правду несут не люди,
Только огонь и меч.
Не упадет ни волос
С грешника без меня".
Громоподобный голос
Тонет в столбе огня.
Демон в рогатом шлеме
Высится в трех шагах.
Щит на стальной эмблеме,
На острозубых ртах
Белый отрез парчи, но
Слышится из груди:
"Хочешь менять личины
Или таким уйти?
Можешь остаться рядом,
Но – навсегда уже.
Я проведу обряды
И поселюсь в душе:
Ты обретешь свободу
Лаврового венца,
С чистым оружьем, чтобы
Словом сжигать сердца.
Хочешь подняться выше
Тех, кто кишит вокруг?
Там, наверху, услышишь
Песню небес, мой друг.
Будешь обласкан славой
В эру лихих годин,
Слыша повсюду "Браво",
Будешь совсем один.
Альтернатива раю.
Ну, говори ответ!"
Демона заливает
Белый, слепящий свет.
Свидетельство о публикации №111122508715
Мила Садко 14.09.2014 18:47 Заявить о нарушении
поскольку Автор, вряд ли ответит Вам, я почтительно взял бы на себя смелость намекнуть, что примитивная и наивная христианская мифология вряд ли вообще волновала Автора. Здесь вопрос глубже - о разных сторонах личности человека, его поступков и совести и, в конце концов, - жизненного пути.
Это стихотворение является продолжением темы, поднятой Аполлоном Майковым (1841):
Подъемлют спор за человека
Два духа мощные: один -
Эдемской двери властелин
И вечный страж ее от века;
Другой - во всем величьи зла,
Владыка сумрачного мира:
Над огненной его порфирой
Горят два огненных крыла.
Но торжество кому ж уступит
В пыли рожденный человек?
Венец ли вечных пальм он купит
Иль чашу временную нег?
Господень ангел тих и ясен:
Его живит смиренья луч;
Но гордый демон так прекрасен,
Так лучезарен и могуч!
Автор, развивая эту тему, говорит о том, - каким разным может быть путь человека: Покорность и стадность - это удел толпы, но и здесь все непросто, праведник в своей рабской покорности несчастен и по своему, по- своему же и многогрешен; гений - это одиночество и всеобщее непонимание и тоже, как правило, мучительное и несчастное существование.
Как у А.С.Пушкина:
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
„Прости, он рек, тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не всё я в небе ненавидел,
Не всё я в мире презирал“.
И, что бы то ни было,- никогда не найдете в жизни, ни правды, ни покоя:
«И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто
не потревожит сны.
Седая ночь,
и дремлющие птицы
качаются от синей тишины.
И вечный бой.
Атаки на рассвете.
И пули,
разучившиеся петь,
кричали нам,
что есть еще Бессмертье…
… А мы хотели просто уцелеть.
Простите нас.
Мы до конца кипели,
и мир воспринимали,
как бруствер.
Сердца рвались,
метались и храпели,
как лошади,
попав под артобстрел.
… Скажите… там…
чтоб больше не будили.
Пускай ничто
не потревожит сны.
… Что из того,
что мы не победили,
что из того,
что не вернулись мы?…» (И.А.Бродский).
При этом, Мила, обратите внимание, что Автор говорит с этими Гениями почти на равных…
Я могу сказать только словами Пушкина: «И внемлет арфе Серафима, в священном ужасе поэт…»
Михаил Беленкин 16.09.2014 23:26 Заявить о нарушении
Михаил Москаленко 10.04.2015 10:29 Заявить о нарушении
С уважением
Михаил Беленкин 18.04.2015 15:43 Заявить о нарушении