03 14 000 Сила слова

03 14 001
 «Сила печатного слова. Стишок на больничную тему. Те, кто читал, восприняли его буквально. Взрыв негодования. Видимо, накипело. Мне стало неудобно».
И стишок-то был дурацкий. Я занёс его в разряд неудач, и позабыл о нём. И обнаружил, когда выбрасывал старые дневники.
Старушка Абакумова –
Ковбойские замашки.
Вчера сбежать удумала,
Сегодня – ботом машет.
«Где же ваша злая совесть,
Ах вы, изверги, заразы!
Лучше бы со мной не ссорясь
Отпустили в прошлый раз бы!»
Не бойся, Абакумова,
Господь тебя спасёт.
Мы добрые и умные,
А совесть – отрастёт.
Эффект от этого глупого стишка оказался несоразмерный. Поневоле тянет на метафоры. Что-то вроде искры, разгоревшей пламя, или соломинки, сломавшей спину отдельному представителю парнокопытных. В общем, мелочь, породившая бурную реакцию окружающих.
Да что там! «Евгений Онегин», и тот бы не смог произвести большего фурора в этот момент. То есть, в то время и в том месте.

03 14 002
Впрочем.

Каждый стих хорош для своего времени и своей аудитории. В подворотне предпочитают матерные куплеты, в тюремной камере – сентиментальную чушь, ну, а в больнице – профессиональную фигню. И везде могут быть свои шедевры и своё дерьмо.

И всякий стих несёт в себе какую-то основную идею.
Каждый Гомо Сапиенс, если он действительно Сапиенс, подумает: «О чём стих? Что в себе несёт?» А самые разумные из сапиенсов ещё и прикинут, каково его влияние на людей, и последствия этого влияния.

03 14 004
Ещё одна выдержка из дневников: «Возвращаюсь в мыслях к рассказу о том, как пацаны насмотрелись фильмов о войне, а потом сожгли котёнка. Тот у них был фашистским генералом. Романтика войны, романтика жестокости, справедливой ли, нет ли, любой, приводит к легко предсказуемым последствиям. Так романтика блатного мира в исполнении «классиков» советской литературы вылилась в наше сегодняшнее дерьмо».
Вор не может быть хорошим. Он живёт за чужой счёт. Вор – паразит, который должен быть уничтожен. Общество имеет право на защиту не только от вшей и крыс.
А то у нас вечно жалеют не жертву, а палача. И всячески оправдывают. Вплоть до «вору, чтобы украсть, тоже много работать надо». Поразительно! И почему бы этим «трудягам» не сменить профессию? Освоить что-нибудь попроще, полегче, где не нужно так надрываться. Токарем там, всяким, или шахтёром.
А сегодня психология халявы активно рекламируется с телеэкрана, на страницах книг, в песнях и стихах. Кто платит, тот и заказывает музыку. Точнее, стихи. Так и появляются блатные шедевры. Вот и Танич: «Мол, всем я хорош, почти святой, да только ворую. И не собираюсь отказываться от этой милой привычки, потому что это – моя профессия. Люблю я это дело. Эй, приятель, делай как я!»
Ну, вот. А потом мы удивляемся, и чего это страну захлестнула волна преступности, люди боятся по вечерам выходить из дома. Да и сами дома сильно изменились.

 Металлические двери, решётки на окнах, сигнализация… Вместо того, чтобы посадить за решётку воров, мы сами превратили свои квартиры в одиночные или семейные камеры. В которых и отбываем пожизненное заключение.

Что ж. Среди тех, кому следует сказать за это спасибо, будет и Танич. Поэт. Спасибо, Миша, сукин ты сын. Желаю тебе ночных кошмаров. Пусть тебе приснится все жертвы воспетых тобою воров. Адью.

03 14 005
Так. Я всё время пытаюсь подойти к тому, что слово – мощный инструмент влияния на души и умы людей. Всё время пытаюсь, и постоянно отвлекаюсь от темы. Да и что это за тема! Это и так всем известно. «В начале было Слово». Словом можно убить, а можно воскресить.  И это не говоря уже о простом промывании мозгов. Ну, и что? Стоит ли писать про написанное?
И всё-таки, да. Мы вплотную подошли к тому моменту, когда «детские» прописные истины воспринимаются как откровения.
Я как-то докопался до приятеля: «Алексей Петрович, почему Вы грязно ругаетесь?!» Лёха поначалу обалдел, потом попытался отшутиться, а ещё потом наш записной матершинник резко ограничил свой словарный запас.
И так во всём. «Обманывать нехорошо». «Не веди себя по-свински». «Не кради, не завидуй, не убей…» Людям напоминают, что они – человеки.

Порой, бывает достаточно назвать вещи своими именами, чтобы разбудить совесть. Не «унёс» и не «слямзил», а украл. Не «киллер», а убийца. Не «гей», а педераст. Только так.

03 14 006
Сегодня многие понятия пытаются уйти в тень, прикрыться синонимами. Нужно возвращать им истинные неприглядные названия, вытаскивать их на свет Божий. «За ушко, да на солнышко». И романтичная путана превращается в обычную проститутку, а выборный популизм в наглое враньё.

03 14 007
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся».
Это ещё почему? Или все мы – полные кретины?
Если сунешь два пальца в розетку – шарахнет током. Если науськиваешь: «Бей!» - к тебе же и вернётся. И чего тут «предугадывать»?

03 14 008
Ни одна злобная атеистическая декларация не нанесла религии столько вреда, как детская сказочка Пушкина «О попе и работнике его Балде».
Юморочек. Начиная с нежного детского возраста формируется негативное отношение к попам, поповским жёнам, и прочей белогвардейской сволочи. А заодно, и к религии, и к Богу.

03 14 009
И кстати. Совместимы ли гений и злодейство? Да, сколько угодно. Более того. Нет смысла противопоставлять эти понятия. Они из разных областей. Один из Киева, другой из Магадана. Что-то вроде детской загадки: «Шли два негра. Один красивый – другой в яму провалился. Сколько лет пьяному ёжику?»
В общем, «гений – это творческая кличка, а злодейство – вредная привычка». Кем может быть поэт по профессии? Поэтом? Скорее, менеджером, агентом по сбыту собственной продукции. Военным? Трактористом? Невропатологом? Кем угодно, даже бандитом. К примеру, всё тот же Франсуа Вийон. Сперва, под покровом ночи, долбит черепа кастетом, а поутру присядет на пенёк и пишет про родные осинки и журчащий родничок. Прелесть.
Поэтому-то и нужно разбираться, кто к чему призывает, и кто за что голосует. И прежде других, на эти вопросы должен ответить сам автор, поэт, властитель дум. И долго будет тем любезен он народу, что чувства добрые он лирой пробуждал. Вот Пушкин – стал любезен, и долго ещё будет любезен. И не за свои скабрезные подражания Баркову, а за свои чистые добрые и светлые стихи которые… Ну, понятно. Что хорошо, то хорошо.
Непонятно другое. Почему наследники Пушкина забыли о том, что добро, любовь, красота – бессмертны? Откуда это стремление поглумиться над вечностью? Что они все, обалдели, что ли? Да ещё и, чтобы привлечь читателя, сдобрят свою писанину солидной дозой юмора. Для смеха.
«Ведь мелким добром приправляют суп,
А из крупного сцеживают идейность»  (Ю. Арабов)

03 14 010
Любимое занятие сатириков-юмористов – поиздеваться над чем-нибудь разумным, добрым, вечным. Смутить человека, плюнуть в душу, злорадно потирая лапки: «Ах, какой я остроумный».

Смех – сильнейший разрушитель. Как плохого, так и хорошего. Пользоваться осторожно. Противоядие?
Жалость? Кротость? Тупость! Сделай вид, что ничего не понял. Спроси у юмориста, что конкретно тот имел в виду. Переспроси ещё пару раз. Поподробнее, в деталях. Сохраняй при этом серьёзный вид, вплоть до угрюмого. «И что ты этим хочешь сказать? Ты это меня пытаешься обидеть, или по дурости своей мелешь, что попало?»
Остатки юмориста выбрасываются в мусорное ведро.

03 14 011
Но это так, из житейского опыта. А если вспорхнуть над суетой, сутолокой и повседневностью, то в голову приходят разные странности. О добре и зле, например. Многие ли могут похвастаться пониманием неприглядности зла? А? Да, многие. Не так уж часто встречаются карикатурные злодеи в нашей повседневной жизни. Скорее, встретишь мелкого негодяя, чем крупного мерзавца.
Но, по большому счёту, мы всегда! То есть, абсолютно. Не дадим себя в обиду. И добро своё в обиду не дадим.
И вот, казалось бы, всё хорошо. Мы за добро и против зла. Только беда в том, что.

У поэтов – тараканы в голове. И что такое «добро и зло», они представляют смутно. То «добро с кулаками» объявят, то к вселенскому покаянию призовут. И никак не могут допереть поэты до того простого понимания добра, которое есть в каждом нормальном человеке. В обыденном обращении под добром понимают нечто среднее между любовью и жалостью. Добрый жалеет и любит - злой ненавидит и завидует.

Добро и зло дерутся каждое по своим правилам. «Не сделаешь зла — оно и не прибавится».

Да месть может быть и справедливой. «Мне отмщение, и аз воздам». Но причём тут добро? Справедливость, вооружившись злом, бьёт по морде другое зло. Это хорошо. Может быть даже правильно. Но добра от этого не прибавляется.

Добро – это открытая ладонь, приветливая улыбка, а не зверский вопль: «Урою!»
А у нас: справедливость торжествует, морды набиты, все разоблачены. Одни – в трусости, другие – в жестокости, третьи – в никчёмности. Памятники вновь посносили. На их место вскоре поставят новые, которые потом тоже снесут. «История учит нас тому, что она ничему нас не учит». Царь, вождь, генсек, президент. Выборы. Перевыборы. А добро по-прежнему скучает в одиночестве…
Прости, пожалей, возлюби ближнего своего, не отвечай злом на зло… как просто!

А вместо этого – сплошная путаница. Как в.

Кино. Первые пять минут – распределение ролей. Этот хороший, этот плохой, а остальные – ихние помощники. Затем полтора часа драк, мордобоев, переломов конечностей, стрельбы, убийств, и прочих выяснений отношений. Наконец, хороший убивает плохого, попутно пристрелив пару-тройку случайных прохожих, и спасает девушку, город, страну, или Землю в целом.
Хэппи энд. Зло наказано – добро торжествует. Все счастливы. Родственники случайно убитых прохожих ликуют вместе со всеми. Ура!
Но, поменяйте хороших и плохих местами, и никто не заметит подмены. Повадки у них одни и те же, приёмы сходные, и цель одна – уничтожить противника. И пару случайных прохожих.

Поэтому-то нас и оповещают заранее, кто есть кто, чтобы мы случайно не перепутали. А нам-то какая разница?

Какая разница, кому подражал подросток, Арнольду или Фредди Крюгеру, если результат один и тот же – сосед госпитализирован. И как объяснить людям, что мальчик не хотел ничего плохого, что он просто тренировался, чтобы потом лучше отстаивать добро. С кулаками, которое.

А идеологи «добра с кулаками» в это время пьют чай. С лимоном.


 (- Добро не может существовать без зла.
- Но это не основание самому становиться злом)


03 14 012
А потому, нет у меня претензий к Васе, который напился и кричит, что он всех на фонарях развешает вместо лампочек. Вася проорётся и проспится. А вот с поэтов, душеведов наших, спрос особый. Поскольку, напакостить они могут так, что Васе и не снилось. Ведь пакости их распространяются большим тиражом.
«Кому многое дано, с того много и спросится». Так что, господа поэты, не оправдывайтесь потом, что вы не хотели или не знали. Считайте, что я вас предупредил.
Каждый должен нести ответственность за слово. Перед Богом, перед людьми, перед совестью. Вот так-то.
«И может быть, мне будут благодарны,
За то, что ничего не написал».
Может и так. Я полагаю, многие поблагодарили бы Маркса, Троцкого и иже с ними, если бы те не написали ни строчки.

03 14 013
Не даёт покоя одна мыслишка: ответственность за мысли. «Будь осторожнее в желаниях, ибо они могут осуществиться».
Однажды я разозлился на шефа. Да так разозлился, что у него отлетела пуговица от халата. Ни с того, ни с сего, отпрыгнула на метр. Случайность? А потом, на том же месте, открылась язва желудка. С кровотечением. Опять случайность? Возможно. Но лучше не экспериментировать. Лучше воздержаться от злых мыслей и чувств. Гнать их от себя. А если что и проникло – придушить втихую, и пустить на удобрения.

Допустим, пожелал ты зла человеку, и человек умер. И как ты себя будешь чувствовать после этого?
Притворишься, что ты тут не при чём, что всё это – случайность? Случайность? Возможно. После скольких случайностей наступает закономерность? После пяти? Десяти? Ста? Или хватит одного случая?

03 14 014
Человека, который не слышит доказательств, можно попробовать переубедить вопросом.

03 14 015
Я заметил, что моё настроение, моё душевное состояние, сильно влияет на окружающих. Но насколько велико это влияние?
Пожалей человека, и он тебе доверится, возненавидь его, и он ответит тебе тем же, позавидуй ему, и он заболеет. Случайность? Ха!

А у поэта, его настроение пронизывает стихи. И влияние его несоизмеримо больше.

Не может поэт написать яркие, солнечные стихи, если на душе у него пусто и уныло.  Стало быть, и читатели погрузятся в пустоту и уныние.

Скажешь что-нибудь хорошее - цветы распускаются, птички щебечут, даже воздух вокруг слаще становится. А скажешь гадость, и торопишься покинуть это место, чтобы самому не испачкаться.

Пусть поэт – нервный центр, сгусток боли этого мира, но он не должен становиться её источником.

03 14 016
Только Бог и человек могут переделать зло в добро. И у человека этот процесс происходит в душе его. Именно душа, организованная и усиленная разумом – символ могущества человека. Душа и разум должны двигаться в одной упряжке вперёд, к добру, к свету, к счастью. Это и есть назначение человечества.

А куда ты двинешься, если на душе у тебя гадко и злобно. Куда? Или в киоск за бутылкой, или на площадь, чтобы взорвать всё к едрене-фене, а там поглядим, что из этого получится. Ну, так ничего хорошего не получится. Обломки получатся и похмелье. С добрым утром.

Человек должен стать хозяином своего настроения. Унывая, мы увеличиваем свои проблемы, а радуясь – уменьшаем их.


Рецензии