03 08 000 Критика

03 08 000 Критика.

03 08 000
Человек любит похвалиться:

А из нашего окна
Площадь красная видна.
А у меня в кармане гвоздь.
А я всем вам как дам! Так что мало не покажется.

И даст. А потом ещё добавит. Чтобы не хвастались почем зря. Козлы.

Всякое хвастовство порождает ответную реакцию окружающих. Зависть с переходом в ненависть. Явная агрессия или тихое злорадство. Или шипящий голосок из-под ног: «А это и не гвоздь вовсе, а так, дерьмо какое-то»

03 08 001
Получив разум, человек получил право карать и миловать. Чем и пользуется.

03 08 002
На каждом этапе из поэтического месива выдавливается такая категория стихоплётов как критики. Не всегда критик – это неудавшийся поэт. Не всегда, но частенько. А куда ещё деваться Гениальному, но непонятому поэту?

Не в водопроводчики же наниматься. Несолидно это. А так – вроде и при литературе, и никто не требует от тебя шедевров изящной словесности. Вот и ладушки. Ну, где там этот, который? Щас мы его по сусалам-то и отметим. А вот этого – похвалим, чтобы не говорили про нас, что мы – звери. А ещё вот этого – проигнорируем. Пусть прозябает в безвестности.
Раньше палачи хоть маску носили…

Как становятся поэтическими критиками? Либо от великой любви к поэзии, либо от мелкой зависти. Ещё одно либо – в поисках куска хлеба насущного. Постепенно кусок обрастает маслом и покрывается икоркой.  И человек понимает, что нашёл своё место в жизни, заполз в свою экологическую нишу. Это даёт ему иллюзию стабильности, в жизни появляется смысл. Восстанавливается самоуважение. Критик утвердился.

Хотя.

По сути своей, критик – личность глубоко ущербная. Болезненная. Словно палец прищемили дверью.

Кому нужны пародии на Пушкина вне Пушкина? Кого интересуют критики Пушкина без Пушкина? Как это ни прискорбно, критики паразитируют на поэтах.

Но, достигнув благополучия, критик об этом забывает. И живёт себе своей осмысленной критической жизнью. Я говорю не о тех, кто подался в критики из любви к поэзии. Их восторженные статьи быстро приедаются, их перестают печатать, и остаётся единственная кормушка – предисловия к поэтическим сборникам. По заказам авторов.
Речь идёт о других, нормальных критиках. Которые больше ругают, чем хвалят.

Вообще-то, ругать всегда интереснее, чем хвалить. Через ругань проходит мысль: «Я, ура, не такой» – а похвала подразумевает – «Я, увы, не такой» А кому же захочется быть «увы»? Правильно, никому. Оттого и критик – понятие ругательное.

При всём, при том.

Не следует считать критика маленьким злобным карликом, видящим свою задачу лишь в том, чтобы насолить своему более удачливому коллеге. Критик – такой же человек, в штанах или без смокинга. И критика – не столько профессия, сколько состояние души. Плохонькое, но состояние.

Нематериальные активы. И все мы нередко опускаемся до критики.

В каждом из нас притаился Прокруст: «А моё мнение…» И пошло-поехало. Пили- строгай- растягивай. Просто, есть люди, у которых это получается лучше, чем у других. Язвительнее. Интереснее. И если поэт может найти бриллиант в дерьме, то критик разглядит дерьмо в бриллианте. Каждый, своего рода, гений.

03 08 003
Поэты, в большинстве своём, критиков не любят. И побаиваются. Здороваются за ручку, преданно заглядывают в глаза…. А зря. Читатели, как правило, критических статей избегают. Инстинкт самосохранения.

А в умеренных дозах критика просто необходима.

«Чтоб собою не гордиться,
Бог придумал пародиста»

Когда обзывают в рифму – это ещё обиднее.
Но и, кстати, о пародистах. Сколько бы они ни тужились, а обезьяну им не перещеголять. Обезьяна – сама по себе пародия.

Да, критика может выступать в разных формах. Жанр пародии – одна из них. Могут быть и эпиграммы, и дневники, и статьи и даже целые критические романы. Сатира – полностью основана на критике.

А вообще-то, критика – не нож в спину, а, скорее, заноза в задницу. Не даёт посидеть спокойно. То есть, можно на неё обидеться и погрузиться в неврастению, а можно просто не обращать внимания. Само заживёт.

Да и критик – существо небесполезное. Сегодня тебе вломил? - утрись. «Лучшая месть мерзавцу – забыть о нём». Зато завтра он врежет твоему соседу. А тебе – приятно. Тем более что сосед этого заслуживает. Поскольку пишет он не ахти. Не очень, чтобы очень. Плохо пишет. И за что его только печатают? Да таким как он вообще не место в поэзии. Гнать его оттуда в три шеи! Как Змея Горыныча. Развелось тут всяких… Добро пожаловать в стан критиков, дорогой Вася.

Да уж. Нет, по сравнению с нами, штатные критики не так уж плохи. И профессия у них нужная и полезная.

Критики выполняют функцию ассенизаторов. Дерьмо уплывает, а золотишко остаётся.

Плохо только, когда критики зарываются, и начинают карать и миловать в зависимости от настроения. Болит у критика зуб –  получи, Вася, в морду! Прошёл зуб – вот тебе, Вася, конфетка. Кушай, дорогой. Авось, и у тебя зубки разболятся.

03 08 004
«Глупость –  это не отсутствие ума. Это – такой ум». (А.Лебедь)
У критиков особая логика, иной склад ума. Взгляд  оценивающий, выносящий приговор, и приводящий его в исполнение. Нюх безошибочный, вкус изысканный. Правда, со слухом туговато, но не может же человек состоять из одних лишь достоинств. Зато рассуждения занятные:
- Плоховато ты, братец, это сотворил.
- Ну, сделай лучше.
- А это не моё дело. И вообще, мне нравится Пушкин, а всё остальное – дерьмо.
- А почему тебе нравится Пушкин?
- Потому что всё остальное – дерьмо.
Вот и поговорили.

 Как правило, точка отсчёта критика – он сам. Ну, или кто-то другой из великих поэтов. Пушкин.

И после этого начинаются сравнительные оценки и нелицеприятные характеристики. «Эпигон».  «Куплетист».  «Ничего нового».  « Непонятно, что хотел сказать автор…» Что хотел? Что хотел, то и сказал.

03 08 005
Самые беспощадные критики – это друзья. Другие-то могут и промолчать, и простить. Другие, но только не друзья. Эти считают своей «святой обязанностью» сказать тебе «всю правду». Как правило, «вся правда» оказывается какой-нибудь гадостью.

«Кроме друзей, кто тебе правду скажет?» 

Правда в том, что писать стихи ты не умеешь, и делаешь это с удовольствием. Эту правду я и сам знаю. И выслушивать её лишний раз мне не хочется. Ты меня похвали, если ты – друг. Мне будет приятно. А правду скажи врагу. Испорть ему настроение.

03 08 006
- Сказать тебе всю правду?
- А ты её ВСЮ знаешь?

03 08 007
Любая оценка всегда субъективна. Может, ты ещё не дорос до этих стихов. Или у тебя зубы болят.

Как бы ни так! Всё равно ведь полезу, и буду бить себя в грудь, и доказывать недоказуемое, и нервничать, и завидовать, и ревновать, и стоит ли всё это делать? Не стоит. Я больше не буду. … Опять соврал.

03 08 008
Ах, мне б такого критика как я!

03 08 009
Критик считает себя последней инстанцией. И он не прав. На самом деле, последняя инстанция – это та самая толпа, которой наплевать и на поэтов и на критиков. Толпа.


(-  Так стихи пишутся для толпы или для людей?
-  Стихи пишутся для людей, но судит о них толпа).


Мода – вот мера таланта.

 Конечно, со временем и мода меняется. Гаснут вулканы, киснут огурцы, высыхают моря и горы становятся ниже. Взлетает Боинг, гаснут свечи, и Пушкин не в моде. Пушкин не в моде? Ну, ничего. Завтра всё вернётся на свои места. А пока почитаем Бродского.

03 08 010
Да, поэзия – это ложь, но кому от этого плохо?

Обвинять поэзию во лжи – всё равно, что обвинять дождь в том, что он мокрый.

03 08 011
Тебя хвалят критики? Значит, ты устарел.

03 08 012
И дело не в том, прав критик или не прав. Главное, какую цель он преследует своими похвалами и обличениями.

03 08 013
Критики – как те собаки. При жизни поэта – кусаются, а после смерти – воют.

03 08 014
Читай медленно. Размазывай взгляд по всей странице.

03 08 015
Поэт-критик соотносит уровень чужих стихов со своими. А-ля Прокруст. Все, что чуть сложнее, объявляется заумствованием, что чуть попроще – пустозвонством.

03 08 016
Конструктивная критика: смотри, как надо.
Деструктивная критика: я не знаю как надо, но не так.
 

(- Что лежит в основе самокритики: желание стать лучше или боязнь стать объектом расправы, оказавшись в лапах настоящих критиков со стороны?
- :)


Рецензии
Дурацкое положение: критикую критику критиков) Ну категорично... Критика -это очень сложное дело. Толпа... толпу -то воспитывать надо культурно, а не потакать. Настоящий критик должен быть блестяще эрудированным, либеральным, толерантным, высококомпетентным в своей области и элементарно порядочным человеком.Отсутствие оных тебя и повергло в скептицизм.

Татьяна Синявская   04.08.2017 22:58     Заявить о нарушении
Э-э... Ты о чем? Отсутствие оных... А где их взять-то? Критик - это поэт, переросший поэзию. К сожалению, никто из мега-поэтов не доживает до такого возраста :)

Игорь Карпов 64   07.08.2017 18:41   Заявить о нарушении