03 06 000 Новаторство

03 06 000
 Что-то я чересчур я увлёкся сопутствующими обстоятельствами. А как же сама поэзия? А что поэзия? – от неё не убудет. А и убудет – не страшно.

Мы прошли точку невозврата. Поэтов стало больше, чем читателей.

Поэзии много. Слишком много. Чересчур. И если уж соваться в это изобилие, то с чем-нибудь новеньким, чего раньше не было.

Новаторство.

В основе всякого новаторства – желание выпендриться.
Когда стих уже есть, хочется большего. Выйти из строя и сказать: «Ха!». И чтобы вокруг все стали восторгаться: «Ах! Вот это да! Вот оно, новое слово в поэзии!»
Замечательно. Мне нравится. Только, где бы его отыскать это самое «новое слово»?

03 06 010
Рифма? Чудненько. Ещё дядька Пушкин подтрунивал над друзьями стихотворцами по поводу «морозы- розы», а Маяковский собирался на поиски новых рифм аж в Венесуэлу. Но не доехал. Так мы и не дождались новых рифм.

И что такое новая рифма? Та, которой нету в словаре рифм? Так там и половины нету. Наверное, новой будет та рифма, которой ещё никто никогда и нигде не придумывал. А где гарантии? Ты поднатужишься, и выдашь, а потом выяснится, что какой-то Лермонтов в письме К*** бессовестно тебя опередил.

Нет, так не годится. В изобретении новых рифм нужен принцип. Но, сперва, желательно покопаться у предшественников. Чтобы не изобрести заново велосипед.

Так. Велосипед уже изобретён. И простая рифма, и составная и сложная. И глагольная, и существительно-прилагательная и прочая. И мужская, и женская, и детская. И точная, и неточная, и весьма приблизительная. И «дожди- дождись», и «девы- где вы». И даже такая парадоксальная рифма как «брат- двоюродный брат» тоже уже была. Всё это было, было, было… Но, к сожаленью, не со мной. Что же остаётся на мою долю? Шагать по проторенной дорожке и рифмовать «пакля- сакля» и «галка- палка», или…? Попробуем «или».
Интереснее всего…

03 06 011
Интереснее всего составная рифма. «Сковородки- скоро водки». Берёшь длинное слово, разбиваешь его на части, и рифмуешь каждую в отдельности.  К примеру: «рационализация- раз, и анализ: нация…» или

Днепрогэс,
Где прогресс?
Ваше величество,
Дашь электричество?  И так далее, в том же духе. Если пойти ещё дальше, то мы придём к глубокой прорифмовке всей строчки. Причём, желательно совпадение не только гласных, но и парных согласных. Хотелось бы, конечно, полного совпадения, но это уже из области мечт и глупых фантазий. Не бывает. Но хочется. Что ж. Это та цель, к которой можно вечно стремиться. Тем она и хороша.

В качестве переходного периода можно рифмовать отдельные части строк. Для благозвучности. А на конечную рифму, в таком случае, можно и не обращать особого внимания. Не стоит она того. И вполне сгодится «кровь- любовь» (хотя лучше будет «кровь- свекровь»), и «морозы- розы» тоже будут уместны. А уж «мороз- наркоз» - верх элегантности.

Можно вообще отказаться от конечной рифмы, сохранив размер… Но и это не ново. А что ново? А ничего. Ничего нового тут уже не придумаешь. Хотя… есть несколько вариантов.

03 06 012
Хочешь новую рифму – выдумай сам. Твори! Алтай-шмалтай, сазан-мазан. И неважно, что таких слов нет в природе. Нет? - будут! Сочини их сам, а в сноске разъясни смысл, ежели. Или не разъясняй. Пусть каждый соображает сам. Умные люди и сами всё поймут, и тебе объяснят.

 Молчи и улыбайся. Это придаст тебе ореол загадочности и неповторимости. Будешь ходить, и сверху на всех поплёвывать. С высоты Парнаса. Я, мол, знаю, о чём писал, а вам не скажу. Мучайтесь.

Этот вариант рифмовки когда-то был опробован Незнайкой. Его быстренько обсмеяли, и никто этим всерьёз уже не занимался. (Не считая «птичьего языка». Но это известный и широко распространённый прикол. От Кручёных до современных).

03 06 013
Ещё одна возможность выпендриться – перенос части слова на другую строчку. Рифмовка части слова с целым. Например:
…Дома в трубку я буду нашёптывать те слова,
Что произносят немые время от времени.
В суете телефонных кабин теснова-
То и рвётся фраза как в штопоре мениск.
Перенос может осуществляться и по слогам, и как попало. Вот. И всё это не куража ради, а поэзии для.

03 06 014
Можно попробовать зеркальную рифму, типа «А роза упала на лапу Азора» или «Утро во рту». Но это не читабельно. Да и само сочинение таких фраз отнимает много времени. К тому же, о зеркальной симметрии придётся предупреждать заранее. А то читатели сами не въедут, да ещё и тебя же в этом обвинят. Мол, нет такого имени «Азор», да и вообще всё это фигня.

Такое непонимание очень обидно, а посему, овчинка выделки не стоит. Конечно, при потрясающем трудолюбии и выдающемся таланте, на таком стиле можно даже въехать в книгу рекордов Гиннеса. Но если у тебя нет того или другого, то брось и не мучайся. Забудь.

03 06 015
Оригинальный вариант рифмовки стал возможен при появлении метода скорочтения. Это когда текст лишь пробегается глазами, без подключения к сему процессу всяких задержек, вроде проговаривания слов «про себя». При этом работает только зрительное восприятие информации. Индивидуум поглощает информацию с невероятной скоростью. Вот для таких торопыг и предназначен новый вид рифмы. На первую роль выходит не созвучие, а зрительное совпадение рифмуемых слов.
Желательно совпадение графики как отдельных слов, так и строчек в целом, а то и нескольких строф. Конечно, трудно. Но зато, можно не обращать внимания на ударения и смело рифмовать ударный слог с безударным. И наоборот.
Да. Это вам не хухры- мухры. Это – новаторство, это – стиль, это – лавры, литавры и прочие погремушки… Вот только лень застолбить участок.


(- Было: гипердактиль.
- Ну вот, опять нобелевка сорвалась!)


03 06 016
Омонимы. Слова с одинаковым написанием и звучанием, но разным смыслом. Как ни парадоксально, но это – плохая рифма. Она плохо воспринимается на слух. Такую рифму любят поэты, но не читатели и слушатели. Она сбивает с толку. В обычном стихотворении ею лучше не пользоваться. Но такая рифма вполне годится для скорочтения.
Например:
Белоснежно- белый стих
Поворочался и стих.
Сюда же примыкают слова с одинаковым написанием, но разным ударением.
Дорога/ доро/га.

03 06 017
Чем хороши три точки – их можно рифмовать с чем угодно. А читатель пусть сам догадывается какие конкретно неприличные слова ты имел в виду, если одно из них рифмуется с «вентилятор», а второе – с «акваланг».

03 06 018
Рифма – всего лишь неточное эхо.

03 06 019
Лучшая рифма та, которую не замечаешь.

03 06 020
Понятие: разделённая рифма. Это когда  рифма разделяется вставкой.
Например:
совет / сто лет  -  рифма.
Совет/ сто опасных лет  - разделённая рифма.

03 06 021
В последнее время (около 400 лет!) в стихах часто используется неточная рифма. Ударные гласные совпадают, но вот окончания – никуда не годятся. Для смягчения окончаний можно использовать способ дублирования. Последующая строчка начинается с «ненужного» окончания предыдущей строчки. Тем самым, ненужный фрагмент, как бы «съедается».
Например:
Безвольный. Вялый. Словно сыр
Расплылся по тарелке.
И взгляд, упавший на часы,
Не поторопит стрелки.


(- Если бы написали «часыр», это было бы в стиле Дали).


03 06 022
Можно использовать в качестве рифмы - слова "с пропущенной гласной"
=  по/ лесу / пользу

03 06 023
Вернёмся к рифмическим рядам. В стихотворении, чётко делённом на строфы, нужно рассматривать рифмы не попарно, а сразу все рифмы, образующие строфу. В том числе и внутренние рифмы.
При этом, нужно помнить и о согласных. Если строки близки по согласным,  то строфа неплохо воспринимается на слух. А большего и не требуется.


(- Почитайте «Словарь литературоведа», «Введение в литературоведение» и «Мысль, вооруженная рифмой», тогда неувязочек с общепринятыми терминами и обозначениями не будет)


03 06 024
Возьмём наиболее употребляемое в лирике слово «любовь» как объект для демонстрации.
Самые распространённые рифмы: кровь, вновь, новь, бровь – основаны на совпадении окончаний «овь». Тут всё ясно- понятно. Другой вариант – «любой» – тоже частенько используется. Здесь уже совпадает основная часть слова, а окончания разнятся. Но общее впечатление неплохое. Продолжить это ряд можно: на убой, губой, трубой, голубой… Вроде близко, но впечатление потерялось. Нужно «помочь рифме» добавляя созвучия всей строке.
Ещё хуже будут: ковбой, с тобой, гобой, на бой… Совпадает только ударное сочетание «бо».


(- Этого достаточно для «холостой» рифмы)


Другое возможное сочетание – «убов» : дубов, кубов, зубов…, или просто «бов»: хлебов, грибов… Или даже «ов» (лучше, когда с начальной у- ю): у вдов, дров, цветов, кустов, утюгов, с югов, слышу зов, узлов, у слов, мозгов, углов… В этом случае желательно, чтобы последующая строчка начиналась с одной из «мягких» гласных: е, ё, ю, я, и. Это – для благозвучности.
Ну, к примеру, у цветов
Есть один секрет—
Провоцируют любовь
В людях разных лет.
(На сами стишки можно не обращать внимания. Всего лишь строчки для наглядности, и придумываются по ходу дела).

Можно использовать рифму с глаголом «готовь» с приставками. С большой натяжкой пойдёт и числительное «второй».
Неплохо смотрится составная рифма в разных вариантах:
Поутру я слышу зов –
Безнадёжный крик там.
Нам поможет лишь любовь
Избежать конфликта.

Или:

Говорит мне: «Вов, ну Вов,
Хорошо-то как!»
Если это не любовь,
Значит я – дурак.
В кризисных случаях подойдёт и ударная «о» с каким-нибудь заменителем «в». В качестве заменителя подойдёт «ф», «б» или «п»: строф, укроп, угробь, дробь…
Ну а самое простое (или самое сложное) – неточная рифма с основой на ударную «о». А дальше – вытягивай фонетику всей строфой. Недавно я попробовал рифму «дождь» (См. прил). Несмотря на несоответствие общепринятым стандартам, звучит неплохо за счёт всей остальной строфы.

Хорошее впечатление при неточной рифме оставляет рифмовка предыдущего слова.
= «… нищета и любовь
…не считал черепов» Б. Чичибабин


03 06 025
Берегись рифмы. Рифма обрекает слова на неизбежное соседство.

03 06 030
Фонетика.
Есть два полярных типа стихов. Не считая промежуточных.
Первый – звуковой тип. Стихи прекрасно воспринимаются на слух, но читать их с листа весьма затруднительно. Они не смотрятся. Чаще, такие стихи встречаются у поэтов-песенников. Например, В. Высоцкий. Читая его стихи, как бы слышишь голос поэта. И ты подпеваешь ему про себя, подражая голосу  с хрипотцой, протягивая согласные. Тогда и стихи воспринимаются хорошо.


(- Высоцкий – один из тех поэтов, которые наиболее шикарно использовали все те технические приёмы, о которых Вы упоминаете. Перечитайте)


Другой тип – стихи, рассчитанные на зрительное восприятие. Они прекрасно выглядят, но при этом «не звучат». Или звучат не так хорошо, как хотелось бы. Отсюда – многочисленные ляпы. Вспомним, хотя бы «кукующую собаку».
«Хорошо бы собаку купить». Конечно, это не такой уж и ляп. Само настроение стиха достаточно «ку-ку», поэтому «кукующая собака» органично в него вписывается. Но есть примеры и покруче. «Как увижу, как услышу…» Юмористы быстро уцепились за эту строчку и представили её: «Каку вижу...». Юмористам частенько мерещатся всякие "каки", но данная ситуация – хороший повод задуматься.

«Со страху я слетел со стула» — а это уже мой ляп. Вовремя заметил и переделал. А сколько всего осталось незамеченным? Наверное, много. Это - неизбежные фонетические ошибки, от которых нужно своевременно избавляться.
Каким именно будет стих – зрительным или звуковым – определяется манерой его написания. Лично я – больше звуковик. Тот, кто сочиняет в уме, проговаривает вслух, и лишь потом записывает. Бывало, когда ради улучшения зрительного восприятия, приходилось переделывать отдельные слова и строчки. А пару стихов пришлось выбросить, поскольку исправить их было невозможно. И, тем не менее, мои стихи звучат лучше, чем смотрятся. (Хуже смотрятся, чем звучат).

Не забудем и то, что на сами стихи накладывается личность исполнителя. Да, пожалуй, и слушателя. Одно дело, когда первоклашка тарабанит стихи Есенина, и совсем другое, когда опытный чтец-декламатор с чувством, с толком и с расстановкой преподносит нам даже самые простенькие стишата.
Полагаю, что есть поэты, которые уделяют тексту больше внимания, чем звуку. Это – ближе к прозе, но это – их право. И ничего я тут сказать не могу. Ни плохого, ни хорошего. У каждого свои причуды, своя манера стихосложения. Важен результат. Но если ты рифмуешь, к примеру «берёзы- бекасы», то не читай свои стихи вслух, не выёживайся.

03 06 031
Фонетика. Как возьмёшься читать все многозначительные статьи на эту тему – сплошная скукота. Самая сложная и противная тема. Неохота, но приходится.
С согласными проще. Они на всё согласные. Рокот прибоя – раскатистое «р». Визг реактивного двигателя – «ре-йи». Ленивое лежание на диване – «ле, ни, леи, лие, ние». И так далее. Звукоряд:
Доу- рэ- мьы- фа- соль- си- дё.
Многие процессы и явления имеют собственное звучание, и самое простое – подражать им. Самое простое и самое честное.

Копировать природу, значит, подражать Богу.

03 06 032
Эмоциональное влияние звука.
Каждый поэт, мало-мальски интересующийся фонетикой, не может обойти эту тему. И у каждого своё мнение. Сходятся все в одном – что звук «у /ю/»—звук унылый и навевает всякую тоску- печаль. И действительно: уныло, вьюга, усталость…  Однако, в противовес этому, можно привести: юнга, друг, брюки, бунт... Слова, которые звучат весьма бодро и энергично. «Тоненькое и» может статься вполне толстеньким: пломбир, икра, перина… Что тоже ни о чём не говорит. Но поэты предпочитают в качестве доказательства: визг, писк, свист и скрип – и тоже правы. Так от чего же плясать в этом загадочном вопросе, от печки-ии или от стола-аа?
 

 (- Почему слово «брюки» звучит бодро? Это – личное, субъективное. Я брюки натягиваю. Это – медленный процесс, так что… Многоточие тут не означает неприличной рифмы).


Можно взять за точку отсчёта звуковые сочетания, содержащиеся в самих названиях эмоций. В конце концов, не зря же их так назвали. Уныние – у- ы /увы/, радость – а- о, ненависть – е- а- и /металлист/, злоба – о- а, любовь – ю- о, утешение – у- е, и далее в том же духе. Но при этом нужно не забывать и по сочетание с согласными. Да и сами согласные. Все эти рычащие, визжащие, звенящие, шуршащие, сюсюкающие и многочисленные прочие.


(- Звучание, скорее, связано с твёрдыми и мягкими согласными, это основной тон. А звуков (ю), (я), (ё), (е) нет, это лишь (йу), (йа), (йо), (йэ). Существует мнение, что каждый звук имеет свой цвет – вот и прямая связь с живописью. Отсюда и новомодные течения в литературе (со словами, звуками – фонемами) и в живописи (соответственно с основными цветами – тонами). Из этого вытекает, что слово – графически изображенный звук, картина – графическое изображение цвета, а вот формы слов и картины у каждого течения разные. В каждом течение разное преобладание графической формы и содержания, при удачном сочетании – выдающееся произведение (красота формы с глубиной содержания).


03 06 033
Ревность – верность. Одна и та же фонетика, а какая разница в эмоциях! Вот так и ломаются все стройные фонетические теории.

03 06 034
Попытки зациклиться на одной гласной или согласной вызывают чисто академический интерес и… и всё. Может кого-то и восхищает «чёрный челн», но меня он даже не позабавил.
«Четверг.
Четвёртого числа.
Четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж
Чрезвычайно чисто».
Эта детская скороговорка и то занятнее. Впрочем, кому как. Пусть кто-то восхищается и «чёрным челном». Но я не понимаю восторгов типа: «О! Пять «и» в сочетании и в конца два «а», восхитительно! О-о!» Ну, и что? А если бы вместо пяти «и» была бы парочка «е» и одна «у», много бы потеряли от этого стихи?
Вообще, все подобные подсчёты бывают только постфактум. Когда стихи состоялись, причём успешно. Вот тогда-то можно восхищаться, подсчитывать и делать многозначительные выводы в процентах.


03 06 040
Словообразование.

Можно сделать вдохновенную рожу и продекламировать:
Мокнещ мывок, салкид жодин несев.
Мы жохор пик, лефут-те, а вы – зилбо!
Мокис обтакир пазя. Стечо… хи!
Мижок от слот и ктяп я, а вы – сукоп.

Чем не Кручёных? Каково закручено! Можно начинать прославляться.
А толку?

Нарисуй ты хоть десять «чёрных суперматических квадратов», вторым Малевичем тебе не стать. Как и вторым Кручёных. Как и вторым Есениным. А посему, «не подражай. Великие не повторяются»
 
Сам принцип создания новых слов не нов.
Хлебников, футуристы, и тому подобные, рассматривали слово как самостоятельную ценность. А стало быть, хочешь создавать новые ценности – сочиняй новые слова.

03 06 041
Но почему поэтов не устраивают уже имеющиеся слова? И вообще, почему поэты любят необычные звуковые сочетания?
«Элефант элегантнее слона». Все импортные слова кажутся значительнее, чем наши. Свои-то, от частого употребления, малость приелись, а эти – свеженькие, ненадёванные, незатрёпанные…. Такие вот иностранности.
Точно так же и человек, употребляющий иностранные слова, кажется соплеменникам значительнее, умнее.

Одна из причин словотворчества – это обычная поэтическая мнительность и неуверенность в себе. И желание казаться загадочным и недоступным. Волшебником, колдуном, заклинателем тигров. Одним словом – поэтом.

Толи мистика закипает, толи тщеславие душит.

Другая причина – попытки докопаться до сути того или иного слова, звукового сочетания, отыскать его первоначальный смысл, отмыть от грязи, и заставить вновь сверкать первозданной чистотой. Отличился тут Хлебников. Использовались не только вновь сочинённые слова, но и устаревшие, позабытые. Из одного корня вырастало целое дерево новых слов.
Ещё причина – недоверие к слову как к таковому. За основу берётся не слово, а звукосочетание.
Есть слова фонетически сходные с обозначаемыми понятиями и предметами: перекат, кукушка, кукареку…. А есть, которые не очень. К тому же….

Возьмём хрестоматийную строчку Кручёных: «Дыр бул щил» – быстрая ходьба в одном рваном ботинке по утоптанной земле. (Это мне так показалось.) А звуковой эквивалент получился куда как короче и энергичнее.

03 06 042
Очевидное достоинство стихов Кручёных – на любом языке они звучат одинаково.

03 06 043
Кстати, не знаю, есть ли у меня любимые слова, но что есть нелюбимые – это точно. Когда я прочитал об этом феномене, то посчитал все такие заморочки выдумкой авторов, а персонажей -придурками.  А вот, поди ж ты. Заметил за собой, что хуже отношусь к людям, употребляющим слова, которые мне не нравятся. Почему эти слова мне не нравятся, сам не знаю. Просто органически их не перевариваю. Даже передёргивает иногда. Внутренне.
Но это всего лишь кстати.

03 06 044
«Заметьте, как длинно и нудно звучит: «Я пишу свои стихи». Я придумал новое слово «стишу». Посмотрите, как лаконично и свежо зазвучало: «Я стишу!… свои стихи».
Гениально? Ну, во всяком случае, оригинально. И есть над чем поразмыслить.
Всякое создание новых слов должно отвечать некоторым условиям:

1 Зачем. Должна быть какая-то цель для создания нового слова. Не важно какая, лишь бы была. Пусть это будет неудовлетворённость словарным запасом, либо недостаточной выразительностью имеющихся слов. А может, цель – просто посмеяться, или поиск фонетического подобия, или невозможность использовать определённое слово по нравственным, религиозным, морально-этическим и иным соображениям.
Замена на три точки не всегда адекватна. Возьмите:
«Так пусть же Красная
Сжимает властно
Свой … мозолистой рукой».
Не каждый сразу догадается, что это – штык. Подумает чего похуже.

Вот и напридумывали всяких заменителей: «шандец», «капец», «капздец», "пипец" и тому подобное. Смысл тот же что и «конец», но «конец» может иметь несколько значений, а «капздец» – однозначно и абсолютно.
Случается, что заменители звучат ещё пошлее, чем исходное слово. К матам попривыкли, и они утратили своё исходное значение. А заменители возвращают нас к нему.
Когда очередной алкаш заявил мне: «Иди на ***!» – на медсестёр это не произвело никакого впечатления. Они давно к такому привыкли и адаптировались. Но когда я спокойно ответил ему: «Не пойду. У меня свой есть» - то сестры покраснели и посмотрели на меня так выразительно, что я смутился. Будто не алкаш обложил меня, а я его. А ведь я всего лишь вернул слову исходный смысл.
В общем, цели словообразования могут быть разными. Вспомним начало текста. Причина появления нового слова – неудовлетворённость имеющимся словоблудием и желание лаконичности. Причина достойная. Но цель оказалась не достигнута. Поэт был вынужден продолжить фразу, и всё свелось к обычному юморочку. И стало быть,
2 Не стоит сочинять новое слово там, где можно обойтись старыми.
А также:
3 Вновь созданное слово должно иметь только одно значение.
4 Новое слово не должно быть фонетически близким с уже имеющимися словами. Иначе новинка превращается в суррогат. Как в смысловом отношении, так и во всех остальных. Можно посмеяться, но и только.

03 06 045
Несколько подходов к созданию новых слов.
1 Разрушение старого слова вплоть до появления нового.
2 Составление нового слова из обломков старых.
  Например:  катастрофа + перестройка = катастройка
3 Создание новых слов на импортной основе.
Так французский «зонтик» трансформировался в русский «зонт». Расценив зонтик как уменьшительно-ласкательную форму, русские переделали его в зонт. А дальше зонт раскрылся по всем правилам русского языка.
4 Создание истинно нового слова по принципам фонетического подобия.

03 06 046
Все эти рассуждения – от лукавого. Пришло тебе в голову новое слово, постарайся его куда-нибудь пристроить. Зачем добру пропадать-то? Пусть будет.
А что касается стихотворения в начале главки, то нет там никакого «словообразования». Это – обычный текст, но напечатанный задом наперёд.


03 06 050
Стихопостроение. Архитектура. Конструкция. Дизайн. Как ни обзови, суть от этого не меняется. Всякий стих имеет свою форму.
Традиционно деление на строфы. По 3-4-5 и больше строчек на строфу. Дело хозяйское, но чаще всего по четыре. Каждая строчка при этом начинается с большой буквы и на одном уровне, а заканчивается где попало.

Традиции для того и существуют, чтобы их ломать, взрывать, сокрушать и выкидывать на свалку истории. Потом их, правда, со свалки достают, реставрируют и вновь пускают в обращение.

Но мы, как истинные новаторы, не желаем плестись в хвосте традиций. Мы пойдём другим путём и поглядим, что из этого получится.
Большие буквы не в начале строчки, а в начале предложения? Было. Без больших букв вообще, а заодно и без знаков препинания? Было. Расположение строчек в строфе с ориентацией по центру? Было. …

Лесенка? - Маяковский со товарищи. Вертикальное расположение? А нафига? Тогда уж лучше вообще задом наперед.

Было время, когда на структуру стиха сильно повлияла построчная оплата. Стремление поэтов к безудержному обогащению, эдакое литературное стяжательство, привело к появлению шкурного стиля, в котором что ни слово, то с новой строчки. Так материальная заинтересованность повлияла на дизайн. Каких только казусов не встретишь в истории поэзии.



03 06 053
Перебирая всякие разные конструкции, в конце концов, приходим к построению простейших геометрических фигур а-ля Вознесенский, со ссылкой на древних греков. Если стих достаточно длинный, можно даже составлять целые картины. Что стоит нарисовать портрет прекрасной дамы, или профиль вождя революции? Пустяк. А им будет приятно, да и ты прослывёшь отчаянным новатором. Дерзай.

03 06 054
Искрится, пенится, шипит
Каскад метафор и созвучий.
А бокал? Бокал для этого обалденного напитка?

Не станешь же ты пить «Мартини» из вафельного стаканчика, а русскую водку из цилиндра. Стало быть, для всякого содержания должна быть подходящая форма.
Можно взять напиток и подобрать под него подходящий сосуд. А можно достать симпатичный фужерчик и пить из него всё подряд. Такие фужерчики существуют с давних пор. Это – устоявшиеся стихотворные формы.

Семнадцатисложное трёхстишие Хайку (или хокку). Привет с Востока. Форма жесткая, давно известная, японская. Тут ничего нового не высосешь. Но кто мешает тебе придумать двадцатидевятисложное пятистишие Ваньку? Да запросто.
Или вот Игорь Губерман взял да и назвал свои четверостишия «Гарики». С чем я его и поздравляю. Или соболезную? Он таки запер себя в эту форму. Теперь, или поддерживай репутацию, или найдётся какой-нибудь не менее талантливый Георгий, и назовёт эту форму «Жорики». Или «Жоржики».
Другая устоявшаяся форма – сонет. Пятистопный ямб (11/2 – 10/1). Распределение по строчкам: 4 строчки – теза; 4 строчки – антитеза; 3 строчки – анализ; 3 строчки – синтез. Ещё круче – венок сонетов. 15 штук. Пятнадцатый состоит из первых строчек предыдущих четырнадцати, и, по идее, должен быть самым крупным бриллиантом в короне. Каждый последующий сонет начинается с последней строчки предыдущего, чем и обеспечивается поэтическая преемственность между ними.
Интересно. Вот дом, который построил Джек. И тебе только остаётся заселить его людьми. Желательно, хорошими. А по возможности, лучшими.
Забавным будет построение, чтобы в 15м сонете каждая последующая строчка опровергает предыдущую.


03 06 065
Поэт сродни художнику. Писать можно по-разному, но обывателя интересует не манера письма, а качество живописи.

03 06 066
Принципиально не так важна форма стиха. Главное, чтобы стихи «дышали».


03 06 070
«Что такое жизнь без поэзии? - это проза».

03 06 071
Слияние с прозой. Смешение стилей и принципов. Чем отличается поэзия от прозы? «Поэт ищет единственное нужное слово, а прозаик просто отбрасывает ненужные». Но кроме этого, существует ряд «необязательных» признаков поэзии. Рифма, размер, ритм, высокая эмоционально-смысловая нагрузка, архитектура и прочее. Само построение фразы в поэзии зачастую отличается от прозы.
Не сказать, чтобы поэзия и проза были совсем уж разными вещами, но это – две отдельные вершины одного горного массива. И между ними можно перекинуть мостик. А то и парочку.



Могут быть и другие варианты.

Всё зависти от цели, к которой стремится автор. Сначала ЗАЧЕМ, и лишь потом КАК.

Смешивая стихи с прозой, нужно помнить, что расширения аудитории не происходит. Комбинация воспринимается не как проза, а как стихи с вывертом.

И читать подобные навороты станут только любители стихов. А любители повестей и романов – с негодованием отвернутся.

03 06 072
И всё-таки.
Прозу приходится сочинять, поэзия сама льётся.

Стихи пишутся по наитию. Это не проза, даже в рифме и в ритме. Поэзия – не просто передача информации. Поэзия – это то, что словом или созвучием вынуждает душу к активной работе. Не разум, но душу.


 (- Противоречишь сам себе.
- Конечно)


Рационалисту трудно писать стихи. Стих сам по себе иррационален, выходит за рамки понимания. И основа поэзии не «понимание», но восприятие.

03 06 073
Мысли должны звучать в прозе, а чувства – в стихах.


(- Так почему проза всё-таки более востребована, чем поэзия? Потому, что чужие мысли интереснее чужих чувств?)



03 06 074
Ещё один вариант моего выпендрёжа – стихи с комментариями. Мотив – выбивание табурета из-под задницы критика. Только захочет критик что-нибудь охаять, а я уже тут как тут – сам себя высек. Шучу. На самом деле, стих и комментарии к нему – это единое произведение, и одно без другого не обходится. Это такая арифметика, где 2 + 2 = 5. Или как способ подсчёта жилплощади: два метра на одного, два метра на другого, и метр на семью.


03 06 080
Фраза – афоризм.

Как создаётся фраза.
Что-то случайно сказанное или услышанное, или недослышанное быстренько заносится в блокнотик или оседает в подвальчике памяти, в разделе «ага». Это – та самая счастливая случайность, на которую вправе рассчитывать всякий поэт.

Но случайность, тем более счастливая, источник ненадёжный. Сегодня есть – завтра нет. А писать хочется каждый день. Вот и приходится поэту самому сочинять фразы. И тут у каждого есть свои маленькие хитрости. Кто-то перечитывает чужие стихи, и фразы «приходят к нему сами». Причем, это не плагиат, так как эти фразы напрямую не связаны с читаемым текстом. Откуда они приходят – не важно. Приходят и всё.

Другие стихотворцы в критические периоды бегут общаться с друзьями, или ездят в переполненных автобусах и слушают «глас народа». Некоторые впадают в неистовство. Каждый вечер – новая блондинка. В поисках чудного мгновения и не такое встречается.
Кое-кто обращается своим поэтическим лицом к прозе, и там находит нужную ему фразу. Она с мясом выдирается из текста, обгрызается до костей, припудривается и выдаётся за свою. Это тоже не плагиат. Это – ревизия богатства, накопленного человечеством. Ха-ха.

03 06 081
«Идеал ищут в будущем, а находят в прошлом» — я только отшлифовал чужую фразу. Но отшлифовал неплохо и теперь вполне могу выдавать её за свою. Совесть позволяет. «Совесть – это то, что мешает жить честно» Мне не мешает.

03 06 082
Ещё один способ создания фраз. Берёшь самое невинное, лучше всего изрядно заезженное выражение, и рассматриваешь его с разных точек зрения. Вертишь, крутишь и выворачиваешь наизнанку. Наиболее интересный вариант берётся за основу.

03 06 083
Фразы могут быть разными. Одни – ясны и понятны. В другие нужно вчитываться долго, со вкусом вгрызаться в них, как в сочный ломоть арбуза, и только тогда почувствуешь их освежающую прелесть.

03 06 084
Дальнейшая судьба фразы непредсказуема. Она может остаться просто фразой, может тихо скончаться, может перерасти в стихотворение, а может сама стать стихотворением. Так называемый, моностих или однострок – не что иное, как хорошо обработанная фраза. За примерами отсылаю к В. Вишневскому.
В своём развитии фраза проходит несколько этапов.
При удачном стечении обстоятельств, фраза может превратиться в афоризм. Значение фразы расширяется. Её начинают использовать не только по прямому назначению, но и всяко-разно. Например, «Выхожу один я на дорогу» может иметь и прямой смысл: мол, на дорогу выхожу я погулять, к тому же в полном одиночестве. А может использоваться в качестве афоризма. Это когда не я, не на дорогу, и не выхожу; а главное, что одиноко и тоскливо.

03 06 085
Чем плохи афоризмы – место их только в сборниках.

03 06 086
«Ударник коммунистического труда» – прекрасный образец афористической поэзии. Фраза отшлифована до совершенства и играет всеми возможными гранями. Вот возьмём: «Забойщик социалистической работы» – смысл, вроде, тот же, а поэтику потеряли.

03 06 087
Но вот, фраза готова. Остаётся куда-нибудь пристроить. Изладить из неё более-менее оформленный стих.
Фраза может оказаться в самом начале стихотворения, и дальнейшие строчки приходят как бы по цепочке. Цепляются, нанизываются одна на другую. Куда приведёт тебя эта цепочка – неизвестно. «Только закончив стихотворение, понимаешь, что, собственно, хотел сказать». Концовка может оказаться одинаково неожиданной как для читателя, так и для автора. Но это бывает редко. Чаще, для написания стиха требуется несколько подходов. Как у прыгуна в высоту.
Бывает, что фраза формирует вокруг себя какой-то кусочек стиха, кирпичик. Другая фраза – другой кусочек. Постепенно из таких кирпичиков складывается стихотворение.  Кирпичики могут перемешиваться, меняться местами. Неподходящие отбраковываются, заменяются лучшими, конструкция усложняется, упрощается…. Наконец, автор чувствует, что дальнейшие переделки только вредят. Поиск прекращается. Основа стихотворения определена. Остаётся только причесать. Могут быть и дополнительные переделки, но они, обычно, не влияют на общую конструкцию. Идёт отделка фасада.
Фраза же, с которой всё началось, частенько забывается, потому что становится органической частью текста, и в отдельности от него уже «не звучит».

03 06 088
Разъяснение стихов смахивает на расчленение трупа. Прежде чем разъяснять стих, нужно его «убить», удалить из него поэзию.
Так же плохо, когда стихотворение растаскивается на цитаты. Нарушается ткань повествования, взаимосвязь, взаимозависимость строк.
Впрочем, это уже анализ. А мы толкуем о синтезе.

03 06 089
Контекст может затушёвывать, скрывать фразу, а может наоборот – выпячивать её, придавать ей дополнительные значения. Это достигается интонацией, фонетикой, окраской, да чем угодно. Даже специальным соседством с более слабыми фразами. Хорошо обработанная фраза сияет как бриллиант в оправе. Но так красиво обработать фразу может только большой мастер. На уровне гения. У большинства же это происходит случайно, либо не происходит вовсе. А посему, стихотворец средней руки, желая выделить фразу, уповает на конструкцию. Обычно фразу ставят либо в начале, либо в конце «кирпичика». Отдельные профессионалы так вообще стремятся наиболее сильную фразу помещать в конце стихотворения. Вроде как точку поставили, последний гвоздь забили.

03 06 090
Не «член партии» нужно говорит, а «представитель». Больше обязывает. Получается, что один человек представляет всю партию, и по нему можно получить какое-то представление об этой партии.

И вообще, к фразе нужно относиться с уважением. И не забывать о её назначении.
«Курение сокращает Вашу жизнь». Фраза построена психологически неверно. Нужно говорить: «Курение приближает Вашу смерть». Рядом с «курением» должны располагаться неприятные, страшные слова.


(- По тому же принципу нельзя говорить: «Благодаря плохой погоде мы остались дома»)



03 06 091
Отношение к афоризму как литературному жанру диктует принцип: не важно, что сказано, важно, как сказано.

Афоризм может быть разным. Но в плане первого восприятия это должен быть сюрприз. То есть не только сюр, но и приз.

Отточенная форма не исключает задроченного содержания.

Афоризмы как семечки. Кто вошёл во вкус, тому и мешка мало.


03 06 092
Читаю сборник афоризмов. Как они там все гордятся своей скромностью...


03 06 093
Ошибки. Легко ли избежать ошибок, если их можно легко избежать?
«Как лиц приятных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не терплю»  (неточно) А. С. Пушкин.
Вот так-то. И вся беда в том, что если ты родился безграмотным, то тебе им и оставаться. И ничего тебе не поможет. Ни куча вызубренных правил, ни орфографический словарь под подушкой. Ты обречён.  Да здравствуют корректоры!
И не надо ссылаться на опыт. Тем более, чужой. На ошибках мучатся. И только. И никакая книга никого ничему ещё не научила. И прошлые ошибки повторяются снова и снова.

Правда, есть один выход. Секретный. Только для Вас, и только если поклянётесь хранить тайну. Обещаете? Ну, ладно. Так вот, у Хармса я вычитал один потрясающий совет, специально для безграмотных поэтов. И звучит это откровение примерно так: «Если к Вам пристают по поводу орфографических ошибок, делайте умную рожу и отвечайте:  «Я всегда так пишу!».

Гениально! Обычная орфографическая ошибка становится отличительной особенностью, признаком стиля, оригинальностью, своеобразием, к тому же, всячески приветствуется и поощряется. Здорово, правда?
Вот, собственно, и всё. Гении сказали своё веское слово, и всё что я могу добавить – только сказать: «Спасибо!» Ура ошибкам!

03 06 094
От знаков препинания можно отказаться вовсе, чтобы не путались под ногами. Игнорировать. А можно и оставить. Для собственного удовольствия и на радость критикам. Но препинать эти знаки нужно не по возможности, а по необходимости. Иначе, стих будет ими перегружен.
Как заменитель можно использовать «лесенку». Это – тот же вариант интонационной паузы.
Могут пригодиться и другие примочки. Важен сам принцип: лучше недосолить, чем переборщить. А уж читатель сам добавит специй по своему разумению и вкусу.

03 06 095
Что касается орфографических, речевых, смысловых и других ошибок, то они могут быть случайными и плановыми. Случайные нужно изживать, а остальные – по обстоятельствам.
И ещё одна цитата: «Без ошибок не обойтись. Но ошибаться нужно в правильную сторону».
С одной стороны, без ошибок лучше. «Стихи должны быть отточены и выверены до буковки, до вздоха. Иначе они тут же начинают огрызаться и царапаться, и в памяти остаются одни только недостатки». А с другой стороны: «Я сознательно порчу некоторые свои стихи. Совершенное стихотворение – как экспонат в музее – посетили и забыли». Такие стихи проходят как у утки. То есть, не задерживаются. В одно ухо влетает, в другое – вылетает.

03 06 096
В конце концов! Кто я такой, чтобы исправлять свои гениальные произведения!


03 07 000
Метафора. Это – такая штука, которая сильно смахивает на детскую игру «на что похоже». И тут открывается широкий простор для творчества. Настолько широкий, что просто необъятный.

На что похож стол? На слона? Да – четыре ноги. На море? Да, когда оно спокойно млеет на солнышке. На крик? Да, если крик протяжный, а стол кричащей расцветки. На клей? А почему бы и нет? Когда хочется есть, взгляд словно приклеивается к столу. В предвкушении.
На что похож стол? На всё. Нет таких процессов, явлений и предметов, которые нельзя бы было связать между собой по принципу похожести.

Буря на море и женщина в истерике, а вместо сердца – пламенный мотор. Или каменный топор. Кому что по нраву, кто к чему привык. Стандартный набор метафор того или иного поэта зависит от его восприятия окружающего мира, от его житейского опыта. И от того, каких книжек он перед этим начитался.

03 07 001
Зачем вообще нужны метафоры? Сказать «жара в пустыне» – ничего не сказать. Многие ли из вас бывали в пустыне во время жары? То есть, кто бывал – тот поймёт, а для остальных это – пустой звук. Понятно, что не холодно. Вот, собственно, и всё. Но если добавить «как на раскалённой сковородке» – это уже ближе к телу. Любая кухарка поймёт. А если «как задницей в костёр» – поймёт любой турист.  Уж костёр со сковородкой все знают. Или почти все. Могут представить и посочувствовать.
Или вот темнота. «Не видно ни зги». Зга. Что это за дрянь такая? Не задевает. Конечно, если логически помыслить, получается: раз згу не видно, значит достаточно темно. Но «темно, хоть глаз коли» – в смысле, всё равно, с глазами или без, уже темнее.
- Темно, как у негра в жопе.
- Везде-то ты побывал.
Ну, «в жопе» – это понятно. Света нет, не проникает, оттого и темно. Но в данном случае происходит усиление метафоры. Казалось бы, какая разница: у негра, у белого, или у китайца? Но нет. Негр-то и сам чёрный. Можно сказать, символизирует темноту. Одно накладывается на другое, и в результате получается – вдвойне темно. И даже те, кто ни разу не бывал в жопе, и не видел негров живьём, поймут, что темнее некуда.
Метафоры можно подразделить на несколько уровней.
1 Самые простенькие. Например, «легкий как пух». Пух может быть разным, но любой пух – лёгкий.  Или «дождь как из ведра». Набрали ведро воды и выплеснули на голову. Все мокрые и говорить не о чем.
2 Более сложные. Например, «раздевается так судорожно, будто кожу сдирает». Или «луна, похожая на тарелку с сыром».
3 Усложнённые метафорические навороты. Каскад. Метафора на метафоре. Одна метафора наползает на другую, и вместе они порождают третью.
«И нарезанные косо, как полтавская, колёса
с выковыренным под Гдовом пальцем стрелочника жиром». Проще говоря, колёса в движении. В таких катакомбах можно легко запутаться и заблудиться. Зачем палец стрелочника выковыривали под Гдовом? Почему Полтавская режется косо, и чем способ нарезки полтавской отличается от способа нарезки докторской? И вообще, Полтавская может оказаться не колбасой, а улицей или фамилией.

03 07 002
Так называемый, «король метафоры» Ю. Арабов (учтите время написания) – использует их охотно и с удовольствием. Он балансирует на грани, за которой метафора превращается в самоцель. «Не сотвори себе кумира». Метафора ради метафоры – это вариант искусства ради искусства. Появляется соблазн обозвать искусством любую гадость.
С метафорами, как со спичками, нужно обращаться осторожно и бережно. Не совать куда попало, и прятать от детей.
Когда хотят подчеркнуть какая жара на улице, то добавляют «в тени». Плюс сорок в тени – ого! – а на солнце можно яйца печь.  А вот когда мороз, метафора теряет свой смысл. Минус сорок… в тени? А где же ещё? «Температура воздуха минус сорок ниже нуля».
Метафора – не помойная яма, в которую можно сваливать всё что угодно. Самые ирреальные метафоры должны быть реалистичны. Не важно, какими конкретно словами ты будешь описывать парашу, лишь бы от стихов воняло, как из параши, и у читателя возникало чувство гадливости и омерзения.
Нужно так описывать голод, чтобы, прочитав,  человек после этого неделю не мог жрать спокойно.

03 07 003
Мне кажется, что накручивание большого количества метафор – бессмысленно. Картинка достигается удачным сочетанием штрихов. Я говорю об общей картинке впечатления, ощущения. Картинка не становится лучше от того, что на ней много краски.

03 07 004
Некоторые стихи можно рассматривать как одну большую метафору к фразе типа «хреново мне».

03 07 005
Набором наиболее часто используемых метафор определяется внутренний мир поэта.
К чему я это всё клоню. Создавай свой мир. Например, цикл стихов по общему принципу «подводное зрение русалки. Пусть взгляд как бы из-под воды, и все метафоры связаны с твоим «подводным ощущением». Это ощущение нужно постоянно держать при себе. И в голове и в душе. И неважно, о чем ты будешь писать: оду любви или балладу о гангрене; стиль прорвётся и выползет наружу, в стихи.
Не обязательно твоим миром должно стать дно озера. Это может оказаться и простор степей, и затхлость склепа. Или коробка игрушек. Или бескрайнее звёздное небо. Не важно, что конкретно это будет, лишь бы хоть что-нибудь да было.
Как правило, о наборе метафор особо никто не задумывается. И весь этот набор исчерпывается окружающей обстановкой, прочитанными книжками и абстрактными фантазиями. Лишь большие поэты могут похвастаться своим внутренним миром, а то и парой… десятков.

03 07 006
«Рисуя ветку, нужно слышать как свистит ветер» Тин Нун. Это – живопись. Точно так же и слыша свист ветра, нужно видеть ветку, чувствовать её. Это – поэзия.


03 07 010
Размер. Метрика. Скучно и непонятно. Какие –то спондеи, пиррихии, трибрахии и прочая галиматья.  И всё-таки, придётся. Элементарные основы должен знать каждый стихоплёт.

Существуют пять основных размеров:
Хорей                / -
Ямб                - /
Дактиль            / - -
Амфибрахий    - / -
Анапест            - - /
Определив размер, строчку рассекают на стопы и выносят свой вердикт: трёхстопный ямб или пятистопный хорей, или «это уже ни в какие рамки не лезет».
Самый известный размер в русской поэзии – четырёхстопный ямб – своей популярностью всецело обязан Пушкину Александру Сергеевичу.
Поэт был такой. Малость ямбонутый.
За это его прямо так и звали: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!». Плохо его звали. Без почтения. Прямо, клеветники России какие-то. Уж его-то зачем со щенком сравнивать? Затем, что стихи хорошие пишет? Непонятно.
 Однако, я опять отвлёкся. Так вот, ямб. Четырёхстопный. Именно после Александра Сергеевича этот размер считается общенародным и разговорным. Вроде, как народ у нас общается сплошь четырёхстопным ямбом. И прежде чем куда-нибудь послать, сверяется с намеченным размером.
Однажды я решился проверить это утверждение. Сидел в ординаторской, подслушивал, вычислял и делал выводы. Выводы оказались неутешительными. Уж если народ наш и пользуется каким-то стихотворным размером, то меньше всего тем самым ямбом о четырёх стопах. Допускаю, что во времена Пушкина, этот размер и был довлеющим. Но с тех времён многое изменилось. Все с друг другом «на ты» и никого это не "тютирует". И на сегодня самый народный размер – это верлибр с изрядной добавкой неформальной лексики. Шутка. Очень грустная шутка. И совсем не смешная. Ну, не в ударе я сегодня, что поделаешь. Так вот, на полном серьёзе заявляю, что…

03 07 011
…Любая фраза – это осколок стихотворения. Главное – уловить её скрытый ритм.

Как-то раз, мы с супругой б/у заспорили по этому поводу. (Был бы повод…) Она тут же предложила мне доказать свою (мою) правоту, используя первую попавшуюся фразу: «Правила пользования пассажирским лифтом». И впрямь, на первый взгляд, фраза не вписывается ни в один из существующих размеров и выпадает из всех правил и канонов. Но попробуйте прочитать её несколько раз вслух, акцентируя внимание на ударных слогах и игнорируя безударные. Получается четкий барабанный ритм, отдалённо напоминающий дактиль. Можно сочинять дальше. Что я и сделал.
Так что, стихотворный размер определяется исходной фразой. Стукнул в голову ямб, и остальной стих будет в ямбе. Посетил гекзаметр – и ты уже чувствуешь себя древним греком. Пусть не настолько древним, чтобы уж совсем, но хочется назидательно насупиться и поучать, поучать….
А вот когда подкралась какая-нибудь гнусная фразочка, не подлежащая классификации, тут-то и призадумаешься. Так и рождаются новые комбинированные ритмы. То хорей пополам с дактилем, то тонический стих без всякой силлабистики. Подобные ритмы успешно демонстрирует рок-поэзия и её предтеча – Владимир Владимирович Маяковский. Помнится, как в приватной беседе с читателями он расказывал о своей манере сочинительства. Мол, замыслив тему, он какое-то время ни черта не делает, а только болтается по улицам и вынашивает наиболее подходящий для этой темы ритм:
Тра/м- тарара/м- трам- та/м- там- та/м!
На эти тамтамы опосля накладывается текст, и стих готов. Левой, левой! Ура, товарищи! Всё просто, и каждый сможет не хуже. Между нами, дедушками, говоря.

Всякий гений считает, что в гении его записали по чистому недоразумению, и любой другой может писать ничуть не хуже, стоит только маленько постараться.

03 07 012
Итак, повторение одной и той же ритмической фразы определяет ритм стихотворения в целом.
Просвещённые граждане выделяют силлабо-тонические ритмы, те самые ямбы с хореями, о которых уже шла речь, а так же чисто тонические ритмы, в которых регламентировано лишь количество ударных слогов, а количество безударных между ними произвольно. От фонаря.
А если не от фонаря, тогда как? Если одна и та же ритмическая фраза раз за разом повторяется, и без явного сходства с известными ритмами? Как это называется?
Или же первая строчка в хорее, а вторая – дактиль. И прекрасно чередуется дактиль с хореем, вопреки всем теориям. А это как назвать? Хоредактиль? Дактохор? Впрочем, как бы оно не называлось, а приходится признать, что теория стихосложения сильно отстаёт от практики. Похоже, что «несостоятельность музыкальных теорий стиха» слишком рано «доказана». Особенно это видно сегодня, когда повсюду торжествует песенная поэзия.
Можно и самому придумывать новые ритмы. Или, что проще, воровать их у композиторов- классиков. Брать за основу отдельную музыкальную фразу.
Простенький пример.
На музыкальную фразу делается ритмическая «рыба»:
Судак, лягушка, корюшка,
Сазан, налим, карась…
Позднее «рыба» заменяется подходящим текстом:
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла…
Так, или примерно так, действуют поэты песенники или, по другому, «текстовики». Что характерно, даже само название «текстовик» уже намекает, что это не поэт, а ремесленник, и удел его не высокое искусство, а пыльная мастерская.  Однако, многим «поэтам» не мешало бы поучиться мастерству.

03 07 013
Фраза определяет размер. Размер задаёт ритм. Всё просто.
Можно ли маршировать под колыбельную песню? Сколько угодно. Вспомните: «Баю бай, должны игрушки ночью спать» – заорите её погромче и маршируйте, пока ноги не отвалятся. Любимая строевая песня студентов в моё время была «Чебурашка».
А посему, деление на унылые и бодрые ритмы – надумано и неубедительно. Просто, какой-то весельчак привык писать одним размером, а не менее гениальный меланхолик – другим.  И с тех пор, по наследству, мы считаем, что хорей – задорный ритм, а ямб – совсем даже наоборот – лирический. Хореем пишут частушки, а ямбом – любовные послания. Но ведь можно и по-другому. Можно и хореем загнать во вселенскую тоску, а ямбом вызвать не то что застенчивую улыбку, но гомерический хохот.
И всё-таки. Мне кажется, что в сложных многоплановых произведениях, использование разных ритмов не только оправдано, но и необходимо. Невозможно в одном и том же стихотворении, одним и тем же размером передать и робкое признание в любви, и яростный призыв к мести. Или же совместить зажигательную плясовую и тоскливо-прощальную тему. Вернее, совместить-то можно, да вот беда – не звучит, раздражает, фу! Приходится либо разделять темы-антагонисты какой-нибудь вставкой, либо использовать разные ритмы, либо придумывать ещё чего-нибудь.
Совмещение разных ритмов приближает стихотворение к разговорной речи, вносит живинку и звучит весьма. «Обычный диалог – это симфония с частой сменой ритма». Но и сочетать ритмы нужно умеючи. Ритмы могут быть совместимы или нет, могут быть синергистами и антагонистами. Об этом позже. Когда-нибудь.

03 07 014
Аритмия? Верлибр. Свободный стих.
Это – вышка. Пик, вершина, эшафот... Это – музыкальное произведение. Симфония, опера и балет одновременно. И подход к верлибру должен быть соответствующий. Как к созданию сложного музыкального произведения.
К сожалению, с верлибром дело обстоит ещё хуже, чем с серьёзной музыкой. Элитарность – вот в чём проблема. Для понимания сложных музыкальных произведений нужен хороший слух, определённый уровень музыкальной культуры и готовность к восприятию. Немногим доступно понимание серьёзной музыки. Оттого и утратила она былую популярность. Это – музыка для музыкантов.
А с поэзией – ещё сложнее, чем с музыкой. Если человек знает, что ему медведь на ухо наступил, так он и не претендует. А вот писать у нас умеют все, да и разговаривают очень многие. И каждый считает себя докой в вопросах словоблудия. И хотя лишь немногие отличат рубаи от частушек, но, с удовольствием, отметят, что верлибр – фигня и чё попало. Элитарный стиль. Поэзия для поэтов.
Верлибр – самый простой и самый сложный стиль одновременно. Цель – создать узор в целом. Писать верлибром может либо большой мастер, либо дилетант. Все, кто посерёдке, предпочитают ритмичную поэзию. В ритмичном стихотворении можно легко спрятать какие-то недостатки, замаскировать их. В верлибре все недостатки видны как на ладони. Поэтому верлибр требует особо тщательного подхода, либо солидной дозы пофигизма.
Аритмия верлибра не означает отсутствия ритма. Это – скрытый ритм. На первое место выходит мелодия, а ритм уходит вглубь, приобретает подчинённое значение. Каждая фраза звучит в своём ритме, и в руках мастера эти ритмы сплетаются в сложный узор. Либо не сплетаются, и тогда, вместо цельной картины, образуется бессмысленная мазня.
Идти к верлибру можно двумя путями. Путь разрушения. Разрушим мелодию, ритм, откажемся от рифмы, фонетику побоку. Чего бы проще? Тоже верлибр. Но в результате получается безвкусица, какофония, хаос. Можно, конечно, оскорбиться и порассуждать об отношениях Поэта и толпы, о непонимании и происках. Но, по большому счёту, дерьмо оно и есть дерьмо, и от рассуждений лучше не становится.
Другой путь – сочетание многих ритмов, усложнение мелодии, полифония. Это очень трудно. Это – врождённый слух, чувство слова и ритма, это – долгая кропотливая работа и обязательно везение, благоволение свыше. И вот, собрав все это воедино, мы и получим то самое совершенное по форме стихотворение, которое и венчает Парнас. Аминь.
А потом его прочитает дядя Вася и скажет, что это – дерьмо. Дерьмо и есть. Для дяди Васи. Так что, стиль обречён на элитарность.  Стало быть, будет много критических статей, много разговоров, много мишуры и мало читателей. Как у мастера, так и у дилетанта.

03 07 020
Новаторство.
Пиши так, будто ты самый первый поэт на земле и разъединственный. Тогда любой твой стих будет новаторским.

03 07 021
Человек хочет быть не как все. Он обижен похожестью, и отказывается видеть, что похожесть предполагает сходство способностей и таланта.

03 07 022
«Пределы главного течения» Авторы – не новаторы или традиционалисты, авангардисты или консерваторы. Они оба профессионалы. Оба работают в пределах главного течения. То, что когда-то было свежо, сегодня обыкновенно, но ещё не старомодно. Традиция без архаики. Кажется, что сегодня так пишут все. Анонимная, всеобщая поэзия».
А Василевский «Назначающий жест» Новый мир №4  1997г.

03 07 023
Понятие узнаваемости.
Достаточно начинать каждый стих с «три ха-ха», и ты уже будешь узнаваем. Но нужно ли это? А если нужно, то кому?

03 07 024
Обэриуты пытались создавать стихи их хаоса, взяв хаос за точку отсчёта. Это – процесс созидательный, в отличие от современных деградантов, разрушителей поэтической ткани.

03 07 025
И чем заканчивается новаторство? Чаще всего – формированием стиля.
В основе стиля лежит самоподражание.
Нет, ты – новатор, ты никогда не отступишься от принципов. Но тебя никто и не заставляет. Тебе просто подсказывают, что раньше ты писал лучше.

Или ты сам задумываешься. Без всякого принуждения. А почему раньше было лучше? Перечитываешь старые стихи, ищешь формулу успеха, и, мало-помалу, начинаешь подражать самому себе. Сперва, пополам с новаторством, а потом уже только разрабатываешь и совершенствуешь былые находки. Замыкаешься в своём стиле.

Конечно. Подражание себе не признак стиля...


Рецензии
Кукующим собакам в мисочку:
* шиши за гений получаем
* эх, здрасте, рваные
калоши...
* мы муху и клопа
давили.
* рубля диакону не
хватит,
он рясу, кажется, уж про'пил.
* Не топи здоровие в
вине.
* талиб, ать - два, шагай до Марса!
* Ах, у ели ёжики резвились ;)
(c) http://stihi.ru/2010/11/18/1753
Не сдержалась. было дело, меня таки торкнуло от этого "феномена" стыковых пррэлестностей, поизвращалась чуть:)
Ушла читать дальше. И вообще. Внесу-ка (sorry) я Вас в избранное. Нравятся мне буковки на этой странице. Иронично. местами [для меня не очень обширными, но всё же] познавательно. Без пришёптываний, придыханий, без истерических перехлипов, часто сопровождающих местные статьи такого плана. Заинтересовало.

Наталья Леви   27.12.2011 06:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья. Правда, я здесь недавно, и не знаю, чем мне грозит занесение в "избранное":) Меня ещё никуда не вносили.

Наверное, все успели порезвиться "на стыках", отдали дань "в подвал":)

Никаким "новаторством" тут, разумеется, и не пахнет. Писано это было лет 15-20 назад, и цель этого опуса несколько иная. Какая именно - станет ясно по окончанию...

Игорь Карпов 64   27.12.2011 18:28   Заявить о нарушении
Ничем это Вам пока не "грозит", кроме периодического прочтения мною Ваших заметок. Я пока ещё не поняла, правильно ли Вас понимаю (извиняюсь за тавто). Но то, что мне стало интересно, определённо.
Конечно, стыковые экзерсисы - не новаторство. Но ведь и первый анекдот не вчера был придуман, а меньше их [анекдотов] от этого не становится.
Успешной адаптации на сайте

Наталья Леви   27.12.2011 18:41   Заявить о нарушении