Пост для обсуждения игр из новогодних посиделок

Надеюсь каждый автор понимает, что разбирая возможности одностишия (одной строки стихотворения / в нашем случае это 11-ти сложная строфа, ямб) можно выявить и понять особенности построения строк других размеров и применения их в стихах.  Отцифрованная строка выглядит так: 01010101010 где 0 это безударный слог, а 1 ударный слог.
Далее очень легко понять/просчитать количество  вариантов звучаний деля строку на односложные, двухсложные  (и так далее) слова. Критики (посчитавшие в этот момент что эта математическая фигня нафиг не нужна) с этого места сразу могут идти в сад, а мы продолжим.  Слова/словосочетания в строке стихотворения могут
иметь  признаки холостого хода, сильных и слабых опор (полифоничесикх единиц/полиедов), асимметричного текстового пространства.


Рассмотрим тип строки, который встречается чаще всего:
.
а) А мне его кручина не желанна. (Рахимова Ольга
б) Мы все, без исключения, прекрасны!! (Очень-Очень в) Обязан был тебе я вдохновеньем. (Айро -------------------------------------------------------
0 — слог, который согласно выбранной метрической схемы должен быть безударным
1 — слог, который согласно выбранной метрической схемы должен быть ударным
0' 1'  - нарушение метрической схемы... (непринципиальные)
-------------------------------------------------------
строчки самодостаточные, но в них если и присутствуют, то слабые опоры(полиеды), которые будем обозначать с (01010), и асимметричное пространство - а (тоже слабое) — для наших литературных практик такие строки недопустимы, кроме того данные строки не формируют зрительно-визуального ряда, т.е. это строки с нулевой образностью. хочу подчеркнуть: такие строки вполне нормальны для линейной поэзии и широко в ней используемы. мы от этого уходим.

Далее рассмотрим следующий тип строки.

Шестеркой ловят пиковую даму (Николай Стрельников 2).....................010-10-101'0-10..................А
в дому сквозняк и пауза в куплете (Алексей Апрельский день – безмерно запоздалый (Рафаил привычный моцион по грязи... кровью  (Аленькая Пить яд в меду как чай, привычней чая (Надя строчки самодостаточные, но на этот раз с сильными опорами, в т.ч. в асимметричных фрагментах стиха (вне полиедов) и в самих полиедах. т.е. это примеры строчек, которые могут и разумно должны присутствовать в стихах (наших стихах). самое главное что каждая строка реконструирует в читателе некий зрительно-визуальный, а не логико-эмоциональный взгляд. можно нарисовать апрельский день, но нельзя нарисовать его кручину.
однако для нас и этого недостаточно, хотя линейные стихи, такого плана могут быть прекрасными, гениальными. однако в таких стихах если и присутствуют полиеды то они случайны.
.
.
дальше хочу разобрать своё стихотворение из первого сыгранного тропника. т.к. при его написании пытался реализовать некие знания
.
.
*** Анатолий Страхов (http://www.stihi.ru/avtor/astra11 )

 не город - степь. не степь, а переулок.
 кривой фонарь, стена и ветер, ветер..
 в окне соседка призрачна и в белом.

 пёс долго хрипло лает. на дорогу
 тень наползает тучи. сиротливо.

 часы на стенке с крашеной кукушкой.

 круг новый чертят стрелки, повторяясь.

 к чертям наверно все мои сомненья.

 закрыты крепко двери. что в том толку.
 снежинка. тает день. зимы начало.

 легко поверить сердцем, но не будет
 скрыв отраженья неба, тонких веток
 в нём света.. только темнота и тяжесть,

 и кто-то рядом точит нож о камень
.
.
теперь построчно:
.
1)  снежинка тает. день.зимы
- во-первых в ней нет внесистемных ударений (она чистая) достаточно простая в восприятии
- во-торых в одной строке два сильных полиеда, а в выпавший слог умещён день
- в третьих: плавающая цезура, можно сказать   снежинка тает, а можно сказать тает день
- в четвертых здесь есть скрытый пересказ достаточно известного афоризма: жизни первый час, жизнь на час убавил.
- в пятых в строке есть троп
- в шестых теза/антитеза  состояний тает снег/тает время 
.
дальше примерно всё то-же самое по построению но разные вариации
.
- на 14-ть строк 6-ть схематично выглядят С(01010)-А-С(01010) 
- подкреплена плавающая цезура:  пёс долго хрипло (лает на дорогу тень наползает) тучи. (но в данном случае в двух строчках)
- подкреплены внутристрочные тезы/антитезы:  не город - степь. не степь, а переулок.
…................... чем естественней и разнообразней звучат такие строки, тем более интересным смотрится стихотворение. в новогодних посиделках авторы должны по максимуму освоить эти приёмы, научиться так мыслить.


Есть и ошибки. Самое обидное, что по игре сам-же эти грабли и поставил :) но делал это не для себя (хотел показать, что по игре можно помогать визави, а можно ставить его в сложную ситуацию дописывания/доведения не своей мысли/строки до разумного конца:
.
это кусок из моего стиховорения:
.
легко поверить сердцем, но не будет
 скрыв отраженья неба, тонких веток
 в нём света.. только темнота и тяжесть,
.
это фрагмент игры:
.
круг новый чертят стрелки повторяясь
и в бесконечность  счет ведут секунды
легко поверить сердцем,  но не будет............... притом это было сделано под последнюю строку
.
поэтому, внимательно относитесь к таким незаконченным строчкам.. может вернуться бумерангом.
.
и не перегружайте стих (это ещё одна ошибка по конкретному примеру)
.
.
.
предлагаю под этим постом, самим авторам/участникам рассказать об интересных моментах своих партий... спорных... непонятных.. их то и будем обсуждать...
.
а ужо сильно кого разбирать, перед НГ очень не хочется... давайте двигаться вперёд... на положительных примерах.. это более продуктивно.
.
.
просто помните:
.
1.  рифма,  дает чувство (в т.ч. ложной) завершенности, сонетный верлибр, спрятанный яс (скрытые в нём хайку) должны оставлять приоткрытую и приглашающую дверь недосказанности... рифма может быть мерцающей.. классическая не возброняется, но... пробуйте её разнообразить, уйдите от abab, посмотрите что получится.
 2. не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок.
 3. не выдумывайте «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый.
 4. не пытайтесь объяснить что-то, а лишь покажите это.
 5. не пишите афоризмы, навязывая то единственное представление, которое возникло у вас.
 6. не пишите дневник или рассказ на тему «Как я провел лето».
 7. не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего – у читателя должно возникать ощущение, что события разворачиваются у него на глазах.
 8. старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п. метафора допустима, если равновозможно и метафорическое и буквальное ее прочтение.
 9. прием ради приема, красивость ради красивости и т.п. делает стихплоским и лишает непосредственности. игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности – как и в любом художественном тексте.
----------------- это немного переделанные, но актуальные для нас правила из хайку


Рецензии
Анатоль, хочу поздравить Вас с наступающим Новым годом!:) И поздравляю! Вот!:)
Пусть год Дракона поможет Вам достичь Вашей цели(целей), исполнить желания!
Дальнейших Вам творческих успехов и много-много позитива!
В это общее входит много частного:)
*
А теперь мой выбор. Ну, как сумела..
*
*** Жаноль Алексанж Виовит(«Туман сгустился»)из 5 тропника и 18(«Коктейль обычный»)
*** День Деньской(«За дымом сигареты»)-6
*** Анатолий Страхов(«Песок зыбучий»)-6 и 11(«Вчерашний вечер»)+23))
*** Анна Малютина(«К зелёной двери»)-8 и 14(РОЖДЕСТВЕНСКОЕ.)
*** Наталья Чайковская –Леви(«Янтарной каплей солнце»)-9
*** Твоё Твоё Твоё(«За тонкой ширмой»)-12. Да, знаю, что можно и есть к чему придраться..А мне очень нравится! Воть!) Пусть это будет моё субъективное мнение)
*** Владэмир Ярыш(«Дышу на стёкла»)-22
*** Братислава(«Померкнут звёзды»)-22
*** Ё.Ё(«Есть те, кто помнят»)-23. Очень!)
*
*
Вообще, мне больше понравилось:))) Чес.слово, я очень старалась быть объективной. Пять-таки не вышло. Так что, сами выбирайте:)
Всем участником большое спасибо! Все молодцы, а те, кто впервые-более чем:)Всё-таки, это трудно. И ВСЕХ с Новым Годом!!! Счастья, любви и вдохновения!
*
С :), Дина

Дина Ясная   28.12.2011 22:41     Заявить о нарушении
Дина, спасибо.
Мнение (расширенное) будет обязательно учтено. От ответных поздравлений пока ухожу.. есть желание поздравить всех авторов-участников страницы отдельным постом..

:)

Психоделика Или Три Де Поэзия   29.12.2011 00:15   Заявить о нарушении
Поздравление отдельным постом-это здорово!:)))
Анатоль, забыла вчера написать. У Вас в каждом посту название с синими буковками-опечаткой. Вышло-"десятисТорчный". Посмотрите сами:) Ещё не поздно исправить.
.
С :)

Дина Ясная   29.12.2011 14:43   Заявить о нарушении
:)))) Дина, мне уже говорили.. но я её не увидел (не могут найти то что на самом виду) сссчассс найду где нить лигние пару часов и исправлю.

спасибо,

Психоделика Или Три Де Поэзия   29.12.2011 23:40   Заявить о нарушении
Анатоль:))))))) Да это не нужно искать:) Каждый пост. Любой возьмите. Там есть картинка и сине-голубыми буквами название. Вот его внимательно и прочитайте:))

Дина Ясная   30.12.2011 00:01   Заявить о нарушении
Дина, с россейским Н.Г.! любви и счастья! не теряйте той лёгкости, чуткости, огонька, которые есть в вас.

с улыбкой,

Психоделика Или Три Де Поэзия   31.12.2011 14:33   Заявить о нарушении
Ой..только увидела..
Анатоль, спасибо!:))) Так приятно получить от Вас поздравление:) Постараюсь сохранить всё это:))) И это ведь Ваш год. Пусть он будет во всём удачным для Вас! Я благодарна этой жизни за то, что Вы где-то есть..и за встречу на просторах Стихиры. За возможность учиться у Вас и читать Ваши стихи. Пусть исполнится всё задуманное Вами, и будьте счастливы! Да будет так!:)

Дина Ясная   03.01.2012 00:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.