Я не понимаю!

                Из цикла «Мировосприятие: Воспоминания»

                Что значат эти слова так часто произносимые мною в жизни?  Может быть: «Я не знаю как реагировать»?  Это Ум пытается адаптироваться к ситуации – не знает, как …Мои вопросы оставались без ответа. А как можно понять, если я не понимаю. Раскрываться этот вопрос стал  после того, как  я запустила протокол «Детство золотое».  Уже через пару часов в голове тихонько, без всякого повода прозвучало: « Я не понимаю». И затихло на пару дней.  Потом написалось следующее:

                Сколько раз в присутствии малого ребенка, особенного грудного мы говорили: «Не обращай внимания. Он(а) все равно ничего не понимает».  В определенном смысле это верно. Ребенок еще не усвоил понятийный ряд, бытующий в окружающей его группе людей. Он не видит смысла во многих вещах, которые его окружают, например, цены на что-либо или технические характеристики чего-либо. Но частенько ребенок вдруг произносит слова, отражающие глубинную суть сказанного… Тогда мы говорим: «Устами младенца глаголет истина».  Конечно, в случае, если мы вообще услышали, что ребенок говорит…
                Но я не об этом. Я о ключевой фразе: «ОН(А) НЕ ПОНИМАЕТ».  Секрет в том, что чем чаще и чем дольше ребенок её слышит, тем больше свыкается с этим утверждением, принимая его на свой счет.  И если в устах взрослого эта фраза часто имеет смысл: « Я этого не изучал», то ребенок при частом её повторении относит её к своим умственным способностям, к самой возможности понять что-либо. Если это произошло, то только специальная коррекция в детском возрасте открывает  у ребенка необозримые возможности природной сообразительности, объемной памяти и уникальной способности восприятия окружающего мира. Если же этого не произошло, открытие этих способностей происходит медленно  и  частично, если вообще происходит.

                Нужно учитывать так же и то, что в большинстве случаев окружение больше ориентируется на УМ ребенка, на воспитание в смысле обучения поведению в данной среде, поясняя как нужно себя вести, какие правила   соблюдать для того, чтобы его любили. С первых месяцев от рождения ребенок усваивает, что если он улыбается, агукает , плачет, то ему уделяют внимание:  берут на руки, кормят, разговаривают  с ним.  Но уже через несколько месяцев взрослые частенько перестают реагировать в таких ситуациях.  Именно там начинает формироваться ОБИДА.  Её корни там, где  из зоны избыточного внимания  ребенок постепенно (хорошо, если постепенно) перемещается в зоны уменьшающегося внимания .
                Взрослые замечают это только когда у ребенка «портится характер». У кого в семь, а у кого в 14 , тут уж как «повезет».  Зависит от того, сколько терпения есть у «не умного», обиженного ребенка, который знает, что он «не понимает», чувствует обиду, но не осознает её. Обида произрастает из неоправданных ожиданий.  Ребенок старательно делает того, что ранее привлекало внимание и поощрение, а реакции ожидаемой нет. Обидно. Этот детский глюк  остается в нас навсегда.
                Взрослые, поглощенные материальными проблемами и бесконечными эмоциями, утрачивают свойства ощущать и чувствовать, а для  ребенка чувствовать еще естественно. Попытка сюсюкать и коверкать речь, чтоб говорить с ребенком на «его языке» не может восстановить утраченного взаимопонимания и, как мне порой кажется, для ребенка просто забавна ( в лучшем случае).
                У ребенка остается не так много вариантов:
-  протестовать в попытке обратить на себя внимание;
-  уйти в себя, избегая внешнего общения или притворяясь «хорошим»;
-  забыть СЕБЯ и присоединиться к взрослым , приняв их правила поведения, в обмен на развитие своих индивидуальных способностей.
                А так как с 7 до 14 лет ребенок отвлекается на самосознание своего пола ( включаются инстинкты)  да еще на фоне сильно подогреваемого обществом вопроса сексуальности, превратившим её в разряд зрелищ, связь между ребенком и взрослым частенько сходит на нет. 


                В завершение в том самом грудниковом возрасте мы создаем еще третьего кита – убеждение « Я НЕ УСПЕВАЮ», благополучно предопределяя попадание наследника « в колею», круги, кольца, бег на месте и пр. Для этого даже говорить (воспитывать ) ничего не нужно. У родителей просто «нет времени», им нужно «зарабатывать деньги», чтобы «одеть и прокормить» и они просто «не успевают».
                Если немного опомниться, успокоится и отследить (записать в тетрадке) все те «необходимые» дела, которые не дают нам уделять внимание себе не то, что внутреннему, а и внешнему, то выяснится, что часть из них мы вынуждены делать из чувства долга, другую из страха осуждения, из желания быть «лучше» , конечно же, крайне необходимо БЫТЬ НУЖНЫМ КОМУ-НИБУДЬ.

                Дробя свое сознание на мелкие кусочки, стремясь делать одновременно несколько дел, думать несколько мыслей, говорить с несколькими людьми, мы устаем и теряем свою целостность, воспринимая мир фрагментами, не видим существующих связей и, как следствие,  эффективных путей решения задач, превращая группу задач в одну неразрешимую проблему.  И НЕ УСПЕВАЕМ!

                И это тоже передаем по наследству. Три кита: «Не понимаю», «Обидно», «Не успеваю». Это происходит автоматически, по инерции, как всегда, как у всех. Отличия есть, но наличие трех китов присутствует у всех. И кажется,  что выхода нет.

                Но в беседе на Стихири одна блестящая женщина подарила мне мысль, вернее образ: у нас есть "ГЕНЫ" СЧАСТЬЯ и ГЕНЫ неСЧАСТЬЯ. И всё схлопнулось. И открылось.
                Я давно чувствовала, что большинство неудач, ограничений и болезней, в том числе, явно связана с детскими годами. Не секрет. Об этом написано множество книг, часто противоречащих одна другой, что вполне естественно потому, что каждый автор высказывает своё личное мнение, которое сформировано на базе приобретенных знаний (изучения понятийного аппарата) и личного опыта, который, кстати,   берет начало в личном детстве автора. Но этот «генный» образ помог мне всё это «собрать в кучу».
                Например,  "ГЕН" ОСУЖДЕНИЯ.  С ним довольно просто и впитывается он, вероятно, с молоком матери, хотя, предполагаю, что раньше. Мы же постоянно оцениваем, судим, сплетничаем и далеко не всегда добродушно. Но он – этот ген, впрочем как и все другие , обоюдоострое оружие, так как судящийся всегда очень БОИТСЯ попасть на место осуждаемого.   Круг замкнулся. Ловушка захлопнулась.

                Или "ГЕН" все-, не -ЗНАЙСТВА. Активно развивается, когда ребенок задает множественные вопросы. В зависимости от того как отвечает взрослый,  так он развивается. Меня от него вылечила дочь в том же возрасте. Она задавала вопросы и беседовала о многом, но форма вопроса всегда была такая: «Это так? Да?» - «Деревья качается потому, что ветер дует? Да?».  Она научила меня отвечать честно: «Я об этом не думала.  Давай подумаем вместе. Я не знаю. Давай посмотрим в словаре». А на вопрос 4-х летнего ребенка: «А баба Яга не всегда злая? Да?»  я ответила: «А никто не бывает только злой или только добрый» за что было тут же осуждена моей мамой.

                Мы здесь не будем отдельно рассматривать "ГЕНЫ" зависти,  гневливости, жадности , лживости и прочие , а также разнообразные страхи от тех, которые порождаются неведением и отсутствием опыта общения и прочими разнообразными причинами, до тех которые делегируются родителями, с целью ограничить свои волнения  (типа «не лезь – упадешь», «не ходи – потеряешься», «не люби – всё равно обманут потому, что они…». Чего только стоит «спасение» ребенка с качели, из воды, с высокой горки со словами: «Ты же мог умереть…»).
                Вот приблизительно с таким багажом большинство из нас и выходит в жизнь.Или я сгущаю краски...

                Все таки меня в первую очередь интересовало «ПОЧЕМУ НЕ ПОНИМАЮ». Для этого необходимо ответить на вопрос: А чем вообще  отличаются эти самые "гены" Счастья и неСчастья.  Это просто – наличием отрицания в последнем. Бесконечные отрицания, окружающие нас, создают вокруг ТУМАН НЕПОНИМАНИЯ, который сам по себе вроде бы и не ранит, но попытка двигаться, особенного быстро,  в тумане, особенно в густом, влечет за собой серьёзные травмы.  И человек останавливается, теряется в сомнениях. Останавливается в развитии, творчестве, жизни.

                "ГЕНЫ" СЧАСТЬЯ на самом деле очень простые. Когда мы возвращаемся к счастливым воспоминаниям, особенно детства (здесь не работает оценка, не важны мысли) мы ЧУВСТВУЕМ РАДОСТЬ просто так.

                У меня это запах парного молока, свежее выкачанного мёда и свежее испеченного хлеба, когда хрустящую корочку макаешь в тарелку с медом и запиваешь молоком. Это бескрайнее небо над бескрайней степью, где жар солнца и запах опаленной им земли смешиваются с запахом  моря… А еще запах, который бывает зимой, когда мороз сухой, ветра нет и над домами стоят столбики белого дыма – топят печи. А еще звук ходиков ранним утром «тик-так», когда проснулся и еще не нужно спешить, доказывать, спорить, когда ты еще в состоянии внутреннего покоя, а луч солнечный касается  закрытых век. Этот перечень можно продолжать бесконечно...
 
                В мире огромное количество Счастья, но отравленные генами неСчастья - отрицания возможности, мы его просто не замечаем и только, вспоминая о прошлом, говорим: «А помнишь, как было хорошо..."

                В старших классах школы у нас был учитель русской литературы Всеволод Леонидович Щутько.  Он говорил не много и всегда по существу. Вот одна из его фраз: «Молчание – знак согласия … или не согласия».  Пауза при произношении этой фразы должна быть значительной, чтобы подчеркнуть важность сказанного.

                Молчание нашего ребенка – это отражение нашего молчания, нашего неСогласия. То, что мы не можем проявить, обнаружить в себе, то, что сформировалось в детстве и плотненько укрепилось, утромбовалось  за последующие годы жизни, мы можем очень четко увидеть в лучшем зеркале мира – глазах нашего ребенка. И если мы не можем поладить со своими детьми, причина в этом одна – у нас нет внутренней согласованности, у нас нет лада внутри Себя. А как можно любить Себя, когда присутствует глубокий внутренний конфликт, который базируется на подавлении и контроле.

                Но если отказаться от услуг Трех китов и открыть себя океану чувств, то можно  осознать реальную ситуацию с Генами неСчастья и , как следствие, отбросить отрицание не-. Может сразу и не всё получится, но это Путь.

                Наша жизнь состоит из мелочей, песчинок, секунд времени, в каждую из которых мы принимаем решение – творить радость или горе.
               
Декабрь 2011


Рецензии
Ты осилишь все свои вопросы, на все найдешь ответы. Но жизнь - не только в поиске того, кто виноват. Это путь - почти в никуда. Можно без конца искать, называть это генами счастья-несчастья...
А воз будет стоять и разрастаться..
Человек много накопил негативного опыта. И не только генетически, многое оставило след в душе. Энергоинформационный слепок чувственных переживаний, в большей части, негативный. Если позитивных наработок много, как у тебя, ты не сломаешься, будешь искать и - и найдешь. Будешь часто кричать: - Эврика!
Но это будет продолжаться очень долго. Надо взять на вооружение истинные знания, они уже есть. Я часто упоминаю это в своих опусах. Не стану здесь вдаваться в подробности. Захочешь - прочитаешь.
Можешь писать письма, я с удовольствием отвечу. Всегда! Пока я еще здесь!

Симмона Михпетова   13.01.2012 14:16     Заявить о нарушении
Спасибо. Это то, что я ищу. Перед тем, как ответить на отклик, ты заметила я сразу глянула на твою страничку... Вернусь обязательно. Я много читаю (книг - профессиональный читатель - библиограф по образованию, со стажем, хоть и давненько оставила эту профессию). Научилась быстро отсеивать "камни в протянутую руку". И напишу письмо обязательно, когда буду готова. С теплом

Татьяна Беляева 4   13.01.2012 15:24   Заявить о нарушении
Я помню о тебе. Еще многое прочитаю. Просто,сегодня день рождения моего друга.

Симмона Михпетова   14.01.2012 18:36   Заявить о нарушении
Я тоже поброжу по твоей страничке. Начало интересное. Преимущество такого знакомства в том, что можно говорить тогда, когда есть время и возможность. С теплом

Татьяна Беляева 4   14.01.2012 18:42   Заявить о нарушении
Опять прочла с огромным чувством благодарности...

Симмона Михпетова   30.01.2012 10:54   Заявить о нарушении
Спасибо, Симмона. Я сама перечитываю и удивляю сама себя. Шучу по поводу удивления. Это сложные вещи и пишутся не просто. А перечитываю чаще в поиске опечаток, неточностей,чтоб избежать повторов в последующем изложении. Сложнее всего создать последовательность... Многие миниатюры - это фрагменты некоей целостности и я учусь их связывать системой ссылок...
С теплом

Татьяна Беляева 4   30.01.2012 22:59   Заявить о нарушении
а я как-то избегаю ссылок, а может - зря. Надо учесть.
это труд..

Симмона Михпетова   20.07.2014 14:06   Заявить о нарушении
многое изменилось
а про гены..я на данном этапе не согласна.
отчасти, возможно

Симмона Михпетова   12.11.2016 06:46   Заявить о нарушении
Это твой выбор. Ты никому не должна, правда, ответственна перед своей душой...Конечно при условии, что ты предполагаешь ее наличие.

С теплом

Татьяна Беляева 4   13.11.2016 10:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.