Венки из нескольких стихов

Из http://www.stihi.ru/2011/12/14/5079

Продолжим разговор о венках. Венок – это тип стихотворения, начало и конец которого связано рефреном – причем,  самыми разными способами. В прошлый раз я привела примеры такой сцепки в одиночном стихотворении, сегодня – разберем группы  стихов –которые связаны между собой, но не всегда являются венками. 

Самый известный способ сцепки нескольких стихов в один цикл – БЕЗМАГИСТРАЛЬНЫЙ ВЕНОК. Он образуется благодаря использованию рефренных строк, присутствующих в каждом из следующих друг за другом стихотворений. Например, последняя строка первого стихотворения  становится первой строкой следующего стихотворения. Таких стихов может быть сколько угодно. Если последняя строка последнего стихотворения является рефреном первой строки первого стихотворения, то это уже венок – цикл стихов замкнут. При этом, стихи этого цикла теоретически могут быть любыми – и по форме, и по числу строк.

№1
Безмагистральный венок из 3 сонетов .

1.
ЕЩЁ ЗА ОКНАМИ МОРОЗЫ
и звёзды холодно-ясны,
но, как дыхание весны,
желтеет веточка мимозы.

Оскал зимы - метаморфозы
студёным духом не сильны.
Весенней радостью полны
мечты и солнечные грёзы!

Тепло и стужа ходят рядом.
Украшен мартовским нарядом
пронзительного цвета куст,

рассветной ноткой пробужденья,
великим таинством рожденья
ЛУЧЕЙ НЕБЕС И НЕЖНЫХ ЧУВСТВ.

2.
ЛУЧЕЙ НЕБЕС И НЕЖНЫХ ЧУВСТВ
ждёт полусонная природа,
любви и продолженья рода,
и тающих сосулек хруст,

и первоцветов жадных уст
в изломах солнечного свода -
всепоглощающая мода
на исчезающую грусть.

А "мать - и - мачеха" простая,
сквозь землю бурно прорастая,
на сером сказочно светла.

Посыл весеннего привета -
лихая россыпь первоцвета -
ЗНАК ДОЛГОЖДАННОГО ТЕПЛА!

3
ЗНАК ДОЛГОЖДАННОГО ТЕПЛА -
стаккато звонкие капели.
Собрав уставшие метели,
зима позиции сдала.

Земля проснулась, ожила
под звуки синего апреля,
скворца скитальца-менестреля
в свои просторы приняла.

Вновь соки жизни в древах бродят!
Венок сонетов и мелодий
весна-чудесница творит.

И будоражат душу слёзы -
она в фантазиях парит.
ЕЩЁ ЗА ОКНАМИ МОРОЗЫ...
                (Нина Морозова 2 –автор СТИХИ.РУ)

Гораздо чаще венки создаются не только с помощью рефренных строк (кстати, не обязательно только первых и последних – любых!), но и имеют магистралы. Это – МАГИСТРАЛЬНЫЕ ВЕНКИ.

МАГИСТРАЛ- это  строфа или целое стихотворение, ведущее за собой по определенным законам все дальнейшие стихотворения венка или цикла стихов. Обычно магистрал  состоит из строк, присутствующих на одноименных местах в цикле стихов (если они не замкнуты) или в венке (если конец  замкнут на начало) и образует собой отдельное законченное стихотворение.

№2.
Не замкнутый цикл стихов с магистралом (не венок!)

АХ, ЕСЛИ Б ЗНАТЬ СЕКРЕТЫ КОЛДОВСТВА,
и не теорию, а практику, на деле.
Признайтесь, вы бы разве не хотели,
чтоб от возможностей кружилась голова?
Ах, если б знать секреты колдовства!

УМЕТЬ БЫ РАЗДЕЛЯТЬ ДОБРО И ЗЛО
и разводить по разным адресам,
чтоб места не было несчастным голосам,
в том хоре, где поют сердца светло.
Суметь бы разделить Добро и Зло!

НАЙТИ БЫ, ГДЕ РАСТЕТ ЛЮБОВЬ-ТРАВА,
и зелья наварить, да чтоб – без меры
хватило всем. Я выпила бы первой,
чтоб убедились: видите, живА,
не яд! Ну где ж растёт Любовь-трава?

И ОСЕДЛАВ ПРИВЫЧНО ПОМЕЛО –
взлететь повыше, в небо с облаками.
Отвар Любви, на липе с васильками
настоянный – разлить, чтоб помогло
всем тем, кому привычно помело…

ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ЖИЗНЬ – ПРЕКРАСНЫЙ ДАР,
и поделиться этим ощущеньем,
и дАровать обидевшим прощенье,
а не готовить им в ответ удар,
ведь жизнь – для всех один чудесный дар!

РАСКОЛДОВАТЬ ВСЕХ ТЕХ, КТО СЕРДЦЕМ СИР,
оковы чьих-то брошенных проклятий
снять с душ, открыв их дружеским объятьям,
и объявить для всех голодных – пир,
расколдовав всех тех, кто сердцем сир.

ВЕСНУ НАВОРОЖИТЬ ДЛЯ ТЕХ, КТО СТАР,
и молодость для них вернуть обратно,
конечно, это маловероятно,
но – снова распалить любви пожар
в телах всех тех, кто много лет как стар.

А ЗЕМЛЮ ПРЕВРАТИТЬ В ЦВЕТУЩИЙ МИР,
вот так, одним заклятием, как ведьмы
в прах превращают розы…Эх, суметь бы
наколдовать, как ни один факир,
и Землю превратить в счастливый мир!

МАГИСТРАЛ: (состоит из первых строк всех стихотворений цикла)

АХ, ЕСЛИ Б ЗНАТЬ СЕКРЕТЫ КОЛДОВСТВА!
СУМЕТЬ БЫ РАЗДЕЛИТЬ ДОБРО И ЗЛО,
НАЙТИ БЫ, ГДЕ РАСТЕТ ЛЮБОВЬ-ТРАВА,
И, ОСЕДЛАВ ПРИВЫЧНО ПОМЕЛО,
ПОЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ЖИЗНЬ – ПРЕКРАСНЫЙ ДАР,
РАСКОЛДОВАТЬ ВСЕХ ТЕХ, КТО СЕРДЦЕМ СИР,
ВЕСНУ НАВОРОЖИТЬ ДЛЯ ТЕХ, КТО СТАР,
А ЗЕМЛЮ ПРЕВРАТИТЬ В ЦВЕТУЩИЙ МИР!
                (Марьяша Бурлай – автор СТИХИ.РУ)

В данном случае, цикл разомкнут (то есть, не венок, но объединен воедино магистралом, собранным  из первых строк каждого стихотворения.

Наиболее известна форма магистральных венков – Венок сонетов: – замкнутый цикл 14 стихов, каждый из которых – сонет. Последняя строка каждого сонета – рефренная, является первой строкой последующего стихотворения, последняя строка всего цикла – повторяет первую строку цикла. При этом все 14 первых строк сонетов образуют отдельный – магистральный сонет, в идеале по содержанию обобщающий тему Венка сонетов или связанный с нею.

Подробно а Сонетном Венке см http://www.stihi.ru/2011/05/30/5625

Но Венок может быть собран и из других стихов, не обязательно сонетов. Все зависит от изобретательности автора.

№3.
Венок шестистрочников с магистралом:

ЧЕМ ДУША ПО ОСЕНИ СОГРЕТА –
Не понять. Остуда лезет в щели,
Теплых красок тщетно ищет зренье.
Потускнели впечатленья лета,
Небеса поблекли, побелели,
С веток облетело оперенье.

С веток облетело оперенье
Неизбежно, вечно, заурядно.
Смена вех со сменой лет – всё та же.
Но – приемлет разум повторенья,
А душа не хочет. Ей досадно:
Всюду – оскуденье и пропажи.

ВСЮДУ – ОСКУДЕНЬЕ И ПРОПАЖИ.
Ничего взамен не обретаем,
Наши дни проглатывает Лета –
И сдаемся мы печальной блажи,
Будто в том же мире обитаем,
Но за мглой тоски и беспросвета.

НО ЗА МГЛОЙ ТОСКИ И БЕСПРОСВЕТА
Радости нежданней и острее:
Костерка весёлое горенье,
Чей огонь взлетает, как комета –
Жар его и свет, дразня и грея,
Брезжит, скрытый маскою смиренья;

БРЕЗЖИТ, СКРЫТЫЙ МАСКОЮ СМИРЕНЬЯ,
Звездный глаз, мигающий лукаво,
Размывая тон небесной сажи,
И высот внезапное прозренье –
Прихоть, беспричинная забава –
Блик надежды в сумрачном в пейзаже.

БЛИК НАДЕЖДЫ В СУМРАЧНОМ В ПЕЙЗАЖЕ –
Прошлое тепло. И всё дороже
В памяти негаснущая мета:
То, что пело, нежило, и даже
То, что нас печалило – и всё же
Чем душа по осени согрета.

Магистрал:  (из первых строк стихов)

ЧЕМ ДУША ПО ОСЕНИ СОГРЕТА?
С ВЕТОК ОБЛЕТЕЛО ОПЕРЕНЬЕ.
ВСЮДУ – ОСКУДЕНЬЕ И ПРОПАЖИ.
НО ЗА МГЛОЙ ТОСКИ И БЕСПРОСВЕТА
БРЕЗЖИТ, СКРЫТЫЙ МАСКОЮ СМИРЕНЬЯ,
БЛИК НАДЕЖДЫ В СУМРАЧНОМ В ПЕЙЗАЖЕ.
                (Любовь Сирота-Дмитрова – автор СТИХИ.РУ)

№4
Еще один пример - цикл  катренов, с магистралом, собранным из последних строк. Венком он не является, так как конец цикла не сцеплен с его началом, да и катрены не имеют рефренных (связывающих) строк:

Когда-то давно люди жили в пещерах.
За место под солнцем дрались как зверьё.
И радости были, но горе всё съело.
У КАЖДОГО ВЕКА НЕСЧАСТЬЕ СВОЁ.

Недуги косили людей городами.
Бессилен был жрец, не помог и шаман.
Ещё воевали... Вот всё что мы знаем –
БОЛЕЗНИ, НЕВЕЖЕСТВО, ВОЙНЫ...  А НАМ...

Что нам до тех бед? – Их дремучая смута.
С несчастьем своим горевать суждено.
В архивах историки прошлым займутся,
А НАМ, СОВРЕМЕННИКИ, НОВОЕ ЗЛО:

Недобрые люди, с недоброю верой
С востока пришли – во главе всех имам.
Вновь смута и войны, вновь корчится тело –
ЧУМА ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА – ИСЛАМ!

Магистрал: (из последних строк катренов):

У КАЖДОГО ВЕКА НЕСЧАСТЬЕ СВОЁ:
БОЛЕЗНИ, НЕВЕЖЕСТВО, ВОЙНЫ... А НАМ?...
А НАМ, СОВРЕМЕННИКИ, НОВОЕ ЗЛО:
ЧУМА ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ВЕКА – ИСЛАМ!
                (Яков Сапожник – автор СТИХИ.РУ)

№5.
Рефренные строки, как я уже отметила выше, совершенно не обязательно могут быть только первыми и последними. Интересна форма венка, где эти строки стоят в середине – но, обязательно, на одноименных местах по всем стихам.

Венок октетов с магистралом, собранным из рефренных 6-ых строк каждого стихотворения цикла. Эта строка становится первой для последующего стихотворения:

1.
БЕСПЕЧНОСТЬ НЕВОЗМОЖНО СОХРАНИТЬ.
Бездумный флирт, что развлеченья ради,
с семейным счастьем очень плохо ладит.
Бег параллелей не перекрестить.
Рискованно над чувствами шутить.
ЛЮБОВЬ- БОЛЕЗНЬ, И МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ.
Мы падаем, чтоб к небу устремиться,
влеченье нам дано, чтоб дальше быть.
2.
ЛЮБОВЬ- БОЛЕЗНЬ, И МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ.
В ее владеньях любо нам бывать:
от беспричинной радости летать,
не опасаясь, падая, разбиться.
Иль в бабочку-шалунью превратиться,
ЗАБЫВ, ЧТО ЖИЗНЬ СТРАСТЕЙ ТАК КОРОТКА,
что есть над нами Божия рука,
и праздник жизни долго не продлится.
3.
ЗАБЫВ, ЧТО ЖИЗНЬ СТРАСТЕЙ ТАК КОРОТКА,
на домыслах свое мы строим счастье,
вблизи не различаем той напасти,
что видится легко издалека.
Влюбленный ищет верность на века
И, СВОЙ ПРИМЕР СЧИТАЯ ИСКЛЮЧЕНЬЕМ,
желает новых, ярких впечатлений,
не бережет того, что есть пока.
4.
И, СВОЙ ПРИМЕР СЧИТАЯ ИСКЛЮЧЕНЬЕМ,
он попадает в паутину лжи,
ревнует или строит миражи,
и жизнь его становится мученьем.
Одной заботе придает значенье –
КАК НЕ ПОРВАТЬ СВЯЗУЮЩУЮ НИТЬ?
Покой в душе уже не сохранить,
когда плывешь по бурному теченью…
5.
КАК НЕ ПОРВАТЬ СВЯЗУЮЩУЮ НИТЬ,
отдав себя всевластью подозрений?
Как, поселив в своей душе сомненье,
все ж прежнее доверье сохранить?
Как научиться терпеливым быть,
В ЛЮБИМОМ, СЛОВНО В МОРЕ, РАСТВОРИТЬСЯ,
пуд соли вместе съесть, не возгордиться,
гореть вдвоем, вдвоем в морозы стыть?
6.
В ЛЮБИМОМ, СЛОВНО В МОРЕ, РАСТВОРИТЬСЯ-
не главная из мыслимых заслуг.
Куда важней, способен ли супруг
прощать ошибки и потом не злиться.
Когда корабль семейный накренится,
НЕ ЗАГУБИТЬ ПРЕКРАСНОГО ЦВЕТКА
жестоким взмахом острого клинка,
а стать мудрей и в буре закалиться.
7.
НЕ ЗАГУБИТЬ ПРЕКРАСНОГО ЦВЕТКА
Былой любви. В неистовстве и в раже,
не восклицать: «Пусть Бог тебя накажет!»,
не принимать решений впопыхах.
Любовь должна (как роза, что в шипах)
ВСЕ Ж ВЫПОЛНИТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ-
пройти дорогой самоотреченья,
не обратившись раньше срока в прах!
8.
ВСЕ Ж ВЫПОЛНИТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ:
Создать семью и вырастить детей,
Пройти весь путь по острию страстей,
Оставив в прошлом умопомраченья…
БЕСПЕЧНОСТЬ НЕВОЗМОЖНО СОХРАНИТЬ.
И вот душа мечтает вновь любить,
И сердце не желает заточенья…

магистральный сонет:

БЕСПЕЧНОСТЬ НЕВОЗМОЖНО СОХРАНИТЬ,
ЛЮБОВЬ – БОЛЕЗНЬ, И МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ,
В ЛЮБИМОМ, СЛОВНО В МОРЕ, РАСТВОРИТЬСЯ…
КАК НЕ ПРЕРВАТЬ СВЯЗУЮЩУЮ НИТЬ,
ЗАБЫВ, ЧТО ЖИЗНЬ СТРАСТЕЙ ТАК КОРОТКА
И, СВОЙ ПРИМЕР СЧИТАЯ ИСКЛЮЧЕНЬЕМ,
ВСЕ Ж ВЫПОЛНИТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ,
НЕ ЗАГУБИВ ПРЕКРАСНОГО ЦВЕТКА!?
                (Алкора – автор СТИХИ.РУ)

Если у вас есть опыты создания других форм венка или связанных циклов стихотворений, присылайте их пожалуйста в виде ссылки в отзыве- включу в текст статьи.

В следующей раз  я  продолжу  знакомство с другими  редкими или  оригинальными  формами написания стихов.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/02/19/5354


Рецензии
Большое спасибо за прекрасную статью, надо обладать поистине большим опытом, чтобы писать стихи в таких формах. С уважением Елена.

Бирюкова Еа   16.12.2011 16:46     Заявить о нарушении
Спасибо, ЕА (жаль, имени не знаю!). На самом деле. игать с формой проще, чем глубокое и содержательное стихотворение написать. В стихах важнее всего тема.
С теплом и симпатией!

Алкора   16.12.2011 21:15   Заявить о нарушении
Елена, -( не вчиталась! )Теперь знаю, как к вам обратиться!!!

Алкора   16.12.2011 21:16   Заявить о нарушении