Как научиться рифмовать

Я рифмую уже более двадцати лет, хотя поэтом себя не считаю. Однако за столь продолжительное время и медведь бы научился слагать рифмы. В процессе сочинения зарифмованных текстов (стихами их можно назвать лишь условно) у меня выработались простые правила, руководствуясь которыми любой неглупый и грамотный человек может научиться рифмовать на моём уровне. Сам я считаю его средним. Если вас это интересует – читайте дальше, если нет – извините….   
Естественно, я не обучался в Литературном институте имени пролетарского писателя Максима Горького и до всего дошёл сам, поэтому буду всё объяснять простыми русскими словами, не употребляя научных терминов «ямб», «хорей», «амфибрахий» и др. Примеры я буду приводить из своих стихов, поскольку лучше их знаю.
Рифмование (рифмоплётство, версификация) не является искусством, но подчиняется тем же законам, что и обычное стихосложение, которым за деньги занимаются профессиональные поэты. Ничего особенно нового я вам не сообщу – вырабатывая эти правила, я, разумеется, изобретал велосипед…. Однако, приступим. Для того, чтобы начать рифмовать, нужны:
1. Муза. Привлекательное существо, соответствующее вашей половой ориентации, которое вас вдохновляет и вызывает внутренний позыв сочинять, рифмовать, писать и т.д. Если музы нет – желание писать не возникает никогда, а сочинять, не имея к тому желания, бесполезно и неприятно (в т.ч. для окружающих).
2. Учитель (пример для подражания, чаще духовный) – любимый поэт (поэтесса), который наиболее созвучен вашей душе и уму.
3. Побудительный мотив (то, что «достаёт») – событие, явление, человек (группа людей), которые вызывают в душе восхищение или возмущение. Без него тоже никаких стихов вы не сочините.
4. Техника рифмования. Это самое простое и ей несложно научиться. Я, к примеру, обычно использую следующие системы рифмования:

1) АБАБ (её я применяю чаще всего – она сложнее сочиняется, но красивее звучит, поскольку при ней одно четверостишие плавно перетекает в другое). Пример:
 
Писать стихи по принуждЕНЬЮ –
Кошмарнее задачи нЕТ:
И не приходит вдохновЕНЬЕ,
И не слагается сюжЕТ…

2) АБВБ (она проще, но не так красива). Пример:

К чему мне быть поэТОМ?
Нелёгкий это ТРУД;
А скажешь, что не наДО –
Так в порошок соТРУТ….

3) ААББ (по сложности она как АБАБ, но более «угловата» – каждое двустишие как бы завершается). Пример:

Да, я могу, чего скрывАТЬ,
Слова и буквы рифмовАТЬ,
Но у меня такое чувСТВО,
Что это не предмет искусСТВА…

4)  АББА – эту форму я употребляю редко, поскольку она как бы завершает четверостишие. Впрочем, если писать законченные четверостишия, то она вполне уместна. Пример:

Супруга графа де ля ФЕР
Любила в рот засунуть … палЕЦ.
Шокирован был граф-красавЕЦ
При виде сих дурных манЕР.

А вот форму АААА я не употребляю никогда – не люблю тавтологии.    

Есть и другие системы рифмования, сложнее (типа АБВАБВ), но эти четыре самые простые и лёгкие в применении. У меня они выбираются сами и по наитию. Ведь главное – это содержание, хотя форма тоже важна. Она должна помочь лучше понять и воспринять содержание. Форма может быть изящной и изысканной, как у Пушкина, а может быть грубой и рубленой, как у Маяковского. Пушкин мне нравится гораздо больше. Лично я считаю, что писать надо просто, ясно, и козе понятно. Есть и другие точки зрения, но тогда читатель перестаёт понимать автора. Зачем тогда писать? Хотя… может человеку надо выговориться. Однако в этом случае у поэта будет только один читатель – он сам. 

О содержании.
В стихе должны быть отображены идеи, мысли и чувства (или хотя бы одно из них). Как любая нормальная литературная форма (о ненормальных – не будем), стих должен иметь введение, завязку, кульминацию, развязку, а в финале – мораль (выводы). Более всего я люблю писать мораль. Она может составлять квинтэссенцию стиха, или быть совершенно неожиданной.
В стихе должна быть логика, и не должны нарушаться причинно-следственные законы.
Писать надо только правду – вы же не будете врать самому себе?
При написании стиха лучше не нарушать законов страны, в которой вы проживаете. Если же вы их нарушаете, то для этого должны быть весомые причины, и нужно быть готовым нести за это ответственность.
Если вы можете не писать – не пишите.
Если вы не получаете удовольствия от рифмования – не пишите.
Как только вы чувствуете, что вам надоело писать – немедленно прекращайте это дело, или заканчивайте стих.
Если вам будет неинтересно писать – читателю будет неинтересно читать.   
Не пишите лишнего (впрочем, тут вам поможет естественная лень).
В написании стихов весьма помогает чувство юмора.

Очень важна запевка – мысль, выраженная в первой строке, или нескольких строках. Из неё, как из оплодотворённого эмбриона может вырасти целый стих, и даже огромная поэма. У меня, например, всегда вырастало. Впрочем, это запевку в процессе редактирования стиха можно переставить в середину или конец (при необходимости). Запевка задаёт и форму.

Для успешного рифмования желательно иметь крупный словарный запас.  Приобрести его можно, прочитав достаточное количество хороших книг. Вообще, очень полезно иметь определённый объём общей культуры и какой-то жизненный опыт.

Крайне необходимо быть порядочным человеком. Злодейство несовместно не только с гением, но даже с рифмоплётом. 

Естественно, для рифмования нужна свежая голова, свободное время, блокнот и ручка (альтернатива – карандаш и резинка, мобильный телефон, а также пишущая машинка или компьютер; однако последние 2 предмета лишают вас мобильности). Лучше писать утром, часов в 8. Я обычно делаю это, когда еду на работу в маршрутке. Поскольку муза может явиться в любой момент, блокнот и ручка всегда должны быть с вами. Приходит в голову рифма – запишите её. Некоторые рифмуют ночью – приходилось это делать и мне. Но лучше такого избегать, так как это мешает спать родным (и вам тоже), к тому же вы не высыпаетесь и целый день ходите как «вареный».
 
Итак, есть муза, учитель, вдохновение, побудительный мотив, замысел, свежая голова, первая строчка, словарный запас, общая культура, жизненный опыт, порядочность, время, бумага и ручка. Я ничего не забыл?

 Тогда начинаем писать. Пририфмовываем к 1-й строчке 2-ю, подбирая слова требуемого смысла (по окончаниям строк, согласно принятой системе рифмования), затем 3-ю строчку, 4-ю и т.д. Рифмы удобно подбирать по буквам алфавита, перебирая их от начала и до конца. Если не рифмуется, измените окончание строчки, с которой вы рифмуете. А если не рифмуется вечером, попробуйте сделать это с утра.

Есть и другие нюансы рифмования, но кратко о них не скажешь.

А ниже приводятся мои стихи, посвящённые рифмованию, поэзии, поэтам и стихам. Их много – это любимая моя тема. Может быть, они вам чем-то помогут….

К чему мне быть поэтом? http://www.stihi.ru/2011/02/03/5155
Писать стихи http://www.stihi.ru/2011/02/03/5189
Поэтам-профессионалам http://www.stihi.ru/2011/02/03/5208
ПОЭТ И МУЗА http://www.stihi.ru/2011/02/03/5357
Сижу с блокнотом http://www.stihi.ru/2011/02/03/5373
В поэме главное http://www.stihi.ru/2011/02/03/5401
Покаяние http://www.stihi.ru/2011/02/03/5426
НЕ ТОТ ПИИТ http://www.stihi.ru/2011/02/03/5464
УВЫ http://www.stihi.ru/2011/02/03/5493
ДА, Я МОГУ http://www.stihi.ru/2011/02/03/5512
МУЗА http://www.stihi.ru/2011/02/03/5535
Поэт в России http://www.stihi.ru/2011/02/05/2461
Уход поэта http://www.stihi.ru/2011/02/05/2565
Меморандум http://www.stihi.ru/2011/02/05/8272
Талант и гений http://www.stihi.ru/2011/02/05/8383
Поэтов жёнам посвящается http://www.stihi.ru/2011/02/06/2368
Понять человека http://www.stihi.ru/2011/02/06/4001
Ходил на дачу я Раневских http://www.stihi.ru/2011/02/07/5136
Зона поэзии http://www.stihi.ru/2011/02/08/9545
Имею я обыкновенье http://www.stihi.ru/2011/02/09/5154
Всем эта Ялта хороша http://www.stihi.ru/2011/02/09/5419
Писал стихи в тени оливы http://www.stihi.ru/2011/02/10/4945
Творить миры http://www.stihi.ru/2011/02/10/5047
Здесь приходит муза http://www.stihi.ru/2011/02/11/5189
Награда от Вселенной http://www.stihi.ru/2011/03/21/9766
Мысли и пальцы http://www.stihi.ru/2011/04/07/4960
ПОЭТ БЕЗ МУЗЫ http://www.stihi.ru/2011/04/08/5592
Желание музы http://www.stihi.ru/2011/07/07/7555
Неперловые стихи http://www.stihi.ru/2011/07/28/2359
Мой новый стих http://www.stihi.ru/2011/09/29/3417
Когда поэту столько лет http://www.stihi.ru/2011/10/18/3629
Поэзия и греки http://www.stihi.ru/2011/11/15/5530
И скажут мне http://www.stihi.ru/2011/11/24/4562
Стихи пишите по утрам http://www.stihi.ru/2011/12/07/3711
Творец http://www.stihi.ru/2011/12/08/3570
Почить на лаврах http://www.stihi.ru/2011/12/22/5790
Но лучше б не было его http://www.stihi.ru/2012/07/05/3226
Стих написать - тут надо полчаса http://www.stihi.ru/2012/06/03/4661
Была бы только муза http://www.stihi.ru/2012/04/28/4432
Признание http://www.stihi.ru/2012/05/15/3961
Амфибрахий http://www.stihi.ru/2012/08/11/4442
Я тот момент люблю сильней всего http://www.stihi.ru/2012/09/19/2850
Войти в Природой в унисон http://www.stihi.ru/2012/09/19/5172
Поэт и народ http://www.stihi.ru/2012/10/02/4783
Об одном поэте http://www.stihi.ru/2012/10/03/3821
Как я писал "Охальный цикл" http://www.stihi.ru/2012/10/20/5934
Я КАК ПИИТ http://www.stihi.ru/2012/10/25/6401
О тех стихах, что пишут для себя http://www.stihi.ru/2012/12/06/6546
Баллада про обыкновенного пиита http://www.stihi.ru/2013/01/19/8299
Хотя веселье, как и вы, люблю http://www.stihi.ru/2013/02/04/4240
Я двадцать лет уже рифмую http://www.stihi.ru/2013/02/17/4429
Дар МУЗЫ красота http://www.stihi.ru/2013/03/07/5089
Зачем? http://www.stihi.ru/2013/06/09/4652
Бюст на Родине http://www.stihi.ru/2013/06/12/4220
В своих стихах я http://www.stihi.ru/2013/06/15/4791
Стихи рождаются в движенье http://www.stihi.ru/2013/07/20/7782
ТРИ МУЗЫ http://stihi.ru/2013/08/05/3429
Как хорошо, что музы наши http://www.stihi.ru/2013/09/25/3655
Ты стих неоднократно перечти http://www.stihi.ru/2013/10/01/7647
К вам, господа, имею предложенье http://www.stihi.ru/2013/10/25/2988
Когда поэт теряет музу http://www.stihi.ru/2014/02/07/6420
Да,рифмовать, представь себе, легко http://www.stihi.ru/2014/10/11/5403
На слово "рифма" рифмы нет http://www.stihi.ru/2014/10/12/3812
Не сочиняю я стихи http://www.stihi.ru/2015/02/19/6298
Процесс стихосложенья http://www.stihi.ru/2015/05/09/6895
О крепком слове будет речь http://www.stihi.ru/2015/09/16/4823
Не стоит обижать поэта http://www.stihi.ru/2016/05/24/4710
Тема для стиха http://www.stihi.ru/2016/07/04/4627   
Его показывать не надо http://www.stihi.ru/2016/10/31/7035
Музыка стиха http://www.stihi.ru/2017/05/17/5171
Люблю процесс стихосложенья http://www.stihi.ru/2017/10/14/4192
И потому стихи пишу http://www.stihi.ru/2017/11/16/6365
Исполнил ты своё предназначенье http://www.stihi.ru/2018/09/27/1883
Но думаю, вы мне простите, братцы.... http://www.stihi.ru/2019/04/12/4408
Как растрогать читателя до слёз http://www.stihi.ru/2019/05/19/4232
Не сочиняю я стихи-2 http://stihi.ru/2019/07/28/3468
А для потомков, может, клад? http://stihi.ru/2020/05/01/3227         


Рецензии
всегда добавить я сумею и лишь всегда я буду рад, моей строкою я сумею,стихом своим поставить мат.

Алексей Кокурин   06.05.2017 01:58     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.