Кусочек хлеба

Свойство памяти в том, чтобы забывать. Большую часть информации мы забываем а мгновения прожитые когда-то безвозвратно теряем, и не жалеем об этом. Это спасает нас от  хаоса в мыслях и дает нам возможность сделать примитивные выводы, позволяющие нам жить дальше.
Но, есть мгновения и минуты, которые навсегда врезаются в нашу память жестко и заставляют нас вновь и вновь возвращаться к ним и переживать, то, что казалось бы давно забыто. Я думал почему? Чем эти мгновения отличаются от той рутины жизни дающей нам спокойствие уверенность и ощущение собственной значимости.
Расскажу об одном случае, который произошел в обыденный день,  в одном из провинциальных городов Черноземья,  который остался в моей памяти на долгие годы.
Я часто вспоминаю этот момент, пытаюсь анализировать его, прихожу к противоречивым выводам, устраняюсь, затем вновь возвращаюсь в прошлое, но не нахожу того лечебного ответа устраивающего мою психику, который помог бы мне оправдать себя, но…
Итак, провинциальный город  Старый Оскол, 1994 год. Центральные ворота на «Болгарский» рынок. Осень. Дождь. Огромная лужа и  грязь у ворот на входе. Сотни людей проходят по луже, тысячи ног обутых в разную обувь от лаковых туфлей до калош, много кожаных курток в толпе, шумные разговоры. И я среди них, я часть толпы, тоже в кожаной куртке, в спортивных штанах с красивыми лампасами, новые туфли. Красота. Все прекрасно. Деньги,  молодость, настроение.
Вот только грязь и  слякоть,  кеся -меся под ногами, иду осторожно, чтобы не вляпаться, и не запачкать новые штаны. Смотрю и замечаю впереди меня, в середине толпы повышенную активность  ног, как будто танец, немного несуразный, больше напоминающий игру в футбол.
Присмотрелся и вижу, посередине лужи лежит кусочек «черного» хлеба, треугольной формы, с неровными краями, уже почти весь черный от грязи, с небольшими отдельными островками коричневой естественной окраски.
И вот удар ногой, кто то из толпы направил кусочек кнаружи, в свою очереди мужчина сбоку прицелившись не смог точно попасть, скользящим направляет кусочек в центр, женщина аккуратно наружной стороной левой стопу отодвинула его в сторону, молодые ребята в распасовке запутались в  ногах, ну совсем от кусочка живого места не осталось. Весь почернел, да вот только как лежал на середине лужи, так и остался лежать. Многие переступили. У меня пробежала мысль, странно, не могут четко попасть и вытолкнуть кусочек за периметр.
Еще несколько шагов и моя очередь, моя очередь бить, направлять, сделать точный удар ногой и показать всем наблюдателям как надо это делать. Я морально готов, уже сосредоточился. Впереди меня всего два мужичка невысокого роста, они сейчас пройдут, и я завешу начатое предыдущими «игроками».
Но, вдруг я слышу, а затем и вижу, то, что никак не вкладывается в мои представления о ситуации, один из впереди идущих мужичков говорит второму «баксена екмек», и делает то, что  оставило отпечаток на долгие годы  – мужичонка после произнесенных слов наклоняется, достает своей чистой бледно - розовой рукой из черной лужи кусочек хлеба, поворачивается и выбрасывает хлеб в мусорный бак, который стоял неподалеку. Вытирает руки запачканные грязью и идет дальше.
Я вышел чистым, не запачкался грязью, да вот только душу заляпал, немного, но надолго.
А почему долго искал ответ, да просто боялся себе признаться, что это было за мгновение.
Эти мгновения разоблачают нас. Да, именно разоблачают,  показываю нам кто мы есть на самом деле, чего мы стоим и какими могли бы быть.


Рецензии