Обзор текстов, пегасик-2012, Лада Григорьева

Обзор первой рассылки (№№1-87)
Подготовила Лада Григорьева – автор идеи конкурса, член Оргсовета и жюри конкурса

К сожалению, у меня нет возможности написать отзывы по каждому произведению. Есть очень хорошие работы, которые здесь не будут отражены, но в то же время я авторам поставила высокие баллы. Моя цель написать общие впечатления от прочитанного. В целом радует общий уровень и желание излагать свои мысли и чувства.
Вероятно, подростковый сентиментализм можно выделить в отдельный жанр, имеющий свои особенности – языковые, возрастные и философские. В этом направлении главное осмыслить, что такое любовь. И осмысление это, как правило, происходит через описание трагедии, гибели. Возможно, через это проходят все. Достаточно перечитать раннюю Марину Цветаеву.
В этом жанре есть очень сильные работы. Например, Владимир Петров (№8) выражает свои эмоции очень ярко, с напором, живо и самобытно. Видно, что автор хорошо владеет языком, но ему мешает шквал собственных переживаний, в которых он порой заплетается, и это сказывается на тексте.
Сентиментализм характерен и своеобразным языком, где неподдельность переживаний передаётся канцелярскими фразами: «Парень являлся голубоглазым блондином» (Анастасия Коротова, №13).
Помимо вышеописанного жанра есть много работ на патриотическую тему, что очень радует. Оригинально и образно пишет о городе Ольга Пашина (№№14-15), не может оставить равнодушным гражданская зрелость произведений Андрея Андреева (№43), возможно многим педагогам пригодиться сценарий на тему экологии юннатов (Юлия Бородавина, Виктория Кунакова, №30).
Сильна именно зрелой речью работа Ксении Бардасовой (№52).
Иногда произведение портит избыточная затянутость. Если бы Ирина Морозова (№26) окончила своё стихотворение на фразе «это всё игрушки», то вышло бы кратко, но неподражаемо.
У Анастасии Кушнарёвой (№27) произведение в целом состоялось, речь красивая, живая. Но когда земляника зреет (июнь), клюква ещё только завязывает цветы. Впереди может быть жара, и цветы опадут. Поэтому в июне нельзя сказать, будет клюква или нет. Спеет клюква уже в августе.
Есть ряд работ, которые явно написаны с участием взрослых. По стилю, языку – это видно. Не знаю, как оценивать эти работы. Например, Арсения Шмыкова (№32).
Один автор вызвал у меня сомнения, потому что наш конкурс детский – и тексты с порнографическим содержанием, на мой взгляд, недопустимы. Александр Чемодуров (№59). Итак все СМИ переполнены этим, поэтому это уже никакой не прорыв, не новизна, а просто надоевшая пошлость. Но кроме спорной работы «Лора», у этого же автора есть очень глубокие строки («Облака»), которые выдают в нём, возможно, взрослого автора, который решил поучаствовать от имени юноши. Ведь в Интернете невозможно лично проверить реальный возраст участников. По счастью, работа столь низкого жанра на конкурсе всего в единственном числе, надеюсь, что больше их не будет.

Обзор второй рассылки (№№88-225)

Большинство работ были интересными, оценивать было приятно. В этом обзоре я отражу не сколько те работы, которым поставила высший балл, сколько те, которые отражают общие тенденции творчества.

123.Владислава Стрижова (Уфа, Республика Башкортостан)

Декабристы.

На Сенатскую площадь они вышли гурьбой, (Военные – гурьбой???)
Не мешал им мороз и не снег роковой. (А почему снег «роковой»?)
В тот грозный декабрь тысяча восемьсот двадцать пятого года
Собрались для государственного переворота. (Сбой в ритме и в рифме.)
В самом Петербурге, столице России.
Восстание тайных обществ было. (Тайные общества никогда не служат на благо страны, они выражают интересы иностранцев.)
Борясь за свободу, равенство всех
Покинул декабристов запланированный успех. (А что, успех был, если он покинул?)
Отважные люди, благородных кровей.
Во благо России не жалели жизни своей.
Генералы, солдаты, в числе их поэты,
Боролись против царизма, во имя победы.
Кого-то казнили,  многих сослали,
Но дух декабристский правители не сломали.
Во все времена живы облики их.
В поэзии вечной оставлен их крик.
И в  песнях о них доносится клик. (Крик ещё можно понять, а вот «клик» – это как?)
На полотнах больших их лик занесен.
Мы помним о них сквозь исторический сон. (Это как понять?)

--Содержание очень витиевато и оставляет желать лучшего.


124.Алексей Ильяшевич (Енакиево, Украина)

Самый верный на свете друг

Бьётся память в душе, как муха…
Помню, видел я издалека,
Как несла на руках старуха
Молодого совсем щенка.

По звериным своим порядкам
Он обнюхивал всё подряд,
И бросал на меня украдкой
Свой доверчивый, мягкий взгляд.

С той собакою с детства дружно
Лапа в ногу шагали вдвоём.
Словно новая крепкая дружба
Всполохнула живым огнём.

Пролетели года мятежно.
Вырос я, постарел мой пёс:
Под полынью душисто-нежной
Он лежит в тишине берез.

Рядом с ним на траву прилягу.
И причудится часом вдруг,
Будто тянет мне с неба лапу
Самый верный на свете друг…

--Очень сильные впечатления: образы, чувства – всё живо, искренне. Несколько портят штампы: «пролетели года мятежно», но это исключение. В целом в произведении много талантливых речевых находок.


139.Татьяна Трофимец (Лозовая, Украина)

10 секунд до осени

10, 9, 8
Нас постигла осень.
Ветер ломит крылья.
Мы почты остыли.
Дальше - бездорожье,
Отыскать путь сложно,
Как бы не старались.
Мы уже сломались.
Осень жар тушила
Пьяными дождями,
Воздух перекрыла
И исчезло пламя.
Нам не устоять.
Это безполезно.
Стрелки 7 6 5
Мне исход известный.
Дальше путь мне ясен,
Он, увы, бестрастен.
Я не буду врать –
Не любовь. Опять.
Загибаю пальцы я
4 3 
Посто посмотри
Мне в глаза.
Я хочу сказать,
Что тебя любила.
Мимолетно, да.
Но ведь это было!
А теперь слова, -
Есть любви остаток.
Счет обратный 2.
Путь к исходу краток. 
Дальше сопли-соль
Один. Пуск? Нет.
Там НОЛЬ.

--Оригинально. Отражение первых, самых глубоких переживаний. Рваный ритм, рваный смысл, но это художественный приём. К такой новизне нужно привыкнуть.


144.Светлана Аминева (Салават, Республика Башкортостан)

Осень
Посвящается  моему любимому брату Аминеву Максиму

Не грусти, провожая
Взглядом клин журавлей.
Все пройдет, я уж знаю,
Хоть жалей, не жалей.
Осень тихо крадется
По лесам, по полям.
Желтый лист улыбнется,
Хоть и брошен к ногам.
Все когда-то вернется.
Для тебя, мой родной,
Лист от ветра взметнется
В небосвод голубой.

--Очень много от Есенина, его эпитеты, стиль. Мало своих находок.


150.Анжелика Ларичева (Бийск, Алтайский край)

Кирпич для психолога.

Забытый, никому не нужный,
Побитый временем кирпич валялся в луже.
Давно рассыпались его бока, глаза иссохли навсегда.
Его душа утратила цвет жизни, и сущность потеряла мысли.
И он уже не знает кого любит, кого не помнит и кого забудет…
Он заблудился где здесь ложь, а где здесь правда…
И раскололся надвое от яда.

--Ошибки в знаках препинания, запятые.
Философская зарисовка сильная.


154.Богдан Баймухаметов (Черемхово, Иркутская область)

Иллюзия свободы.

Огромный мир так тускл и безобразен.
Он так несправедлив к тебе до жути.
За что судьбою ты так был наказан?
За что тебе даны такие муки?

Ты одинок, хотя друзья тебя повсюду окружают
Беспомощен хотя в компании родных людей.
Тебя никто, нигде и никогда не понимает.
Так получилось, только ты вершишь судьбой своей.

Но осторожным будь с такой свободой,
Не натвори, подумав плохо кучу дел.
И аккуратен будь со всеми идеалами и модой
Плохое от хорошего отличить умей,

И понимать умей всех кто пред тобою.
Пускай тебе не так уж много лет,
Пускай тебе непросто жить порою,
             Но это мир, а ты в нем – Человек.

--Серьёзные размышления. Достойные и твёрдые.


156.Инга Гезалян (Одесса, Украина)

Обращение

Здравствуй, лирика! Я - мошенница,
У меня вместо рифм - эмоции.
Под ногами вдребезги пенится
Море двойными порциями.

Мне ресницами по щекам
Медленно проведет грусть.
Что ж, щекотно по вечерам.
Но пока что еще держусь.

И если когда-то мне будет снится,
То, чему не произойти -
Я буду вслух смеяться, немного злиться
И писать для тебя стихи.

Об осеннем

Скучные люди – это невыносимо.
Но не говорить же тебе, что ты - другой.
Это осенью нет ничего, помимо
Углубления в учебники с головой.

Вас не тошнит от интернет-зависимых?
От тотально, как-то совсем пустых?
От всех без-чувства-юморных?
От голословных или простых?

Нет, что вы, я люблю осень.
С горячим шоколадом, пледом и…головой.
Чтобы если что, то входящий сбросить –
Ну не говорить же тебе, что ты - другой.

А то еще обрадуешься невзначай.
Мой единственный мальчик-чудо.
Давай не как у Земфиры, не сразу в рай.
Я просто рядом с тобой побуду.

--Очень зрелые произведения. Неожиданные решения, точная техника. Несомненно автор имеет большие внутренние резервы для творчества.


170.Елена Шатова (Санкт-Петербург)

Посмотрите все вокруг-
Это город Петербург!
Пережил наш город все:
Наводнение, войну.
И блокаду зимних дней.
И остался он живой,
И великий, и родной!
Столько много красоты…

--Это отрывок, но много ошибок.
Начало напоминает «Это город – Ленинград» из «Рассеянного…»
Город пережил много наводнений и не одну войну.
Что значит блокада зимних дней? (Только то, что долго была зима…)
Столько много – нежелательный оборот…


192.Кристина Усова (Черкассы, Украина)

Давай посчитаем острова белых снов!

Давай посчитаем острова белых снов,
Но многим не верь пока, чуть подожди.
Сейчас нужно только молчать средь домов,
Где нет ни ветров, а чуть дышащий штиль.
Но вверху открывают трухлявые ставни,
И боль серых комнат проливается вниз,
Задаемся вопросом: чьи слезливые капли
Омывают нам ноги? Неизвестность. Карниз...
Кто-то стал на холодный и старый балкон,
Чтоб увидеть владенья проспектов и лиц,
Недовольство не спит: вот, примчалось. Готов?
             Забирай остров сна и ступай на карниз

--Ну, зачем на карниз-то? Вся жизнь ещё впереди.


207.Денис Крапивцов (Горловка, Украина)

Ода Прометею*

Посвящается Прометею – герою трагедии Эсхила «Прометей прикованный», литературному герою древнегреческого классицизма

Склоняю голову пред мужеством твоим, Титан!
Ты Властью и Силой в оковы закован,
Но дух твой не сломлен. И ждёт покаянья напрасно тиран…

--Прометей – символ отрицания высшей власти, иерархии, вызов богам.

Пусть даже к скале ты другом Гефестом прикован.
Пишу Тебе, чрез глубь времен, чрез тьму веков
О, Прометей, Гераклом вызволенный из оков!
Я славлю преданность Океанид - твоих подруг,
А трезвомыслие Гефеста презираю.
Сочувствие и жалость труса – та же «хата с краю».
Страшней всего тебя предавший друг.

--Прометей и сам предал титанов, см. «Титаномахия». Прометей перешёл на сторону олимпийцев, оставив своих.

Пускай же трудится напрасно мудрый Океан,
Советуя «согнуться, попридержать язык», «смириться»…
Иллюзий нет давно. Предвидящий**титан,
Ты в бездну падаешь, презрев немилость Олимпийца.
Не за огонь украденный Зевс - громовержец мстит.
Тайну сверженья хранишь ты - и он не простит…

--Эту тайну потом освобождённый Прометей расскажет Зевсу.

Так знай же, нам понятно всё (не ведал то Эсхил):
Не убоявшись страшных мук, судьбы своей креста,
Не выдав грядущего героя (может быть, Христа?),
Ты не тирана осудил, ты гибель мирозданья отвратил.

--Прометей, принёсший огонь (особый дар – познания) людям, которые не сумели должным образом управлять этой стихией (оружие, ядерные взрывы, катастрофы), богоборец – символ Люцифера. Сходства, и тот и другой:
– Одарён великим разумом.
Видел большой потенциал в человеке;
– Бросил вызов власти Зевса.
Бросил вызов власти Бога;
– Называется «несущим огонь».
Называется «несущим свет»;
– Наказан Зевсом (прикован, орёл съедает его печень ежедневно).
Наказан Богом (изгнан с Небес);
– Человечество пострадало от гнева Зевса.
Человечество пострадало от гнева Бога.

Собою жертвуя, ты знал и не скрывал того:
Историей тиран не должен править!
Ни смертным, ни богам для блага своего,
Что предназначено судьбой, нельзя поправить!
О, Прометей – Предвидящий (по-русски было б – Вещий),
Мир чтит тебя и подвигу доныне рукоплещет…
Титан великий, огонь и ремесло принесший,
Мужайся, чашу страданий испив, и крепись!
Хоть в бездну ты пал, но духом вознесся ты ввысь,
Для терзаний и мук из вечного мрака воскресший…

--О воскресении Прометея ничего нигде не сказано.

Разбор третьей рассылки (№№226-492)

Что делает начинающего писать человека мастером? Конечно, чувство языка, вкус, начитанность – всё это очень важные условия для достижения значимого результата, но не менее важно сказать именно своё, личное, выстраданное, оригинальное. Без этого внутреннего стержня произведения не выйдут за пределы удачных или неудачных копий уже созданного.
Именно поэтому любой настоящий писатель всегда философ, всегда человек, озабоченный глобальными проблемами, а не только самим собой.
Поэтому для этого разбора я отобрала произведения, имеющие ярко выраженное самобытное начало.

Работа «Ветер» Амаля Имангулова (№348) вызвала споры и даже отторжение избыточной, нарочитой откровенностью, но при внимательном прочтении оказывается, что этот автор гораздо глубже, чем казалось по первому впечатлению, которое создаётся вначале. Из отрывка видно, что Амаль владеет умением психологического анализа:
«Была ли она тогда ребенком? Или, возможно, женщиной, пытающейся спрятаться за паранджой из слез и спирта?
Мы – поколение детского крестового похода. Наши родители повесились после дефолта или прогорели на МММ или переехали в другую ненужную страну или стали пить или смотрят андрея малахова или. И в пустом оставшемся нам мире мы пытаемся по очереди накидывать шкуры взрослых. Смотри: я умираю от боли. Смотри: я люблю. Смотри: во мне гной. Смотри: я несчастен.
Мы – поколение паралимпийских Ахиллесов, не могущих уяснить, что они обогнали свою черепаху, успокаивающие себя, что это не важно и, скорее всего, не возможно».
Как воспринимает подрастающее поколение то, что происходит сейчас, побеждают ли навязанные обществом потребления лжеценности? Нет, молодые стремятся к вечным, непреходящим ценностям. Екатерина Волобоева (№353, «Моя жизнь»). Отрывок:
«Мне очень жаль тех людей, которые думают, что счастье лишь в деньгах!.. Кому нужны эти бесполезные, разноцветные бумажки, если на них нельзя купить действительно самого важного и нужного человеку – любви, счастья или хотя бы простого спокойствия?.. Почему люди за столько веков не поняли, что в этом их счастье? Я закрыла глаза и улыбнулась. Хорошо, что я знаю об этом. Я обязательно постараюсь донести всем людям, всему миру...»
Сколько силы и мудрости в этих строках, сколько возможности…
Когда читаешь строки Сергея Калашникова (№389, «Очищение»), то понимаешь – знание жизни не определяется возрастом, опыт – это дар живым душам, он даётся только тем, кто не страшиться любить, кто умеет отдавать себя.

Очищение

Ночь дымила и пахла вереском
И манила в разрез окна.
Как любила она, как верила
И молилась туманным снам.

Неудачу назначив участью
И доверившись ей всерьез,
Как мечтала она, как мучалась,
Не жалея бесценных слез.

Зажигались светила новые,
Раздвигались границы дней –
Демон призрачно-параноевый
Не давал пробудиться ей.

А когда надвигались сумерки,
Он мерещился вдалеке,
Так дотошно во сне рисуемый
Тонким лезвием по щеке.

Как болезненно очищение!
Как немилостив этот Бог!
За предательство есть прощение –
Нет прощения за любовь!

То, что нужно, и то, что нравится,
Больше с небом не заодно.
Будь же проклята эта праведность!
Будь же проклято это дно!

У Анастасии Стратиенко (№410, «Легенда) уже сложившийся свой поэтический мир, с несомненными признаками именно женской лирики, склонной к отвлечённости, описанию высоких материй:

Легенда о Деккарде Каине (отрывок)

Душа не будет никогда полна,
Но сердце - не железная струна,
И не способно к вечности оно.
Оно когда-нибудь устанет верить,
Оно когда-нибудь закроет двери,
И умирать останется одно….
И не поймёт никто: шепчи или кричи...
Как лес прекрасен в месяц увядания,
Так человек - в мгновение страдания
И в полном одиночестве души.

Весьма оригинальна в лаконичном японском стиле находка Владислава Спивакова (№413):

И сейчас наполнен злостью.
Не найти себе мне места.
Я как плачущий ребенок,
Потерявший свое детство....

Прекрасный язык, лаконичный и прозрачный у Кристины Коршуновой (№418):

Как зайцы лису проучили

Жили в лесу два веселых зайчонка Тишка и Гришка. Очень любили они гулять по зимнему снегу. Бегают друг за другом, в догонялки играют. Кидают друг в друга снежки. Прячутся в снегу, да так, что не найдешь. Ведь шубы у них белые, как снег. Решили зайцы сделать снеговика, большого, красивого. Даже морковку не пожалели, сделали снеговику нос. Пришли наутро, а снеговика то и нет. Сделали еще раз снеговика. На следующий день опять не увидели снеговика. Стали наблюдать они и увидели, что лиса проказничает, ломает их снеговика. Решили зайцы проучить лису. Выкопали яму рядом со снеговиком. Лиса подкралась к снеговику, да и провалилась в яму. Поделом ей.

Серьёзные размышления Екатерина Потёмкина (№433) сумела облечь в оригинальную акроформу:
               
Вечность

в – Время, не имеет ни какого значения,
е – Если на пути человека встречаются
ч – Человеческая боль и
н – Несчастье.
о – Оно продолжается долгое время, терзая муками и сомнениями;
с – Самое главное бороться и верить в себя;
т – Только тогда человек приобретет вечную любовь и вечную жизнь.

Ни один творческий человек не может состояться без любви к своей Родине. Пусть в произведениях Тимура Галимова (№431) есть шероховатости, сбой в ритме, приблизительные рифмы – это дело приходящее, главное, что делает человека поэтом в его стихотворениях, явлено мощно и уверенно.

Где же моя Россия

Среди тонких берёз ты бегаешь, пляшешь,               
Думу думаешь у своих бурных рек.
Ты с морского причала платочком машешь,
И с горных вершин раздаётся твой радостный смех.
По степи кочуешь, кумыс испивая,
Сладки ягоды собираешь в тайге,
В поле пашешь ты, пот рекой изливая,
Ищешь путь верный в лютой зимней пурге,
По весне тёплой вместе со; снегом таешь,
Растекаясь ручьём по ро;дной земле,
А потом... первоцветом вдруг расцветаешь,
Отдавая нектар свой первой пчеле...
Летом пышный наряд лесной одеваешь,
Зе;лены волосы и си;ни глаза...
Осенью слёзы свои дождём проливаешь,
Крик души твой – громогласна;я гроза.
Ты зимой на безлистных ветках белеешь,
На окнах рисуешь хвоей красивый узор,
Ты, играя буранами, вьюгами веешь,
Заметая весь сельских двор.
Да, одна ты такая, ты так красива,
Что улыбкой радуешь глаз;
Если спросят: “И где же ваша Россия?”,
Мы ответим: “В сердце у нас”.

Россия терзаемая

Когда к нам войска с Запада приходили,
Гнали мы их с Родимой Земли!
Но не заметили: нож с ядом всадили
В самое русское сердце, что не сберегли.
И потекла отрава по русским по венам,
Водкой губя всё тело и дух.
Открыла дорогу тем хитрым гиенам
Истерзать Русь, дабы луч в нас потух.
И забыли мы, что язык родной - русский,
Великий, солнечный, чудный язык;
Круг потребностей люда стал таким узким,
Что теперь пить, курить - это наш шик!
Что ж, унижайся и дальше, Земля наша,
Ведь это врагам так светло, хорошо!
Europe will kill you, my dear Russia,
Тебя ведь не ставят уже ни во что!

Несмотря на всю объективность названия последнего произведения «Русь терзаемая», именно благодаря тому, что появляются такие полные понимания происходящего работы, можно твёрдо сказать, что Русь непременно снова возродится, раз есть столько мыслящих и талантливых ребят.


Рецензии